Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика рынка информационных продуктов и услуг




 

Рынок информационных продуктов и услуг представляет собой особую область экономического пространства, в котором совершаются сделки по купле-продаже информационных продуктов и услуг. Его не следует отождествлять с понятием «торговля». Торговля информационными продуктами и услугами является составной частью общей торговли как отрасли экономики. Рынок же информации – это особая форма организации хозяйственной жизни информационного общества, в котором информационные продукты и услуги становятся важнейшими объектами купли-продажи и составляющими стоимости конечной продукции.

С управленческой точки зрения рынок информационных продуктов и услуг функционирует как система организационно-правовых и экономических отношений по купле-продаже информационных продуктов и услуг, складывающихся между их продавцами и покупателями. Продавцы (поставщики) и покупатели (потребители) информационных продуктов и услуг являются субъектами этого рынка. Как любой рынок, данный рынок включает спрос на информационные продукты и услуги, их предложение и цену. Соотношение спроса и предложения в рамках рассматриваемых продуктов и услуг характеризуется емкостью рынка, которая стремительно расширяется.

Формирование рынка информационных продуктов и услуг исторически связано с формированием рынка издательской продукции[7]. Однако относительно устойчивое и обособленное развитие в информационной сфере рынок получил с начала второй половины ХХ века. До 60-х годов прошлого века рынок развивался главным образом за счет издательско-полиграфического дела, средств массовой информации, информационных служб финансовых, управленческих, учебных, научных структур, работающих, как правило, на некоммерческой основе. С 60-х годов начал стремительно развиваться рынок услуг электронной обработки и передачи данных с учетом БД, содержащих информацию разного вида и рода.

В настоящее время нет единого секторального подхода к рынку информационных продуктов и услуг. В соответствии с международными трактовками выделяется три сектора данного рынка:

– рынок информации;

– рынок средств обработки информации;

– рынок информационных услуг.

Однако подобное деление во многом условно и небесспорно. В свою очередь, каждый из секторов подразделяется на соответствующие составляющие. Например, рынок средств обработки информации может включать:

– рынок услуг в области технического обеспечения средств обработки информации (гарантийное обслуживание, ремонт и т.п.);

– рынок программных продуктов;

– рынок непосредственно технических средств обработки информации.

Например, только последняя составляющая может быть подразделена на рынки определенных видов технических средств обработки информации.

Строго говоря, рынки средств (или ресурсов) создания информационных продуктов и услуг в данном случае выступают условием функционирования рынка информационных продуктов и услуг, но не составляющим последнего. Поэтому в данном вопросе наибольший интерес представляют рынки определенных видов информации и информационных услуг. В части информации обычно выделяется: деловая информация, информация для специалистов, массовая потребительская информация.

В части информационных услуг часто выделяются:

– услуги по доступу к АБД;

– услуги по обработке информации на ВЦ;

– услуги электронных коммуникаций;

– услуги, связанные с совершением электронных сделок и банковских операций;

– услуги, связанные с функционированием электронных денег1.

В последние годы усиленно развивается рынок интерактивных услуг, создающих широкие возможности для развития экономики в целом2.

Рост спроса на информационные продукты и услуги создает почву для подготовки высококвалифицированных специалистов в области информатики, владеющих современными информационными технологиями. Подготовка специалистов такого рода включает фундаментальную гуманитарную и языковую подготовку, широкий спектр компьютерных информационных технологий, математические и логико-лингвистические основы информатики, информационный маркетинг и информационное право, мировые информационные ресурсы и международные сети, инструментальные средства мультимедиа, компьютерный дизайн, пользовательское программирование в прикладных системах. В практической деятельности высокопрофессиональный уровень современного специалиста позволяет:

– разрабатывать и эксплуатировать информационные системы в конкретных областях;

– осуществлять поиск и использовать информацию в глобальной информационной сети Интернет;

– готовить и осуществлять дизайн информационных и рекламных материалов;

– осуществлять Web-дизайн;

– работать с информационно-поисковыми системами любых типов;

– владеть технологиями современного информационного менеджмента и применять их в практической деятельности.

