КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие мышления
Мышление
Краткое содержание Понятие мышления. Психологические теории мышления. Понятие эвристики и эвристической деятельности. Процесс формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину). Интериоризация мыслительных действий. Функции мышления. Обобщенность и опосредованность мышления. Речь и мышление. Чувственное познание и мыслительная деятельность. Мыслительная деятельность и практика. Основные мыслительные операции и их функции. Логика мышления. Анализ. Синтез. Сравнение. Обобщение. Конкретизация. Абстракция. Формы мышления и их взаимосвязь. Понятие, суждение, умозаключение – основные формы мышления. Умозаключения: индуктивное, дедуктивное, по аналогии. Виды мышления. Виды мышления: по форме, по характеру решаемых задач, по времени, по степени новизны и оригинальности. Индивидуальные качества мышления. Понятие «творческое мышление». Любознательность и пытливость. Самостоятельность. Критичность. Глубина мышления. Гибкость. Пытливость мышления. Оригинальность. Широта мышления. Прогностичность. Целеустремлённость. Ясность мышления. Быстрота. Влияние характера обучения на формирование типов мышления личности. Ощущение и восприятие дают нам знание единичного - отдельных предметов и явлений окружающего мира. В мышлении психика человека совершает мощный качественный скачок в познании и преобразовании мира, так как мышление человека оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – познавательный психический процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как процесса, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий. Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего. Мышление в настоящее время исследуется не только психологией, но и различными другими науками - философией, логикой, физиологией, кибернетикой, лингвистикой. Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями: ü через исследование мышления его законов путем логического анализа; ü через его исследование с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе; ü через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.
Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристической. Эвристика – наука о закономерностях мыслительного поиска. Важным условием принятия правильного решения и успешного решения задачи являются знания. Без знаний не может быть создано никакой гипотезы. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей. Для решения подавляющего большинства задач требуется привлечение теоретических знаний, обобщений. Многие задачи решаются путем применения правил, и результат мыслительной работы непосредственно переходит в область практического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекающие из развития, уточнения, изменения первоначально принятых решений. Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П. Я. Гальперину): I. Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза. II. Происходит формирование действия в материальном виде. На этом этапе обучающийся умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания. III. Действие формируется в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. IV. Этап формирования действий во внешней речи про себя. V. Формирование действий во внутренней речи. Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий - это переход мышления «извне внутрь».
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |