КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фаза I - факторы, действующие до прибытия и вхождения преемника в группу
Динамика руководства Более 20 лет назад организационные психологи Д. Гордон и Н. Розен [Gordon & Rosen, 1981] озаботились проблемой, вы несенной в заголовок параграфа, обозначив ее как преемственность руководства и трактуя этот феномен как планиру емую либо непланируемую смену руководителя группы или организации. Они обратили внимание на крайне слабый интерес специалистов к упомянутой проблеме (что, впрочем, ха рактерно и для наших дней). «Многие исследовательские подходы, - заключили ученые, - рассматривают руководство н категориях безвременья. Нас зачастую стараются убедить, что руководители каким-то неведомым образом появляются и группе или организации и либо остаются навсегда, либо бы стро уходят. Чрезвычайно мало или совсем не уделяется вни мания вопросу влияния истории группы на нового руководи теля. Немногим чаще упоминаются и различные аспекты самого процесса преемственности, касающиеся выяснения, например, откуда руководитель пришел, как его отбирали, имеется ли у него мандат на осуществление перемен или не обходимо сохранить статус-кво, что происходит с бывшим ру ководителем и т. д.» [Gordon & Rosen, 1981. P. 227]. Д. Гордон и Н. Розен провели анализ немногочисленных ли тературных данных и предложили свое видение процесса про емственности, некоторую его модель. Они справедливо пола гали, что речь в данном случае следует вести не просто о смене одного человека другим, но о сопровождающем эту поведен ческую процедуру сложном взаимодействии комплекса орга низационных и психологических переменных. Согласно модели, процесс преемственности может быть разби i на две фазы. Первая из них представляет собой совокупность событий, происходящих до прибытия и вхождения преемни ка (нового руководителя) в группу. Вторая фаза - совокуп ность событий, разворачивающихся после того, как он занял свою должность и начал действовать. Причем авторы подче)) кивают, что элементы первой и второй фаз взаимосшкшнм и испытывают влияние друг друга. Остановимся несколько до тальнее на содержании этих фаз. Первый элемент - характеристики преемника. Имеются в виду как подлинные характеристики его самого, так и восприятие его группой (вне зависимости от его функционирования и новой роли). К ним относятся: • биографические характеристики (возраст, образование, • навыки и способности (особенно те, что релевантны • притязания и мотивации (речь идет о том, соответству • профессиональная ориентация преемника (является ли • «внутренний» или «внешний» статус (имеется в виду • предшествующие знания группы о преемнике (его лич Лнторы модели полагают: чем выше степень совпадения ре-,|.'1ьных и воспринимаемых характеристик, тем выше вероятность, что отношения в группе после вхождения в нее преемника будут носить спокойный характер, и наоборот. Глава 6. ПОВЕ ДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 0.5. Динамика руководства
В последнем случае, по мнению авторов, возможна слс дующая ситуация. Некая маркетинговая группа успешно работает под руководством специалиста в области продаж. Новым руководителем внезапно назначается человек из мира финансов, о котором нет предварительной информации. Известие об этом, полагают аи торы, может повергнуть членов группы в состояли» шока и вне зависимости от управленческих способностей нового шефа вызвать сбой в работе системы. Второй элемент - опыт группы в отношении проблемы преемственности. Имеются в виду: • степень, в которой смена руководства ожидаема и пред* • причины, в силу которых преемственность - рутина дли • возможные последствия смены руководителя для грум
• в какой степени группа включена в процесс селекции • были ли в группе «любимые сын или дочь», которых • как функционально сложатся отношения прежнего ру ководитель продвинется наверх, будет ли он иметь возможность и желание влиять на положение дел в группе); • были ли задействованы в поисках преемника внешние Наконец, четвертый элемент - мандат нового руководите-пя. С ним соотносятся: • ожидания и планы относительно будущего организации, • функциональные изменения в роли руководителя (на • различные процедуры вхождения преемника в долж Как отмечают авторы обсуждаемой модели, преемник на протяжении первой фазы ведет себя во многом аналогично группе, выполняя ту же мысленную инвентаризацию ситуации, основанную на его восприятии, знаниях, прошлом опыте и т. д.,,i также отыскивая потенциально полезную в этот период информацию о самой группе.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |