Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды памяти. Одна из первых классификаций видов памяти принадлежит П.П




Одна из первых классификаций видов памяти принадлежит П.П. Блонскому, который выделяет 4 вида памяти, которые отражают характер психической активности человека:

«Память-воображение» – это образная память.

«Память-привычка» – это моторная память.

«Память-рассказ» - это логическая память, память-мышление.

«Аффективная память» - память чувств.

 

На рис. 7 классификация видов памяти отражает взаимосвязь памяти с другими психическими образованиями человека.

 

Наиболее распространённой и полной считается следующая классификация видов памяти:

1. В зависимости от специфики запоминаемого материала различают наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную и другие виды памяти.

Наглядно-образная - это память на зрительные, звуковые, осязатель­ные, обонятельные и другие образы.

Словесно-логическая - память на смысл изложения, его логику, соот­ношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная - память на движения.

Эмоциональная - память на переживания.

 

2. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смыс­ловую память.

Механическая - память, основанная на повторении ма­териала без его осмысливания. Это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Логическая (смысловая) память - вид памя­ти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысло­вых связей. Это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.

 

3. В зависимости от степени осознанности процесса запоминания и целей деятельности различают произвольную и непроизвольнуюпамять.

Непроизвольная память - запо­минание без специальной установки. Однако этому виду памяти свойственна избирательность: непроизвольно лучше запоминается то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью и актуальными потребностями человека, с целями и задачами его деятельности (П.И. Зинченко и А.А. Смирнов).

Произвольнаяпамять - память, основанная на запоминании со спе­циальной установкой, с применением волевого усилия и осознания цели запоминания. Генезис произвольной памяти рассмотрен в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Учёными было сделано важнейшее в изучении памяти открытие: переход биологических форм памяти к высшим специфическим формам является результатом длительного и сложного процесса культурно-исторического развития.

 

4. Важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов – способность удерживать определен­ное время в своем сознании нужную информацию. В зависимости от длительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и опера­тивную память.

Кратковременная память - это запоминание и сохранение информа­ции на короткий срок после однократного и очень непродолжительного вос­приятия.

Долговременная - память длительного сохранения инфор­мации. В долговременной памяти информация оказывается только после многократного повторения.

Оперативная - вид па­мяти, проявляющейся в ходе вы­полнения определенной деятель­ности. Это сохранение материала после его запечатле­ния на определённое время, необходимое для выполнения задачи.

Рис. 7. Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.