Стремительное расширение емкости рынка информационных продуктов и услуг имеет и отрицательные последствия. Это тема особого рассмотрения широкого круга специалистов – правовиков, философов, экологов, психологов, экономистов и т.п. Процессы информатизации создают проблему информационной безопасности, требующую глубокого изучения и решения. Информационная безопасность исследуется в рамках национальной экономики, а также на уровне регионов и местного управления. Специалисты рассматривают условия формирования и основные направления региональной политики в области информационной безопасности. В частности, национальные вопросы, этнические проблемы также исследуются под углом информационной безопасности. Таким образом, рынок информационных продуктов и услуг многоаспектен, внутренне противоречив и охватывает разные области фундаментальных и прикладных наук.

К субъектам информационного рынка относятся производители, посредники и потребители информации. Очень часто информация поступает от производителя непосредственно конечному потребителю, минуя таким образом информационного посредника. Однако крайне желательно наличие последнего, поскольку такой субъект рынка выполняет своего рода функцию «опекуна» конечного пользователя, стимулирует формирование и удовлетворение спроса на информационные продукты и услуги. Таким образом, силами посредника исходная информация как бы трансформируется в производную – более полезную для пользователя с рациональной точки зрения.

Каждая из существующих информационных систем в экономике обслуживает соответствующий вид рынка – продуктов сырья, технологий, труда и т.д. Возникает потребность в информационном посреднике, который адаптирует запрос пользователя к действующим данным на рынке, осуществляет поиск нужных данных и их преобразование в вид, удобный для пользователя. Таким образом, формируется цепочка следующего вида:

Рис.5. Роль информационного посредника в удовлетворении

запросов пользователя

 

Из рисунка видно, что с позиции процесса принятия управленческих решений роль информационного посредника огромна: он как бы поставляет информацию для формирования информационной базы, которая используется в дальнейшем в процессе принятия решения пользователем.

С повышением роли информации в обществе прослеживается явная закономерность: увеличивается количество рынков и, как следствие, субъектов информационных рынков. Кроме этого, рост числа информационных посредников более быстрый, чем увеличение числа других субъектов рынка информации.

В широком смысле информационный посредник как таковой может находиться не только во внешней, но и внутренней среде организации. Известно, что потоки информации в хозяйствующем субъекте весьма разнообразны и многоаспектны. В повседневных операциях и принятии решений участвует множество категорий работников, занимающихся обработкой и передачей информации. Именно эти работники обеспечивают такие важнейшие требования к информации, как точность, своевременность, полнота, краткость, отражение сути дела.

В рамках внутренней среды организации пользователи информации могут быть нескольких категорий. Каждой категории пользователей соответствует свой тип информационной системы.

Таблица 5

Категории пользователей информации

Категория пользователей Тип информационных систем Характеристика информационных систем
1. Менеджеры-контролеры, обслуживающий персонал Системы обработки коммерческой (деловой) информации Обрабатывают ежедневные потоки данных о купле-продаже продукции, ее хранении, заработной плате и т.п.
2. Менеджеры-контро-леры, специалисты, конторский персонал Автоматизированные офисные системы Выполняют ежедневные задачи служащих (составление календарных планов, обработка документов и т.п.)
3. Специалисты Системы проектирования и производства Компьютеризированные системы производственного и проектного планирования и учета
4. Управляющие среднего и нижнего звеньев Информационные системы управления Составляют периодические отчеты в требуемой для каждого конкретного случая форме
5. Управляющие, специалисты Системы поддержки принятия решений Расширенные системы, способные обеспечить менеджеров средствами и данными ля принятия решений их уровня
Категория пользователей Тип информационных систем Характеристика информационных систем
6. Высшее руководство Административные информационные системы По сути схожи с системами поддержки принятия решений, но используются на высшем уровне управления, обеспечивая стратегическое управление организацией

 

На уровне конкурентной среды рассмотренные информационные системы требуют постоянного совершенствования в целях обеспечения конкурентных преимуществ фирмы. Как известно, сами по себе технологии принятия решений являются ключевым вопросом управления. Субъекты процесса управления в данном смысле есть субъекты информационного менеджмента.

С позиции традиционного информационного маркетинга его программа включает пять элементов:

– Анализ рынка и продукта.

2. Ценообразование на информационные услуги.

3. Установление «правил игры» с пользователями и партнерами.

4. Осуществление рекламно-пропагандистской деятельности.

– Ведение контроля за выполнением программы.

Информационный маркетинг ориентирован прежде всего на конечного пользователя, который может выступать своего рода заказчиком, а информационный посредник – исполнителем информационных продуктов и услуг. Такой посредник выполняет следующие виды работ:

– исследование существующих на информационном рынке баз и банков данных, «сырой» информации – оценка ее достоверности, точности, цены и т.п. Цель подобных исследований – проведение анализа информационного рынка для использования результатов пользователем в ходе решения той или иной задачи;

2) выполнение запросов в целях получения определенных данных с использованием соответствующих каналов информации; систематизация данных и преобразование их в воспринимаемый (или удобный для чтения) потребителем вид;

3) преобразование исходных данных, поступивших по информационным каналам, в вид, соответствующий базе данных решаемой пользователем задачи.

Повышение роли информации как фактора развития информационного рынка связано с разнородностью ценовых политик, проводимых предприятиями информационной индустрии. Сложность ценообразования на информационные продукты и услуги определяется рядом причин:

– множеством факторов, влияющих на цену;

– разнородностью целей ценообразования;

– альтернативностью в выборе метода ценообразования;

– множеством ценовых стратегий и их выбором;

– фактором изменения цены под влиянием рыночных изменений;

– возможностью осуществлять страхование ценообразования в связи с неопределенностью внешней среды.

Стоит отметить, что поставка информационных продуктов и услуг совокупному потребителю может осуществляться в условиях:

– свободного рынка;

2) регулируемого рынка;

3) ослабленного рынка под углом социально-ориентированных факторов;

4) отсутствия рынка.

В соответствии с традиционными рыночными подходами ценообразования на уровень цены оказывают влияние такие важные внешние факторы, как: спрос, предложение, государство, участники процесса товародвижения. Рыночный подход к ценообразованию ориентирован на рыночную конъюнктуру, изменяющуюся в результате изменения спроса и предложения на данный товар. Низшим пределом цены часто выступает себестоимость, уровень которой не позволяет извлекать фирме прибыль. В этом случае действует саморегулируемый рынком процесс сужения отрасли, при котором производители (а могут и посредники) «уходят» с рынка. В результате предложение падает. Высший предел цены определяется платежеспособным спросом. На некотором значении уровня цены спрос начинает резко падать (случай эластичного спроса по цене), что заставляет продавца контролировать ценовые значения товара. На информационные продукты и услуги часто действуют особо конкурентные рынки, способствующие снижению цены и совершенствованию самого товара. Исключением из этого правила могут быть информационные продукты и услуги особенно уникальных свойств, которые формируют престижный спрос. Возможность устанавливать фирмой рыночные цены неразрывно связана с общими условиями, определяющими рыночное ценообразование: формированием равновесных цен, наличием конкурентной среды, коммерциализацией хозяйственной деятельности субъектов рынка и их экономической свободой.

В случаях явного государственного вмешательства в процесс ценообразования фирмы действуют государственные или государственно-регулируемые цены. Государственные цены устанавливаются государством в форме:

– прейскурантной цены государства на все или основные товары;

– «замораживания» рыночных цен;

– установления фиксированной монопольной цены в случае внешней монополии.

В отличие от государственных, государственно-регулируемые цены предполагают наличие установленных государством определенных ограничений для фирм в отношении ценообразования на их товары. Подобные ограничения могут быть в виде:

– установления предельного «потолка» уровня цены;

– установления предельных надбавок, коэффициентов к государственным прейскурантным ценам;

– госконтроля за монопольными ценами;

– установления цен предприятиям, функционирующим на соответствующем рынке и находящимся в государственной собственности;

– установления предельного уровня цен, если оно единовременное.

С позиции менеджмента уровень цен зависит прежде всего от целей продавца. В рамках коммерческих целей наиболее часто встречающиеся – максимизация сбыта, обеспечение текущей прибыли, гарантия выживаемости, обеспечение качества товара. Так, например, рост объемов сбыта может быть достигнут установлением низкого уровня цен; извлечение текущей прибыли – высокой или увеличивающейся ценой; гарантия выживаемости – низкой или явно заниженной ценой; высокое качество товара – высокой ценой. Однако в данном смысле это лишь «общая схема» не без исключений для каждой конкретной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.