КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стиль руководства. Стиль руководства рассматривается современными специалистами [Yukl & Van Fleet, 1992] как одно из проявлений поведенческого подхода
Стиль руководства рассматривается современными специалистами [Yukl & Van Fleet, 1992] как одно из проявлений поведенческого подхода. Впрочем, аналогичное понимание исследователи демонстрировали и ранее. Достаточно сослаться на представляющееся мне удачным определение стиля руководства, сформулированное в свое время А. А. Русалиновой [1980]. Она понимает под стилем руководства «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя» [Русалинова, 1980. С. 101]. Изучение стиля (или стилей) руководства имеет значительную историю в социально-психологической науке, обнаруживая свои истоки в работах школы знаменитого исследователя К. Левина [2000[а]; 2000[б]]. В конце 30-х - начале 40-х годов прошлого столетия его ученики и сотрудники Р. Липпитт и Р. Уайт [Lippitt & White, 1943; White & Lippitt, 1968] провели серии экспериментов по выяснению влияния стилей руководства на внутригрупповые отношения и продуктивность членов группы, положив начало новому направлению социально-психологической проблематики6. 6. Хотя в литературе нередко используется термин «стиль лидерства», исходя из контекста исследований школы К. Левина и последующих работ в данной области, правомернее все-таки говорить о «стиле руководства» (см. в связи с этим также материалы гл. 1). Исторический экскурс. Напомню вкратце суть этого классического исследования. На первом этапе работы К. Левин и его сотрудники рассматривали влияние двух стилей руководства: авторитарного и демократического. Затем был взят еще один, так называемый нейтральный или анархический (laissez-faire), стиль. Тематика исследования во многом была навеяна ученому политическими событиями той эпохи и связанными с ними обстоятельствами собственной жизни - приходом к власти в Германии нацистов, спасаясь от преследования которых, он был вынужден эмигрировать в США. Эксперименты Р. Липпитта и Р. Уайта заключались в следующем. Один и тот же взрослый (руководитель) поочередно встречался с одинаковыми по численности, возрасту (10-11 лет) и полу группами (они именовались «клубами») подростков, собиравшимися для выполнения разного рода занимательных заданий (изготовление гипсовых масок, конструирование моделей самолетов и т. д.). В каждой из групп руководитель ре-ализовывал какой-либо один стиль руководства совместной деятельностью детей. При авторитарном руководстве все действия членов группы жестко контролировались и направлялись руководителем. Демократическое руководство характеризовалось свободным обсуждением возникавших проблем, отсутствием навязчивости и диктата со стороны руководителя при выборе решения. В ситуации анархического управления руководитель полностью устранялся от участия в групповых дискуссиях и не пытался как-то оценить или направить ход событий. Исследования показали, что в услопиях демократического руководства и свободного участия членом группы в обсуждении внутригрупповых проблем их п:тимоот-ношения носят гораздо более дружегпнчшый характер, чем в других «социальных атмосферах». Демократическое руководство способствовало также усилению рабочей мотивации членов группы и, что существенно, стимулировало их на гораздо большее и сравнении с
Глава 6. ПОВЕ ДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 6.3. Стиль руководства
Попутно стоит заметить, что исследователи в подавляющем своем большинстве занимались изучением двух стилей руко водства: авторитарного и демократического. Причем, что су щественно, с самого начала разработки проблематики стилей руководства был поставлен вопрос о специфике их связи с эффективностью группового функционирования. Иными ело вами, как бы подчеркивалась бесперспективность изучения стилей руководства самих по себе и, напротив, обращалось внимание на их функциональный смысл. Сегодня, по прошествии шести с половиной десятилетий исследовательской практики, все многообразие работ по стило-вой проблематике руководства можно расклассифицировать по нескольким (как минимум, по пяти) направлениям. К одному из них, наиболее традиционному, относятся работы, выполненные в основном по левиновской схеме, с той только разницей, что вместо трех стилей использовались, как пра вило, два: демократический и авторитарный. Причем следует отметить, что в зарубежных публикациях нередко встречаются своеобразные аналоги стилевой дихотомии «демократиче ский - авторитарный», а именно: «разрешающий - ограничивающий», «ориентация на группу - ориентация на себя», «личностная ориентация - деловая ориентация» и т. п. (подробнее об этом см.: [Stogdill, 1974]). Результаты относящихся к данному направлению исследований довольно противоречивы. Они