Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен общения в экстремальных ситуациях




Тема общения в контексте экстремальных условий среды или экстремальных состояний общающихся субъектов достаточно нова, если опираться на понятие «экстремальный» и чрезвычайно традиционна, если использовать понятия «стрессовый», «кризисный», «конфликтный», значение которых сегодня вписывается в широкое семантическое поле значений понятия «экстремальность».

В нашем докладе сделана попытка наметить возможные подходы в изучении феномена общения в экстремальных ситуациях, а также проанализировать результаты проведенного нами исследования стратегий преодоления в контексте проблем общения.

В соответствии с существующими подходами к изучению человека в экстремальной ситуации можно предполагать следующие направления возможных исследований общения в экстремальных ситуациях:

1. Интерпретация экстремальных ситуаций как ситуаций, вызывающих стресс. Здесь характер общения должен определяться фазой стресса и индивидуальными особенностями стресс-реакции. Так, например, Китаев-Смык, выделяя коммуникативный субсиндром стресс-реакции, говорит о существовании определенных стадий в межличностных взаимодействиях людей, попавших в ЭС: на первых этапах происходит «замирание», когда человек максимально сокращает общение, пытаясь сориентироваться в ситуации, эта стадия сменяется «личностной экспансией», когда каждый стремится показать себя в наиболее выгодном свете и занять определенный статус в новой группе; общение на дальнейших стадиях будет определяться позицией, которую займет индивид по отношению к группе: действовать в интересах коллектива или в личных интересах.

2. Ценностный подход: общение определяется отношением к ЭС, самоотношением, уровнями самоидентификации личности, особенностями угрожаемых ценностей. Ф. Филатов (2001) пишет о 2-х идеологиях, существующих в обществе по отношению к ЭС: идеология виктимности (восприятия себя как жертвы ЭС) и идеология преодоления (восприятие себя как активно влияющего на жизнь субъекта, а ситуации – как своеобразной жизненной задачи). Все больше фактов подтверждают зависимость реакций и поведения индивида в ЭС от его самоопределения в вышеупомянутой дилемме. Так, в одной из наших работ выявлены 3 группы лиц в зависимости от их отношения к экстремальной ситуации: тревожные (испытывают страх от ЭС), возбудимые (используют энергетические ресурсы ЭС), зрелые (используют ЭС как точку интенсификации личностного роста). Поведение и общение людей в ЭС детерминировано их принадлежностью к той или иной группе.

3. Реабилитационный подход: изучение особенностей общения людей с ПТСР и психогениями, психологическими травмами; дальнейшее развитие программ психокоррекционного (в том числе тренингового) воздействия на травматизированную личность с целью ее реабилитации. Работы Пушкарева А.Л. (2001), Зеленовой М.Е., Лазебной Е.О., Тарабриной Н.В. являются типичными примерами реализации такого подхода.

4. Личностно-типологический: изучение качеств личности и определяемых ими особенностей общения в ЭС; данное направление особенно актуально для психологов, работающих с контингентами профессионалов – экстремалов (личный состав подразделений МЧС, МВД, ОМОН, пожарников, альпинистов и т.п.); в этом направлении уже можно сформулировать и использовать некоторые закономерности. Так, например, Л. Шевчук (2001) упоминает о том, что после переживания ЭС офицерский состав преимущественно становится более открытым и анализирующим свои состояния и переживания, солдатский, наоборот – используя жесткие защитные реакции, отказывается от открытых контактов. В наших исследованиях при сравнении двух групп молодых людей (20 – 30 лет), одна из которых обладает опытом преодоления экстремальных условий, другая нет, выявлено, что в первой (экстремалы) больше субъектов, обладающих интернальным локусом контроля, в то время, как экстерналов больше во второй.

5. Ситуационный подход, развиваемый психологией ситуаций, рассматривает паттерны личностно-ситуационных взаимодействий в контексте жизненного пути, выявляя векторы личностного развития и определяемые ими стили личностно-ситуационного взаимодействия. Здесь можно строить типологию личностно-ситуационных реакций и соответствующих им стилей общения.

6. В рамках структурного анализа общения как деятельности можно выявлять особенности его информационной, интерактивной и перцептивной компонент, исследовать аспекты их изменения в контексте освоения личностью опыта ЭС (или ее профессионализации в этой области). Профессионалы – работники МЧС со стажем более 5 лет отмечают в качестве главной тенденции изменения общения в ЭС возрастание его четкости, однозначности, лаконичности; они же отмечают чрезвычайно богатый спектр индивидуальных стилей общения в ЭС у случайно попавших в нее непрофессионалов.

7. Анализ особенностей общения с точки зрения стратегий преодоления, т.е. поведения, избираемого личностью для того, чтобы «пережить» ЭС. Выполненное нами исследование выявило существенные различия между группами людей экстремальных профессий и обычных людей в паттернах распределения ведущих (выбираемых на 1-х местах) и редуцированых (выбираемых в последнюю очередь) поведенческих стратегий.

В целом группа обычных людей характеризуется неявностью, одинаковой вероятностью выбора большинства стратегий поведения в сложной ситуации. С наибольшей вероятностью ее участники прежде всего избирают стратегии «вступление в социальный контакт» и «манипулятивные действия»; высока вероятность избирания таких неоптимальных стратегий, как «асоциальные действия», «осторожные действия». Наименее эффективные стратегии «размазаны» по рангам выбора, т.е. могут с одинаковой вероятностью появиться как в начале, так и в конце избираемого ряда стратегий. Наиболее часто отвергаемая стратегия – «избегание» (пассивная).

Три наиболее эффективных стратегии лидируют в выборе участников группы экстремалов; редуцированными, выбираемыми в последнюю очередь оказываются негативные стратегии пассивности, асоциальности и агрессии. В целом группа характеризуется большей вероятностью преимущественного выбора эффективных стратегий и большей вероятностью отвержения негативных стратегий, они «оттеснены» в конец ряда выборов, что особенно хорошо заметно для стратегий избегания, асоциальных действий и чуть менее выражено для агрессивной стратегии. Наиболее отвергаемыми в этой группе являются агрессивная стратегия, асоциальная, импульсивная и стратегия избегания. Исследование позволило нам сделать вывод о том, что частое пребывание человека в моделируемых экстремальных ситуациях способствует формированию оптимального паттерна ведущих стратегий преодоления, характерного для зрелой развитой личности.

Исследования в каждом из перечисленных подходов, на наш взгляд, должны конструироваться для 2-х групп испытуемых: людей, имеющих опыт пребывания в ЭС и людей, не имеющих такового. Такое сравнение ярко выявляет особенности влияния фактора экстремальности на личность, и в частности, на ее возможности в межличностном общении. Так, в дипломной работе 2003 г. студента РГУ Срапьянца М. (руководитель Габдулина Л.И) показано, что для людей, обладающих опытом спортивных экстремальных ситуаций, более значимо осмысление настоящего и эмоциональная насыщенность текущего момента жизни; их главными терминальными ценностями являются наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь, свобода, развитие, красота, здоровье; и эти ценности активно ими реализуются. Они ответственны, правдивы в отношениях с окружающими, при этом стремятся отстаивать свое мнение, действовать решительно и добиваться продуктивности в делах. Их притязание невысоки, но адекватны. Они имеют более выраженную мотивацию достижения, не боятся ситуаций конкуренции, избегают непредсказуемых ситуаций. Они выбирают цели несколько выше средней трудности, успех в достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку; они эффективны в достижении своих реалистичных целей, стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали. Их самооценка реалистична и устойчива, успех оценивается ими как результат собственных усилий и способностей, неудачу они относят к стечению обстоятельств. Они не склонны к привычным действиям и стереотипизации своей жизни, наоборот, склонны к ее конструированию и творческому отношению к ней.

Итак, возможны различные подходы к изучению феномена общения в экстремальных ситуациях. Наиболее перспективными с прагматической точки зрения, на наш взгляд, являются ценностный, ситуационный подходы и анализ стратегий преодоления. Факты, установленные развивающими их авторами, убедительно показывают, что чем выше уровень личностного развития личности, тем менее особенности ее общения зависят от факторов экстремальности, тем более они определяются ценностнно-смысловым содержанием личности; и наоборот – чем инфантильнее личность, тем более ситуативны и непредсказуемы ее реакции (в том числе и в общении) в экстремальных условиях.

