Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 3 страница. Таким образом, экстремальная ситуация есть результат активного взаимодействия субъекта со средой, характерзующийся: объективной угрозой жизни




Таким образом, экстремальная ситуация есть результат активного взаимодействия субъекта со средой, характерзующийся: объективной угрозой жизни, здоровью, ведущим жизненным ценностям субъекта; внезапностью наступления; необходимостью резкого выхода субъекта за пределы нормы привычных действий и операций, близостью адаптационного барьера; необходимостью деятельности по саморегуляции; событийным статусом данной ситуации на жизненном пути личности.

Внутри категории экстремальных ситуаций многие исследователи пытаются ввести некоторую классификацию, разделяющие внутренние или внешние причины возникновения экстремальности. Изученные работы позволили обобщить данные по таким классификациям /Приложение 1/. В большинстве непсихологических классификаций /пп. 1 - 7 таблицы/ преобладают ситуационные признаки (например, характер или распространенность последствий ЭС), в то время как психологи сосредотачивают свое внимание на внутренних аспектах ЭС, таких, например, как уровень трудности или степень вызываемых ситуацией стрессовых явлений /пп. 8 – 15/.

Таким образом, теоретический анализ, проведенный в данном разделе, позволяет нам заключить, что внешнесредовые и внутреннепсихологические условия ситуации необходимо рассматривать взаимосвязано, как личностно-ситуационное взаимодействие, особенности которого и придают ситуации статус экстремальной. Концепт «экстремальная ситуация» является родовым, объединяющим понятием для целого класса ситуаций; рабочее определение такой ситуации включает ряд внешних и внутренних признаков. Принадлежность ситуации к классу экстремальных можно определять как по этим признакам, так и по наличию фактора экстремальности (экстрима) - диспозиционного отношения между средой и личностью, изменяющимся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком.

Раздел 4. Экстремальная ситуация в представлении «наивного наблюдателя»

«Наивный наблюдатель» - понятие, используемое в психологии для указания на человека, не отягощенного специальными психологическими или философскими знаниям, просто человека с улицы: нашего современника, любого, с кем мы можем поболтать. Наивный означает простодушный, неопытный, неосведомленный; а совсем рядом в словаре Ожегова находится слово наитие – внезапно пришедшая мысль, вдохновение. Интересно задуматься, так ли уж наивен пресловутый «наивный наблюдатель»?

Анализ представлений современников об экстремальных ситуациях позволяет судить о степени их экстремальной компетенции, соответственно, готовности/неготовности к встрече с экстраординарностью. Последняя, как единодушно признают психологи, социологи и философы, становится единственной стабильной характеристикой все более нестабильного мира. В конечном итоге такой анализ позволяет судить, нужна ли нашему современнику специальная экстремальная подготовка и какого рода она должна быть?

Какова экстремальная подготовленность нашего сверстника и собеседника? В течение 2-х лет я проводила опросы студентов психологического факультета РГУ, студентов специальности «Защита от чрезвычайных ситуаций РГСУ», студентов спецфака «Психология здоровья» с целью выявления их представлений об экстремальных ситуациях (в дальнейшем – ЭС).

Значение этого понятия раскрывается прежде всего через выстраеваемый респондентом ассоциативный ряд. Большинство опрошенных акцентирует во-первых, значения, связанные с ощущениями опасности, угрозы; во-вторых, значения, связанные с неопределенностью, необычностью и переживаемым в этой связи чувством возбуждения, повышенной энергетики; в – третьих, значения, связанные с ресурсами, необходимыми для преодоления ЭС, либо с позитивными изменениями, которые могут произойти в личности после переживания ЭС:

1) опасность, угроза, тревога, страх, паника, бедствие;

2) риск, необычные ощущения, азарт, стресс, волнение, адреналин, спорт, неконтролируемость, острые ощущения, неожиданность, стихия;

3) изменение мировоззрения, растерянность, пустота, жизнь, интерес, стремление, достижение.

И если количество респондентов, выдающих ассоциативную продукцию по первому и второму типам, достаточно велико, то количество респондентов, дающих ассоциации по третьему типу, относительно мало. Можно полагать, что мы видим смешанный эффект влияния двух тенденций – биологически врожденного типа реакции на опасность и усвоенных социальных установок из доступной данному респонденту области социальных представлений об экстриме.

Биологически врожденная реакция на опасность, как описано В.А. Петровским, встречается 2-х типов: реакция избегания опасности, наблюдаемая в защитных рефлексах и реакция притяжения к опасности (ориентировочный рефлекс). Социальные представления, как показано нами, также образуются под влиянием трех тенденций: 1) интерпретация средствами массовой информации ЭС как бедствия, катастрофы; 2) интерпретация СМИ ЭС как интересного приключения; 3) культурно-христианская традиция интерпретации ЭС как возмездия и испытания, преодоление которого приводит к одухотворению и совершенствованию личности.

Почему сейчас актуальна эта тема? Большинство респондентов выстраивает следующую логическую цепочку в ответе на данный вопрос: «Мы живем в очень нестабильном мире. Нестабильность часто спровоцирована амбициями людей, их стремлением к большим достижениям, входящим в противоречие с их реальными возможностями, ресурсами разума, ответственности и нравственности. Нестабильность также проявляется в серьезных климатических катаклизмах. Никто от нее не застрахован, поэтому велика вероятность попадания обыденного человека в ЭС, каждому необходимы знания по психологии безопасности; тренинг установок и поведения в ЭС, опыт экстремального спорта как опыт облегченного (смоделированного) экстремального события».

Личный экстремальный опыт. 10 % респондентов сообщают об отсутствии личного экстремального опыта. Остальные называют следующие ситуации – самые экстремальные из личного опыта: травмы, сотрясения мозга; травмы близких, попадание в аварию; экзамены, падение, заблудился в лесу, тонул, вызовы к начальству, разборки с незнакомцами; прыжок с парашютом, землетрясение, автомобильная авария, опыт экстремального спорта (прыжок с парашютом, скалолазание, прыжок с моста, катание на лошади), расставание с любимым человеком, родительское наказание, провал на вступительных экзаменах, попытка вступить в единоборство с грабителем.

Что помогает справиться со сложной ситуацией? Здесь уместно будет привести выдержки из ответов:

- Родные, кто ждал меня дома; мое будущее, мои мечты…

- Вера в то, что еще можно что-то исправить….

- Очень большую поддержку я получила от близких, от моей семьи…

- Когда понесла моя лошадь, я стала мысленно со всеми прощаться и прощения просить. И тут на пути моей лошади попался рассыпанный овес, она встала как вкопанная.

- Экстремальная деятельность основывается не на угрозах, а на любви, на той радости, которую испытывает человек, преодолевающий свой страх, на осознании выполненного долга и общественной пользы от своих действий.

- Помогают психотехнологии: дыхание, якорение, аутотренинг.

- Отбросить эмоции и собраться с мыслями.

- Удача; опыт, спорт, предельная концентрация, сила воли, сознание долга; пример спокойного поведения близкого человека; обращение к высшим силам: молиться и просить прощения….

По мнению бойцов ПСС, преодолеть тяжелые состояния после взаимодействия с экстремальной средой помогают, в порядке убывания значимости:

1. Общение с друзьями

2. Алкоголь

3. Поддержка семьи

4. Секс

5. Баня

6. Природа

7. Спортивный досуг

8. Физическая работа

9. Музыка, чтение книг, кино

10. Посещение различных увеселительных заведений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.