указывают на сравнительно более высокие показатели групповой сплоченности и удовлетворенности индивидов руководителем и группой в условиях демократического руководства и не обнаруживают заметных преимуществ в пользу того или иного стиля по измерению групповой продуктивности [Кричевский и Рыжак, 1985]. Из практики большого бизнеса. Ну а как реализуется сегодня традиционная стилевая дихотомия «демократ = автократ» в практике большого бизнеса? Вот что думают по этому поводу известные специалисты в области организационного консультирования Т. Питере и Р, Уотермен - авторы управленческого бестселлера, пе- реведенного в свое время на русский язык: «Как руководитель вы авторитарны или же демократичны. В действительности вы ни то, ни другое и в то же время являетесь и тем, и другим. Господа Уотсон ("АйБиЭм"), Крок ("Макдональдс"), Мэрриот и другие (речь идет о выдающихся представителях американского бизнеса прошлых лет. - Р. К.) были первооткрывателями в обращении с людьми, как со взрослыми, в стимулировании практических нововведений и отдачи от десятков тысяч, в обращении со всеми, как с членами семьи. Мистер Уотсон в осуществлении своей политики открытых дверей неизменно питал слабость к рабочим; его менеджеры редко выигрывали, когда речь шла о жалобе рабочего. С другой стороны, все эти джентльмены были тверды, как гвозди. Все они были безжалостными, когда кто-то посягал на их коренные ценности служения потребителю и обеспечения качества. Они сочетали в себе, таким образом, заботливость и жесткость. Подобно хорошим родителям, они проявляли большую заботу - и требовали многого. Упрощенное толкование их качеств как соответствующих в основном теории X либо теории Y (своеобразные аналоги авторитарного и демократического руководства. - Р. К.), почти полностью упускает суть дела» [Питере и Уотермен, 1986. С. 135-136]. Другое направление разработки обсуждаемой проблематики с вязано с расширением традиционной стилевой схемы, i истечением в нее дополнительных стилей руководства. К сожалению, работы этого направления (подробнее о них см.: | Кричевский, 1977; Кричевский и Рыжак, 1985]) носят преимущественно умозрительный характер и малоинформатив-и ы с точки зрения конкретных эмпирических данных. Нпрочем, справедливости ради стоит все-таки упомянуть здесь i >дну из работ этого направления, используемую иногда специалистами при анализе деятельности руководителя. Я имею и виду так называемую управленческую матрицу, впервые описанную Р. Блейком и Д.Маутон [Blake & Mouton, 19641 и 11 редставленную на рис. 6.1.
286 Глава 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ использования этого стиля. Проводя много лет на:шд исследование в коллективах молекулярных биологон, я обнаружил в одном из научных отделов три группы иг следователей, формально подчинявшихся трем извеп ным академикам, которые в силу занятия еще многих других руководящих постов редко видели своих сотрудников. Последние (очень молодые, увлеченные наукой люди), как выяснилось из бесед, только радовались подобной ситуации. Никто их, что называется, не дерш!, они были достаточно защищены авторитетом и властью своих шефов и в то же время имели необходимую дли творческой работы свободу действий, отчего их науч ная продуктивность только возрастала. Ряд работ в области стилевой проблематики [Кричевский и Маржине, 1991; Русалинова 1980; Шакуров, 1982] может быть отнесен к так называемому многомерно-функциональному направлению исследований стиля руководства. Суть этого под хода состоит в рассмотрении наиболее часто упоминаемых м литературе [Кричевский и Маржине, 1991] психолого-упран ленческих функций руководителя (типа делегирования пол номочий, целеполагания, стимулирования, информирования, принятия решений, контроля, заботы о подчиненных и т. д.) как отдельных измерений (параметров) стиля руководства. При таком понимании стиля его сущность не сводится лишь к одному наиболее часто описываемому разными авторами проявлению - особенностям принятия решений. Скорее рем г, должна идти о своеобразном стилевом профиле руководите ля, характеризующем специфику реализации им соответству ющих психолого-управленческих функций. Подобная специ фика и состоит в «стабильно проявляющихся особенностях взаимодействия руководителя с коллективом», которые, со гласно приведенному выше определению А. А. Русалиновой [1980], составляют суть проявлений стиля руководства. Методическое отступление. В качестве примера эмпи рической реализации обсуждаемого подхода приведу фрагмент из диссертационного исследования А. В. Map
k i |. Стиль руководства жине [Кричевский и Маржине, 1991], изучавшей или» яние стиля руководства тренера на эффективность uo;i главляемой им спортивной команды (юношеский ho;i раст). Ею использовалась многокомпонентная стидевмн модель, основывавшаяся на положениях многомерно3 функционального подхода. Модель включала 12 типом взаимодействия тренера со спортсменами, представляющих функциональные компоненты этой роли (имея в виду ее психолого-управленческий аспект), а именно: обсуждение решений, целеполагание, контроль выполнения заданий, близость к членам команды, развитие инициативности спортсменов; разбор действий каждого из членов команды; учет мнений спортсменов, информирование их, забота о членах команды, постановка сверхцелей, поощрение спортсменов и делегирование им со стороны тренера части его управленческих полномочий. Частота реализации тренером соответствующих компонентов стиля руководства измерялась набором следующих адресованных спортсменам суждений (привожу их выборочно, полностью они содержатся в работе: [Кричевский и Маржине, 1991]): 1. Прежде чем принять ответственное решение, касающееся команды, тренер обсуждает его со спортсменами. 5. Тренер стремится к развитию у спортсменов инициативности в спорте и жизни. 9. Тренер заботливо относится к каждому члену команды, стремится лучше узнать и понять своих учен и коп. 12. Осуществляя свои руководящие функции и комам° де, тренер передает некоторые из них отдельным игрокам (например, капитану команды или каким-то другим спортсменам). По каждому суждению имелось семь вариантой отпета: от «всегда» (7 баллов) до «никогда» (1 балл). Респондент мог выбрать только один вариант. При обработке данных на основе индивидуальных ответов вычислялись среднегрупповые показатели частоты реализации тренером соответствующих компонентов стиля. R ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ 288______________ Еще одно рассматриваемое здесь направление изучения t ш левой проблематики касается значительного круга работ и nd ласти так называемого соучаствующего (или, как шпили можно прочесть в литературе, партисипативного) рукопш!-ства. Своим появлением эта стилевая разновидность оГш.ш-на прежде всего упоминавшимся выше исследованиям пи-лей руководства в школе К. Левина и несколько позднее j полевым экспериментам Л. Коча и Д. Френча [Coch & Frenrli, '■ 1948] по преодолению сопротивлений нововведениям. Последующее изучение соучаствующего руководства всшн'Ь довольно интенсивно и характеризовалось использованием множества разнообразных методов (лабораторные и полент» эксперименты, корреляционные исследования, качественный анализ управленческих ситуаций, включая интервью эффек тивных руководителей и их подчиненных), имевших целы» составить более полное понимание феномена. К этому стели добавить, что соучастие в принятии решений и других воирп сах жизни организации рассматривается специалистами [Кри чевский, 1998] также и в качестве одного из методов повыше ния мотивации и в целом - эффективности труда работником Чтобы точнее выразить суть соучаствующего руководства, не речислю ряд важнейших его черт, обычно называемых специ алистами [Кузнецов, 1989; Bass & Barrett, 1981; Cotton et ill 1988; Wagner & Gooding, 1987; Yukl & Van Fleet, 1992]: • регулярные совещания руководителя с подчиненными, • индивидуальное консультирование руководителем под • открытый характер отношений между руководителем и
• вовлечение подчиненных в разработку и принятие opt a • делегирование подчиненным ряда полномочий, связан • участие рядовых работников как в планировании, так и • создание особых групповых структур, наделенных пра- • предоставление отдельным работникам возможности ав- I iIKum образом, соучаствующее руководство характеризуется ми'ша широким спектром действий по включению членов и |*1очей группы (шире - организации) в управленческий про-цесс и по сути дела представляет собой дальнейшее (причем шичительное) развитие демократического, или коллегиального, стиля. Интересно, что в литературе [Bass & Barrett, 1981] встречаются попытки очертить условия применения соучаствующего стиля управления. Они предполагают учет трех групп факторов: характеристик руководителя и подчиненных, а также стоящих перед группой задач. Что касается руководителей, способных к реализации соучаствующего стиля, то, как правило, это достаточно уверенные в себе люди, более старшего возраста, с высоким образовательным уровнем, ценящие способности и предложения подчиненных, ориентированные на оценку с их стороны и ожидающие от них креативных решений и развитых моральных качести. Применительно к подчиненным этот стиль ориентирован на людей с высоким уровнем знаний, умений, навыков, выраженной потребностью в независимости, сильной тягой к творчеству, личностному росту, интересом к работе, направленностью на достижение отдаленных целей, стремлением к равенству в отношениях. 290__________ Глава 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Наконец, релевантные обсуждаемому стилю руковод ства задачи характеризуются множественностью, ди«вергентностью решений, предполагают значительный теоретический анализ и высокий профессионализм при выполнении, в ходе которого требуют от исполнителей средних по напряжению усилий. Ограничениями к применению соучаствующего стили служат, по данным обзора А. В. Кузнецова [1989]: • нежелание руководителя делиться властью с под • низкий профессиональный уровень подчинен
• плохое информирование членов организации, • недостаток организационных стимулов для вклю • дефицит времени, отводимого для работы над • специфика задачи, требующая применения бо Исходя из вышесказанного, можно предположить, чти соучаствующее руководство наиболее характерно дли наукоемких организаций, занятых созданием высоко технологичных продуктов. Хотя, как отмечалось выше, соучаствующее руководство шу чается довольно продолжительное время, данные количеп венных исследований связи этого стиля с эффективность* i управления весьма противоречивы [Cotton et al., 1990; Leaim et al., 1990]. Гораздо более однозначны в этом смысле резуль таты работ описательного плана, посвященных рассмотрению конкретных ситуаций деятельности эффективных менеджг 0 .3. Стиль руководства ров. Ярким тому примером является упоминавшаяся иыпн' работа Т. Питерса и Р. Уотермена [1986]. Описывая меиедж мент в лучших компаниях мира, авторы неоднократно под черкивают, что эффективные руководители постоянно иг пользуют в своей деятельности элементы соучаствующего управления типа консультаций, делегирования подчиненным нластных полномочий, предоставления им свободы действий и нрава на самостоятельные решения. Кросскулыурное отступление. Во всех ли, однако, странах опора на соучаствующее управление сопровождается позитивными эффектами? Нет, отвечают результаты исследований, проводимых в рамках упоминавшегося выше GLOBE-проекта [Dickson et al., 2003]. Дело в том, что существенным культурным фактором, обусловливающим успешность применения этого стиля, выступает дистанция власти. Установлено, что соучаствующий стиль руководства позитивно влияет на рост удовлетворенности и лояльности работников, а также на продуктивность их работы только в странах с низкой дистанцией власти (например, в США). В странах же с высокой дистанцией власти (например, в Мексике, на Тайване) позитивно соотносится с упомянутыми переменными «на выходе» директивный стиль руководства. I l.iконец, последнее из выделяемых мной направлений рамра-r in пси стилевой проблематики (оно характеризуется далее как вероятностное) является, безусловно, наиболее продуктивным сравнительно с четырьмя другими рассмотренными ны= ... направлениями исследований. Речь в этом случае фактн иски идет о самостоятельном подходе, делающем акцепт им нпосредованности связей стиля руководства с групповой;к|> фсктивностью спецификой ситуации, в которой функциоми ■ (•уют руководитель и группа, на подчеркивании нелинейного, "■•роятностного характера этих связей. Как будет поюшпо и i i 7, сегодня это одно из доминирующих направлений и ис-идовании организационного лидерства, представленное ря-ц|м признанных в профессиональной среде моделей и оии-I' мощееся на огромный массив эмпирических данных. 290__________ Глава 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Наконец, релевантные обсуждаемому стилю руковод ства задачи характеризуются множественностью, ди-вергентностью решений, предполагают значительный теоретический анализ и высокий профессионализм при выполнении, в ходе которого требуют от исполните» лей средних по напряжению усилий. Ограничениями к применению соучаствующего стиля служат, по данным обзора А. В. Кузнецова [1989]: • нежелание руководителя делиться властью с под- • низкий профессиональный уровень подчинен
• плохое информирование членов организации, • недостаток организационных стимулов для вклю • дефицит времени, отводимого для работы над • специфика задачи, требующая применения бо Исходя из вышесказанного, можно предположить, что соучаствующее руководство наиболее характерно для наукоемких организаций, занятых созданием высокотехнологичных продуктов. Хотя, как отмечалось выше, соучаствующее руководство изучается довольно продолжительное время, данные количественных исследований связи этого стиля с эффективностью управления весьма противоречивы [Cotton et al., 1990; Leana et al., 1990]. Гораздо более однозначны в этом смысле результаты работ описательного плана, посвященных рассмотрению конкретных ситуаций деятельности эффективных менедже-
и.З. Стиль руководства ров. Ярким тому примером является упоминавшаяся выше работа Т. Питерса и Р. Уотермена [1986]. Описывая менеджмент в лучших компаниях мира, авторы неоднократно подчеркивают, что эффективные руководители постоянно используют в своей деятельности элементы соучаствующего управления типа консультаций, делегирования подчиненным пластных полномочий, предоставления им свободы действий и права на самостоятельные решения. Кросскультурное отступление. Во всех ли, однако, странах опора на соучаствующее управление сопровождается позитивными эффектами? Нет, отвечают результаты исследований, проводимых в рамках упоминавшегося выше GLOBE-проекта [Dickson et al., 2003]. Дело в том, что существенным культурным фактором, обусловливающим успешность применения этого стиля, выступает дистанция власти. Установлено, что соучаствующий стиль руководства позитивно влияет на рост удовлетворенности и лояльности работников, а также на продуктивность их работы только в странах с низкой дистанцией власти (например, в США). В странах же с высокой дистанцией власти (например, в Мексике, на Тайване) позитивно соотносится с упомянутыми переменными «на выходе» директивный стиль руководства. 11аконец, последнее из выделяемых мной направлений разра-оотки стилевой проблематики (оно характеризуется далее как вероятностное) является, безусловно, наиболее продукт им» пым сравнительно с четырьмя другими рассмотренными мы ше направлениями исследований. Речь в этом случае фактически идет о самостоятельном подходе, делающем акцент на опосредованное™ связей стиля руководства с групповой эффективностью спецификой ситуации, в которой функционируют руководитель и группа, на подчеркивании нелинейного, нероятностного характера этих связей. Как будет покапано м 1л. 7, сегодня это одно из доминирующих направлений \\ исследовании организационного лидерства, представленное рядом признанных в профессиональной среде моделей и опирающееся на огромный массив эмпирических данных. 292__________ Глава 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Наряду с указанными выше основными направлениями иг следования стилей руководства выделю вкратце еще несколько дополнительных, побочных аспектов изучения этой проблемы. Как правило, они представлены одиночными работами. Один из таких аспектов связан с выделением факторов, влияющих на формирование стиля руководства. В выполнен ном в свое время обзоре Н. В. Ревенко [1980] к числу таких факторов относятся: тип организации; характер деятельности группы, организации; стабильность или динамичность органи зации; личные качества руководителя; личные качества под чиненных; структура организации; особенности ситуации; эко логия группы, организации. Сегодня к этим факторам можно было бы добавить еще и культурный контекст руководства, Кросскультурное отступление. Вот один из исследони тельских примеров культурной детерминации стиля ру ководства. Нидерландские ученые [Glunk et al., 20011 провели сравнительный анализ особенностей топ-мс неджмента в трех, казалось бы, не столь уж и далеких по культуре европейских странах - Великобритании, Дании и Нидерландах. Тем не менее стилевые различии между британскими топ-менеджерами, с одной сторо ны, и их датскими и нидерландскими коллегами с другой, оказались весьма существенными. Так, доминирующий стиль руководства носит: • в Великобритании - маскулинный характер (сю • в Дании - фемининный характер (его отличаю! • в Нидерландах - фемининный характер (его от Несущие на себе отпечаток стиля руководства, проще дуры принятия решений топ-менеджерами основы ваются:
6.3. Стиль руководства • в Великобритании - на независимости, волюн • в Дании - на эгалитаризме, сотрудничестве и • в Нидерландах - на согласовании и компромис Как полагают исследователи, причины указанных стилевых различий в том, что Великобритания (вместе с Ирландией) относится к так называемому культурному англо-кластеру, тогда как Нидерланды и Дания (вместе с Финляндией и Швецией) относятся к так называемому культурному скандинавскому кластеру. Другой побочный аспект анализа проблемы -изучение динамики стилей руководства. Имеется в виду смена стилей в континууме «автократ - демократ», обусловленная переменами в жизни социальной группы. К сожалению, сколько-нибудь серьезной эмпирической разработки данный вопрос не получил. Как правило, при его рассмотрении исследователи не идут дальше общих рассуждений о необходимости прояв-мения руководителем гибкости, умения «переключаться» в ивисимости от ситуации и уровня развития группы с одного стиля на другой и т. п. (подробнее об этом см.: [Кричев-екий и Рыжак, 1985]). I 'ассмотрением стилевого аспекта не исчерпывается, однако, (Осуждение поведенческого подхода к руководству. Этот под-чод обнаруживает себя и в ряде других направлений исследо-иательского поиска. В частности, одно из них связано с выяснением, в какой мере реализация руководителем одновременно и лидерской роли (в ее психологическом, не организационном, смысле) влияет на эффективность его управленческой ц-ятельности. Глава * ппнЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДИ
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |