КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И инженерной деятельности
РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ
Несколько слов о методе. Если техника не сводится к натурально воспринимаемым механизмам, машинам и сооружениям, а является опредмеченной формой естественнонаучных представлений, идей, инженерной деятельности, различных социокультурных условий, то и генезис должен сводиться к рациональной реконструкции всех перечисленных компонент. Каким же образом может быть осуществлена подобная реконструкция? Примерно так же, как осуществляется реконструкция истории точных наук. Сейчас складывается новый метод реконструкции формирования истории точных наук — культурологический, именно его мы дальше применим. При этом мы исходим из того, что одна часть компонент техники (точнее - сущности техники) представляет собой различные интеллектуальные образования (знания, идеи, науки), другая часть — это различные виды деятельности (познавательная, практическая, техническая, инженерная, проектировочная), третья - различные социокультурные условия, определившие развитие,техники. 1. Предыстория формирования техникив архаической культуре и в древнем мире: Тур Хейердал в книге "Аку-Аку" описывает одну из древних анимистических технологий подъема больших тяжестей. Подъему древней статуи бога шириной почти в три метра и весом в 25-30 тонн предшествовали ритуальные песни и пляски. Затем староста деревни начал организовывать работу 11 человек. "Единственными их орудиями были три круглые ваги - деревянные бревна, число которых впоследствии сократилось до двух, и множество собранных вокруг валунов и камней... Лицо фигуры было зарыто в землю, но людям старосты удалось подвести под него концы бревен. Три-четыре человека повисли на других их концах, а староста лег плашмя на живот и стал засовывать под голову фигуры маленькие камешки. Когда одиннадцать парней с силой нажали на концы бревен, нам казалось, что фигура немного дрожит или чуть-чуть двигается, но вообще-то ничего как будто не менялось, только камешки становились крупнее... Когда наступил вечер, голова великана приподнялась над землей на целый метр, а образовавшееся пространство было плотно набито камнями... На девятый день работы гигант лежал на животе на верхушке тщательно выложенной башни, высота которой достигала трех с половиной метров от земли... На одиннадцатый день они начали переводить великана в стоячее положение, для чего вновь стали наращивать каменную горку, на этот раз под лицом, подбородком, грудью... На семнадцатый день среди длинноухих появилась старая морщинистая женщина. Вместе со старостой она выложила перед статуей на огромной плите, где предстояло водрузиться гиганту, полукруг из мелких камней. Это была чистая магия... староста обвязал вокруг веревку и привязал ее растяжками к кольям, вбитым в землю с четырех сторон. И вот наступил восемнадцатый день работы. Одни начали тянуть веревку к берегу, часть людей притормаживала за другую, третьи осторожно подталкивали фигуру бревном. Внезапно гигант начал шевелиться. Прозвучала команда: "Держи крепче! Крепче держи!". Гигант поднялся во весь свой могучий рост и начал опрокидываться, башня осталась без противовеса, камни и огромные глыбы с шумом посыпались вниз... Но колосс спокойно покачался в стоящем положении и так и остался стоять..."'. Древняя технология, описанная Хейердалом, весьма характерна для анимистических техник. Она включает: серию подсмотренных и отобранных в практике эффектных операций, обязательно предполагает магические процедуры, передается в устной традиции из поколения в поколение. Спрашивается, какую роль здесь играли ритуальные процедуры, без которых в архаической культуре не осуществлялось ни одно из серьезных практических дел, а также как могли архаические люди понимать (осознавать) свои технологии? Когда Тур Хейердал спрашивал старосту, сохранившего по наследству от своего деда секрет подъема и передвижения гигантских статуй, как статуи доставлялись из карьера и поднимались, то он обычно получал такой ответ: "фигуры двигались сами собой", они сами вставали. Тур Хейердал отнес это объяснение на счет магии. Но так ли это, и что такое архаическая магия, волшебство, ритуальные песни, заклинания и тому подобные действия? Попытаемся представить себе мироощущение архаического человека. Он был убежден, что все живые существа от богов до растений имеют души, которые могут выходить из своих тел и снова входить в них. Души человека и бога - некая сила (в данном примере аку-аку), которая может вести себя по-своему, выступать или помощником (тогда человек здоров, удачлив, силен), или вредить — в этом случае в человека может войти болезнь (другая душа — демон), он слаб, ему не везет в делах. Души могут не только жить в теле человека, но и временно покидать тело (сновидения, обморок) или же покидать свое родное тело навсегда - смерть, когда душа уходит в дом предков, а затем может "вселиться" в тело другого человека, например родившегося ребенка. С точки зрения анимистических представлений человек мог влиять на души (людей и богов), именно этой цели служили различные действия, которые мы сегодня называем древней магией и ритуалами. Для анимистического человека это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечении души в действие (ритуальная пляска) и т.п. Возникает вопрос, как люди анимистической культуры могли понимать свои "технические" действия. Им, например, не могло прийти в голову, что они могут заставить бога без его желания встать или идти. Другое дело - склонить душу бога (жертвоприношением, заклинанием и т.п.) действовать в нужном для человека направлении. Когда староста объяснял Туру Хейердалу, что статуи "сами встают и идут", он не имел в виду каменные скульптуры, речь шла о богах. Сложные технические действия людей служили одной цели — заставить души богов вставать и идти. Когда архаический человек подмечал эффект какого-нибудь своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, то есть способами влияния на души тех, кто помогает человеку, как и в случае с аку-аку, или на опасные души - лечение заболеваний, или на души богов, от которых зависела жизнь племени. Практический эффект и наблюдение в древнем мире нужно понимать анимистически, то есть как возможность, предоставляемую душами, наблюдение, то есть открытие действия эффективного с точки зрения влияния на души. Второй этап развития древней техники связан с развитием в культурах древних государств специальных знаковых средств — чисел, планов-полей, расчетов площадей, объемов, элементов тел правильной формы (прямоугольных, треугольных, трапециидальных полей, пирамид и т.п.), других расчетов (например, астрономических). Например, в древнеегипетской и шумеро-вавилонской культуре наряду с другими сформировались следующие две практики: восстановление в земледелии полей, границы которых смывались разливами рек, и регулирование (определение начала, окончания, перерывов) религиозных служб, полевых и общественных работ. Для восстановления полей использовались числа с чертежами (планы полей), а также простейшие алгоритмы вычисления элементов и площадей; для регулирования служб и работ - числа, числовые матрицы, числовые прогрессии ("зигзагообразные функции"), описывающие реально наблюдаемые "движения" Солнца, Луны, планет и звезд (первое появление над горизонтом или исчезновение, затмение и т.д.). Со временем все подобные знаковые средства начинают использоваться и как модели, то есть с их помощью осуществляют те операции, которые невозможно было осуществить с самими объектами (раздел и передел на чертежах полей, определение с помощью числовых матриц и прогрессий ближайших или более отдаленных затмений или ожидаемое первое появление определенных звезд и т.д.). В древнеегипетской и шумеро-вавилонской культурах действия с подобными знаковыми средствами и моделями осмыслялись не как наука и научное знание (их в действительности просто еще не существовало), а в рамках соответствующего "культурного сценария". Так, вычисление затмений, появление или исчезновение Солнца, Луны, планет, звезд понимались как описание жизни самих небесных богов. Например, "демонический" комментарий к изображениям на гробнице Сети подробно описывает, как деканы (восходящие над восточным горизонтом каждые 10 дней звезды) "умирают" один за другим и как они "очищаются" в доме бальзамирования в преисподней с тем, чтобы возродиться после 70 дней невидимости. Аналогично, вычисление площадей или элементов полей понималось как открытие и описание божественной их природы (жизни, устроенности). Числа, чертежи, алгоритмы вычислений использовались и в рамках технической деятельности: при строительстве храмов, дворцов и других архитектурных и хозяйственных сооружений (планы, схемы, расчеты необходимых для строительства материалов, пропорционирование), в кораблестроении (схемы, пропорционирование, расчет объемов трюма), в некоторых видах ремесленной деятельности. Для этого этапа развития важно отметить две особенности. Числа, чертежи, алгоритмы вычислений еще не воспринимаются как технические знания (вообще не воспринимаются как знания). Это — рецепты (алгоритмы), а также сакральная мудрость, которыми владеет писец, жрец, царский служащий. Алгебраические или геометрические отношения (знания), с помощью которых мы сегодня записываем шумеро-вавилонские решения математических задач, не имеют с ними ничего общего. Например, деление прямоугольного поля на два треугольных, которое, как думают многие историки науки, основывается на идее равенства двух треугольников прямоугольнику, представляло собой именно алгоритм деления двух величин (площадей). В рамках подобной алгоритмической деятельности формировались особые образования, которые можно назвать "идеализированными объектами". В отличие от модели (чертежа с числами или числовой последовательности) идеализированный объект — это серия прямых и обратных операций с чертежами