Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В зависимости от характера обучения




Индивидуальные качества мышления

 

Интеллектуальное развитие личности определяется уровнем развитости качеств мышления.

Любознательность и пытливость – стремление узнать как можно больше и доскональнее, стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности.

Самостоятельность мышления – умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли.

Критичность мышления – объективная оценка себя и других.

Глубина мышления – способность анализировать, сравнивать, находить существенное.

Гибкость мышления – умение находить нетрадиционные пути решения задачи, способность к поиску разнообразных вариантов решения.

Пытливость мышления – потребность всегда искать наилучшее мышление, любознательность, стремление к знаниям, открытость новому.

Оригинальность мышления – необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

Широта мышления – способность мыслить не ограниченно.

Прогностичность мышления – умение на основании каких-либо данных выдвигать гипотезы, наиболее точно отражающие истину.

Целеустремлённость мышления – умение объект мышления сделать основной целью деятельности, это стремление к достижению цели деятельности.

Ясность мышления – способность к чётким и точным формулировкам понятий, суждений, умозаключений, обоснований.

Быстрота мышления – способность принимать обдуманные решения в кратчайшие сроки.

 

Высокое развитие вышеназванных качеств мышления проявляется в творческом мышлении личности. Творческое мышление – это необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

Обычно, если в прошлом определённый способ мышления человека при решении некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его в дальнейшем придерживаться данного способа мышления. Происходит возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных причин мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи.

Все указанные качества индивидуальности мышления изменяются с возрастом, а в экспериментальных условиях поддаются коррекции. В педагогической психологии изучается влияние характера обучения на формирование типов мышления личности (Табл. 8).

Таблица 8

Схема формирования типов мышления

 

Тип обучения Характер умственных Операций Тип мышления
Алгоритмное обучение   Описательно-объяснительное обучение   Проблемно-поисковое обуче­ние Точное копирование препода­вателя и учебника   Полусамостоятельное осмыс­ливание. Преобразование и усвоение учебного материала   Самостоятельное синтезиро­вание новых понятий из эле­ментов имеющихся знаний Репродуктивное стандартное мышление   Полусамостоятельное репродуктивно-вариативное мыш­ление   Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)

Вопросы и задания

1. Дайте понятие обобщённости и опосредованности мышления. Приведите примеры из жизненных ситуаций. Что такое интериоризация мыслительных действий?

2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственной формы познания.

3. Назовите несколько понятий. Перечислите основные мыслительные операции необходимые для сравнения понятий.

4. Что такое суждение и умозаключение? Какое между ними различие? Назовите виды умозаключений.

5. Перечислите виды мышления, охарактеризуйте их.

6. Назовите качества мышления. В каких случаях в наибольшей степени проявляются такие качества мышления, как гибкость, самостоятельность, критичность? Приведите примеры.

7. Охарактеризуйте зависимость типа мышления учащегося от характера его обучения. Почему существует такая зависимость?

Глава 11. Познавательные психические процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.