КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 2 страница
Проблема ситуации признается важнейшим фактором обуславливания поведения, состояния и в конечном итоге большинства черт личности /84/. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, психолингвистика, социальная психология, психология обучения, клиническая психология. Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека. В подходах, именуемых ситуационными, детерминанты поведения выводятся из самой ситуации; подходы, отдающие приоритет личностным факторам, рассматривают ситуацию как импульс к действию, сводя тем самым ее роль к актуализации соответствующей диспозиции. Но до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации, концепт ситуации считается не разработанным /14, 84/. В отечественной психологии «жесткость оппозиции внешнего и внутреннего аспектов ситуации» снимается введением категории отношения, переживания, в этих категориях проявляется единство этих понятий /253/. Л.С. Выготский, изучая взаимосвязь развития ребенка и среды, отмечает, что единицей для изучения личности и среды, в которой эти понятия представлены в неразрывном единстве, является понятие переживания. Эта идея целостности выражается в сформулированном С.Л. Рубинштейном принципе «внешнее через внутреннее» /215/. Б.Ф. Ломов отмечает динамичность ситуации, необходимость учета того, что ситуация не сохраняется в неизменном виде, а под влиянием поведения изменяется, возникают новые воздействия на субъекта /144/. В работах А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, В.В. Знакова человек предстает как активный субъект деятельности, общения, познания, активный субъект понимания ситуации и своего жизненного пути. Вопросы личности как субъекта построения жизненных стратегий анализирует Л.И. Анцыферова /14 – 16/, развитие личности в контексте жизненной ситуации – Е.Ю. Коржова /113/, специфику действий личности в конфликтной ситуации – Н.В. Гришина /84/. Благодаря работам К. Левина /131/ и других представителей когнитивного феноменологического подхода, сегодня в психологии, независимо от приверженности психолога преимущественно к «личностному» или «ситуационному» объяснению поведения, фактически общепринятым является представление о том, что поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него. Возникшая «синтетическая» позиция была резюмирована Д. Магнуссоном и Н. Эндлером: поведение есть результат непрерывного взаимодействия между индивидом и ситуациями, в которые он включен; с личностной стороны существенными являются когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации – то психическое значение, которое ситуация имеет для индивида /297, 301/. Интеракционистское направление в психологии внесло и продолжает вносить наиболее весомый вклад в исследование ситуаций. Интеракционисты (П. Монсон, М. Аргайл, А. Фернхем, Д. Магнуссон и др.) обращают внимание на изучение того, как происходит взаимодействие человека и ситуации, а также описание, систематизацию и анализ самих ситуаций; они принципиально меняют взгляд на ситуацию: интеракионизм доказывает, что ситуация в той же степени является функцией личности, в какой поведение личности является функцией ситуации. Попытки как-то классифицировать различные виды ситуаций, структурировать их описание можно найти в работах М. Аргайла, Д. Магнусона, У. Томаса и др. В основном они относятся к социальным ситуациям, исследованиями которых заняты большинство психологов. При этом как внешние, так и внутренние (с точки зрения структуры самой ситуации) описания каждый раз оказываются неполными и оттого невостребованными /84/. Сегодня принято в каждой ситуации выделять три составляющих /97/: 1. Окружающая среда и ее характеристики (внешние по отношению к человеку): набор стимулов, оказывающих непосредственное влияние на человека; потенциальное поле для реализации личностных смыслов, операциональных, целевых, смысловых установок и т.д. 2. Человек и его характеристики как участника ситуации, его активность или пассивность по преобразованию среды, его поведенческие акты, его переживания и особенности восприятия конкретной ситуации, возникшие на основе приспособительного контакта с окружающей средой. Корректоры процесса: активность, целенаправленность поведения, восприятие ситуации как вызова или задачи, оптимистические эмоциональные установки и владение надситуативными уровнями восприятия. 3. Процесс взаимодействия человека и свойств данного жизненного пространства (собственно контакт с ситуацией). Наиболее ярко положение о взаимосвязи личности и ситуации отражается в гипотезе о «сильных» ситуациях /113/, в которых поведение в большей степени определяется особенностями ситуации, и о ситуациях «слабых», в которых поведение определяется больше личностью человека. В последнее время все личные особенности рассматриваются как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации. Подход к анализу ситуации с точки зрения «жизненного пути» личности, реализуемый Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю Коржовой, предполагает, что процесс развития человека происходит непрерывно на протяжении жизни и сопровождается непрерывными изменениями как личности, так и ее жизненных ситуаций /49/. Однако наиболее значимыми являются такие изменения, которые приводят к существенным трансформациям ситуации, т.е. к событию, и к своеобразному новому «рождению» личности. Таким образом, на протяжении жизненного пути возникают и исчезают все новые и новые ситуации и «личности». Человек вовлекается в ситуацию через ее означивание; он не выбирает ситуации, но волен повести себя в них тем или иным образом, воспринимая, оценивая их по-своему, что и характеризует «свободу личности». Но можно и предполагать, что существует и определенная «свобода ситуации», которая проявляется в том, что и ситуация «выбирает человека», т.к. возникает не случайным образом, а является результатом всего предшествующего жизненного пути, результирующей суммы совершенных человеком в своей жизни выборов /49, 113, 253/. Сегодня становится очевидным, что понимание личности в контексте жизненных ситуаций, сменяющих друг друга в течение жизненного пути, способствует более глубокому и правильному представлению о процессах ее социализации и развития /49, 113/. В таком подходе поведение рассматривается как функция взаимодействия личности и ситуации в данный момент времени, а стратегии поведения – как особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Социализацию личности в этом случае можно понимать как совершенствование внутренних механизмов ее поведения. Если жизненный путь рассматривать как процесс личностного развития, протекающего в жизненных ситуациях, то в качестве единицы его анализа можно полагать не событие (как это делается в событийно-биографическом подходе), а паттерн личностно-ситуационного взаимодействия. Пространственно-временное развитие личности определяется той или иной формой (типом) личностно-событийного взаимодействия, а последнее находит свое воплощение в поведении личности, в ее конкретной стратегии /49/. А.В. Филиппов и С.В. Ковалев анализируют понятие ситуации как элемента психологического тезауруса, адекватно репрезентирующего субъект-объекные взаимоотношения /261/. Кроме того, авторы отмечают, что ситуация является одним из способов организации субъектом явлений внешнего мира, причем внешняя среда здесь представлена не только в своей предметной и функциональной форме, но и как совокупность общественных и межличностных отношений. Совокупность психологических ситуаций обуславливает социализацию субъекта и формирование элементов образа. Тенденция к преобразованию, реконструкции отраженной субъектом реальности в целостные и завершенные квазисистемные конструкты является одним из универсальных свойств психики. Поэтому можно говорить о ситуации как об элементарной единице психического, репрезентация которой возможна на самых различных уровнях психического отражения, деятельности и поведения. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что ситуация является фактором развития субъекта, в случае, если субъект отличается достаточно высоким уровнем индивидуальных особенностей, связанных с познанием пространственно-временных, причинно-следственных, сущностных, личностных отношений, действующих в структуре элементов ситуации /1/. При их недостаточной сформированности ситуация представлена исключительно как конкретная, константная данность, не имеющая корней и будущего. Таким образом, подходы, развиваемые психологией ситуаций, утверждают, что для понимания ситуации необходим анализ системы «человек-в-ситуации», характеризующейся причинно-следственными зависимостями. Единство обстановочных, личностных и поведенческих компонентов ситуации объединено в понятии «личностно-ситуационное взаимодействие», означающем, что объективные характеристики ситуации ставят человека в определенные условия, актуализируя наиболее значимые для него компоненты психической деятельности: представления, мотивы, смыслы, намерения, стратегии поведения. Тем самым личность не пассивно следует объективным особенностям ситуации. Любые объективные характеристики в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, интерпретируются личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию /215/. Поэтому ситуация предстает как личностно-ситуационное взаимодействие, взаимовлияние и является объективно-субъективным феноменом /239/. В психологии ситуаций не существует единой классификации ситуаций, однако можно отметить тенденцию к формированию устойчивых общепринятых терминов: социальная ситуация /49, 84, 213, 253/, трудная, сложная ситуация /14, 15, 91, 101/, критическая (кризисная, конфликтная) ситуация /17, 63, 178, 180/, стрессовая ситуация /111, 112, 161, 223/, жизненная ситуация /49, 113, 260/, чрезвычайная ситуация /30, 68, 148, 209, 281/, экстремальная ситуация /3, 4, 44, 55, 80, 101, 130, 141, 145, 189, 222, 239, 254, 255, 258/. Таблица 1
Классификации экстремальных ситуаций
Понятие «экстремальная ситуация» (в дальнейшем – ЭС) сегодня обретает статус одной из унифицированных, генерализирующих категорий как в обыденной жизни, так и в сфере научного поиска. Этим понятием оперирует психология, катастрофология, конфликтология, теория безопасности, теория менеджмента, философия /3, 61, 69, 80, 243/. Практическая психология в связи с экстремальными ситуациями фиксирует две проблемы: пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них участие (они часто становятся носителями травматического опыта) и возрастает обусловленность катастрофических последствий ЭС «человеческим фактором» – т. е. неэффективными, подчас деструктивными действиями людей в таких ситуациях /137, 163/. Обе тенденции требуют разработки психологических подходов, методов, технологий, которые могли бы быть противопоставлены негативному влиянию ЭС на личность. Определение ЭС можно обнаружить в работах по безопасности жизнедеятельности как обстановки, возникающей в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека /216/. А.М. Столяренко, исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности /239/. В подавляющем большинстве психологических работ, опрерирующих понятием экстремальная ситуация, значение этого термина никак не определяется. Поэтому нам представляется важным провести его социально-психологический анализ и сформулировать рабочее определение. Развиваемое с античных времен понимание сущности экстремумов, экстремальности и принципов экстремального /Аристотель, Н. Кузанский, Бруно, Лейцбниц и др./, поднятое до современных философских обобщений о закономерностях экстремальных изменений /М. Планк, И. Пригожин и др./, находит свое отражение и в понятии «экстремальная ситуация». Экстремальность, как считали еще в античности, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют по сути границы, меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и обретают иное существование. В словаре С. Ожегова читаем: «экстремальный» – крайний, необычный по трудности, сложности». В философской интерпретации «экстремальная ситуация» – понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях». Однозначности данного термина в последнее время угрожает тенденция интерпретировать как экстремальную любую ситуацию, сколько-нибудь связанную со стрессом. Фактически на сегодняшний день в психологии этот термин находится в периоде становления /14, 55/, содержание его складывается стихийно, что является отражением относительно недавнего появления в обыденной практике людей экстраординарных явлений. Сегодня постоянно расширяется круг проблем, связываемых с понятием ЭС. Наряду со стихийно возникающими природными бедствиями и военными конфликтами, обозначается группа профессионально обусловленных экстремальных ситуаций (работники МЧС, МВД, отдельные виды спорта, бизнес и т.п.). Понятие «ЭС» широко используется в обыденной практике, иллюстрацией чему является наличие многочисленных «Энциклопедий ЭС», «Конференций по ЭС», «Школ выживания в ЭС», статей и руководств по поведению в ЭС /3, 79, 80, 129, 130, 216, 243/. Здесь в качестве экстремальных приводятся, наряду с традиционными ситуациями катастроф, бедствий, социальных конфликтов, также ситуации, связанные с противоправными действиями; аварийные ситуации; социальные ситуации негативного плана; ситуации, создаваемые самим субъектом; неблагоприятные природные явления; ситуации с животными, паранормальные явления. В работах психологов за последние несколько лет ситуации, упоминаемые как экстремальные, включают очень широкий спектр внешних условий: натуро- и техногенные катастрофы /3, 115/; боевые действия, теракты / 2, 125, 126, 127, 243/; профессиональные ситуации; экстремальные виды спорта и развлечений /81, 188 - 192, 196, 197, 206, 254/; вынужденное переселение /97, 220/; конфликты в семье /17, 246, 247/; эмоциональные кризисы /63/; смерть близких /15/; алкоголизм и заболевания близких /246/; чрезвычайные ситуации в управлении /95, 96, 160/. Фактически психологи в ранг ЭС возводят широкий круг аномальных (необычных, нештатных событий), оказывающих глубокое влияние на жизнь и судьбу человека; Э.М. Рутман предлагает называть их «экстремалиями» /218/. К понятию ЭС непосредственно примыкают и используются как синонимы следующие термины: 1. Травматическая ситуация /21, 44, 80, 125, 259/. При использовании данного понятия акцентируется тема негативных психологических последствий, вызванных ЭС. Сегодня к травматическим относят всю совокупность ситуаций, связанных с переживанием угрозы, трагической гибели или непоправимого вреда для здоровья. Они сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса –эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности. К травматическим же относятся любые ситуации насилия над личностью, внезапные тяжелые болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых действий /15, 119, 125, 259/. 2. Чрезвычайная ситуация – обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды /30/. Данный термин чаше применяется в работах по катастрофологии /3/, в практике работы Министерства чрезвычайных ситуаций РФ /30, 68, 283/. Акцент при его применении переносится на внешние факторы ситуации, угрожающие, как правило, целым общественным группам, неожиданно возникающие и разрушающие привычную жизнь (ситуации преимущественно природного или техногенного происхождения). 3. Ситуация риска (предельного риска, аварийная) – термин распространен в работах, посвященных производственной безопасности – как в психологическом, так и в технологическом ее понимании /146, 148/. В практике особых профессий риска понятие ЭС как специальный термин применяется, в зависимости от акцентуации экстремогенных факторов, в достаточно широком диапазоне интерпретаций, таких как «угрожающая ситуация», «опасная девиантность», «нештатная, чрезвычайная ситуация». 4. Кризисная ситуация, критическая ситуация, выделяются психологами как характеристика особых классов ситуаций, к которым прежде всего относят ситуации стресса, фрустрации, конфликта или кризиса /2, 17, 63, 64, 158/. Эти ситуации определяются как невозможность реализации внутренних необходимостей своей жизни, их критичность определяется порождением дефицита смысла в жизни человека /64/. Характеристика кризисного события может быть дана на макросредовом уровне – как угрожающее возрастание неблагоприятных условий для жизнедеятельности; на социально-психологическом уровне (микросоциальном) – как «ломка» динамических стереотипов поведения; на личностном уровне – как возрастание внутриличностной напряженности, нарушение относительного равновесия, кризисное состояние личности; и, наконец, на психофизиологическом уровене – как истощение адаптационных ресурсов, «прорыв» адаптационого барьера /180/. В работе А.А. Осиповой, Л.К. Чаусовой и др. кризисными называются ситуации, «связанные со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, межнациональными конфликтами, терактами, боевыми действиями и другими экстремальными происшествиями, к которым, как правило, человек не готов» /178, С.5/. Выход события за рамки нормального человеческого опыта и сильнейшие субъективные переживания являются, по мнению авторов, сущностными признаками таких событий. 5. Трудная (сложная) ситуация /14, 15, 16, 91, 172, 237, 239/ – Н.В. Наенко определяет ситуацию как трудную, когда у субъекта есть сложная задача, имеющая для него повышенную значимость /172/. Данное понятие применяется в психологических работах, когда речь идет о ценностно-смысловом анализе субъективных последствий ЭС или в контексте анализа поведенческих стратегий, избираемых человеком для преодоления /91/. 6. Экстрим, экстрем – данные понятия фокусируют внимание на тематике экстремального спорта или приключений (например, популярная телепрограмма «Русский экстрим»), т.е. сознательно выбираемой человеком непрофессиональной деятельности на грани его возможностей. Важно понимать, что такого рода деятельность человек выбирает ради переживания особого состояния, а также для «победы над собой», т.е. в психологической интерпретации - для стимулирования личностного роста /141, 188/. 7. Гиперстрессовые (стрессогенные) ситуации /3, 122, 126, 239/. В данном случае при применении понятия имеются в виду негативные, дистрессовые последствия для человека пережитой ЭС. В приведенных терминах как бы разделяются средовые, физиологические и информационно-семантические, внутренне-личностные «условия» ситуации, делающие ее экстремальной. Однако все вышеперечисленные термины объединяются в одном – экстремальная ситуация, и могут быть в любом контексте заменены на это понятие. Такого же мнения придерживается А.М. Столяренко: «Экстремальные – это родовое, общее понятие» для всех перечисленных классов ситуаций /239, С.5/. Мы также полагаем, что «экстремальная ситуация» – наиболее широкий термин, частными случаями которого можно считать все упомянутые понятия. Из контекста психологических работ, в которых без определения применяется термин ЭС, мы попытались выявить факторы, наличие которых позволяет авторам относить рассматриваемую ситуацию к классу экстремальных. В рамках современного подхода в качестве определяющего или универсального критерия экстремальности рассматривается наличие объективной, опасности непосредственной угрозы жизни и здоровью человека. Л.И. Анциферова отмечает методологический недостаток большинства современных подходов к определению ЭС - упрощенное описание трудных, опасных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от индивида действий на границе его адаптивных возможностей или даже превосходящих имеющиеся у него резервы /15/. С ее точки зрения, в таких определениях не учитывается главное – та ценность, которая в экстремальных условиях может быть потеряна или уничтожена. Это обстоятельство и делает ситуацию трудной, экстремальной, стрессовой. Уровень индивидуальной стрессогенности каждого из жизненных событий зависит от субъективной ценности объекта, потерей которого угрожает данная ситуация. Таким образом, фактор опасности, угрозы может быть выражен как в отношении жизни и здоровья человека, так и в отношении важнейших личностных ценностей, смыслов, оснований жизни /3, 61, 80, 118/. Следующий фактор экстремальности можно обозначить как непосредственную близость адаптационного барьера /3, 4, 15, 49/.Экстремальность ситуации определяется экстремальностью требований к адаптивным возможностям человека /97/. Согласно концепции Ю.А. Александровского, экстремальность ситуации обусловлена прорывом строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования (адаптационного или «защитного» барьера), которое обуславливает сопротивляемость психическим перегрузкам /3/. Большинство исследователей ЭС выделяют такой фактор, как неожиданность, внезапность наступления, отсутствие в социальном опыте личности готовых стереотипов реагирования на возникшие экстремальные обстоятельства /61, 237, 238/; обуславливающие необходимость выхода за пределы себя как единственный способ преодоления /25/, необходимость (иногда неосознаваемую) выбора неординарных стратегий преодоления, ярко проявляющую целостную субъективную позицию личности / 253/. Часто именно экстремальную ситуацию человек называет «переломным моментом судьбы», после которого меняется весь жизненный путь: «Экзистенциальный смысл экстремальной ситуации в жизненном уроке, позволяющем человеку перейти на новый уровень самосознания и саморазвития» /61, С. 10/. Отчасти поэтому экстремальная ситуация обретает событийный статус в жизненном пути личности – будь это катастрофа, личная драма или уникальное приключение; таким образом, событийный статус ситуации на жизненном пути личности может выступать в качестве фактора экстремальности ситуации. Также ее фактором может служить направленность саморегуляционных процессов /91/. С различной степенью осознанности человек разделяет имеющийся у него энергетический ресурс на внешние (изменение среды) и внутренние (изменение себя) процессы. В обычных условиях активность, связанная с регуляцией своего состояния, минимальна и маскируется внешней активностью. По мере повышения субъективной сложности ситуации человек остается в состоянии выполнять только одну деятельность. Так, деятельность по саморегуляции, превращенная в самостоятельную психическую активность со своим мотивом, целью, представлением о результатах, может в определенной мере служить признаком ЭС. В работах А.Г. Погорелова, А.М. Столяренко предпринята попытка выделить понятие «экстрем» /188/ или «экстремальность» /239/, которое, по мысли авторов, характеризует аспекты взаимодействия личности и ситуации. А.Г. Погорелов понимает его как фактор, описывающий результат взаимодействия экстремальных параметров среды и характеристик личности, как диспозиционное отношение между экстремальной средой и личностью. А.М. Столяренко описывает экстремальность как «показатель особого состояния системы «человек в ситуации», изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком» /239, С.47/.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |