Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зависит ли уровень коррупции от срока полномочий мэра?




Публичность, синергия, эффективность, адаптируемость

 

Есть несколько важных принципов, которые необходимо соблюсти при создании муниципальной программы противодействия коррупции:

– Широкое гражданское участие и информационная открытость. Согласованную позицию местного сообщества в отношении взяточничества можно выработать лишь применяя специальные методы вовлечения жителей в процесс создания программы, обеспечивая постоянное информирование граждан о всех нюансах работы. Кроме того, активные граждане – важный и недорогой ресурс создания и реализации программы.

– Эффективность. Общественные ресурсы не безграничны, программные мероприятия должны давать максимальный эффект при минимуме затрат. Разработчикам программы необходимо определить приоритетные направления по оптимальному соотношению важности и достижимости задачи.

– Адаптивность. Взяточники умеют подстраиваться под изменившуюся ситуацию, приобретая устойчивость к антикоррупционным действиям и придумывая новые способы вымогательства. Вывод – нужна постоянная самонастройка антикоррупционной системы, программа должна содержать механизмы, а не однообразные схемы действий.

– Системность. Эффект от комплексной программы больше, чем сумма результатов действий различных ведомств, отвечающих за противодействие коррупции. Синергия действий обеспечивается за счет создания новых связей внутри местного сообщества, информационных и организационных.

К сожалению, эти принципы в очень малой степени реализованы в действующих программах. Видимо, лучшие примеры антикоррупционных программ пока еще создаются. В этой связи нужно уделить большое внимание анализу перспективных наработок и информационному обмену разработчиков программ. Необходимо создание площадки для обсуждения новых методик, обмена опытом, докладов прикладных исследований, доступной для представителей всех муниципалитетов.

 

 

Бондарь В.Н.

 

В музее города Анапы есть неприметная витрина, заполненная осколками глиняных амфор, изготовленных жителями греческого города Горгиппия, на месте которого стоит современная Анапа. Ценность этих черепков том, что на каждом из них хорошо видна прямоугольная печать с греческими буквами. Из рассказа экскурсовода можно узнать, что археологи с точностью до года могут датировать свои находки благодаря этим печатям, так как на них написано имя человека, ответственного за правильность мер и весов в городе. Эта выборная должность ввиду большой ответственности (от размера амфор зависел объем налогов) считалась весьма коррупционно-опасной, и потому избранный на эту должность горожанин не мог замещать ее более года.

 

Изобретенные много лет назад институты демократии доказали свою эффективность в разные времена и в разных странах. Современные россияне воспринимают их как обязательные и вполне привычные. Воспринимают часто неосознанно, не задумываясь над механизмом действия - иначе трудно объяснить, почему многие забывают, что сменяемость власти – фундаментальный принцип демократической системы управления, что выборы сами по себе не имеют смысла, если власть не меняется.

 

Различные социологи-политологи (в Средней Азии - особенно) любят рассуждать о том, что

народ имеет право избрать руководителя снова и снова, не говоря при этом, что это право легко превращается в обязанность. Не секрет, что руководители имеют в руках много рычагов для влияния на исход выборов.

 

Результаты социологических исследований и практика антикоррупционных кампаний свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между уровнем коррупции и сроком полномочий действующего руководителя. Несколько цитат: «Есть еще одна сторона медали - коррупция. Было исследование, авторы которого сопоставили уровень коррупции в странах бывшего СССР со степенью смены власти. Оказалось, что там, где происходит реальная смена власти, ниже коррупция»; «В примерно 20-ти странах Африки проводились социологические исследования, которые показали, что при наличии ротации власти уровень удовлетворенностью демократией возрастает, и люди больше верят в жизнеспособность демократических институтов»; «Успех Сингапура и Гонконга заключался в комплексном подходе к решению проблемы коррупции. Так, одновременно со значительным повышением жалованья государственных служащих по сравнению с зарплатами частного сектора, проводилась также политика ротации чиновников».

 

Нужно признать, что в большинстве стран, имеющих давние демократические традиции, ограничение допустимого срока полномочий для выборных лиц устанавливается лишь на государственном уровне, на уроне местного самоуправления таких ограничений нет. Объясняется это не только реальной независимостью местного самоуправления от государства (местные правила устанавливают сами местные жители), но и низкой степенью концентрации власти. В европейском или американском городке кроме мэра есть еще авторитетные депутаты, казначей и аудитор, множество общественных комиссий со своими полномочиями, управляющие советы при школах и больницах, а также выборные судья и прокурор, независимые СМИ и множество активных общественных организаций. Такие балансы позволяют контролировать власть и поддерживать стабильность без риска увеличения коррупции. В этой ситуации избиратель на выборах взвешивает плюсы и минусы конкретного руководителя. На одной чаше весов – стабильность, доверие инвесторов, устоявшиеся правила, на другой - свежие идеи, новые проекты.

 

Однако в нашей действительности все не так. Российский избиратель часто выбирает между опасливым «как бы не было хуже» и безнадежным «сколько можно терпеть». При этом кандидаты демонстрируют свои личные качества, а не желание изменить систему, а поступки избранных руководителей никак не соотносятся с их программными заявлениями.

 

В поисках баланса между стабильностью и застоем имеет смысл поискать ответы на несложные вопросы, характеризующие действующую власть. В каких домах и квартирах живут местные руководители, где учатся их дети, на каких машинах они ездят, где они отдыхают? Соответствуют ли эти расходы уровню их официальных доходов? Какие чувства вы испытываете при посещении администрации - радость, удовлетворение, недовольство, унижение? Развивается ли система местного самоуправления, создаются ли в системе балансы? Что вам известно о работе комиссии по закупкам? Работает ли в действительности комиссия по конфликту интересов? Есть ли реальные полномочия у органов территориального самоуправления? А у наблюдательных советов школ? Существуют ли в муниципалитете независимые СМИ? Что вы знаете о планах развития своего города? Можете ли повлиять на содержание бюджета? Как власть воспринимает предложения и критику? Много ли важной информации о деятельности чиновников можно найти на официальном сайте администрации? Обсуждаются ли проекты нормативных актов, принимаются ли поправки от жителей? Может ли специалист со стороны устроиться на работу в администрацию, пройдя конкурс?

 

Либеральная политика изменяет сложившиеся институты, консервативная – сохраняет. Специфика российского местного самоуправления в том, что сохранять и менять особо нечего. Поэтому сейчас важно создавать новые элементы в нашей общественной системе. Настоящий лидер – всегда визионер, он видит, каким должно быть будущее, он строитель общественной системы. Такой строитель честен по определению. Разве станет коррупционер создавать систему контроля за своими действиями и делиться своими полномочиями?

 

Читайте внимательно программы кандидатов. Меняйте систему, делайте ее прозрачной и децентрализованной. Тогда вопрос о сроках полномочий отпадет сам собой.

 

Бондарь В.Н.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.