Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мышления




Мышление

 

Краткое содержание

Понятие мышления. Психологиче­ские теории мышления. Понятие эвристики и эвристической деятельности. Процесс формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину). Интериоризация мыслительных действий.

Функции мышления. Обобщенность и опосредованность мышления. Речь и мышление. Чувственное познание и мыслительная деятельность. Мыслительная деятельность и практика.

Основные мыслительные операции и их функции. Логика мышления. Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение. Конкретизация. Абстракция.

Формы мышления и их взаимосвязь. Понятие, суждение, умозаключение – основные формы мышления. Умозаключения: индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Виды мышления. Виды мышления: по форме, по характеру решаемых задач, по времени, по степени новизны и оригинальности.

Индивидуальные качества мышления. Понятие «творческое мышление». Любознательность и пытливость. Самостоятельность. Критичность. Глубина мышления. Гибкость. Пытливость мышления. Оригинальность. Широта мышления. Прогностичность. Целеустремлённость. Ясность мышления. Быстрота. Влияние характера обучения на формирование типов мышления личности.

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений окружающего мира. В мышлении психика человека совершает мощный качественный скачок в познании и преобразовании мира, так как мышление человека оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.

Мышлениепознавательный психический процесс, наиболее обобщен­ная и опосредованная форма психи­ческого отражения, устанавливаю­щая связи и отношения между по­знаваемыми объектами.

Существуют разные психологиче­ские теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым про­цессом и сводится к простому со­четанию образов памяти (ассоциа­циям по смежности, сходству, кон­трасту). Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной осно­вы и речи. Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышле­ния как процесса, который фор­мируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятель­ность, переходящая затем в сверну­тые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Исследование мышления занима­ет одно из центральных мест во всех философских учениях, как про­шлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и раз­личными другими науками - фило­софией, логикой, физиологией, ки­бернетикой, лингвистикой.

Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущ­ности мышления разными путями:

ü через исследование мышления его законов путем логического ана­лиза;

ü через его исследование с точки зрения психических функций чело­века, процессов, протекающих в нервной системе;

ü через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.

 

Мыслительная деятельность, свя­занная с внезапным решением про­блемы, называется эвристической. Эвристика – наука о законо­мерностях мыслительного поиска.

Важным условием принятия пра­вильного решения и успешного ре­шения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано ни­какой гипотезы. При этом огромную роль играет словесная формулиров­ка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач ве­лика также роль наглядных об­разов, схем, чертежей.

Для решения подавляющего большинства задач требуется привлече­ние теоретических знаний, обобще­ний. Многие задачи решаются пу­тем применения правил, и результат мыслительной работы непосред­ственно переходит в область прак­тического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекаю­щие из развития, уточнения, измене­ния первоначально принятых ре­шений.

Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П. Я. Гальперину):

I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.

II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умствен­ным действиям получает полную систему указаний и систему внеш­них признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие ав­томатизируется, делается целесооб­разным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение при­обретает не только знание условий, но и понимание их.

IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя.

V. Формирование действий во внутренней речи.

Переход от первого из этих эта­пов ко всем последующим пред­ставляет собой последовательную интериоризацию действий - это пере­ход мышления «извне внутрь».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.