Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности




В рассмотрении проблемы развития личности выделяются два основных подхода: всевозрастной и когнитивно-феноменологический. Первый основан на идее о том, что развитие присуще всей человеческой жизни и включает в себя процессы, возникающие как с рождением человека, так и в более поздние периоды развития его личности. В понятие развития включается не только рост (приобретение), но и другие виды изменений. Развитие в данном подходе рассматривается как любое изменение адаптивных возможностей организма – как позитивное, так и негативное. Когнитивно-феноменологический подход предлагает рассматривать личность, ее изменения с позиций собственного внутреннего мира, «внутренней реальности». Авторы исходят из положения о том, что человек на протяжении всей жизни строит, перестраивает и достраивает глубоко личностную «теорию» мира, включая и его самоконцепцию. Лишь сам субъект в силах изменить свою «теорию», сделать ее более реалистичной, более соответствующией окружающей жизни.

С философских позиций развитие – это закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, «развертывание» до тех пор «свернутого»; выявление, обнаружение вещей, частей, свойств, состояний, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию. Биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма, социогенетическая ориентация - разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности» в понимании Б.Г.Ананьева, персонологическая - приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Понятие «личностное развитие», развитие личности употребляется многими психологами при описании процессов личностной эволюции без специального определения. Ему соответствуют (являются аналогами) и используются как синонимы такие термины, как «социализация», «личностный рост», «психологический рост», «жизненный путь» «развитие потенциала личности». Идея развития личности – одна из ключевых в отечественной психологии (Г.М. Андреева, 2003). Личность понимается как становящийся активный социальный субъект, процессы развития и социализации взаимообусловлены, являются как бы двумя гранями одного и того же процесса. Развивающийся человек не просто усваивает новый социальный опыт, но преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Социализация (социальное развитие личности) продолжается в течение всего жизненного пути индивида. Социализация есть изменение психики и формирование личности. В основе многочисленных теорий социализации лежит идея адаптации живых организмов к окружающей среде. В случае адаптации личности речь идет о разных уровнях среды – материальном, социальном, духовном. Рассматривая развитие личности как непрерывный процесс социализации, нельзя не вспомнить идею С.Л. Рубинштейна о жизненном пути человека, с одной стороны, как некоем целом, с другой – как ряде некоторых определенных этапов, каждый из которых может вследствие активности личности стать поворотным, радикально изменяя ее жизненный путь (С.Л. Рубинштейн, 1989). С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности. Так, американский социальный психолог Ч. Кули выдвигает теорию формирования личности посредством социального взаимодействия. Образ Я индивида – отражение того, как его воспринимают другие или того, как ему это представляется. В соответствии с концепцией Д. Мида, Я индивида формируется на основе оценки им своих субъективных переживаний с точки зрения своего сообщества. Теория социализации З. Фрейда исходит из того, что реакции людей на социальные ситуации могут быть неосознаваемыми, неконтролируемыми и некорректируемыми с их стороны. Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития личности, каждая из которых характеризуется так называемым кризисом идентичности или изменяющимся определением своего Я.

Развиваясь, личность не только становится субъектом социальных отношений, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как социальный объект. В глобальном смысле социализацию можно представить как тройственный процессс адаптации, развития личности и отказа от наивных представлений о себе, мире, других людях. Социально-психологическими механизмами социализации признаются: идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, имитация, стыд, вина. В общем в отечественной психологии до 90-х гг. социализация предстает как расширение влияния совокупности условий, в которых живет и развивается человек, сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию. Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем и в пожилом возрастах.

Традиционное в социально-психологической литературе определение социализации как усвоения личностью совокупности существующих в обществе социальных норм и правил претерпевает в последние два десятилетия определенное обновление (А.Г. Асмолов, 2001). Это происходит, во-первых, в связи с расширением представлений о психологических новообразованиях детства на современном этапе (как указывает И.Кон, в этом периоде сегодня идет формирование «недетских» способностей к осознанному выбору, личной ответственности, умению действовать в неопределенной ситуации). Во-вторых, стремительные изменения общества, задающие объективное отсутствие образцов для воспроизводства, превращают ситуацию изменения в сущностную характеристику современного мира, что требует с одной стороны социальной лабильности, а с другой – развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний стержень, который служит отправной точкой процесса личностного и социального самоопределения (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая, 2001). Сегодня для подходов к изучению социализации характерно утверждение идеи о принципиальной непрерывности этого процесса, благодаря чему проблема непрерывно «мигрирует» из возрастно-психологического научного пространства в социально-психологическое. Становится очевидностью что основной формой социализации личности, ее существования является ее развитие (А.Г. Асмолов, 2001).

Наиболее радикально современные взгляды на процесс социализации личности описывает Асмолов А.Г.: «основанием и движущей силой развития личности является деятельность, в которой осуществляется социализация личности, в том числе – освоение заданных социальных ролей, культурных норм восприятия, мышления и поведения. Но ролевое поведение – это только начальная точка отсчета в этом процессе. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуациях выбора, личность заявляет о себе как индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклоненных и избранных альтернатив». В таком понимании термин социализация наполняется содержанием, аналогичным содержанию понятий «зановорождения» (М.А. Мамардашили, 1996), «жизнетворчества» (Д.А. Леонтьев, 2001). Сегодня на смену традиционному пониманию человеческого «Я» либо как некоего интегрирующего психические процессы начала, либо спрятанного под кожей индивида, либо выступающего как некая метафизическая инстанция, приходят представления о нескончаемой веренице рождения человека как личности в процессе его движения в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и в общении. Таким образом, современное понятия социализации и развития личности имеют много общих точек соприкосновения. Следует подчеркнуть, что в контексте данной работы понятия «развитие личности» и «социализация» рассматриваются фактически как синонимы, что методологически вытекает из современного рассмотрения социализации как процесса совершенствования ценностно-смысловых уровней личности в простраивании и совершенствовании ее связей с другими, с миром, с собой.

Психотерапия и развитие личности. Психотерапевтическая практика, призванная поддержать человека в оптимизации его развития, в рамках каждой школы вырабатывает специфические представления о развитии личности. В психоаналитической традиции основной путь личностного развития понимается как освобождение от психотравмирующего, вытесненного в бессознательное материала, достижение способностей к сознательному управлению собой.

Аналитическая психотерапия К. Юнга понимает развитие личности как уравновешивание сознательных и бессознательных процессов и улучшение динамического взаимодействия между ними. Юнг рассматривает основные проблемы развития человека в аспекте высшей целостности, к обретению которой (часто неосознанно) стремится человек, которая бесконечно превосходит ограниченность индивидуального сознания. В глубинах коллективного бессознательного Юнг обнаруживает универсальную, общую для всех людей, интегрирующую структуру психики – Самость, центральный архетип целостности и порядка. Обретенная Самость - это примирение исконных внутриличностных противоположностей, интеграция сознательного и бессознательного, индивидуального и коллективного. Именно путь к ней является процессом индивидуации, процессом развития.

Телесно-ориентированные школы психотерапии обращают больше внимания на «телесную несвободу» человека, определяя развитие как избавление от нее. Так, у В. Райха личностный рост определяется как процесс рассасывания психологического и физического «панциря», процесс постепенного становления более свободным и открытым существом, процесс обретения наслаждения полным и удовлетворяющим оргазмом. Основатель гештальттерапии Ф. Перлз к процессу развития личности подходил через возможности расширения зон самоосознания. Зрелый человек в его представлении способен перейти от опоры и регулирования средой к опоре на себя и саморегуляцию. Бихевиористы (например, Б. Скриннер), рассматривают психологический рост как минимизацию дурных условий и возрастание благотворного контроля над средой.

В российской психологии были заложены основные положения, которые позволяли изучать личность как самостоятельного субъекта жизнедеятельности и развития (С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинсткий, Б.С. Братусь) с точки зрения взаимоотношений субъекта и мира. Авторы развивают логику идей «самоосуществления», «самостроительства личности» в событийной общности.

Развитие как совершенствование смысловых структур личности. Для обозначения процессов совершенствования уже взрослой личности используются различные авторские термины, такие, например, как «индивидуация» и «самость» К.Г. Юнга, «достижение зрелости» К. Роджерса, «самореализация и самоактуализация» А. Маслоу, «обретение субъектности» Дж. Бюдженталя, «жизнетворчество» Д.А. Леонтьева, «зановорождение» М. Мамардашвили. Большинство современных психологов, обращаясь к теме развития человека, концентрируют свой интерес на процессах совершенствования ценностносмысловых уровней организации человеческой личности. Смысловая сфера признается интегрирующим началом личности, определяющим ее самотождественность и внутриличностную динамику (Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Леонтьев Д.А. и др.) Смысл составляет внутренние механизмы, обоснование, причину внешних проявлений, определяющую их суть, вектор, человеческую цену, выступает как определяющий элемент системы отношений человека с миром, является ведущей детерминантой развития личности. Образуемая смысловыми структурами единая система с развитием личности изменяется в сторону увеличения связанности, конструктивности, осознанности внутренних смысловых связей (согласованность и соподчиненность мотивов, отношений, интересов). Тем самым обеспечивается цельность и внутренняя непротиворечивость Я, способность человека сорганизовать свои цели, желания, возможности с личными перспективными задачами; определять внутреннюю обусловленность социальной активности человека, готовность решать жизненные задачи и др.

Асмолов А.Г. (25) классифицирует детерминанты развития личности:

стремление к равновесию и удовлетворение различных врожденных потребностей (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан); стремление к напряжению и самоактуализации (А. Маслоу, Г. Олпорт); существованиие источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Феномены, сопровождающие процесс личностного развития, несмотря на различную терминологию, имеют в своей основе нечто общее. Основное содержание развития как повышение автономии личности представляют E. Deci, Л.И. Анцыферова, М.С. Яницкий. Быть автономным, по мысли авторов, означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Развитие личности сопровождается постепенным формированием особого спецефического процесса– интеграции у К. Юнга, взросления (достижением Зрелости) у К.Роджерса, «зановорождения», обретением нового взгляда на мир у Мамардашвили. У Э.Эриксона зрелость связывается с нарастанием открытости миру, стремлением внести свой позитивный вклад в общее дело, способностью видеть относительность всех истин, норм и правил.

Сопровождение развития обретением особых личностных новообразованийможно проиллюстрировать работами Юнга (Самость), Дж. Бюдженталя (Субъективность ), Д.А. Леонтьева, Р. Харре (Субъектность), Г.Олпорта (Личностная идентичность). Так, глубинным проявлением субъектности Р. Харе считает два вида «самоинтервенции»: 1) внимание и контроль над воздействиями (в том числе собственными мотивами и чувствами, которые обычно управляют нашими действиями), и 2) изменение своего образа жизни, своей идентичности.

Представления о развитии как расширении, совершенствовании некоторых ценностно-смысловых способностей человека очень актуально сегодня. Развитие проявляется в совершенствоании Способности отыскивать и реализовывать смыслы (В. Франкл); способности к самопознанию через самонаблюдение (Гурджиев); способности к внутреннему поиску, умение за многочисленными «онтическими трудностями» не утерять из виду проблемы онтологического, экзистенциального уровня - те «базовые вопросы», которые жизнь ставит перед каждым человеком: «Кто и что я есть? Что такое этот мир, в котором я живу?» (J.F.T. Bugental). Соотнесение себя с высшими смыслами жизни, умение видеть смысловую структуру за фактами жизни, владение «полными текстами сознания», некий «экзистенциальный тонус» – так определяет эту способность М. Мамардашвили. Джорджи и вслед за ним Д.А. Леонтьев считают, что это - способность человека к трансценденции, что связано с его интенциональностью, то есть направленностью на что-то вне себя. Постепенное формирование способности к самореализации – также один из коррелятов развития человека (К.Хорни, К. Гольдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс). Все они описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных способностей (К. Хорни), стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей (К.Роджерс), активное познание своей собственной природы (Ф. Перлз), стремление человека стать тем, кем он может стать (А. Маслоу).

Скрипкина Т.П. указывает на такую способность, как доверие к себе и к миру и описывает ее как условие развития личности. Доверие к себе можно осмыслить как относительно самостоятельный феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и исходя из этой позиции строить собственную жизненную стратегию (Т.П. Скрипкина, 2002).

Для Д.А. Леонтьева – саморазвитие личности представляется как разворачивание способности «отыскивать и реализовывать смыслы». Он анализирует такие социальные системы способствования личностному совершенствованию человека, как психотерапию, религию (в ней в качестве медиатора изменений личности выступает идея Бога, перед которым мы несем ответственность), организационно-деятельностные игры, педагогику. В этих практиках путь ведет через построение отношений с предметной реальностью к изменению внутреннего мира и построение отношений с трансцендентной реальностью. Описываемая Д.А. Леонтьевым способность к жизнетворчеству (расширению жизненных отношений) претендует на интегральное описание совокупности изменений личности в процессе ее развития. Расширяются контексты осмысления мира, человек начинает воспринимать все под углом зрения более глобальных вещей, под углом зрения вечности, нравственных ценностей, происходит определенное движение в направлении расширения мира. Жизнетворчество можно определить как личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром. Жизнетворчество предполагает трансценденцию собственного сознания, его расширение через направление его в мир и раскрытие того, что происходит в мире (Д.А. Леонтьев, 1999; 2001).

В рассмотрении развития личности с точки зрения приоритета совершенствования ее ценностно-смысловой сферы постепенно выкристаллизовывается представление о «фундаментальной драме развития человека»,состоящей в том, что в нем действуют две главные силы - призывающая к изменениям и сопротивляющаяся им (А.Маслоу, М. Мамардашвили, Д.А. Леонтьев, Л.А. Анцыферова, В.А. Ананьев, Д.Бюдженталь и др). Борьба этих двух мотивов - развития и стабильности - сопровождает всю жизнь каждого из нас и во многом определяет траекторию жизненного пути. Две системы сил усматривает в природе человека Маслоу. Одна – побуждает к развитию, росту, самоактуализации, преодолению страданий и разочарований. Другая – заставляет цепляться за безопасность, бояться независимости, свободы, истины. Он описывает «Комплекс Ионы» – бегство от своих талантов, сдерживание лучших умений, интерпретируя его как своеобразный способ защиты, который называет «психологическим членовредительством».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.