Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизация требований к организации управления




Общая характеристика и организационная структура содержания специальности

Научно-практические требования к организации государственного и муниципального управления - в системе управленческой специальности

ТЕМА 6. СЕМЕНАР.

Организационная структура включает две имманентные составные части - структуру и организацию. Под структурой при этом понимается форма упорядоченности элементов системы, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих управленческую специальность независимо от ее элементов и целей. В то время как организация элементов системы внутри и вне ее непосредственно зависит от реализуемых целей и свойств самих элементов. Структура при таком рассмотрении отражает внутреннюю форму организации специальности - систему государственного и муниципального управления. Этот вопрос проявляется через определенную структуру. Организационные отношения имеют более существенное значение по сравнению с управленческими, ибо последние действуют только в общественных системах, в данном случае в консолидирующей системе, которой является государственное и муниципальное управление, как система.

В настоящее время продолжает развиваться и практика, и теория менеджмента как специальности. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории управления. Например, гуманиза­ция менеджмента, как все большая переадресация внимания от тех­нологического управления к управлению человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента к вопросам поведенческого характера.

Известно, что термин «организация» происходит от французского слова organisation и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. В менеджменте, управленческих специализациях в целом понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели управления с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура» латинского происхождения и обозначает расположение и связь составных частей чего-либо, строение. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей.

Типы, виды организационных структур и принципы их построения находятся в центре строения системы государственного и муниципального управления. В современных российских условиях в процессе реформирования и модернизации социальных институтов реализуются два типа организационных структур: экстенсивный (командно-административный) и интенсивный (рыночный). Применение такой типизации организационных структур позволяет достаточно четко определить, какие из них и в какой мере обеспечивают социальный, экономический, политический и технический прогресс в развитии управленческой специальности. Это связано с тем, что организационные структуры и основанные на них системы органов управления должны соответствовать не только производительным силам, но и специфике и тенденциям развития управленческой специальности.

Экстенсивный тип развития организационных структур управления как основы специальности, несмотря на свою консервативность, является довольно распространенным. В нем присутствуют черты, которые можно квалифицировать одновременно и как инерционность, и как устойчивость действующей системы, позволяющую удержать действующие структуры власти и управления от развала, а самой управляющей системе существовать достаточно долго.

Для функционирования экстенсивных организационных структур управления характерны командно-бюрократический централизм как в товарном, отраслевом (ведомственном), так и территориальном (региональном) управлении; недостаточная гибкость и восприимчивость к изменениям, вызванным научно-техническим и социальным прогрессом.

Большое значение имеют административно-правовые (командно-директивные) методы управления, которые превалируют над экономическими и коллегиальными, что способствует развитию бюрократизма и формализма в процессе управления. Слаба адаптация организационных структур к меняющимся условиям производства, управления, новым организационным отношениям.

Отсутствует механизм замены морально стареющих или уже устаревших специальностей в государственных и муниципальных органах.

Одним из основополагающих научно-практических требований к построению организационных структур является принцип выделенной компетентности, то есть в наделении каждого субъекта управления точно очерченными функциями, которые закрепляются за ним в соответствии с Положением о нем необходимыми объемами ресурсов и другими источниками управленческой деятельности.

Так, например, используемая здесь линейная структура - наиболее стройная, формально определенная, применяют четкую систему взаимных связей. В ней ясно выражена ответственность, она гарантирует быстроту реакции на прямой приказ.

Если линейная структура сочетает иерархический принцип с расширением числа звеньев «снизу вверх», то она называется пирамидальной. В такой структуре с новым качеством воплощается принцип единоначалия, где он обогащается градациями ценностей и компетентности.

В целом основные требования к построению организационных основ управленческой специальности таковы:

– баланс ответственности и прав;

– единство, четкость постановки, доступность и понятность финансовых и рыночных, маркетинговых целей по всей структуре;

– простота структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;

– эффективная система связей с другими подразделениями, включая обратную связь;

– координация ответственности на высшем уровне управления! компанией;

– гибкость, приспособляемость структуры в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.

2.2.2. Управленческая специальность: необходимость познания м ногообразия организационных структур и форм управления

Это многообразиеобусловлено большим разнообразием критериев их классификации. Среди них можно выделить общие, особенные и частные критерии. К общим относятся объективные критерии: типы воспроизводства, формы обобществления и масштабы общественного развития. К особенным структурам: формы собственности, принципы организации управления, типы связей. К частным: организационные формы управления (фирмы, ассоциации, концерны, акционерные и другие общества и т.д.) смешанные (горизонтального типа), совместные (международные), национальные и транснациональные; по способу принятия решений - коллегиальные и командные; по формам собственности - государственные, частные и различные их модификации; по принципам организации управления - отраслевые (межотраслевые), территориальные (региональные и федеральные), основного производственного звена и хозяйственных систем; по типам связей - координационные и корпоративные; по видам управления - линейные (командно-административные), функциональные (штабные), комбинированные (линейно-функциональные), программно-целевые (локальные, реализующие в любой структуре сопутствующую цель). Консолидирующий характер требований к организационным формам управления предприятия особенно заметен на примере предприятий. Разнообразие организационных структур и форм их образования в условиях развивающегося рынка продолжает расширяться. Охарактеризуем наиболее распространенные здесь организационные формы.

Завод (фирма) - первичная форма кооперации работников, объединенных производством однотипной продукции.

Комбинат (от лат. combinare - соединять, сочетать) - объединение предприятий (заводов), разных по технологии, но связанных по кооперации. Комбинатом может быть административное объединение Предприятий одной отрасли; объединение предприятий местной (кустарной) промышленности; объединение учебных заведений производственного назначения - учебный комбинат.

Трест - наиболее жесткая форма управления объединенными предприятиями, при которой полностью утрачивается юридическая и хозяйственная самостоятельность, входящих в объединение предприятий.

Концерн (англ. concern) - наиболее развитая форма кооперации предприятий, осуществляется посредством системы участий, финансовых связей, договоров по интересам, личных уний. Концерн может быть вертикальный, горизонтальный, координационный, международный, транснациональный, федеральный и др.

Консорциум (от лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместное исполнение. Консорциум может быть банковский, гарантийный, финансовый, подписной и т.д.

Синдикат (от греч. syndikos - действующий сообща) - объединение однородных промышленных предприятий. Создается в целях сбыта изделий через общую продажную контору, организованную в форме особого торгового товарищества (акционерного общества), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своих изделий. Синдикат как форма объединений получила широкое распространение при создании отраслевой системы управления в России в начале 1930-х годов.

Пул (от англ. pool - буквально общий котел) - форма объединения, имеющего обычно временный характер. Бывают торговые, биржевые, патентные и другие пулы. В них устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли, которая поступает сначала в общий фонд, а затем распределяется в установленной заранее пропорции. Данная организационная форма управления получила широкое распространение в мире. Холдинг (от англ. holding - владение) - корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью акций, которыми она владеет. Холдинг в большинстве случаев имеет решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций.

Организационные формы управления имеют как горизонтальную, так и вертикальную интеграцию. Вертикально интегрированные структуры отождествляют отраслевое управление, а горизонтальная интеграция отражает потребности территориального управления.

С точки зрения регионального обобществления и адекватных горизонтально интегрированных структур (территориального управления) можно выделить следующие организационные формы.

Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - добровольное объединение юридических, физических лиц. Ассоциации имеют различную целевую направленность: экономическую (ассоциации экономического взаимодействия), технологическую (ассоциация воздушного транспорта), функциональную (ассоциация аудиторов, бухгалтеров), административную (ассоциация губернаторов, городов).

Свободные экономические и другие зоны (СЭЗ) - широко открытые для движения товаров, капиталов и рабочей силы территориальные анклавы, в которых создаются наиболее привлекательные налоговые, таможенные, финансовые, правовые условия для деятельности иностранных и местных предпринимателей. На территории СЭЗ действуют предприятия различной национальной принадлежности и любой формы собственности.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) - взаимосвязанное научно обоснованное сочетание размещения различных предприятий и расселения на общей территории, которое может дать большую экономию средств в масштабе всего народного хозяйства, повышая производительность труда, обеспечивая решение проблем охраны природы, улучшения условий жизни, труда, отдыха людей.

Эффективность ТПК достигается рациональным государственным регулированием размещения взаимосвязанных предприятий (на основе кооперирования и комбинирования). Они работают на единой транспортной, энергетической и строительных базах, а также за счет рационального использования природных, трудовых ресурсов, вторичного сырья, отходов. Следует отметить, что наибольшая эффективность ТПК обычно достигается при государственном регулировании процесса его формирования и развития.

Особый интерес для управленческой специальности представляют организационные структуры и формы в органах власти. Сложность формирования организационных структур по всей вертикали власти состоит в том, что механизм реализации функций и принципов управления должен быть адекватен механизму рыночных реформ. Для этого необходима административная реформа, которая сопровождается изменением системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса.

Иначе говоря, концепция переосмысления организационной структуры базируется на положениях, требующих, с одной стороны, отказа от старых стереотипов управления, морально изношенных структур, форм взаимодействия с субъектами собственности и хозяйствования; с другой - широкого вовлечения в преобразованные структуры управления новых ее элементов, ориентированных на критерии и показатели рыночной экономики, демократичных методов управления.

По мере рыночных преобразований все более усложняются отношения между органами всей вертикали исполнительной власти: президентского аппарата, аппарата правительства, администрации субъектов Федерации и органов самоуправления.

В этом направлении в последние годы в России было осуществлено серьезное преобразование. Выделено три вида федеральных органов исполнительной власти: министерство, федеральная служба (управление) и федеральное агентство. Принципиально важно перейти к новой модели, при которой федеральные министерства станут по-настоящему опорными элементами Правительства Российской Федерации, реально и публично ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Другими словами, речь идет о создании правительства, функционирующего как кабинет министров. Система сопротивляется рациональным преобразованиям, так как «защищает свои права на получение так называемой «статусной» ренты. Говоря прямо - взяток и отступных.

Специфика российской действительности такова, что реформа проводится одновременно на трех направлениях и уровнях. Первое - это развитие и укрепление федеральных институтов и органов управления. Второе - расширение самостоятельности субъектов Федерации в выработке и реализации региональной социально-экономической политики, повышение их ответственности за ее результаты. В-третьих, становление и развитие самостоятельности системы местного самоуправления и других форм управления.

Понятно и во многом справедливо желание упростить организационную структуру управления. Вместе с тем ясно, что возрастающая сложность задач требует адекватных организационных структур.

Сложность управления связана с нормой управляемости, которая означает оптимальное число подчиненных на одного руководителя. На нижних уровнях, где характер работы нормирован, возможно установить высокую норму управляемости (от 15 до 40 работников). Однако этот показатель должен постепенно сужаться на верхних уровнях, поскольку работа становится более творческой и в большей степени требует непосредственного общения. Норма управляемости имеет ряд зависимостей.

Как отмечалось ранее, организационная структура представляет собой внутреннее строение организации, совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними, логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Особенности конкретных структур определяются окружающей средой, выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления.

Одной из существенных характеристик эволюции системы является необратимость. Необратимость заключается в невозможности изменения направленности процессов в каждый данный момент времени. При значительном участии обратимых процессов они составляют лишь часть сложного и в целом необратимого процесса системного развития, который носит циклический характер.

В то же время развитие теории в свою очередь оказывает влияние на практику менеджмента.

В настоящее время можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента и других управленческих специальностей: бурное развитие получает культура управления; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; новые методы и технологии современного менеджмента, управленца, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор.

Одной тенденцией развития управленческих специальностей сегодня стало распространение концепций, методов и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов.

В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в государственных, муниципальных и иных некоммерческих организациях.

Развиваются разнообразные специальные виды менеджмента: муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, кризисное управление и пр.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.