и числами, отнесенных уже не к самому объекту практики, а к модели (причем в данном контексте модель мыслится как особый сакральный объект магического поля или предметов). К идеализированным объектам имел доступ только "знающий", посвященный (так, в глиняных табличках, добытых из-под развалин Древнего Шумера и Вавилона, встречаются формулы типа: "знания можно передать от знающего к знающему и нельзя передавать незнающему"). Позднее практикуется сведение одних идеализированных объектов к другим (конструирование сложных из более простых, разложение сложных на простые, составление из простых групп операций более сложных). Таким путем формируются таблицы пифагорейских троек, решение задач "алгебраического" типа, зигзагообразные и ступенчатые "функции" в вавилонской астрономии. Нужно отметить, что на этом этапе и "логика" сведений, и полученные результаты (новые, более сложные идеализированные объекты) проверяются в практике (когда идеализированные объекты используются как модели). Следовательно, хотя "конструирование" новых случаев идет на уровне знаковых средств (моделей и идеализированных объектов), новые конструкции проверяются на объектах практики. Здесь, правда, еще раз нужно подчеркнуть, что древняя практика понималась магически и сакрально, но иначе, чем в архаистической культуре. Например, древние вавилоняне считали, что устройство мира, то есть миропорядок поддерживается совместными действиями богов и людей: в свое время при создании мира боги принесли жертву, в ответ люди должны приносить жертву богам. Миропорядок и жизнь, с точки зрения древнего шумера, египтянина или индуса, с одной стороны, поддерживались действиями богов, которые строго выполняли свое назначение, судьбу (например, древнеегипетский бог солнца Ра каждый день неукоснительно светил и грел, а вавилонский бог кирпичей следил, чтобы кирпичи получались правильными и крепкими), а с другой - поддерживались действиями людей: царя, который часто воспринимался как живое воплощение бога; жрецов как людей, знающих миропорядок и действия богов; писцов, функция которых состояла в том, чтобы следить за порядком в мире и восстанавливать его в том случае, если происходило уклонение от нормы; всех остальных людей (земледельцев, воинов и т.д.). С точки зрения древнеегипетского или вавилонского писца разлив рек и разрушение границ полей - это не просто стихийное бедствие (ничего стихийного, по убеждению древнего человека, не могло быть в принципе), а уклонение в действии богов и нарушение миропорядка (ведь от величины поля зависел налог, а часть налога шла на храмы и жертвоприношения, т.е. на ритуал поддержания миропорядка). Изобретая способы восстановления полей и вычисления их площадей, писцы, с их точки зрения, всего лишь описывали, как устроена та часть мироздания, которая оказалась разбалансированной. Поскольку на основе созданных описаний удавалось восстановить поля той же величины и, следовательно, брать тот же налог, все выглядело так, что нарушенный порядок восстановлен. Таким образом, описание миропорядка, вылившееся в создание древней "математики", "астрономии" и "техники", осознавалось древними писцами одновременно как сакральное действие по восстановлению нарушенного миропорядка. Рассмотренный здесь материал позволяет сделать два важных вывода: первый - развитие техники существенно определяется семиозисом, то есть сложившимися в культуре знаковыми средствами; второй - не меньшее значение на формирование техники оказывают формы культурного осознания. Особое значение второй фактор приобретает в античной культуре, с появлением научного и философского мышления, а также таких интеллектуальных образований, как идеи. Дело в том, что идея есть синкретическое единство сознания, несущего на себе культурную и индивидуальную обусловленность, и объективного содержания понятия. Идея — это, с одной стороны, замысел, интенция культурного сознания, с другой — схематизация существующей практики. Именно в античной культуре не только начинает обсуждаться представление о технике (понимаемой, однако иначе, чем сейчас, как "тэхнэ" - искусство изготовления вещей и произведений искусства), но и складывается идея научной техники, которая в конечном счете привела к инженерии. Как замысел идея инженерии формировалась, начиная с античности, когда, в сущности, инженерии еще не было. Только в Новое время в работах Галилея и Гюйгенса этот замысел был осуществлен, но пока еще в виде отдельных единичных образцов. Сама же инженерная практика, как известно, формировалась в XVIII—XIX вв. В этот период идея инженерии обрела наконец свое объективное содержание, характеризуя реальную инженерную практику. Далее эта идея развивалась вместе с инженерной деятельностью. А что с ней происходит сегодня, в период кризиса инженерии? Остается ли верным замысел, зарождающийся в античной и средневековой культурах, реализованный в Новое время, и критикуемый в наше время?
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |