Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные мыслительные операции и их функции




Обобщенность и опосредованность мышления

Функции мышления

 

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщённости способствует то, что мышление носит знаковый ха­рактер, выражается словом. «Всякое слово (речь) уже обобщает» (В.И. Ле­нин).

Благодаря опосредованности ока­зывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также дает возмож­ность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные сторо­ны явлений.

Процесс познания является чрез­вычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непо­средственные впечатления от пред­метов внешнего мира. Эти впечатле­ния добываются с помощью различ­ных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, су­щественна, но недостаточна для ре­гуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.

Весь материал мыслительная дея­тельность получает только из чув­ственного познания. И через чув­ственное познание мышление непо­средственно связывается с внешним миром. Человеческое мышление качест­венно отличается от мышления жи­вотных. Многие задачи решаются пу­тем применения правил, и результат мыслительной работы непосред­ственно переходит в область прак­тического применения. В практике использования данного результата проверяется правильность решения, возникают новые задачи, вытекаю­щие из развития, уточнения, измене­ния первоначально принятых ре­шений. Исполнительные действия сво­дятся в основном к выбору приемов решения задачи.

Нахождение ответа состоит в сверке решения с исходными усло­виями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс пре­кращается. Если нет – процесс ре­шения продолжается снова и проте­кает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

 

Мышление в отличие от других психических процессов совершается в соответствии с определённой логикой. Мышление включает ряд логических опера­ций, таких, как сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение и абстрак­ция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составля­ющих эту проблему элементов, на­ходится решение задачи.

Анализ – расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие элементы с последующим их сравнением.

Синтез – построение целого из аналитически заданных частей, операция, осуществляющая аналитическое мысленное воссоединение частей, признаков, свойств некое единое целое, в мысленный объект.

Сравнение – операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление общности или различности между ними.

Обобщение (классификация, категоризация) – мысленное объединение предметов и явлений в классы, на основе установленных у них общих свойств, осуществляется на основе операции сравнения.

Конкретизация (операция обратная обобщению)– установление конкретных предметов, ситуаций, входящих в общий класс.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует (например, мебель, цвет, наука и пр.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.