Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При экстремальных ситуациях




И психологические расстройства

Физиологические

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Психологическая подготовка детей к экстремальным ситуациям

В критических ситуациях решающая роль принадлежит мораль­ной закалке и психологической готовности. Они определяют способ­ность к осознанным, уверенным и расчетливым действиямв решаю­щие моменты. Стихийные бедствия, авариии катастрофы и их трагические последствии требуют от взрослых идетей самооблада­ния, психологической стойкости, выдержки и решительности.

Чтобы ослабить негативное воздействие надетей трагических со­бытий, нужна целенаправленная психологическая подготовка, ос­новными направлениями которой являются:

• обучение детей поведению в условиях чрезвычайныхситуаций;

• физическая подготовленность (занятия спортом) повышает устойчивость кпсихическимтравмам;

• воспитание чувства долгаи ответственности, коллективизма и взаимовыручки;

• выработка умения предвидетьвозможностьвозникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них; • использование аутотренинга и самовнушения: мысленно представить случившееся и решить три задачи;

• подавить чувствостраха;

• составить план ипоследовательность действий;

• начать действовать точно,быстро ирешительно.

 

При стихийных бедствиях и катастрофах особое значение при­обретают психогенные расстройства, которые могут повлечь за со­бой развитие психических заболеваний, пограничных состояний, стать провокаторами различных хронических заболеваний (эпи­лепсия, сахарный диабет и т. д.), повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.

 

Реакции в ответ на различные экстремальные ситуации могут быть физиологическими, патологическими психогенными, психоген­ными невротическими или проявляться симптомами реактивных психозов(таблица 8).

Наряду с психическими расстройствами у детей могут отмечаться и физиологические — тошнота, головокружение, учащенное мочеис­пускание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), тремор (дрожание всего тела, рук), обмороки, измененное восприя­тие пространства, искаженное восприятие расстояний между предме­тами, их размеров и формы.

Встречаются кинестетические иллюзии (ощущения качающейся земли, полета, плавания).

Обычно эти переживания развиваются при землетрясениях и ура­ганах. Например, после смерча пострадавшие дети делятся со взрос­лыми своими ощущениями по поводу действия непонятной силы, которая их «как будто тянет в яму», «толкает в спину», они «сопро­тивлялись этому», хватались руками за различные предметы,стара­ясь удержаться на месте.

В дальнейшем могут отмечаться расстройства сна (трудность за­сыпании, ночные кошмары), беспокойство, чувствоэмоционального напряжения.

Воздействие химического и биологического оружия, излучения способствуетразвитию умственной и физической утомляемости, на­рушению памяти и сна, колебаний настроения.

Наиболее разрушительной силой обладает терроризм, способный вызвать физическую и психическую травму.

 

 

Таблица 8

Психогенные расстройства,

наблюдаемые при опасных для жизни ситуациях

во время и после стихийных бедствий и катастроф*

Реакции и психогенные расстройства Клинические особенности
Физиологические ситуации Эмоциональная напряженность, сохранена оценка происходящего и способность к целенаправленной деятельности
Психогенные патологические реакции Истерика или апатия (безразличие), депрес­сия (уныние, снижение аппетита, подавлен­ное настроение), снижение критической оцен­ки происходящего и возможностей целена­правленной деятельности
Психогенные невротические состояния Усиление психогенных патологических реак­ций (истерии, апатии, депрессии), появление навязчивых состояний (движений, мыслей), утрата понимания происходящего и возмож­ностей деятельности
Реактивные психозы Выраженные нарушения психики — аффек­тивно-шоковые реакции, нарушения созна­ния с возбуждением или заторможенностью, депрессия, истерия, псевдодеменция (невоз­можность назвать свое имя, день рождения, перечислить имена родных, воспроизвести алфавит, произвести счет)

* Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина.

1993.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.