Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления об экстремальной ситуации как фактор ее влияния на личность




Во многих работах по психологии ситуаций (Л.И. Анцыферова, 1993; Е.Ю. Коржова, 2000; Л.А.Китаев-Смык, 2001; Л.Г.Дикая, А.В. Махнач, 1996 и др.) подчеркивается, что исследования влияний неблагоприятных событий и ситуаций на жизнедеятельность человека сегодня должны быть направлены в основном на изучение внутренних детерминант, определяющих оценку ситуаций. Для социальных ситуаций показана обусловленность поведения субъекта его представлениями о данной ситуации. Поэтому и изучение человека в экстремальных условиях предполагает необходимость характеризовать их субъективную значимость. В этом процессе решающее значение имеет то, каким образом человек производит отбор событий и стимулов и воспринимает, конструирует и оценивает их в своих когнитивных процессах.

В отечественной науке методологический подход такого рода был сформулирован Л.С. Выготским, выдвигавшим в качестве единицы анализа ситуации переживание человека – его активное отношение к ситуации. Феномены личностного смысла А.Н. Леонтьева, установки Д.Н. Узнадзе, значимых ситуаций В.Н. Мясищева, теория диспозиционной регуляции поведения личности В.Ядова, «определения ситуации» Т. Шибутиани, социального конструирования реальности субъектом Г.А. Балла показывают, что ситуационное восприятие – это личностная особенность, которая может быть использована для описания и классификации индивидов. Таким образом, способ, с помощью которого ситуации, стимулы и события воспринимаются и структурируются, является важной характеристикой личности. Т. Шибутиани утверждает, что определение ситуации происходит посредством придания значения объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной /276/. Г.А. Балл подчеркивает, что определение ситуации включает процесс социального конструирования реальности /26/. В отечественной психологии с таким пониманием ситуации перекликаются исследования личностного смысла, введенного А.Н. Леонтьевым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них; исследования установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно которой реакция индивида, помимо стимула, обуславливается установкой - целостным психическим состоянием индивида, формирующимся под воздействием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие значимой ситуации, подчеркнув уязвимость личности к определенным факторам среды /171/.

Ситуация предстает как некоторый способ организации субъектом явлений внешнего социального мира, признаки и элементы которого практически бесконечны. Человек в своем представлении отбирает некоторые, существенные с его точки зрения элементы реальности; их последующая организация в целостное образование (представление ситуации) происходит при наличии актуальной позиции самого субъекта отражения. Представление ситуации есть продукт сложного процесса социального мышления. Создаваемый образ ситуации выполняет регуляторную функцию, нацелен на прогнозирование исхода событий для обеспечения адекватного поведения личности.

Наивный наблюдатель имеет выраженный личностно-ориентированный набор обобщенных убеждений и идей о природе ситуаций, детерминирующих его отношение к ситуации и то значение, которое он ей придает. Как правило, представления о ситуации являются представлениями человека-в-ситуации, т.е. прототипами, обеспечивающими наблюдателя информацией и ожиданиями относительно наиболее вероятного, социально соответствующего типа поведения. В описании ситуации мнения и оценки проявляются косвенно (в форме специфического выбора стилистически и эмоционально окрашенной лексики). Такие описания являются аккумуляцией биографически детерминированного опыта, полученного в схожих ситуациях.

По отношению к последствиям ситуаций для личности выделены неблагоприятные (приводящие к травматическим последствиям) типы представлений. Так, Л.И. Анциферова выделяет 4 группы иррациональных установок: катастрофические, долженствования, обязательной реализации своих потребностей и стремлений, оценочные. Их появление формирует т.н. «магическое» мышление, которым человек как бы сам себя гипнотизирует и лишает возможностей действовать свободно. Так же действует сосредоточение внимания на негативных последствиях переживаемого события, на потерях и опасностях. Кроме того, автор приводит такие примеры искаженных установок, как персонализация, дихотомическое мышление, выборочное абстрагирование, произвольные умозаключения, сверхгенерализация, преувеличение.

В психологии социального познания разработаны представления об Образе мира, являющимся универсальной формой организации индивидуальных знаний, которая определяет возможность познания и управления собственным поведением. Важнейшей особенностью модели мира является ее внутренняя безусловная достоверность. Если рассогласование между реальным и виртуальным миром слишком велико, то человек сталкивается в первую очередь с личностными проблемами. Особенности функционирования модели мира всегда находят отражение в вербальной продукции человека. Общая логика процесса социального познания такова: человека поджидает в жизни целый ряд неожиданностей и противоречий, и это грозит разрушить устоявшуюся картину мира. Попытка противостоять этому есть поиск такой стратегии познания (и поведения), которая помогает понять смысл того, что человека окружает. Ради этого и происходит преобразование необычного в обычное, причем такое конструирование реальности есть результат усилий не индивида, а группы: она задает общее видение реальности, которое ориентирует действия ее членов.

Понятно, что в ЭС преимущества в адекватности действий и устойчивости психики будет иметь субъект, Образ Мира которого более достоверен и реалистичен. Таким образом, особенности системы индивидуальных представлений являются фактором успешности либо неуспешности преодоления как ЭС, так и посттравматической симптоматики.

Выделенные Г.М. Андреевой два раздела психологии социального познания – теория социальной идентичности и теория социальных представлений применительно к случаю ЭС также дают ориентиры в решении проблемы устойчивости личности. Ориентация человека в мире начинается с осмысления своего собственного положения в нем, с осознания своих возможностей и перспектив: ему надо понять, как жить и действовать в этом мире. По определению А. Тэджфела, социальная идентичность – это такая часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе вместе с ценностным и эмоциональным значением, предаваемым этому членству. Следствием такой включенности является выработка стратегий поведения. В ЭС, в ситуациях радикальных преобразований категории не успевают за ходом объективных изменений: человек, по мнению А.Т., вынужден осуществлять «быструю категоризацию», когда категориальные решения принимаются на основе недостаточно сложившегося и продуманного личного опыта. Такие «быстрые» решения действительно необходимы для ориентации человека в новых условиях, но получаемая при этом «грубая настройка» недостаточна для выработки адекватной стратегии поведения – она может внести ряд слишком уж пристрастных характеристик в построенный образ мира. Весь арсенал психологических процессов, включенных в процесс познания – формирование установок, ценностей, структур психологической защиты, - заявляет о себе в полный голос, еще более осложняя взаимодействия реального мира и его образа, а также опосредования ими поступков людей.

На формирование индивидуальных представлений об ЭС влияют и социальные представления. Наиболее «выпуклые» для определенной ситуации социальные представления занимают центральное место в семантическом пространстве сознания при регуляции поведения, сцепляясь с другими когнитивными и эмоциональными образованиями (понятиями, оценками, диспозициями, ценностями, мотивами, целями, планами, жизненными смыслами). Благодаря чему могут возникать социальные представления об экстремальных ситуациях? На фоне неясности самого термина «экстремальный» сегодня наблюдается «бум» экстремальной тематики в пространстве обыденного сознания, чему немало способствует экспрессивность СМИ. Благодаря этому, а также многократной повторяемости тем и интерпретаций, формируемые ими представления оказывают мощнейшее влияние на сознание потребителей информации. Наивный наблюдатель постоянно слышит сочетание «экстремальная ситуация» либо в контексте информации об авариях, катастрофах, бедствиях; либо как название вида приключений, куда идут смелые, спортивные, красивые, ярко одетые ребята (например, участники TV-проекта «Русский экстрим»). Повторение информации ведет к упрощению репрезентативной модели, образованию «публицистических клише», и таким образом оказывается, что основное содержание социальных представлений об ЭС заключается либо в понимании их как катастрофы, либо как «крутого» приключения. Еще один источник социальных представлений об ЭС, на наш взгляд – культура, и религия. «Схемы, которые прививает нам культура, оказывают огромное влияние на то, что мы замечаем в окружающем мире», - считает Э.Аронсон. Христианская традиция, экзистенциальная философия, история, гуманистическая психология формируют у существенной части общества, получившей гуманитарное образование, или исповедующей христианство, представление об экстраординарных ситуациях как испытании, призванном проверить крепость духа человека или открыть ему новые горизонты бытия.

Е.Ю.Артемьева, исследуя психосемантические аспекты формирования представлений, выявила, что существуют значимые связи особенностей семантического оценивания с особенностями личностных проявлений: так, интерналы более склонны к использованию измерений «силы» и «активности», экстерналы – чаще избирают оценочные свойства при описании объектов. Знание этих связей может служить для выделения типообразующих параметров личностных и эвристических проявлений. Семантическая продукция субъекта сопоставима с особенностями его манипулятивного статуса (активность принятия задачи и т.п.), при этом типология свободных ассоциаций коррелирует с разделением на активно принимающих фрустрирующие ситуации и на принимающих их пассивно; также она связана с типологией по качествам «рисковый – осторожный» и по мотивации достижения – мотивации избегания. Таким образом, возможно предсказание успешности поведения субъекта в ЭС по его семантическим характеристикам.

В исследовании Л.Р.Правдиной выявлено 3 основных типа представлений об ЭС: ЭС как испытание, ЭС как угроза, опасность, ЭС как приключение. Лица, имеющие различные представления об ЭС, демонстрировали различную динамику социально-психологических характеристик: степени осмысленности жизни, самооценки, самочувствия в течение пребывания в экстраординарных условиях приключенческого тура.

 

На восприятие экстремальной ситуации влияют и социальные представления. Концепция социальных представлений, развитая в работах С. Московиси, В. Дуаз, Э Дюркгейм, Дж. Поттер, Р. Харре определяет их как специфическую форму познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены. Здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука) открывают непосредственный доступ к фиксации социальных представлений /166/. Каждый человек испытывает давление внешнего порядка в виде принятых в обществе норм поведения, оценок, образов. Субъект интериоризирует данные социальные конструкты, делает их достоянием своего внутреннего мира. Социальное представление, по мнению С.Московиси, имеет тройственную природу: знания об объекте представлений, поле представления (богатство содержания, «визитная карточка» определенной социальной группы), установка, в которой заключено отношение субъекта к объекту представления. Основными социальными функциями представлений традиционно считаются: когнитивная (описание, затем классификация, и, наконец, объяснение); функция регуляции поведения; функция адаптации нового к уже привычному /94/. Наиболее «выпуклые» для определенной ситуации социальные представления занимают центральное место в семантическом пространстве сознания при регуляции поведения, сцепляясь с другими когнитивными и эмоциональными образованиями (понятиями, оценками, диспозициями, ценностями, мотивами, целями, планами, жизненными смыслами). Социальные представления поддерживают жизненную стратегию личности на групповом, межгрупповом и общественном уровнях сознания, а потому тесно связаны с социальным мышлением и временной перспективой, характерными для данной личности и социальной группы. Среди основных положений теории социальных представлений С.Московиси формулирует положение о причинной роли социальных представлений в поведении людей. При этом первичную роль всегда играет установка, т.к. она может существовать при недостаточной информированности и нечеткости поля представления.

Целостный подход к личности /К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, В.П.Зинченко и др./ предполагает раскрытие процессуальности социальных представлений с точки зрения интегративно-психологических категорий «выбора» и «поступка», с точки зрения принципа творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна. Как тайна личности кроется не в ее низинах, а на ее вершинах /Л.С. Выготский/, так и связь поведения и представлений открывается в ситуациях проблемных /253/.

Как считает Е.В. Улько, ситуация – некоторый способ организации субъектом явлений внешнего социального мира, признаки и элементы которого практически бесконечны /253/. Автор полагает, что концепция человека как субъекта жизни, развитая С.Л. Рубинштейном, позволяет рассматривать социальные представления как проявление способа существования человека и отношения к миру, как отражение не только места субъекта в системе общественных отношений, но и его жизненной стратегии. Человек в своем представлении отбирает некоторые, существенные с его точки зрения элементы реальности; их последующая организация в некоторое целостное образование (представление ситуации) происходит при наличии актуальной позиции самого субъекта отражения. Представление ситуации есть продукт сложного процесса социального мышления. Образ ситуации выполняет регуляторную функцию, нацелен на прогнозирование исхода событий для обеспечения адекватного поведения личности. Е.В.Улько выделяет конструкт «субъектная позиция» человека в ситуации (представления о себе как активном, выбирающем варианты поведения и принимающем за них ответственность) /253/. Автор отмечает активность субъекта отражения, связь отражения с потребностями и мотивами, отношением человека, его когнитивными характеристиками и способностями. Содержательной противоположностью ей может выступать объектная позиция как изменчивый или подвижный элемент самовосприятия личности в конкретной ситуации.

Психосемантические аспекты формирования представлений исследует Е.Ю. Артемьева /21/. В ее работах показано, каким образом субъект конструирует индивидуальную картину мира в своем сознании. Концепция «образа мира» /А.Н. Леонтьев, 1983/ позволяет понимать образ субъективного мира как интегратор следов взаимодействия человека с объективной действительностью. «Мир принимается субъектом пристрастно и характеристики этой структурации существенно связаны с опытом прежних деятельностей» /21, С.17/. Е.Ю. Артемьева устанавливает, что одной из форм существования следа деятельности является субъективное отношение к объектам, явлениям, ситуациям, допускающее экспериментальную фиксацию в виде оценочного суждения или другой атрибутивной характеристики этих объектов, явлений, ситуаций.

Е.Ю. Артемьева выявила, что существуют значимые связи особенностей семантического оценивания с особенностями личностных проявлений; ею впервые сформулировано и подтверждено предположение о первичности регуляции восприятия семантическим кодом. Исследуя связь личностных свойств и свойств семантического оценивания индивидом различных объектов, автор показала, что существуют значимые связи особенностей семантического оценивания с особенностями личностных проявлений: интерналы более склонны к использованию измерений «силы» и «активности», экстерналы – чаще избирают оценочные свойства при описании объектов. Знание этих связей может служить для выделения типообразующих параметров личностных и эвристических проявлений. Семантическая продукция субъекта сопоставима с особенностями его манипулятивного статуса (активность принятия задачи и т.п.), что говорит о существовании единства личностно-эвристического и семантического анализа субъекта и возможности предсказания успешности конкретного вида деятельности субъекта по его семантическим характеристикам /21/.

На фоне неясности самого термина «экстремальный» сегодня наблюдается «бум» экстремальной тематики в поле обыденного сознания, чему, способствует экспрессивность СМИ, являющихся сегодня серьезнейшим агентом социального влияния. Интерпретативный характер сведений, транслируемых СМИ, представляет простор для поиска социальной идентификации, расширяет возможности выбора группы принадлежности /28/. Благодаря активности СМИ и экспансивному характеру их влияния, многократной повторяемости образов и интерпретаций, формируемые ими представления буквально «впечатываются» в умы потребителей информации. Наивный наблюдатель постоянно слышит сочетание «экстремальная ситуация» либо в контексте информации об авариях, катастрофах, бедствиях, либо как название вида приключений, куда идут смелые, спортивные, красивые, ярко одетые ребята (например, участники TV-проекта «Русский экстрим»). Учитывая, что в формировании представлений ведущую роль играет повторение информации, ведущее к упрощению репрезентативной модели, образованию «публицистических клише» /94/, можно предположить, что основное содержание воспринимаемых социальных представлений состоит в понимании ЭС либо как катастрофы, либо как «крутого» приключения. Еще один источник социальных представлений, на наш взгляд – культура, наука и религия. «Схемы, которые прививает нам культура, оказывают огромное влияние на то, что мы замечаем в окружающем мире», - считает Э.Аронсон /18, С. 84/. Христианская традиция, экзистенциальная философия, история, гуманистическая психология формируют у существенной части общества, получившей гуманитарное образование, или исповедующей православие, представление об экстраординарных ситуациях как испытании, призванном проверить крепость духа человека или открыть ему новые горизонты бытия.

Теоретический анализ социальной перцепции ситуации дает основание предполагать, что важнейшую роль в детерминации особенностей личностно-ситуационнного взаимодействия играют представления субъекта о ситуации. Они включают в себя не только личное знание человека о ситуациях данного типа, но и более обобщенное знание, являющееся принадлежностью определенного круга людей, или, например, социальной группы. Представления о ситуациях социально и биографически детерминированны, опосредованы построением личностных моделей, прототипов, схем ситуаций и являются существенным основанием поведения и переживаний человека в ситуации. Уникальное представление ситуации конструируется из фрагментов имеющихся у личности социальных представлений, информации из данного ситуационного дискурса и непосредственного наблюдения, актуализированых фрагментов общего семантического знания /51/. На формирование индивидуальных представлений об ЭС оказывают влияние социальные представления, основные типы которых можно предположить как следующие: понимание ЭС как бедствия, как приключения и как некоего испытания, которое надо с честью выдержать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.