Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категориальное пространство осмысления техники




 

Сущность техники раскрывается в следующих основных планах: техника как сфера деятельности, природы и культуры, техника как искусственная предметность ("артепредмет" и аспект технологии), техника как историческая и культурная форма использования сил природы и техника как демиургический комплекс (деятельность), то есть особый современный способ существования и реализации идей и действий человека. Рассмотрим эти моменты подробнее.

С одной стороны, техника - это бытие деятельности (духа, интеллекта, сознания), с другой - "бытие" природы, реализация ее процес-

сов, сил, энергий. С одной стороны, технические устройства являются средством и целью человеческой деятельности (один из ответов на вопрос, что есть техника, гласит: техника есть средство для достижения целей, техника есть известная человеческая деятельность), с другой стороны, в технических устройствах всегда реализуются процессы, силы и энергии природы и лишь за их счет осуществляется сама деятельность. Следовательно, техника — это деятельно-природное образование (осуществление деятельности посредством природы, "симбиоз" деятельности и природы, "паразитирование" деятельности на природных процессах и т.п.).

Однако известно, например, что в архаической культуре орудия, простейшие механизмы понимались в анимистической картине мира, считалось, что в них присутствуют духи (души), помогающие человеку1. В средние века в технических устройствах усматривались замысел, творение и действие Бога. В технике Нового времени человек видит действие законов природы, поставленных на службу человека. И дело не просто в умозрительном понимании, трактовке техники, речь идет о культурном ее существовании, бытии. Как дух орудие живет по одной логике (имеет одни степени свободы), как проявление божественного творчества - по другой логике, как процесс (сила, энергия) природы - по третьей. В культуре техника живет и развивается не столько по "законам нужды", сколько по законам существования идей, культурных форм сознания, культурных смысловых представлений мира. Таким образом, техника - это не только бытие деятельности и природы, но и бытие культуры.

Нужно подчеркнуть, что существование техники в трех смысловых пространствах - деятельности, природы и культуры - факт не только онтологический, но и гносеологический. Движение в каждом пространстве предполагает реализацию соответствующей системы категорий и методов изучения. Анализ техники как деятельности предполагает использование таких представлений, как цель, средство, процедура, кооперация (актов деятельности), воспроизводство и другие, а также соответствующие методы деятельностного анализа (выделение функциональных структур деятельности, "разрывов" в деятельности и т.д.). Трактовка техники как феномена природы предполагает использование других представлений и методов: реализующихся в технических устройствах естественных процессов, событий, энергий природы, сил, законов, методов теоретического естественнонаучного изучения, моделирования, эксперимента. Наконец, техника как феномен культуры анализируется на основе понятий: ценность, идеал, знак, символ, идея, миф, картина мира и другие.

Трактовка техники как феномена деятельности, природы и культуры имеет один недостаток: не схватывается, исчезает (в результате распредмечивания) материальная субстанция техники, то есть данные в ощущении материал, конструкция, вид технических сооружений. Восполнить этот недостаток призвано понятие "артепредмет" (по аналогии с артефактом). Техника как артепредмет (как искусственное образование) есть предмет культуры, то есть предмет, специально изготовленный, сделанный человеком (мастером, техником, инженером), именно предмет, а не знак. Поясним все три сущностные характеристики техники как артепредмета.

Только на первый взгляд технические сооружения являются изолированными предметами, по сути же они включены в "номенклатурные" ряды предметов культуры (например, моторы - это и средства деятельности, работы, передвижения, и средоточие определенных законов природы, и техническое устройство определенного класса, и объект инженерной деятельности, научного изучения и т.д.). Вторая характеристика более очевидна - технические сооружения создаются человеком на основе определенного замысла, опыта, знаний, с помощью специальных знаковых средств - проектов, расчетов, специальной деятельности. Даже выращенная в пробирке биологическая культура является, с этой точки зрения, артепредметом. Третья характеристика позволяет разделить все Поле артефактов культуры на два больших класса - артепредметы (технику) и знаки, живущие по законам семиозиса и языка. Хотя любое техническое сооружение означено в культуре, само оно не является знаком, а именно артепредметом.

Следующий план сущности техники — различие двух исторических форм использования в технике сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Но только в Новое время человек стал рассматривать природу как автономный, практически бесконечный источник природных материалов, сил, энергий процессов, научился описывать в науке все подобные естественные феномены и ставить их на службу человеку. Хотя сооружения античной техники тоже частично рассчитывались и при их создании иногда использовались научные знания, все же главным был опыт, а творчество техников мыслилось не как создание "новой природы" (о чем писал Ф. Бэкон), а всего лишь как искусственная реализация заложенных в мироздании вечных изменений и превращений разных "фюсис" (природ). Все, что можно было — уже сотворено, человеческая деятельность только выводила из скрытого состояния те или иные конкретные творения. В этом смысле техническое творчество в древнем мире, да и в средние века, было именно хитростью - на самом деле творить мог только Бог. В Новое время техническое творчество представляет собой уже сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека.

Наконец, еще один способ выявления сущности техники — раскрытие ее демиургической природы. Что здесь имеется в виду? Прежде всего, новые возможности современной техники, позволяющие человеку в сжатые сроки решать поставленные им самим сложнейшие технические задачи. Подобная возможность реализовывалась лишь после того, как сложился ряд научно-технических и социальных предпосылок. Одна из которых - формирование в XIX и, особенно, в XX столетии таких сфер деятельности и практики, как наука, инженерия, проектирование, производство и, что, может быть, более существенно, обретение этими сферами деятельности эффективности (возможность в спланированные человеком сроки создавать теории, проекты, машины, сооружения и т.д., необходимые для решения сложных технических задач знания). Другая предпосылка -организационно-аксиологическая: на крупных технических и национальных программах и проектах государство научилось концентрировать для решения поставленных им задач необходимые для этого материалы и ресурсы, создавать соответствующие инфраструктуры (организации, коммуникации, сооружения и т.д.), готовить специалистов и т.п. Бросая все силы для решения военных, народнохозяйственных или просто ведомственных задач, государство и общество, с одной стороны, достигали своих целей, создавая новую технику, сложные технические системы, технологии, просто дорогостоящие машины и сооружения, а с другой - невольно порождали (вызывали) различные процессы, как конструктивные, так и деструктивные. Именно последние способствовали возникновению ряда кризисов - экологического, антропологического и так далее.

В рамках современной технической действительности человек уподобился демиургу: по собственным замыслам он творит необходимые ему "демиургические комплексы", "миры" (главным образом, технические). Во второй половине XX столетия демиургическая активность человека скачком достигла таких масштабов, приобрела такой характер, что сравнялась с геологическими и космическими факторами (процессами). Другими словами, человек превратился в "планетарного демиурга", но творчество этого научно-технического "Бога", похоже, ведет к уничтожению жизни на Земле и, следовательно, к самоубийству самого демиурга. Конечно, в формировании подобного трагического хода событий виновата не только наука или техника, не меньшую роль здесь сыграли, например, такие факторы, как желание и воля новоевропейской личности реализовывать свои идеалы, развитие имманентных механизмов власти, формирование массовой культуры и сферы потребления и другие.

Означает ли все сказанное приговор современной технике и нашей технической цивилизации? Можно ли в связи с этим говорить о своеобразном научно-техническом заболевании Человечества? В определенном смысле - да, в другом - нет, поскольку сегодня человек начинает предпринимать усилия, чтобы осмыслить происходящее и выработать иные пути своего развития. Появление самой философии техники - показатель этого.

Третье положение, ориентирующее исследования техники, достаточно очевидно— нельзя понять технику, ее сущность, не зная историю техники. Однако есть история и история. Рациональная реконструкция истории техники под углом идей философии техники, по сути, еще не создана. Какие же этапы подобной реконструкции сегодня мыслятся? Нулевой цикл (до эпохи древних государственных образований Шумера и эпохи древнего Египта). Для этого периода характерна техника создания простейших орудий и сооружений, использование домашних животных, устная передача технического опыта, сакральные анимистические сценарии осмысления техники.

Развитие техники в древних государствах (Египет, поздний Шумер, Вавилонские царства и др.). Главное здесь - появление письменности и специфических знаковых средств (чисел, чертежей, расчетов). Это позволило создать как первые Мегамашины, так и достаточно сложные технические сооружения (ирригационные сооружения, дворцы, пирамиды, большие корабли, древнюю металлургию и т.д.), а также более совершенные оружие и орудия труда. Меняются и сакральные сценарии осмысления техники.

Развитие техники в античной культуре и в средние века. Хотя инженерия еще не возникла, тем не менее на развитие техники в этот период оказывает влияние наука (но, естественно, иначе, чем в Новое время). Создаваемые в науке знания используются при конструировании машин (построении планов, схем, расчетов отдельных конструктивных элементов). Кроме того, наука порождает особый античный тип научной рациональности, научный способ осмысления техники, которые оказывают влияние и на техническое творчество.

Инженерный этап развития техники. В Новое время техника создается на основе знаний естественных наук, с одной стороны, и технических знаний - с другой. Основные направления деятельности этого периода - изобретение и инженерное конструирование. Оба эти вида инженерной деятельности предполагают естественнонаучную рациональность (изучение законов природы и осуществление на их основе действия, а также знания технологии, технических сооружений, машин и механизмов).

Промышленный этап развития техники. Для этого периода характерно одновременное формирование на основе достижений инженерии и развития форм организации деятельности (Мегамашин) технического проектирования, промышленности и сферы массового потребления. Заканчивается этот этап отладкой первых демиургических комплексов.

Технологическая революция. До определенной поры технология рассматривалась только как определенная сторона организации производственных процессов, существующая наряду с другими - организационной, ресурсной, технической и так далее. В последние два-три десятилетия ситуация стала резко меняться. Реализация крупных национальных технических программ и проектов в наиболее развитых в промышленном отношении странах позволила осознать, что существует новая техническая действительность, что технологию следует рассматривать в широком смысле.

Исследователи и инженеры обнаружили, что между технологическими процессами, операциями и принципами (в том числе и новыми) и тем состоянием науки, техники, инженерии, проектирования, производства, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами - с другой, существует тесная взаимосвязь. Разработка и производство полупроводников, ЭВМ или ракетной техники, так же как и других сложных технических систем, оказались зависящими как от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, инженерных разработок, проектирования, так и от характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и продукции и многих других факторов. Технология в широком современном понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода "техносферу", состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.