 

 

Раздел 9. Психологическая устойчивость и толерантность личности к экстремальной ситуации

 

Исследования негативного эмоционально-психического влияния ЭС на личность многочисленны и детализированы, чего нельзя сказать об изучении ее возможных позитивных последствий. При анализе работ, свидетельствующих об изменениях личности в ЭС в сторону ее гармонизации, совершенствования, развития, повышения социально-психологической адаптации, можно выделить несколько видов феноменов:

1. Социально-культурные стереотипы, выраженные в пословицах, поговорках, сказках: «Тяжело в учении - легко в бою», «Без туда не выудишь рыбки из пруда» и т.п.. Р. Дилтс и Дж. Кэмпбелл исследовали сходство мифов различных народов и обнаружили, что определенные темы повторяются во многих культурах и, по-видимому, являются объединяющими человечество вечными темами (Дж. Кемпбелл, 1997). Основная их них – «Путешествия героя» – последовательность событий, которые можно найти в мифах любой культуры: первое событие – это «призыв» – относится к идентичности, смыслу жизни или миссии. Герой может выбирать – принимать или не принимать призыв. Принятие призыва ведет к столкновению с границей возможностей существования или с картой мира. Пересечение границы – приводит на «новую территорию»; требует искать поддержки и руководства. Как естественный результат пересечения границы, происходит «столкновение с демоном», который не столько представляет зло, сколько просто определяет некоторый тип «энергии» или «силы», с которой надо столкнуться и научиться ею управлять. Часто Демон является отражением внутренних сомнений героя. Энергию демона можно преобразовать в ресурс, развивая особые навыки или находя особые ресурсы или инструменты. Таким образом, отозвавшись на призыв, человек выбирает путь и создает новую карту мира, что фактически и является моделью позитивного преодоления экстремальной ситуации.

2. Ритуалы инициации, использующиеся для фиксации изменения статуса человека или включения его в какую-нибудь общность (начиная от ритуалов инициации первобытных племен до современных «посвящений» новичков в моряки или в альпинисты). Смысл таких ритуалов заключается в том, что для того, чтобы стать другим, более совершенным, надо пройти серию испытаний и пережить символическую смерть для возрождения к жизни на новом уровне.

3. На биологическом уровне существования человека в экстремальной ситуации выявлено: падаение процента психосоматических заболеваний (язва двенадцатиперстной кишки, гипертония) во время войны; повышение устойчивости к инфекционным заболеваниям; быстрота адаптационных перестроек в организме, повышение работоспособности в 1,5 – 2 раза, повышение выносливости к дискомфортным условиям, увеличение мышечной силы, активизация иммуннитета, снижение болевой чувствительности (психогенная анестезия). Таким образом, экстраординарные условия приводят к мобилизации ресурсов организма. Но при одном условии: активном вовлечение человека в деятельность, за которую он несет ответственность и ради которой преодолевает многочисленные препятствия.

4. На психологическом уровне отмечается: снижение порогов ощущений и повышение чувствительности органов чувств (зрения, слуха, обоняния), повышение внимательности, активизация мышления, повышение доли интуитивных решений, активизация мышления, эмоциональный подъем, азарт, вера в свои силы и успех, чувство радости при достижении даже промежуточных успехов, оптимальная организованность, повышенная бдительность, настойчивость и упорство, устойчивость к временным неудачам, самообладание. В целом можно говорить об актуализации и доминировании главных личностных качеств, повышении активности всех компонентов психической деятельности, уверенном выборе успешных стратегий поведения.

5. На социальном уровне рассмотрение позитивных изменений можно провести, исходя из состояния группы как объекта анализа. Отмечаются явления повышения единства, сплоченности, организованности группы, усиливаются коллективистские тенденции, явления консолидаци группы, ускоренного развития взаимоотношений между людьми, усиление тенденций поддерживать лидирующий концепт и выделять лидера; проявление у отдельных членов группы склонности к принятию ответственных решений, выявление лидерских потенциалов, возрастание чувства групповой общности, дружественных тенденций, солидарности, появление коллективного энтузиазма.

6. На ценностно-смысловом (духовном уровне) в результате ЭС часто возникают «просветление или высшая сознательность» (К. Юнг), стремление жить «по большому счету», аутентично, все время как бы отвечая на вопросы, связанные со смыслом со смыслом жизни, открытие внутренних источников духовности и космических чувств (А. Маслоу); осмысленное страдание, меняющее человека к лучшему (В. Франкл), «потрясения», посредством которого можно «подняться выше уже осмысленных собственных возможностей», остановка логической деятельности и переход от левополушарной активности к правополушарной, к «перешагиванию через семантические поля», «за которыми нас поджидает наше высшее «Я»; озарение, переоценка и переосмысление жизни, прозрение, видение нового пути, своего места и в целом - перерождение личности (В.А. Ананьев).

7. В психотерапии и конфликтологии существует концепция кризиса как источника развития личности, в рамках которой трудная жизненная ситуация предстает как свидетельство необходимости изменений, повод для серьезного осознавания своего жизненного пути и произведению работы по его коррекции.

8. Зачастую профессиональные экстремальные факторы производят своеобразный «профотбор» людей, умеющих функционировать в режиме предельных нагрузок и переживаний. Хроническое пребывание в предельных условиях на многих действует прогрессивным образом: они больше внимания начинают уделять семье, близким, родственникам; больше дорожат своей работой; возникает «фронтовое братство», склоннность поддерживать дружеские отношения с сотрудниками; повышается общая энергетика и тонус, уверенность в себе, чувство ответственности; проявляется большая решительность в ответственных ситуациях, в определении жизненных планов. Вообще, все реальное бытие профессионалов, имеющих дело с экстремальной средой, определяется и протекает в рамках экзистенциальной проблематики, поэтому профессионально важными качествами становятся качества гармоничной личности (они способствуют профилактике стрессовых расстройств).

Центральной проблемой исследований личности в ЭС является проблема формирования и развития толерантности человека к ЭС. Термин tolerantia (лат.) выражает несколько пересекающихся значений: устойчивость, выносливость, терпимость, допуск, допустимое значение. В переводе с английского tolerance означает приобретенную устойчивость, устойчивость к неопределенности, предел устойчивости человека, устойчивость к стрессу, конфликту, к поведенческим отклонениям. А.Г. Асмолов указывает, что в историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий и общностей в изменяющейся действительности.

Психологическая устойчивость определяет жизнеспособность индивида, психическое и соматическое здоровье, охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. «Устойчивый» - характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно; «неустойчивый» человек либо демонстрирует беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения, либо - невротические, психотические или просто опасные для других. В психологии проблема устойчивости рассматривается применительно к личности и малой группе; она возникает и анализируется только при возникновении повышенных требований к субъекту ситуации и проявляет себя в трех аспектах: устойчивость деятельности, психическая устойчивость (эмоциональная), социально-психологическая устойчивость. Последняя проявляется в социальном взаимодействии, связана с процессом самоорганизации личности; проявляется в способности сохранять личностные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим личностным установкам; в способности самоизменяться с учетом обстоятельств; она связана с ориентацией не на декларируемые, а на реально действующие ценности и нормы общества.

Г.С. Никифоров подразумевает под устойчивостью совокупность алдаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных ее функций, стабильности их выполнения. Психологическая устойчивость – сложное качество, к составляющим которого можно отнести: способность к личностному росту; относительную стабильность эмоций; развитую волевую регуляцию. В нее входят факторы социальной среды, поддерживающие самооценку и способствующие самореализации, подерживающие адаптивные потенциалы организма (вера, ощущение осмысленности жизни, интернальный тип контроля, развитая социальная идентичность, активное отношение к жизни, высокая самооценка, согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого, уверенность в себе и доверие по отношению к другим, понимание жизненной ситуации, адекватная оценка величины нагрузки и собственных ресурсов; опыт преодоления трудных ситуаций, доминирование позитивных эмоций, успешность самореализации, эффективная волевая регуляция, открытое толерантное общение, удовлетворяющий индивида статус в группе и в социуме). Если преобладают положительные полюсы этих качеств, доминирующее психическое состояние будет резистентным, а настроение – гармоничным. При сочетании отрицательных полюсов указанных факторов преобладающее состояние будет характеризоваться как дезадаптация а настроение – как дисгармония, тревога, уныние, высокое напряжение /174/.

А.М. Столяренко рассматривает понятие «экстремальной устойчивости» (жизнестойкости), понимая ее как личную возможность встречать и переносить трудности, невзгоды, добиваясь своих целей. Эта черта имеет специальное значение для поведения в экстремальных ситуациях. Свойство экстремальной устойчивости – системное, комплексное, несводимое к частному качеству. Важнейший элемент экстремальной устойчивости – экстремальные способности личности, понимаемые автором как «высокая степень соответствия индивидуальных особенностей человека требованиям к действиям в ЭС». Наличие таких способностей выступает в качестве предпосылки успеха человека в ЭС и обеспечения его безопасности, их дополняет экстремальная подготовленность личности. Она представляет собой «особую подготовленность к встрече с экстремальными трудностями» и характеризуется наличием знаний об ЭС, наличием умений, навыков действия в них.

Анализ работ, посвященных изучению личности в экстремальной ситуации, позволяет сформировать список качеств, упоминаемых различными авторами как благоприятные, обуславливающие адаптивные исходы личностно-ситуационного взаимодействия в экстремальных условиях.

1. Поведенческие характеристики. Основным фактором, определяющим «защищенность» человека от неблагоприятных последствий ЭС, признается проблемно ориентированная поведенческая активность как во время, так и после ЭС. Она противоположна деструктивной активности, направленной на себя, на других людей или предметы внешнего мира. Сюда же можно отнести ситуационную смелость, заключающуюся в решимости действовать, даже когда нет определенных прогнозов на успешность тех или иных действий. «Успешные» модели преодоления отличаются от «неуспешных» большим количеством вариантов преодолевающего поведения в индивидуальном поведенческом репертуаре и предпочтением «здоровых» моделей преодоления. К ним относятся: ассертивное поведение, вступление в социальные контакты, рационализация и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях. Люди, демонстрирующие успешное преодоление кризисных ситуаций, предпочитают рассматривать их как новый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры. Модели их поведения характеризуются активностью, просоциальностью и гибкостью. Для «неуспешных» моделей преодоления более характерными оказываются стратегии пассивности, асоциальности, агрессии.

Деструктивным образом влияют на успешное преодоления личностью ЭС противоположные поведенческие признаки: напряженность, сверхбдительность, существование ложных стереотипов или «иррациональное» поведение, базирующееся на спонтанном проявлении в ЭС надличностных установок и стереотипов; ситуационный консерватизм; оцепенение и бездействие.

2. Когнитивные характеристики. Способность к когнитивной оценке даже трагических событий помогает снизить их значимость и уменьшить тем самым психотравмирующий эффект. Среди конкретных качеств можно указать такие, как владение т.н. когнитивным оцениванием, наличие и хорошее развитие социального интеллекта, аналитическое мышление, рефлексивные способности, «владение азбукой предикторов» – умением различать факторы – предвестники ЭС. Соответственно, неразвитость этих процессов служит фактором негативного влияния ЭС.

3. Ценностно-смысловые характеристики. То, что называют «присутствием духа, «боевой дух» значительно увеличивает шансы на спасение человека в любой экстремальной ситуации. Постконвенциальный уровень развития морального сознания, умение снижать субъективную значимости угрожаемой ценность, богатый опыт проживания позитивных событий в жизненном пути личности, - все эти качества позволяют вести речь о преимуществах личностной зрелости для оптимизации последствий пребывания в ЭС. Для личностной зрелости характерно чувство осмысленности жизни, владение определенной культурой безопасности, существование т.н. акмеоадаптивности. Термины «экзистенциальный тонус, способность к экзистенциальному усилию» М. Мамардашвили употребляет в контексте описания постоянной готовности человека осмыслять все происходящее. Наличие такого «тонуса» способствует успешному преодолению ЭС.

На важнейшую роль доверия в формировыании психологической устойчивости указывает Т.П. Скрипкина. «Человек и Мир – это единая антология, которая не может быть разорвана. Доверие, адресованное миру, позволяет терпимо относиться к различным сторонам и фрагментам мира, не боясь вступать с ними во взаимодействие. А доверие, направленное на себя, делает личность целостной, позволяет ей остаться устойчивой при воздействии на нее различных, подчас разрушающих факторов. Именно доверие к миру позволяет личности активно взаимодействовать с ним, с одной стороны, и не разрушаться, т.е. сохранять личностную идентичность, с другой, оно является стержневым элементом психологического благополучия личности». Е.О. Лазебная обуславливает позитивное развитие постстрессовой адаптации наличием двух групп факторов: интернальной локализации субъективного контроля и наличия социальной поддержки и общественного признания.

Негативные факторы данной сферы включают неблагоприятную динамику личностного развития, повышенный уровень биографического стресса, отношение к себе как к жертве обстоятельств, отсутствие согласованности значений в ценностно-смысловых установках. Несогласованность, конфликтность отношений в этой сфере выступает как фактор риска, понижающий успешность и безопасность деятельности в экстремальной ситуации. Ф.Р. Филатов описывает формируемые обществом 2 противоположные системы установок и представлений, условно называя их «идеология виктимности» и «идеология преодоления». Деструктивная (или виктимная составляющая) определяет отношение человека к себе как к жертве непреодолимых обстоятельств.

4. Характеристики образа Я. Высокую стрессоустойчивость обуславливают:уверенность в себе, целостность, высокая дифференцированность Я-образа, устойчивая, позитивная, адекватная самооценка, интегрированность Я-концепции, автономность подструктур Я-концепции (частных самооценок и Я -образов), их иерархизированность и относительная устойчивость, упорядоченность и сбалансированность их взаимодействия. Фактором снижения личностной устойчивости перед лицом экстремальных обстоятельств выступают: низкая степень расчленненности аффективной и когнитивной составляющих Я-образа, высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям; сверхзависимость от воздействий эмоционального отношения и оценок других, стрессодоступность и уязвимость; «узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ Я.

5. Интегральные свойства личности: интернальность (интернальный тип контроля), уверенность в помощи, компетентность, ответственность, личностная надежность, определенный стиль выбора жизненных стратегий.

Качество commitments (R.Lazarus, 1978), которое переводится как возложение на себя обязанностей, способность вверять себя кому-то или чему-то, также способствует эффективному преодолению ЭС. Это понятие обретает у автора смысл привязанности, посвящения себя чему-либо. Сommitments – это идеальные или высоко ценимые людьми цели, придающие им настойчивость и энергию. Отсутствие commitments Лазарус связывает с переживанием незначимости, бессмысленности мира, с экзистенциальной болезнью. S. Kobasa считает, что высокие резервы сопротивления стрессу обусловлены особой личностной диспозицией человека, которую он называет Hardiness (смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий). Качество Hardiness включает в себя три компонента: принятие на себя безусловных обязательств (commitments), ведущих к идентификации себя с намерением выполнить действие и с его результатом; контроль (способность господствовать над обстоятельствами и противостоять тяжелым моментам в жизни); «вызов» (challenge), который заключается в восприятии опасности как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. У индивидов, обладающих качеством Hardiness, несмотря на значительное количество трудных проблем в течение пятилетнего отрезка исследования, эмоциональных нарушений практически не было – в отличие от тех, которые не обладали качеством неуязвимости и твердости.

Личности, для которых ЭС оказываются деструктивными, имеют плохо развитое самосознание, слабую структуру представлений о себе. Они не отвечают на «вызовы» судьбы, пессимистичны, имеют низкую мотивацию достижения, которую они сами нередко интерпретируют как отсутствие способностей. Сюда относятся и люди с «выученной» беспомощностью. Как правило, они не пытаются изменить трудную ситуацию, их жизненный мир постепенно становится источником все более неверных мнений и нерациональных убеждений.

Перечисленные социально-психологических характеристики личности, способствующие ее устойчивости в ЭС, можно объединить их термином «толерантность». Впервые он был применен Ц.П. Короленко для описания способности переносить трудные ситуации без дезорганизации поведения. Термин «толерантность к стрессу» все чаще встречается в работах психологов; в т.ч. вариации: «аффективная толерантность». В нашем представлении, толерантность к ЭС – это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности не только переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя, не только быть терпимым по отношению к различным проявлениям мира, других людей, себя самого, но и тенденцию преодолевать эти ситуации «развивающим», совершенствующим личностные структуры, уровни адаптации и социальную зрелость субъекта способом. Фактически это свойство означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций. Толерантность к ЭС в нашем понимании означает совокупность социально-психологических характеристик личности, определяющих, во-первых, социально-психологическую устойчивость личности, а во-вторых – умение терпимо, с доверием относиться к различным проявлениям других и мира в целом. Ее основными составляющими выступают: высокий уровень развития социально-перцептивной сферы личности, хорошее развитие социального интеллекта, конструктивная поведенческая, преобладание совладающих стратегий поведения над защитными; высокий уровень сформированности и дифференцированности Я-образа, позитивная самооценка, высокая степень осмысленности жизни, развитый интернальный тип контроля, удовлетворенность самореализацией, целеустремленность, «экзистенциальный тонус», доверие как глобальное отношение к миру, себе, людям, сформированность субъектной позиции личности по отношению к ситуации. Для профилактики неблагоприятных последствий экстремальных ситуаций необходимо развивать толерантность личности к ЭС как комплекс вышеупомянутых свойств и качеств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 3099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.