Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданско-правовые и административные элементы регистрации: гражданско-правовые функции и последствия административных отношений




Регистрация по своей сути заменяет общее правило определения момента возникновения права собственности на вещь. Применительно к государственной регистрации ГК РФ по сути включает государственную регистрацию в сложный юридический состав возникновения права собственности. Этот юридический состав влечет последствие в виде перехода права собственности от одного лица к другому.

Регистрация, ее административно-правовая природа для гражданского права несколько вторична. Так, обязанность прежнего собственника участвовать в регистрации рассматривается как гражданско-правовая обязанность, но не регулируется деятельность органов власти. Указываются лишь функции регистрации, но по сути своей эти функции с регистрацией могли бы быть и не связаны.

Функции регистрации для гражданского права:

· способ укрепления права — придание праву большей юридической устойчивости (опровержение зарегистрированного права требует исключительно судебного порядка); это укрепление права в глазах участников гражданского оборота;

· условие возникновения права (легализация) — со стороны государства констатируется некое право (фактам придаются материально-правовые последствия);

· учет прав — в основном для фискальных целей («внутренние» цели государства);

· форма контроля за возникшим правом.

Указанные функции могли бы придаваться и иным институтам (государственная регистрация является одним из возможных способов). Так или иначе, возникновение права зависит от государства; оно зависит от конкретных государственных органов. Встает вопрос, является ли это ограничением права.

Гражданин имеет право на приобретение собственности (ст. 35 Конституции РФ); это право носит материально-правовой характер. При этом со стороны государства могут быть установлены определенные условия (условия заключения сделок), в том числе, определяющие порядок возникновения права. Однако установление порядка есть навязывание гражданину административной процедуры, что препятствует свободной реализации конституционного права гражданина.

Возникает вопрос, можно ли из конституционного права собственности вывести право гражданина на государственную регистрацию права собственности. Данный вопрос вызовет недоумение: государство объективно и не может злоупотреблять своей властью. В реальности государство занимается не констатацией фактов, а ограничением прав гражданина на «вступление» в собственность и на реализацию этого права.

Государство может затягивать момент регистрации права собственности, может отказывать в регистрации права собственности, и далеко не всегда отказ будет лежать в области отсутствия материально-правовых оснований (формальные основания для отказа). Государственная регистрация — это вполне значимое и осязаемое ограничение права собственности; при этом само право на регистрацию не признается (в силу презумпции независимости и объективности государства).

Белов не может поставить земельный участок на кадастровый учет. Система «одного окна» (КУ+ регистрация права) – говно, потому что тут предельного срока общего нет и все может длиться месяцы, а то и более года. Ему уже много раз отказывались. То правила оформления межевого плана менялась. Когда оформили по новому и сдали в кадастровую палату, выяснилось, что нету подписи кадастрового инженера. И снова отказали. Кадастровый инженер подписал. Потом потребовалась подпись главы администрации. И так далее.

Виды государственной регистрации:

· по объектам — лица, недвижимость, объекты интеллектуальной собственности, специальные объекты прав, транспортные средства;

· по юридическому значению — права и объекты;

· по целям — защита интересов частных лиц и защита общественной безопасности.

В отношении недвижимости регистрация двойная: кадастровый учет и регистрация.

Недвижимое имущество, в отношении которого регистрируются права: земельные участки, здания, строения и сооружения и отдельные помещения в них, а также водные суда (ст. 16-22 КВВТ РФ, гл. 3 КТМ РФ), транспортные средства (требуется для допуска к эксплуатации).

Регистрация транспортного средства не допускается в отношении транспортных средств с признаками подделки, изменения маркировки и прочее. См. решение ВС РФ от 09.11.2011 №ГКПИ11-1598. Право не оспаривается, но объект не регистрируется. Применительно к регистрации ТС еще один пример значения государственной регистрации. С одной стороны, тут уже нет отношения к судьбе права. Право от учета не зависит. Но чтобы осознать значение, нужно купить автомобиль с номером двигателя, имеющим следы изменений. Правила, которые многократно пытались оспорить в суде. Правило предусматривает, что если есть следы изменения, то регистрация не проводится. Точка. А бывает, что коррозией разрушает.

Если есть следы подделки, то независимо от всего, без всяких лишних вопросов, государственный орган запрещает эксплуатацию данного ТС. ВС по оценке этого приказа МВД ссылался на то, что запрет эксплуатации – полномочие, предоставленное законом о Полиции ОВД. При этом, закон на самом деле такого полномочия НЕ предоставляет. Не предоставляют ОВД полномочия запрещать эксплуатацию.

 

Способы укрепления права:

· нотариальное удостоверение (Российская империя, СССР);

· договорные гарантии вещных титулов (США);

· государственная регистрация — ипотечная система (Германия), романская система регистра (Франция, Италия, Испания), система Торренса (Южная Австралия).

Принципы государственной регистрации:

· публичность — обнародование принадлежности права и выдвижение возражений в процессе регистрации; публично-властное признание права (в государственной регистрации государство принимает непосредственное участие);

· регистрация прав, а не документов;

· регистрация прав и сделок (обязательств), а также любых обременений права, в том числе публичных;

· юридическая защита только зарегистрированных прав, даже в судебном порядке;

· презумпция добросовестности записей реестра;

· возможность оспаривания зарегистрированного права, но не самой регистрационной записи.

См. Сергеева И. В. О некоторых проблемах, связанных с оспариванием государственной регистрации права // Арбитражные споры. СПб, 2005. №3. С. 87-101. Там рассказано, почему оспаривание не приведет к нужному результату. Запись признают незаконной, но истец не займет место лица, который был в Реестре. Это спорный тезис.

Идея, что реестр предопределяет права – порочна. Реестр должен их фиксировать. Мы можем оспаривать признание со стороны государства, но часто это бессмысленно. Спор должен возвращаться в материально-правовое русло.

 

Определение КС РФ от 05.07.2001 №154-О: регистрация есть подтверждение имеющегося материального права.

Регистрация:

· деятельность властного органа;

· влечет правовые последствия;

· регистрационное действие отвечает признакам официального акта органа;

· в рамках регистрации проводится экспертиза — это элемент внутренней процедуры, имеющая значение лишь для самой процедуры и не имеющая такового для гражданско-правовых последствий.

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2001 по делу №4156/00, от 30.09.2003 №8093/03: предмет оспаривания и процессуальная форма (двуединство требований); невозможно признание права недействительным.

Если государственная регистрация является ограничением права, для гражданина должны быть созданы процессуальные условия для судебного обжалования препятствий реализации права гражданина.

 

 

Шварц Михаил Зиновьевич




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.