КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Техники управления страхом
Психотерапевтические методики для детей Переживания страха оказывают чрезвычайно негативное воздействие на психику, поэтому страхом нужно учиться управлять. I. Десенситизация (разработана Уолпом в 1969 г.). Направлена на снижение чувствительности к ситуации, которая вызвала страх, и обучение релаксации (расслаблению). Сначала пациента обучают приемам расслабления мышц лица, шеи, тела. Когда вырабатывается способность к полному мышечному расслаблению и пациент находится в этом состоянии, он должен представить ситуацию, вызвавшую страх. Данную процедуру повторяют до тех пор, пока ребенок, не научится полному расслаблению в момент мысленного «прокручивания» пугающей ситуации. П. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить травмирующее событие, в ходе которого он переживает экстремальный страх или тревогу. III. Моделирование — наблюдение за опытом чужого переживания. Ребенку нужно продемонстрировать модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые его испугали и воспоминания о которых будут пугать его в дальнейшем. Именно этой техникой, сами того не подозревая, родители, когда показывают ребенку пример бесстрашия, демонстрируют ему, каким образом следует реагировать на опасность и противостоять ей. IV. Техника взаиморегуляции эмоций. Как любая эмоция, страх может ослабнуть или отступить под воздействием другой эмоции, злости, гнева. Бывают ситуации, когда с последствиями экстремальных ситуаций (например, тяжелые психические расстройства и заболевания) может справиться только врач, а родителям и родственникам ребенка справиться трудно. Как правило, одним из этапов коррекции психических расстройств и психической реабилитации является психотерапия. Основные методы психотерапии следующие: • индивидуальный, включающий в себя изучение личности ребенка, помощь в разрешении психотравмирующей ситуации, изменение отношения, коррекцию поведения, что улучшает самочувствие; • групповой — обучение детей сплоченности, взаимопомощи; • семейный — лечение и восстановление за счет применения определенных взаимоотношений внутри семьи; • рациональный — логическое переубеждение, обучение правильному мышлению, разъяснение, ободрение и отвлечение пациентов; • внушение; • самовнушение — проводится перед засыпанием или пробуждением путем многократного (до 30 раз) автоматического повторения одной и той же формулы, Отражающей содержание болезненных переживаний; • аутогенная тренировка — расслабление (релаксация) и целенаправленные самовнушения. До начала занятий телу придается удобное положение; упражнения направлены на вызывание ощущения тепла, овладение дыханием, работой сердца; • музыкотерапия — использование музыки с лечебной целью. Особенно эффективна спокойная музыка, прослушивание пения птиц, звуков, издаваемых животными, шума морского прибоя, журчания ручья; • библиотерапия — лечение при помощи чтения книг со счастливым концом; • арттерапия — использование прикладных методов художественного творчества; воплощение рисунков или орнаментов на определенную тему в конкретном материале или на произвольную тему в материале на выбор. Занятие заканчивается обсуждением темы и манеры исполнения; • имаготерапия — использование игр с лечебной целью. Игры развивают и обогащают личность, используют творческую активность детей, воспитывают способность адекватно реагировать на неблагоприятные ситуации, укрепляют и обогащают эмоциональные ресурсы и коммуникативные возможности, тренируют способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, создают творческий интерес, обогащают жизнь ребенка новым содержанием.
Необходимо научить детей правильно распознавать плохих и хороших людей. Ребенок должен понять, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения, он должен быть обучен правильному поведению с незнакомыми людьми. Для формирования понимания того, кто является своим и чужим человеком, попросите детей изобразить на одном рисунке своих (маму, папу, бабушку, дедушку и т. д.), а на другом — чужих, посторонних людей (продавец магазина, почтальон, прохожие на улице), на третьем — чужих, но знакомых (воспитательница детского сада, друзья родителей и соседей). Можно рассмотреть с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с чужими людьми на улице: • взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку; • взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься; • взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым, жевательной резинкой. Обсудите с детьми каждую ситуацию, объясните, что опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает куда-то пойти или что-то предлагает. Дети должны запомнить, что доверять следует только близким людям, а незнакомый человек может причинить ему вред, например, разлучить с близкими, испугать. Поэтому нельзя поддаваться на уговоры чужого человека, идти с ним куда-либо, соглашаться сесть в машину. Можно попросить детей вспомнить и рассказать, что случилось с Буратино, как его обманули кот Базилио и лиса Алиса, позвав пойти с ними на Поле Чудес. Ребенок может оказаться в опасной ситуации и дома. Следует рассказать детям, что нельзя входить в подъезд и лифт с незнакомым человеком. Особое внимание нужно уделить ситуации, когда незнакомый человек пытается войти в квартиру и уговаривает ребенка открыть дверь. Ребенок не должен этого делать, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представился милиционером, почтальоном, знакомым родителей. В данной ситуации лучше воспользоваться телефоном и набрать 02 (вызвать милицию).
Литература
1. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных условиях. М.: Медицина, 1991. 124 с. 2. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский псих.-соц. институт, 1999. 416 с 3. Андреева Г.М. Образ мира в структуре социального познания// Мир психологии, 2003, №4, С. 31 – 40. 4. Андреева Г.М. Наследие А.Н. Леонтьева и современная психология социального познания // Мир психологии, 2003, № 2, С. 5. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Питер, 1998. 245 с. 6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – 5 изд.- Аспект Пресс, 2003. 364 с. 7. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 560с. 8. Аршавский В.В., Ротенберг В.С. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию// Журнал ВНД. 1976. №2. Т.26. С 424 – 428. 9. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с. 10. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 301с. 11. Беркен Толли. Экстремальная духовность. Потрясающее путешествие за внутренние границы. М.: ИД «София», 2004. 224 с. 12. Боль и страх в экстремальном спорте. Вертикальный мир, 2003, № 37. С.62 – 67. 13. Варфоломеева О.С. Экзистенциальные противоречия формирования психически устойчивой личности.// Прикладная психология и психоанализ, 2, 2003, С. 42 – 52. 14. Василюк Ф.В. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 85 с. 15. Воробьев Ю.Л. Стратегические аспекты обеспечения безопасности государства в современных условиях // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.: изд-во ВИНИТИ, 2003. Вып.1. С 11 - 17 16. Жигулин А.Е. Стремительный рост популярности приключенческого туризма // Туристический бизнес. 1995. №7 (18). С.26 – 28.Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. К., 1997. С. 284-292. 17. Кристал Г. Травма и аффекты // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. №3. С. 15 –43. 18. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 2000. С. 405 – 440. 19. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах. М.: 2001. 431 с. 20. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487с. 21. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // Всероссийская научно-практ. конф. по экзистенциальной психологии: Материалы сообщ. / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.С. Мазур, А.И. Сосланда. М.: Смысл, 2001. С. 100 – 109. 22. Литвиненко С.Н. Личностные особенности индивидов, выбирающих риск // Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С. 33 - 35. 23. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. М.: Медицина, 1999. 320 с. 24. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. 430 с. 25. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. Школа полит. Исслед., 2000. 215 с. 26. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997. 430 с. 27. Ошо. Храбрость. Радость жить рискуя. СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004 – 224 с. 28. Правдина Л.Р. Исследование личностных особенностей работников службы МЧС // Материалы всерос. научно-практ. конф. «Экстремальные ситуации и предельные возможности человека». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. С. 80 – 82. 29. Правдина Л.Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности. Канд. диссертация, Ростов-на-Дону, 2004. 30. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 31. Рубцов В.В., «Психология экстремальных ситуаций (к проблеме построения нового научного направления)» доктор психол. наук, ректор МГППУ,тезисы. 32. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К.В. Сельченок. МН.: Харвест. М.: АСТ, 2000. С. 6 – 38. 33. Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 95 – 103 34. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Изд-во гуманитарный центр, 2007 – 276 с. 35. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с. 36. Фатхи О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 18 с. 37. Фоменко Г.Ю. Психологические проблемы сотрудников, выполняющих служебные задачи в районах со сложной оперативной обстановкой // Личность и бытие: теория и методология: Материалы всерос. научно-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар: Изд-во КГУ, 2003. С.182 – 193. 38. Франкл В. Психолог в концентрационном лагере / Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: «Прогресс», 1990. 39. Чудновский В.Э., Бодалев А.А. и др. Исследование проблем смысла жизни и акмэ (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) // Психологический журнал. 2004. Т.25. № 1. С.129 –132 40. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИПН РАН, 2000. 448 с. 41. Bugental J.F.T. What is distinctive about this existential-humanistic perspective on psychotherapy // The Saybrook Perspective. 1995, spring.
.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |