КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды памяти. Одна из первых классификаций видов памяти принадлежит П.П
Одна из первых классификаций видов памяти принадлежит П.П. Блонскому, который выделяет 4 вида памяти, которые отражают характер психической активности человека: «Память-воображение» – это образная память. «Память-привычка» – это моторная память. «Память-рассказ» - это логическая память, память-мышление. «Аффективная память» - память чувств.
На рис. 7 классификация видов памяти отражает взаимосвязь памяти с другими психическими образованиями человека.
Наиболее распространённой и полной считается следующая классификация видов памяти: 1. В зависимости от специфики запоминаемого материала различают наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную и другие виды памяти. Наглядно-образная - это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы. Словесно-логическая - память на смысл изложения, его логику, соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. Двигательная - память на движения. Эмоциональная - память на переживания.
2. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Механическая - память, основанная на повторении материала без его осмысливания. Это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается. Логическая (смысловая) память - вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Это запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации.
3. В зависимости от степени осознанности процесса запоминания и целей деятельности различают произвольную и непроизвольнуюпамять. Непроизвольная память - запоминание без специальной установки. Однако этому виду памяти свойственна избирательность: непроизвольно лучше запоминается то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью и актуальными потребностями человека, с целями и задачами его деятельности (П.И. Зинченко и А.А. Смирнов). Произвольнаяпамять - память, основанная на запоминании со специальной установкой, с применением волевого усилия и осознания цели запоминания. Генезис произвольной памяти рассмотрен в работах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Учёными было сделано важнейшее в изучении памяти открытие: переход биологических форм памяти к высшим специфическим формам является результатом длительного и сложного процесса культурно-исторического развития.
4. Важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов – способность удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. В зависимости от длительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память. Кратковременная память - это запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Долговременная - память длительного сохранения информации. В долговременной памяти информация оказывается только после многократного повторения. Оперативная - вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности. Это сохранение материала после его запечатления на определённое время, необходимое для выполнения задачи. Рис. 7. Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |