КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информация как фактор и результат деятельности организации
Подробно опишите подготовительную работу, которую необходимо сделать для составления плана маркетинга организации социальной сферы. 5. С какой целью необходима постановка маркетинговой деятельности в организации социальной сферы? Глава 6. Информационные ресурсы управления
Под информационной индустрией, или индустрией информации, будем понимать совокупность хозяйствующих субъектов, специализирующихся на производстве средств, используемых для производства информационных продуктов и оказания информационных услуг, а также непосредственно создающих информационные продукты и услуги. К такого рода средствам можно отнести программное обеспечение (ПО), вычислительную технику (ВТ), коммуникационное оборудование, офисное оборудование и т.п. В процессе информатизации продукция информационной индустрии может приобретать форму услуг: сопровождение ПО, услуги связи, обучение и консультации, ремонт ВТ и ее техническое обслуживание, услуги по обработке данных и т.п. Информационный продукт является информацией, которая собрана, обработана и представлена в удобном для потребителя виде. На рынке информации информационный продукт наиболее часто выступает в товарной форме. Иногда он может не иметь товарной формы, т.е. не выступать объектом купли-продажи. С содержательной точки зрения информационные продукты могут быть в качестве расчетов, отчетов, списков, справочных данных, каталогов, различных документов. При этом следует обратить внимание на то очень важное обстоятельство, что информационный продукт всегда трактуется с позиции формализованного вида, т.е. рассматривается только в формализованном смысле. Таким образом, следует различать понятия «информация» и «информационный продукт». В широком смысле информация – это сведения, знания, сообщения, снижающие неопределенность знаний о тех или иных объектах или процессах и, таким образом, помогающие решить ту или иную задачу управления. Подобный подход к информации основан на потребностях экономического управления и экономической кибернетики. Информация (information) имеет разные трактовки (управленческую, математическую, генетическую, пропагандистскую и т.п.), однако во всех случаях она предполагает наличие двух объектов: источника информации и ее потребителя. Процесс передачи данных от источника к потребителю и восприятие в качестве информации может оцениваться как прохождение трех фильтров: физического, самотического и прагматического. Физический (или статистический фильтр) – чисто количественное ограничение по пропускной способности канала, независимо от содержания данных, т.е. с точки зрения синтактики – семантический отбор тех данных, которые могут быть поняты получателем, т.е. соответствуют тезаурусу его знаний. Тезаурус (thesaurus) представляет собой свод знаков, терминов, кодов и отношений между ними, которые используются в процессе обмена сведениями, сообщениями. Прагматический фильтр подразумевает отбор среди понятых сведений тех, которые полезны для решения данной задачи. Рис.3. Процесс передачи и восприятия информации
Информация может быть: – социально-экономической, общественно-политической, научно-технической и т.п.; – статической (постоянной) и динамической (переменной); – первичной, проводной, выходной; – управляющей и осведомляющей; – избыточной, полезной и ложной; – полной (сплошной) и выборочной. Избыточная информация (redundant information) – во-первых, та информация, которая не нужна для принятия решения. Она может быть двух видов: сведения, не имеющие отношения к содержанию принимаемых решений, и сведения, поступающие в объеме, недостаточном для своевременной обработки органом управления; во-вторых, избыточная информация выступает важным средством борьбы с помехами при передаче сообщений. Если какая-либо информация необходима для решения данной задачи, то она называется релевантной (relevant). Соответственно, ненужная посторонняя информация считается иррелевантной. Однако следует иметь в виду, что во времени одна и та же информация может приобретать и первый, и второй виды. Информацию в электронном виде можно разделить на три группы: – деловую (биржевую и коммерческую); – профессиональную (т.е. для специалистов); – массовую потребительскую (для домохозяйств). При этом наибольший доход дают базы данных деловой информации. Подводя определенные итоги, отметим, что информация является первичной по отношению к информационному продукту, а информационный продукт – вторичным. Это означает, что формирование самой информации всегда предшествует ее представлению в формализованном виде. В условиях сервизации экономики повышается доля услуг в общественном продукте. Эта закономерность в полной мере «работает» и в сфере информатизации. Информационная услуга связана с предоставлением пользователю каких-либо услуг по обработке информации и обеспечению доступа к ней. Информационные услуги могут выступать в овеществленной и неовеществленной формах. Услуги в овеществленной форме могут быть в виде документа, технического носителя. Формирование документа может ставить разные цели. Например, получение и отражение информации научного, профессионального, управленческого, коммерческого, потребительского характера. Процессы производства и потребления информационных услуг в неовеществленной форме совпадают во времени. Например, передача информации по каналам связи, обработка информации по различным направлениям социально-экономической деятельности и т.п. Информационные услуги в неовеществленной форме часто ориентированы на локальные рынки, имеют персонифицированный характер, не могут существовать изолированно от потребителя, не подлежат хранению. Деятельность информационных компьютерных сетей обычно включает процесс оказания информационных услуг, маркетинговых услуг и услуг электронной почты. Однако, строго говоря, все эти услуги можно отнести к информационным. Например, по этому делению в сфере коммерции к непосредственно информационным услугам можно отнести перечень товаров, цены, объявления торгового характера и т.п., а к маркетинговым – перечень товаров на реализации, подбор ценовой информации по группам товаров и т.п. Современные процессы оказания информационных услуг характеризуются высокой фондовооруженностью, которая постоянно растет. Это обусловлено использованием в информационной индустрии сложных и дорогостоящих технических и программных средств. Основные фонды информатизации подвержены высоким моральному и физическому износу. Все это, как известно, характерно и для сферы производства материального продукта. Процесс производства информационных продуктов и оказания информационных услуг есть процесс информационного (или информационно-вычислительного) обслуживания. Напомним, что индустрия информации поставляет совокупному потребителю не только информационные продукты и услуги, но и средства их, соответственно, производства и оказания. Однако с позиции менеджмента информационных продуктов и услуг представляет наибольший интерес конечная продукция информационной индустрии – непосредственно информационные продукты и услуги. Информацию можно рассматривать с двух точек зрения: информация о конкретном объекте и абстрактная информацию, вырабатываемая человеком. Информация о конкретном объекте является предметом труда. Информацию об объекте можно оценивать как отображение, или отражение этого объекта в определенной материальной системе. Эта система может объективно существовать, независимо от того, используется ли данная информация в пространстве и во времени, а также независимо от самого объекта. Однако следует иметь в виду, что эта информация может иметь какую-либо ценность только с учетом человека, потребляющего данную информацию в процессе ее использования, несмотря на возможность ее существования независимо от человека. В этом смысле информация в качестве предмета труда выступает объективной реальностью, которая может использоваться как реальный ресурс или как потенциальный ресурс. Абстрактная информация, вырабатываемая человеком, является продуктом труда. Она включает в себя понятия, законы и, как правило, выражается соотношениями. Совокупность этих понятий образует тезаурус, отражающий знания некоторого приемника о внешнем мире и характеризующий способность этого приемника воспринимать те или иные сообщения. Информация способна собираться, обрабатываться, храниться и способна изменять свои формы. В этом смысле она схожа с веществом и энергией. Однако информации присущи определенные особенности. Информация может создаваться и исчезать вместе с исчезновением носителя. В этом случае никакими средствами невозможно восстановить потерянную информацию. Информация часто подвержена стиранию. При этом теряются ее точность и ряд сведений. Подобно материальному объекту и энергии, информация обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость информации определяется общественно-необходимым трудом, затраченным на ее сбор, обработку, передачу, хранение и поставку. Потребительная стоимость информации оценивается тем социально-экономическим эффектом, который получен в результате потребления этой информации. Информация, в принципе, не способна полностью описать то или иное событие, тот или иной объект. Она может лишь с определенной точностью отражать отдельные свойства и характеристики объекта и его поведения. В данном случае речь идет об истинной информации – той, которая с определенной точностью отражает существующие в природе законы и процессы. Информация может искажать действительность. В этом случае она оценивается как ложная. Сознательное искажение существующей действительности называется дезинформацией. В век информационного общества информационная составляющая стоимости продукции постоянно повышается и весьма значительна. Она вытесняет материальную и энергетическую составляющие стоимости продукции. Информация представляет собой не только набор фактов и сведений о продукте труда, но и совокупность определенных знаний, полезных в процессах производства и поставки той или иной продукции с позиции ее наивысшей социально-экономической эффективности. В этом смысле очень важен поиск ответов на такие вопросы, как: – Кто владеет информацией? – Кто заинтересован в информации? – Насколько информация доступна? – Возможно ли коммерческое (некоммерческое) использование информации? Помимо уже рассмотренного нами понятия «информационный ресурс», в соответствии с которым он представляет собой формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации, существует и другое определение этого понятия. Информационный ресурс – это информация, созданная и (или) обнаруженная, зарегистрированная, оцененная с определенными (заданными) законами деградации и обновления. В информационных сетях информация задается значениями (цифрами) по отдельным признакам (параметрам, координатам и т.д.) данного объекта. Существует язык, на котором записываются необходимые сведения об объекте, а также тезаурус, включающий понятия, связанные с данным объектом. Имеются соотношения и закономерности, которым подвержены характеристики объекта, и существует алгоритм управления информацией. В настоящее время масштабы информационного ресурса достигли колоссальных размеров и продолжают быстро увеличиваться. Известно, что человеческие знания по основным направлениям техники и культуры составляют объем более 1018 бит. В Государственной российской библиотеке объем хранилища составляет более 1013 бит. В!950-е годы ученый А.А. Харкевич сформулировал закон, в соответствии с которым информация растет пропорционально квадрату национального дохода страны. В настоящее время преобладающую часть мирового информационного массива генерируют высокоразвитые страны. Совокупность данных, сформулированная их производителями для дальнейшего распространения, является информационным продуктом, или продуктом информационной деятельности. Информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены, главным образом, его собственные представления о некоторой области запросов покупателя. Однако ценность информационного продукта для пользователей (покупателей) и, соответственно, коммерческий успех производителей (продавцов) зависят от того, насколько он способен удовлетворить потребности покупателей. Получаемая информация при этом воспринимается как первичные данные, которым только предстоит стать информацией, воспринимаемой в рамках информационных моделей потребителей (т.е. их представлений об интересующей их предметной области). Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются в первую очередь в том, что пользователю нужны данные о другом объеме и другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. Устранение этого несовпадения реализуется посредством информационной услуги. Информационная услуга и есть в этом смысле процесс получения и предоставления в распоряжение пользователя информационных продуктов. В более узком смысле под информационными услугами понимаются услуги, оказанные потребителю посредством вычислительной техники на основе новых информационных технологий. Для последних характерно распространение информационных продуктов на технических носителях: магнитных лентах, дискетах, дисках в виде текстовых файлов, баз данных, программ и т.п. Соответствующие информационные услуги, состоящие в организации доступа к тем или иным данным, оказываются при помощи специальных программ, которые поставляются пользователю вместе с данными. Информация является основным предметом труда информационной индустрии. Часто в этом качестве ее называют первичной, исходной или «сырьем» для создания информационного продукта. На рисунке 4 представлены все возможные этапы прохождения исходной информации в процессе создания информационного продукта. Пользователь (IX этап) потребляет информационный продукт в требуемой для этого форме. Скорость трансформации исходной информации, или ее прохождения через рассмотренные этапы, зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К объективным факторам можно отнести, например, характеристики БД, информационных технологий и т.п., а к субъективным – организацию информационных связей, цели информатизации в процессе принятия решений и т.п.
Рис. 4. Этапы трансформации исходной информации
Рассмотрим принципиальные особенности производства информации, как правило, не характерные для производства материального продукта. Потребительная стоимость информации, определяемая ее потребительскими свойствами, такими как полнота, оперативность, объективность и т.п., подвержены изменению во времени. Для информации как таковой характерен моральный, но не физический износ, т.к. в процессе производства информации не создается вещественного продукта. Информация может использоваться однократно, когда процесс ее производства совпадает с процессом ее потребления, и многократно. Поскольку информация сама по себе физически не изнашивается, при многократном ее использовании доля ее стоимости в себестоимости готового продукта снижается. При этом стоимость информации переносится на готовый продукт частями. Природа процесса производства информации однородна независимо от уровня управления. Специалисты в области экономики информатизации рассматривают характеристики информации во взаимосвязи их с затратами на получение информации и ценностью самой информации1. При этом выделяются: характеристики формы информации – общее количество информации и ее доступность; характеристики сроков – скорость сбора данных и скорость «запрос – ответ»; характеристики места – условия доступа, свобода доступа в правовом аспекте; характеристики содержимого – выборочное, структурное и метрическое содержимое. В последнем случае структурное содержимое рассматривается с позиции категории, а метрическое – с позиции точности. Все названные характеристики информации по-разному оцениваются на «полезность» и «затратность». Каждая из них требует глубокого всестороннего анализа. С позиции секторального подхода все информационные ресурсы можно разделить на общественные, государственные и частные. Общественные информационные ресурсы общедоступны и в этом смысле находятся в форме общественных благ. Государственные и частные информационные ресурсы выступают производными соответственно государственной и частной форм собственности. С позиции доступа информация может быть открытой и с ограниченным доступом. Открытая информация используется без ограничения доступа. Информация с ограниченным доступом и регламентированным использованием может быть закрытой, открытой с ограничением использования, засекреченной и конфиденциальной. Открытая информация с ограничением использования регулируется нормами авторского и патентного права. Засекреченная информация является государственной тайной высокой степени секретности. Конфиденциальная информация может быть личной и производственной. Личная информация распространяется на домохозяйства в качестве физического лица, а производственная – на хозяйствующие субъекты. Информация производственного характера может выступать в форме персональной, профессиональной (или служебной) и коммерческой тайны. В сфере производства информационных продуктов и оказания информационных услуг имеют место четыре элемента правоотношений: права, ограничение прав, обязанности и ответственность. Права распространяются на: – информацию, информационные продукты и услуги; – авторства на информационные технологии и их элементы; – защиту физических и юридических лиц в области информации; – собственность на информационные технологии; – информационную безопасность. Ограничение прав может быть: – на деятельность в области информационного обслуживания; – на доступ и распространение информации; – на личную тайну по условиям правоохранительной деятельности; – на личные права в связи с защитой государственной тайной; – на собственность на информацию. Обязанности оговариваются и отражаются по: – формированию информационных ресурсов; – созданию условий производства информационных продуктов и оказанию информационных услуг; – обеспечению информационными ресурсами; – использованию информации в рамках национального и местного законодательства; – по защите информации со стороны физических, юридических лиц и государства. Ответственность может быть за: – нарушения в работе с информацией; – нарушение прав юридических лиц, прав и свобод граждан; – создание недоброкачественной продукции; – нарушение обязательств в отношении субъектов в области информации и информационных технологий. В основе оценки объемов производства информационных продуктов и оказания информационных услуг лежат следующие единицы измерения, используемые в практике обработки данных: байт, бит, символ, знак, документострока, печатный лист, машинописная страница (лист). Бит представляет собой один двоичный разряд. Байт является результатом комбинации из восьми бит, компьютерным эквивалентом знака и символа. Знак – это любой значок, отображаемый на бумаге или на экране, используемый для отображения информации как универсальный измеритель объема данных при их подготовке к обработке. Символ в себя включает знак, а также невидимые специальные обозначения, например, начало и конец текста, конец текста и некоторые другие. Документострока является единицей измерения объема документации, подлежащей обработке. Печатный лист соответствует 24 машинописным листам, или примерно 40 000 печатных знаков. Он используется в издательско-полиграфическом деле в целях определения объемов печатных изданий. Машинописная страница (или лист) является стандартным листом, включающим 1800 печатных знаков.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |