Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные признаки гражданского контроля




Для создания и функционирования объединений определена необходимая правовая база, включающая конституционные положения. В Конституции РФ две статьи посвящены деятельности общественных объединений: в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство объединений перед Законом.

Потребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального. Как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной деятельности растет. Это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. По данным статистики, во всем мире наблюдается рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессиям, особенно новых, объединений по охране окружающей среды и так далее.

Антикоррупционные стандарты деятельности общественных организаций и местных отделений политических партий и формы гражданского контроля.

 

Содержание:

 

1. Правовая основа деятельности общественных организаций

2. Принципы деятельности общественных организаций

3. Избирательные кампании и антикоррупционные стандарты их проведения в регионах

4. Формы гражданского контроля

 

 

Сейчас много говориться о борьбе с коррупцией с самых высоких трибун. Разрабатываются документы и программы. Начался процесс разработки региональных программ по противодействию коррупции. Все эти факты говорят о том, что тема стала очень актуальной и реализация этих идей важная задача, как государства, так и общества в целом.

В данном материале мы рассмотрим те стандарты, которыми могут руководствоваться общественные организации и политические партии в своей работе и благодаря которым их деятельность будет открыта и прозрачна для общества.

Широкое развитие получили объединения и в нашем обществе. В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений различного профиля. По последним сведениям Росстата число некоммерческих организаций в Российской Федерации на 1 января 2007 года составляет 738 146 или, исключая органы государственной и муниципальной власти их 673 019.

Эти данные отличаются от цифр, которыми располагает Федеральная регистрационная служба (ФРС). По данным на 1 декабря 2007 года, число НКО, состоящих на учете в ФРС и ее территориальных органах, составляло 243 130 организаций. За 7 месяцев 2007 года территориальными органами ФРС принято 37 560 заявлений о государственной регистрации НКО (за 2006 год – 32 000) и вынесено 6845 решений об отказе в регистрации (что составляет 15,4% от общего числа решений о государственной регистрации). Показательным для развития некоммерческих организаций является число сотрудников и членов организации. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается уже около 8 млн. человек членов и добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу.

Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять свои потребности и защищать интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь. Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.

Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений. Например, Закон Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 26 мая 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях», в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с органами государственной власти; от 24 мая 1996 года «О товариществах собственников жилья» и др.

Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется некоторыми отраслевыми законами. Например, в Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов. Так же в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несколько статей посвящены территориальному общественному самоуправлению и самоорганизации граждан по месту жительства. И даже в Жилищном Кодексе теперь есть отдельная статья посвященная товариществам собственников жилья, как одной из форм некоммерческой организации.

Гражданский кодекс РФ содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права. Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также представительства и филиалы иностранных некоммерческих неправительственных объединений, созданных на территории Российской Федерации.

Закон следующим образом определяет общественную организацию - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижение уставных целей объединившихся граждан.

Развитое гражданское общество – это непременное условие для развития страны в целом, легитимного реформирования всех сфер нашей жизни. Без развитого гражданского общества реформы будут проводиться «сверху» при традиционном недоверии и пассивности народа. Гражданское общество – это и есть участие граждан в реформах, в определении того, какой будет Россия.

Развитие неправительственных организаций – насущная задача общественного строительства в России, не менее насущная, чем административная реформа и развитие предпринимательства. Способствовать формированию гражданского общества, влиятельного третьего сектора – одна из важнейших задач власти и самих граждан. Именно через многочисленные некоммерческие организации общество реализует свой потенциал, содействует решению острых социальных проблем.

Нужно приветствовать тот факт, что вопросам становления гражданского общества стало уделять внимание и государство. Определяя основные направления развития государства, Президент Российской Федерации Путин В.В. в послании Федеральному Собранию 26.05.2004 года указал, что единственным источником и носителем власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. И только народ - через институты демократического государства и гражданского общества - вправе и в состоянии гарантировать незыблемость нравственных и политических основ развития страны на многие годы вперед.

Существенный импульс был дан Гражданским Форумом, состоявшимся в ноябре 2001 года. Лейтмотивом форума, стала важнейшая для страны тема установления конструктивных отношений между властью и представителями гражданского общества. Участники форума обсудили вопросы местного самоуправления, борьбы с коррупцией, включения общественных организаций в процесс формирования внешней и национальной политики. Состоялись дискуссии по военной реформе, реформе образования, молодежной, миграционной проблемам, обеспечению прав беженцев. Отдельно были обсуждены пути достижения мира и согласия в Чечне. В Гражданском форуме приняло участие около 5 тысяч человек, в том числе 4 тысячи представителей некоммерческих общественных организаций и тысяча гостей.

Претерпев значительные изменения, государственная политика в отношении неправительственного сектора стала более активной. Тем не менее, справедливо отмечается, что это не повысило влияния граждан на решения, принимаемые властью. На федеральном и региональном уровнях механизмы гражданского участия все еще не работают эффективно.

Этапным моментом в реализации стратегического направления реализации народовластия, явилось учреждение Федеральным законом РФ от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ Общественной палаты Российской федерации, как института гражданского общества, направленного обеспечивать взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Обеспечение права каждого на объединение и свободу ассоциаций – сфера преимущественной ответственности государства, которое призвано не чинить препятствия осуществлению этих прав и свобод. Это гарантирует как Конституция страны, так и международные обязательства России. Но и сами НКО несут долю моральной и политической ответственности за отстаивание этого пространства свободы.

Консенсус по поводу самостоятельного выбора каждой НКО политической ориентации («право быть в оппозиции») необходим, прежде всего, для ее подлинной независимости и неподверженности манипуляциям со стороны официальных структур. Гражданские организации не должны допускать введения в собственной среде ценза лояльности, равно как взаимодействие с политическими партиями или государством не должно служить основанием для стигматизации организаций.

Поскольку НКО представляют разные интересы граждан и организаций, их миссии, организационная структура и принципы деятельности могут существенно различаться. Но все НКО, так или иначе, должны быть открыты и ответственны перед обществом. В конечном счете, все они работают для повышения его благосостояния.

Прозрачность и открытость НКО, прежде всего, для общества – один из важнейших принципов работы организации. Известно, что население плохо информировано об НКО и их деятельности, а сами НКО не знают иногда даже коллег по сектору. Отсутствие прозрачности – основа для подозрительности и недоверия к организации и сектору в целом со стороны общества, что подтверждается данными социологических исследований. В то же время прозрачность НКО демонстрирует силу организации, помогает решать ее проблемы, привлекать ресурсы, дает моральное право требовать прозрачности от государства.

Было бы не верно думать, что в некоммерческих организациях нет коррупции. Она есть.

Коррупция в общественных организациях – это использование статуса / морального авторитета таковых для скрытого обслуживания каких-либо частных / коммерческих интересов под предлогом выполнения уставных задач и функций.

В современной России типичной является ситуация, когда общественные организации де-факто выполняют работу PR-подразделений корпораций либо структур исполнительной власти. Весьма показательна в этом смысле деятельность Общественной палаты РФ, многие члены которой рассчитывают на получение различных благ, никак не обусловленных законодательно определенными функциями Палаты, и взамен играют роль рекламных агентов или формальных псевдоинициаторов некоторых властных решений. Если чиновничество всех уровней использует для получения коррупционной ренты свои полномочия, определенные законом и нормативными актами, то общественные организации – авторитет своих учредителей / руководителей вкупе с определенными правами, предоставленными таким организациями законодательно.

Что бы избежать обвинений в коррупции и быть прозрачными и открытыми перед государством и обществом некоммерческие организации должны использовать следующие принципы:

1. Принцип следования общественным интересам

НКО создается для достижения целей, отраженных в миссии организации. Миссия НКО направлена на реализацию общественных интересов или интересов членов и/или участников организации.

2. Принцип солидарности

НКО привержена принципу солидарности институтов гражданского общества и содействует их свободному развитию.

3. Принцип законопослушания

НКО законопослушна и предпринимает необходимые меры, чтобы в своей деятельности следовать закону. НКО обеспечивает информированность своих сотрудников о правовых условиях ее деятельности.

Законопослушание – ответственное дело. Оно обеспечивается необходимыми организационными и административными мерами, а также материальными и финансовыми ресурсами, достаточными для того, чтобы гарантировать эффективное соблюдение этого обязательства.

Некоммерческая организация, стремясь быть законопослушной, предпринимает разумные усилия по изучению нововведений в нормативно-правовой сфере, связанных с функционированием НКО. Планируя свою деятельность, организация обращает внимание на ресурсное и организационное обеспечение выполнения всех требований законодательства.

Обязательства по информированию сотрудников о правилах и правовых основаниях деятельности организации вытекают из стремления организации обеспечить уважение права внутри нее самой, а также обеспечить законную защиту членов и персонала НКО.

 

4. Принцип следования уставу

НКО руководствуется уставом как основополагающим сводом правил своей деятельности и стремится к тому, чтобы ее нормативные документы отвечали требованиям достаточности, актуальности и достоверности.

В той же мере, в которой некоммерческая организация вправе рассчитывать на безусловное выполнение властью и бизнесом законодательства и Конституции страны, НКО берет на себя обязательство руководствоваться уставом. Она внимательно и ответственно относится не только к его соблюдению, но и внесению в него необходимых изменений так, чтобы устав всегда оставался действительным сводом правил для ее деятельности. Даже в тех случаях, когда организация предпринимает меры, которые могут быть истолкованы двояко с точки зрения соблюдения конкретных норм законодательства, она твердо придерживается своего устава.

НКО берет на себя обязательство обеспечивать законность в своей деятельности достаточностью, актуальностью и достоверностью своих внутренних нормативных документов. Требование актуальности предполагает, что документы организации соответствуют современным требованиям законодательства и реально существующему состоянию организации. Достоверность документов предполагает отсутствие намеренных искажений, отражение реальной практики и системы функционирования НКО.

Важным и чуть более сложным в описании является требование достаточности. Специфика современной ситуации в России (становление законодательства об НКО, недостаточный учет специфики некоммерческой деятельности) не исключает возможность предъявления государственными органами избыточных требований к НКО, при которых затраты на администрирование (в т.ч. учет и отчетность) могут быть «несоразмерны» организации и отвлекать значительные ресурсы от выполнения уставных целей и содержательной деятельности. Именно поэтому некоммерческие организации берут на себя обязательства по исполнению требований законодательства в достаточном объеме (что не равно всем предъявляемым требованиям, но означает, что организация остается в правовом поле). К примеру, законным аргументом при избыточности требования ФРС о предоставлении комнаты при проверке НКО и размножении огромного количества копий документов должны быть обязательства перед членами организации о расходовании средств, прежде всего, на содержательную деятельность. Правило достаточности в самом общем виде позволяет решить конфликт между принципом законопослушания и нормой для организации руководствоваться целями создания НКО.

5. Принцип профессионализма

НКО ориентируется в своей деятельности на высокие стандарты профессионализма, отвечает за качество своей работы, способствует профессиональному росту своих сотрудников.

6. Принцип осознанного участия

Сотрудники и другие лица, вовлеченные в деятельность НКО, информированы о миссии, задачах, деятельности организации, источниках финансирования, своих правах и обязанностях.

К сожалению, во многих НКО сотрудники мало знают о ее работе, проектах, миссии или не могут внятно это объяснить. Предполагается, что НКО и ее руководитель прилагают определенные усилия, чтобы все, кто вовлечен в работу организации, знали сферу своей ответственности и свои права, понимали миссию организации, чем она занимается, каковы ее источники финансирования.

7. Принцип демократичности управления

Руководство и управление НКО строятся на основе демократических процедур и взаимного уважения.

8. Принцип недопущения конфликта интересов

НКО старается не допускать конфликта интересов – ситуации, при которой принятие решений обусловлено личной выгодой лиц, принимающих решения.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой сотрудники или иные лица, принимающие участие в деятельности организации, могут быть лично заинтересованы в результате принятого решения или действия.

При принятии решений в подобной ситуации НКО действуют в рамках установленных внутренних процедур, исходя из соображений минимизации возможного вреда. Соображения выгоды или ощутимых преимуществ для себя или кого-либо из заинтересованных сторон в ущерб достижению целей деятельности организации, равно как нечестная конкуренция, этически неприемлемы.

9. Принцип самоконтроля

НКО обеспечивает внутренний контроль за своей деятельностью и регулярную оценку ее эффективности.

10. Принцип открытости для заинтересованных сторон

В целях реализации общественных интересов и исполнения своей миссии НКО открыта к диалогу и взаимодействию с заинтересованными сторонами.

«Заинтересованными сторонами» считаются те люди, группы лиц, организации и структуры, которые проявляют обоснованный интерес к работе НКО, а также те, которые интересуют саму организацию, могут стать ее потенциальными донорами, партнерами, клиентами. Однако НКО вправе оградить себя от недобросовестного любопытства отдельных лиц или организаций.

11. Принцип информационной открытости

НКО принимает меры к тому, чтобы все заинтересованные стороны:

- знали о ее деятельности и имели ее контактную информацию;

- могли получить по запросу краткую актуальную и достоверную информацию о ее миссии, целях, задачах и основной деятельности;

- имели возможность ознакомиться с регулярным (годовым) достоверным отчетом о ее деятельности.

Понятно, что для каждой конкретной НКО объем достоверной информации и способ ее предоставления будут определяться собственными организационными и финансовыми возможностями. Кроме того, активное распространение информации о себе может ограничиваться возможностями НКО адекватно ответить на возросший запрос своей целевой группы. Однако подразумевается, что любая организация все же способна иметь основную информацию о своей деятельности хотя бы на листе бумаги или в скромном буклете, который можно (как визитную карточку) при необходимости дать желающим. При наличии ресурсов организации желательно иметь сайт или страничку в Интернете, при этом информацию важно регулярно обновлять.

12. Принцип конфиденциальности

НКО не предает огласке информацию, которую считает конфиденциальной. Сотрудники организации информируются о сведениях, не подлежащих свободному распространению, порядке их обработки и передачи иным лицам. В случае невозможности предоставления по запросу таких сведений запрашивающей стороне дается мотивированный ответ.

Конфиденциальность информации, предполагающая соответствующие меры по ее защите, с одной стороны, определяется законом (персональные данные, изображение гражданина, коммерческая тайна, тайна следствия и др.). С другой стороны, организация вправе, при наличии достаточных оснований, ограничивать доступ и к иной принадлежащей ей информации, если такое ограничение прямо не запрещено законом. Так, например, может быть ограничен доступ к материалам мероприятий общественного контроля до их обнародования в порядке, определяемом самой НКО, либо к информации об источнике, предоставившем сведения на условиях анонимности.

При этом следует учитывать, что, согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны».

Данный принцип отражает значимость наличия у НКО понятной, основанной на законе информационной политики, включающей защиту конфиденциальных сведений.

13. Принцип ответственной деятельности

НКО учитывает возможные последствия своей деятельности для граждан, организаций, окружающей среды и общества в целом.

14. Принцип ответственного партнерства

НКО стремится к тому, чтобы ее действия или бездействие не приводили к негативным правовым, финансовым, организационным последствиям для партнерских организаций. НКО информирует своих партнеров о возможных рисках совместной деятельности.

15. Принцип ответственного привлечения средств

НКО ответственно подходит к выбору источников финансирования своей деятельности и вправе отказываться от финансирования по этическим соображениям.

Источники финансирования НКО очень разнообразны – от частных пожертвований граждан до бюджетных средств, от иностранных благотворителей до российских компаний. Решение о получении средств как в результате своих собственных усилий (фандрайзинга), так и в результате получения предложения о таковом от потенциального донора является абсолютной прерогативой НКО.

В частности, организация может отказаться от получения средств от донора, не объясняя причины отказа.

Например, известно, что правозащитники стремятся избегать государственного финансирования, экологи – финансирования от тех предприятий, которые потенциально являются загрязнителями окружающей среды, общества потребителей – от производителей товаров потребления.

Это не только вопрос этики, это и вопрос общественного доверия. Получая поддержку из некорректного источника, НКО может потерять ее из других источников, а отсутствие доверия может обернуться тем, что даже при наличии средств организация не будет справляться с достижением своих целей. Диверсификация источников финансирования должна показывать, что организация не является критично зависимой от ограниченного круга доноров, что интересы, которые она преследует, не разбалансированы их интересами.

Помимо этических (независимость и баланс интересов) соображений относительно структуры источников финансирования НКО, есть еще два:

– недостаточное финансирование порождает неверные ожидания у донора и сообщества. Взяв хоть какие-то средства, организация может не собрать требуемой для результата суммы. В итоге задачи проекта не будут решены. Необходимо ставить об этом в известность донора и не расходовать средства, пока не набрана сумма, гарантирующая ожидаемый результат. В некоторых случаях ответственная организация вообще откажется от предлагаемых средств;

– один источник – это признак финансовой неустойчивости (хотя во многих случаях это является нормой, например, для корпоративного фонда, финансируемого своим единственным учредителем). Даже при достаточном финансировании необходимо позаботиться о том, чтобы круг доноров расширялся. Наличие нескольких сбалансированных и устойчивых источников – индикатор (широкой) общественной поддержки и, частично, защита от конфликта интересов.

16. Принцип добросовестной конкуренции

При вступлении в конкурентные отношения НКО руководствуется целями удовлетворения многообразия общественных интересов.

Конкуренция – объективное явление, в ряде случаев НКО не могут не вступать в конкурентные отношения. В данном случае существенно, что конечная цель конкретных отношений – удовлетворение общественного интереса, а не сама конкуренция, установление иерархии, дискредитация конкурента и т.п.

17. Принцип общественного контроля и участия в управлении

В соответствии со своей миссией и возможностями НКО предпринимает меры к совершенствованию законодательства и реализует право общественного контроля.

Данное обязательство может показаться излишним, поскольку их не может выполнить начинающая или маленькая, или специализированная (например, клубная) организация. В основе данного обязательства лежит приверженность представлениям о том, что НКО отвечают (как и органы власти) за реализацию общественных интересов, в т.ч. формулированием общественных требований, их продвижением вплоть до принятия соответствующих законов. Общественный контроль за социально значимыми процессами и деятельностью, включая деятельность органов власти, - это право, которое граждане реализуют в том числе и через НКО.

В данном случае взятое на себя обязательство отвечает формуле: «не должен, но имею право и стремлюсь».

18. Принцип самоограничения при спорной деятельности

В исключительных случаях НКО, руководствуясь выполнением своей миссии, может предпринимать спорные действия при соблюдении следующих условий:

- исчерпанность либо очевидная неэффективность всех доступных законных возможностей;

- добровольность участия;

- осведомленность всех участников о целях спорных действий, правилах участия и возможных последствиях;

- непричинение умышленного вреда имуществу, окружающей среде и здоровью граждан.

Особого внимания в связи с требованиями законности заслуживает тот факт, что именно некоммерческие организации могут, реализуя защиту интересов своих членов, прибегать к деятельности, законность которой может быть оспорена (осуществлять спорные действия).

Как спорные могут быть расценены действия, являющиеся нарушениями имеющихся нормативных ограничений, например, временное блокирование дорог или некоторые формы акций гражданского неповиновения.

Однако, оставляя за собой такую возможность, НКО берут на себя обязательства прибегнуть к таким действиям только в случае, когда исчерпаны либо заведомо не имеют смысла все, не запрещенные законом, возможности, и принимают решение об использовании такой деятельности в соответствии с четкими и прозрачными правилами, принятыми в организации.

19. Принцип гражданской ответственности

НКО предпринимает все доступные ей меры по привлечению внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.

В пределах их миссии, уставных целей и задач НКО призваны быть источником общественно значимой информации, способствовать расширению пространства гласности, в том числе открытости власти.

НКО обладают большими, чем каждый человек в отдельности, организационными и ресурсными возможностями информационного оборота, причем информация транслируется в двух направлениях: от общества власти и от власти – обществу. Получая сигналы «снизу», от целевых групп, гражданских активистов, опираясь на собственные полевые исследования, НКО служат каналом передачи общественных проблем во властные инстанции. В то же время они доносят до общества актуальную для него информацию, получаемую из государственных и муниципальных органов.

Взятая на себя НКО ответственность за обеспечение информационной прозрачности власти, равно как за право своей аудитории быть услышанной, предполагает адекватное роли НКО толкование их права на доступ к информации в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статьей 8-й этого закона определено, что «организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности». Общественным интересам и роли НКО в обществе отвечает интерпретация этой нормы как обеспечивающей доступ гражданских организаций к любой информации, необходимой для решения текущих задач и достижения уставных целей. Все, что затрагивает сферу гражданской ответственности конкретной НКО, непосредственно касается ее прав и обязанностей. Таким образом, законом гарантировано получение НКО информации в таком объеме, который оправдывал бы общественные ожидания, связанные с той или иной НКО.

 

Появление этих норм – результат самоорганизации сообщества. Отраженные в нем принципы деятельности НКО могут лечь в основу аналогичных документов по саморегулированию организаций, работающих с различной проблематикой, или в основу системы добровольной сертификации.

Каждая некоммерческая организация, как частная, так и государственная, муниципальная, смешанная, может использовать Свод принципов в качестве стандарта и, не провозглашая обязательств перед другими, проводить самооценку своей деятельности. Придерживаясь этих норм и правил, организация может вести открытый диалог со своими клиентам, а так же с государственными структурами, при этом, не боясь быть обвинений в коррупции.

Сейчас государство стремиться к созданию механизмов, позволяющих общественным организациям принимать участие в выработке решений через развитие механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений, в том числе путем:

§ проведения консультаций органов государственной власти и органов местного самоуправления с заинтересованной общественностью на ранней стадии подготовки и принятия решений;

§ проведения публичных слушаний по бюджетным и другим общественно значимым вопросам;

§ создания и поддержки общественных советов при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, имея в виду обеспечение транспарентного механизма формирования таких советов, включающего переговоры с сетевыми гражданскими организациями и коалициями гражданских организаций.

 

Бюрократизм и коррупция, как главные проблемы государственной власти, обозначенные Президентом РФ, сегодня не только вопрос эффективности системы административного управления, - это барьер экономического роста России, развития российского бизнеса, притока инвестиций на ее территорию. Одной из форм противодействия коррупции может являться создаваемая система «электронного правительства». Мировая тенденция рассмотрения электронного правительства как реального пути развития демократических принципов в обществе, нашедшая свое отражение в термине «электронная демократия».

Говоря о формировании электронного правительства в Российской Федерации сегодня, следует, прежде всего, рассматривать развитие правительственных веб-сайтов, а также создание объединенных баз данных России.

Формирование электронного правительства в России сегодня – это, пожалуй, самое перспективное направление в решении одной из главных задач, стоящих перед руководством страны, - задачи построения эффективной системы государственного управления. Бюрократизм, коррумпированность чиновников, таможенные барьеры – проблемы, тормозящие рост российской экономики, препятствующие притоку инвестиций в Россию. Наряду с этим, современные тенденции мирового развития диктуют свои условия. На сегодняшний день существование мирового сообщества уже невозможно без информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, поддержание высокого уровня информационно-коммуникационных технологий – это неотъемлемый атрибут государства, претендующего на лидирующую позицию на арене мировой политики, государства, притягательного для крупного капитала.

Общественные организации, как выразители и проводники мнения граждан, должны активно включиться в процесс использования такого мощного ресурса, как «электронное правительство». Это позволит наладить взаимодействие с органами государственной власти и покажет эффективность создаваемого электронного ресурса, поскольку чиновники будут видеть обратную реакцию на ту информацию, которая размещается на официальных сайтах. На всех сайтах есть раздел «вопрос-ответ» через которые можно производить коммуникацию и запрос необходимой информации. Это позволит избежать ситуации, когда сайты создаются для галочки.

Перед Россией на современном этапе стоит важнейшая задача системного противодействия коррупции, в том числе и коррупции политической. Реальная политическая конкуренция в избирательном процессе, с одной стороны, является одним из базовых условий проведения успешной антикоррупционной политики в стране. С другой стороны, существование неравенства доступа различных партий и кандидатов к публичным ресурсам (медийным, бюджетным, институциональным и иным) в рамках ведения предвыборной кампании открывает широкие возможности для процветания политической коррупции в форме злоупотребления административным ресурсом.

В антикоррупционном сообществе широко известно, что большая часть проблем, связанных с коррупцией, проистекает из политической коррупции.

Использование лицом, занимающим государственную должность, доверенных ему государственно-властных полномочий и прав, служебного положения и статуса в системе государственной власти, статуса органа государственной власти, который он представляет, в целях противоправного извлечения личной и (или) групповой политической выгоды (политического обогащения) представляет собой особый вид коррупции, который можно определить как политическая коррупция.

Основа политической коррупции - это неправомерное использование, злоупотребление административным ресурсом государственной власти.

Политическая коррупция имеет множество форм, но центром внимания исследователей обычно является коррупция на выборах, которая проявляется в двух главных формах, каждая из которых напрямую связана с финансированием избирательных компаний. Первой является классическая политическая коррупция, при которой частные организации предоставляют ресурсы партии или кандидату в обмен на дальнейшую (или уже состоявшуюся) выгоду. Вторая форма состоит в использовании партией или кандидатом публичных ресурсов на избирательные нужды. В обоих случаях результатом является то, что избираемые чиновники сохраняют свои позиции полностью или частично благодаря коррупции и априори не намерены продвигать честность и открытость, потому что пришли на занимаемую позицию с совершенно другими стимулами и программами.

 

В последние годы классической форме избирательной коррупции уделяется большое внимание со стороны общественности, средств массовой информации и неправительственных организаций во многих странах. Вторая форма получает меньше внимания, хотя в то же время возрастает уверенность, что это может быть главной, и даже доминирующей формой финансирования кампаний в некоторых странах.

Иными словами злоупотребление административными ресурсами происходит в форме использования власти и ресурсов в государственном и общественном секторах (включая положение, персонал, финансовые, материальные и другие ресурсы) действующими политиками или политическими партиями для продвижения собственных предвыборных планов в нарушение правовых и прочих норм и обязанностей, регулирующих управление государственными учреждениями.

 

В этом смысле административные ресурсы могут быть поделены на «принудительные» и «коррумпированные». Использование, например, налоговых органов представителями власти для борьбы с конкурирующими партиями является примером «принудительных» ресурсов; оплата выборных кампаний средствами налогоплательщиков является примером «коррумпированных» ресурсов.

Административные ресурсы могут рассматриваются как форма политической коррупции, поскольку это связано с финансированием избирательных кампаний - если партии или кандидаты не злоупотребляли государственными ресурсами, значит им пришлось платить за тоже самое другим путем.

В контексте «административные ресурсы», используемые избирательными кампаниями, могут быть объединены в две главные группы:

«Принудительные» административные ресурсы: административное давление на кандидатов, противостоящих действующей власти, например, отказ в предвыборной регистрации, физическое препятствие в проведении рекламной кампании, блокирование использования муниципальных объектов в целях проведения избирательных мероприятий и т.д.; приобретение голосов путем угрозы избирателям.

«Коррумпированные» административные ресурсы: «покупка» голосов избирателей; использование государственных ресурсов для финансирования избирательных кампаний, в том числе государственное финансирование рекламных кампаний партий или кандидатов, использование муниципальных служащих как персонал кампании, использование общественного транспорта на нужды избирательных кампаний и т.д.

 

В целях борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях местные отделения политических партий в своей деятельности должны руководствоваться следующими принципами, которые будут способствовать минимизации коррупции в ходе избирательной кампании, что приведет к максимально прозрачным и честным выборам:

§ Прозрачность привлечения финансовых средств в избирательные фонды кандидатов и местных отделений политических партий.

§ «Чистота» привлеченных финансовых средств в избирательный фонд. Т.е. отказ от криминальных источников финансирования.

§ Отказ от использования административного ресурса.

§ Ведение честной конкурентной политической борьбы в ходе кампании.

§ Использование института наблюдателей в ходе проведения голосования.

§ Информационная открытость и независимость СМИ.

§ Отказ от незаконной агитации

§ Независимость избирательных комиссий всех уровней.

§ Независимость силовых структур, соблюдение ими принципа закона.

§ Отказ от злоупотреблений преимуществами должностного статуса кандидатов.

§ Отказ от фальсификации выборов

§ Отказ от подкупа избирателей.

 

Поскольку главная цель существования политической партии, это получение власти, то от того насколько партия соблюдает правила ведения избирательной кампании, с точки зрения профилактики коррупции и будет зависеть будущее страны.

Безусловно, политическая коррупция это отражение общего состояния современного российского общества и решение этой проблемы должно быть комплексным.

 

В настоящее время в России идет процесс разработки и принятия региональных законов по противодействию коррупции и на их основе создаются программы. Если в вашем регионе уже начался процесс создания региональной или муниципальной антикоррупционной программы, общественные организации и политические партии могут принять в ее разработке и реализации самое активное участие. Возможными формами такого участия могут стать:

§ Вхождение в совещательные и экспертные органы создаваемые при субъектах антикоррупционой политики.

§ Участие в мероприятиях направленных на антикоррупционое воспитание и пропаганду.

Эти формы позволят находиться в курсе проводимой политики, а так же возможно донесение общественного мнения до органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Когда мы говорим о гражданском участии и вовлечении граждан в процесс контроля за деятельностью органов власти, в этой связи мы должны так же рассмотреть конкретный методики, которыми могут пользоваться общественные организации и граждане для этого.

Гражданский контроль -непосредственное наблюдение представителями общественных организаций и инициативных групп за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.

Гражданский контроль - одна из наиболее сложных гражданских технологий, доступных для НКО, обладающих достаточными материальными ресурсами, значительным экспертным и менеджерским потенциалом. Он может быть явочным, уведомительным или разрешительным, в зависимости от степени публичности учреждения и оказываемых им услуг, физической открытости процедуры предоставления услуг, типа учреждения (закрытые, с санкционированным входом и др.), информационной политики учреждения.

  • Гражданский контроль представляет собой серию спланированных мероприятий, направленных на получение «закрытой», не доступной для широкой общественности информации
  • Собираемая информация представляет общественный интерес (затрагивает интересы большого числа людей)
  • Собираемая информация затрагивает проблемы нарушений прав человека, злоупотреблений и нарушений законодательства со стороны органов власти
  • Конечной целью гражданского контроля является практическое решение проблемы
  • Гражданский контроль затрагивает сферу ответственности органов власти, либо компаний-монополистов, имеющих массового потребителя



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.