КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальные различия памяти у людей
В целом успешность памяти любого человека зависит: - от степени завершенности действий запоминания; ^ - от интересов и склонностей личности; - от отношения личности к той или иной деятельности; - от эмоционального настроя; В психологии широко изучены индивидуальные особенности памяти людей. Так, человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п. При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т. п. При эмоциональном типе памяти, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства. Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно сильной образностью. Человек, например, «видит» отсутствующий предмет до мельчайших подробностей. Индивидуальные особенности памяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности человека. А. Р. Лурия описал один из таких случаев с известным «мнемонистом» Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные таблицы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней давности, обстановку, в которой производился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предлагаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы. Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Память в целом и конкретного человека в частности, имеет свои особенности, свидетельствующие о ее продуктивности. Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека в частности. Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Точность - характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. Готовность - одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
Вопросы и задания
1. Перечислите процессы памяти и их функции. Расскажите о жизненных ситуациях, в которых проявляется каждая их них. 2. В чём суть явлений реминисценции и интерференции. Раскройте возможные причины данных явлений. Как проявляется интерференция? Как устранить негативное влияние явления интерференции на запоминание? 3. В чем состоит физиологическая основа памяти? 4. Раскройте теоретические подходы к исследованию памяти. 5. По каким основаниям классифицируют виды памяти? Какие виды памяти вы знаете. Расскажите по схеме (рис. 7) о связи памяти с другими психическими образованиями? Приведите примеры. 6. В чём состоят индивидуальные различия памяти людей? Раскройте понятие «продуктивность памяти». От каких особенностей зависит эффективность работы памяти человека в целом?
Глава 10. Познавательные психические процессы.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |