КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОБЩИЕ ИТОГИ 2 страница
В XVIII в. большую роль в развитии физиологии рефлекса сыграл А. Галлер. Продолжая линию Я. Сваммердама, А. Галлер вновь приходит к убеждению, что для мышечного сокращения участие головного мозга необязательно. Многочисленными опытами он установил автономный характер мышечного сокращения, что и свидетельствовало о полной безучастности центрально-мозговых структур в простейших элементарных нервно-мышечных реакциях. Под влиянием опытов и взглядов А. Галлера позиции рефлекторного атомизма еще более укрепились. Против рефлекторного атомизма А. Галлера выступил английский ученый Р. Витт. Множество конкретных фактов, которыми располагал Р. Витт, убеждали его в том, что, с одной стороны, нельзя «втискивать разум» в каждый нервно-мышечный акт, но и нет оснований сводить движения только к машинообразным, с другой. Чтобы разрешить это противоречие, Р. Витт вводит новый «чувственный принцип», как будто бы примиряющий принцип машинообразности с принципом участия души в нервно-мышечных реакциях. По его мнению, все двигательные акты, включая и непроизвольные, содержат в себе чувственные компоненты. При автоматизации сознательный компонент полностью не исчезает, в редуцированном виде он остается в каждом автоматизированном движении. Имея в виду, что часть рефлекторных движений сохраняется после удаления головного мозга, Р. Витт предположил, что «чувственный принцип» действует и на уровне спинного мозга. «Панчувствительная теория» Р. Витта вызвала острую критику, ибо она несла с собой опасность скатиться к витализму. Вместе с тем ценным во взглядах Р. Витта, как полагал П.К. Анохин, является попытка «объединить все многообразие машинных, автоматических и произвольных реакций в одном неврологическом принципе» [5, с.49]. Р. Витт одним из первых обратил специальное внимание на возможность вызвать ряд органических рефлексов от одного вида внешнего предмета. Его догадки о «психических рефлексах» станут объектом экспериментального обоснования только через 150 лет в лабораториях И.П. Павлова. С именем Р. Витта связывают завершение первого периода в истории рефлекса, поскольку ему удалось рефлекторному принципу «придать такую четкость и такой физиологический смысл, какой уже не изменялся вплоть до классиков рефлекса XIX столетия» [5. с.44]. Во второй половине XVIII в. тенденция ограничить действие рефлекторного механизма уровнем спинного мозга становится все заметнее. Особенно ярко она была выражена у П. Кабаниса и Ф. Блейна. Последний открыто призывал физиологов изъять проблему волевых, осознаваемых актов из круга вопросов, которыми должна заниматься физиология. После Ф. Блейна начинается официальное разграничение спинномозговой физиологии от психологии, которой полностью вверялся головной мозг как орган мыслящей субстанции, ее сознательных и произвольных актов. Но точка зрения Ф. Блейна разделялась не всеми. Ей противостояла другая тенденция, в которой выражалось стремление распространить рефлекторный механизм на все уровни нервно-мозговой деятельности, что означало перенос его действия в области психических явлений. Из философов с такими взглядами выступал Ж. Ламетри, а из естествоиспытателей - чешский физиолог И. Прохазка. Оба они развивали идею пригодности рефлекторного принципа для анализа психических явлений. Более того, у И. Прохазки рефлекторный принцип получил множество других важных оттенков. Так, в отличие от Р. Декарта, у которого отражательный механизм не включал психические компоненты, И. Прохазка, наоборот, полагал, что чувственные элементы, независимо от того осознаются они или не осознаются, обязательно входят в структуру рефлекторного акта. Они являются для организма «компасом жизни», позволяющим ему выделять полезные и вредные для него воздействия. Таким образом, рефлекторный механизм имеет для организма биологический смысл, поскольку он служит орудием приспособления к среде. После Р. Витта И. Прохазка олицетворял высший научный авторитет в области Ψ____§ 3. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории _______________
физиологии рефлекса. Он является автором классической формулировки рефлекса, которая была принята всеми физиологами XIX столетия. Анатомическую основу для рефлекторной схемы И. Прохазки установили независимо друг от друга английский физиолог Ч. Белл и французский ученый Ф. Мажанди. Экспериментальным путем им удалось определить какой из нервов несет чувствительную функцию, а какой -двигательную. Открытие сенсорных и моторных нервов дало мощный толчок к дальнейшему развитию рефлекторного учения. Новым для теории рефлекса было открытие Ч. Беллом регулирующей функции мышечного чувства в построении различных движений. Это новое открытие изложено Ч. Беллом в его теории «нервного круга». Против кольцевого характера рефлекса выступил М. Холл, сторонник рефлекторного атомизма. Он отрицал участие мышечного чувства и головного мозга в рефлекторных двигательных актах. Представления М. Холла окончательно закрепляют в физиологии дуализм головного и спинного мозга. И. Мюллер, выполнивший много исследований по изучению анатомических структур рефлекса, вынужден был отойти от ортодоксального варианта рефлекторного атомизма М. Холла. Он обнаружил, что отдельные рефлексы такие, например, как чихание, рвота, кашель и др., носят обобщенный характер и захватывают собою различные спинномозговые.структуры. Значение И. Мюллера в данном случае состоит, по мнению П,К Анохина, в стремлении подчеркнуть и доказать интегративный характер всякого рефлекторного акта, каким бы локальным он не казался, [5, с.67]. Другое расхождение М. Холла и И. Мюллера касалось вопроса о роли ощущений в движениях, М. Холл считал, что рефлекторные и сенсорные акты между собой не связаны. Ощущения, согласно М. Холлу, не могут стать причиной движения. И. Мюллер полагал, в свою очередь, что ощущения являются фактором интеграции отдельных ответных действий организма. Вместе с тем, общим для М. Холла и И. Мюллера было следующее: с их точки зрения ощущения лишь внешне сопровождают движения и рефлекторные акты, не входя в их структуру. Рефлекс мыслился как «механическое» и «слепое» движение, предопределенное анатомическим строением организм и независимым от того, что происходит во внешней среде. Это вынуждало физиологов обращаться к бестелесной силе или душе, способной выбирать и синтезировать из существующего набора рефлексов те из них, которые более всего подходят ей для управления телом. Помимо И. Мюллера свое несогласие с М. Холлом выразил немецкий физиолог Э. Пфлюгер. Проведя много опытов по изучению спинномозговых рефлексов, Э. Пфлюгер пришел к заключению о том, что одного рефлекторного принципа недостаточно для объяснения целесообразных приспособительных актов и поведения животного. Целесообразный характер движений предполагает включение чувствительных компонентов даже на уровне спинного мозга. Отсюда Ф.Пфлюгер выдвигает теорию «спинномозговой души» как регулятора спинальных рефлексов. В спор с Э. Пфлюгером вступил Г. Лотце, выдвинувший идею о том, что целесообразные движения обезглавленной лягушки обусловлены прошлым вмешательством души в организацию и оформление рефлекторных актов. По представлению Г. Лотце, при жизни под влиянием бестелесной души, помещаемой им в головном мозгу, организм научается перестраивать и комбинировать свои рефлексы в адекватные поведенческие акты. После длительных упражнений эти целесообразные движения становятся настолько привычными, что они могут в том же виде проявляться даже тогда, когда головной мозг, как седалище души, удален. В идеалистических взглядах Г. Лотце дуализм души и рефлекса нашел свое крайнее выражение. Физиологи никак не могли выйти на линию связи психического и физиологического. Определяющую роль в переброске моста между психологией и физиологией, на основе рефлекторной концепции, сыграл русский ученый, основатель научной физиологии и психологии в России, И.М. Сеченов. В его руках рефлекторный принцип стал орудием борьбы с идеализмом в физиологии и психологии, основой для перевода психологии на естественнонаучные рельсы, объективные и экспериментальные методы исследования. Поскольку идеи И.М. Сеченова имели программное значение для естественнонаучной перестройки психологии их целесообразно рассмотреть несколько позднее в связи с анализом Ψ___§ 4. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии__________________ теоретических программ, на основе которых психология будет оформляться как самостоятельная и экспериментальная наука.
§ 4. Успехи физической Наиболее интенсивное развитие сенсорной физиологии началось в оптики, акустики и сен- первой полови не XIX столетия. Исходную основу для сорной физиологии физиологии органов чувств составили физическая оптика и акустика. Первые точные знания о строении и работе органов чувств стали появляться уже в средневековье. Пионерами оказались арабские ученые, а именно Альгазен и Авиценна. Так, Альгазен на опытной основе показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор, и что причиной возникновения чувственных образов являются не истечения, как предполагали многие древнегреческие мыслители, а законы отражения и преломления света. Той же позиции придерживался Авиценна, которым изучались законы смешения цветов с помощью специально изготовленного вращающегося диска. В XIII в. английский схоласт Р. Бэкон также считал, что причины формирования психического изображения лежат в природных законах распространения, преломления и отражения света. Последующая разработка проблем зрения была связана с именами крупнейших физиков И. Кеплера, Р. Декарта, Р. Гука. И. Ньютона, М.В Ломоносова. Физиками был установлен ряд ценнейших положений относительно оптических свойств глаза, хрусталика и сетчатки, механизмов аккомодации и бинокулярного зрения, роли глазных мышц в восприятии предметов, влияния объективных условий восприятия (угла зрения, освещенности и др.) на характер видения внешних объектов, особенностей цветового зрения. В XVIII в. в области зрения много опытов проводилось по определению слепого пятна, остроты зрения, порогов различения, длительности последовательного образа и т.д.[95]. Большой интерес в тот период вызывали вопросы цветового зрения. Этот интерес в значительной мере был стимулирован появлением первых теорий цветового зрения (Т. Юнг, М.В. Ломоносов), выступлением в печати английского химика Дальтона, описавшего дефекты своего зрения - красно-зеленую слепоту. По сравнению со зрением намного меньше было научных сведений о строении и работе слухового аппарата и совсем мало о других органах чувств - осязании, обонянии, вкусовой чувствительности. Краткий и беглый обзор показывает, что к началу XIX в. наибольшее количество сведений имелось в основном в области физической оптики. Это было обусловлено, прежде всего, важностью органа зрения в практической жизни, а также потребностями астрономии, где знания о зрительном аппарате были чрезвычайно необходимы. В первой половине XIX столетия развитие сенсорной физиологии характеризовалось двумя основными чертами. Во-первых, в данный период происходило обобщение опыта работы физиков, химиков, анатомов, врачей и на этой основе шла дальнейшая разработка проблем, выдвинутых и поставленных в предшествующих исследованиях при изучении строения и функций ведущих органов чувств. Во-вторых, сенсорные эффекты начинают соотноситься не столько с физическими свойствами внешних предметов и окружения, сколько с анатомо-физиологическими свойствами самих органов чувств, а также нервной системы. По традиции, идущей от физической оптики и акустики, зрение и слух оказались наиболее разработанными разделами сенсорной физиологии. В области физиологии зрения и слуха большой вклад был сделан И. Мюллером. Значительное место в его исследованиях занимали проблемы бинокулярного зрения, световой и цветовой адаптации, смещения цветов, последовательных образов, механизмы конвергенции и аккомодации, явления контраста и др. В области слуха И. Мюллер основное внимание сосредоточил на изучении строения и функций внешнего, среднего и внутреннего уха. В частности, им было установлено, что восприятие высоких и низких тонов связано с различным напряжением слуховой мембраны. Центральное место в сенсорной физиологии И. Мюллера занимает его теория о специфической энергии чувств, философскую основу которой составило учение И. Канта об априорных формах сознания. И. Мюллер, изучая процесс возникновения ощущений, заметил, что Ψ___§ 4. Успехи физической оптики, акустики и сенсорной физиологии__________________ световые эффекты могут вызываться не только в результате светового воздействия, но и при воздействии на глаз раздражителей другой физической природы (химических, механических, электрических и т.д.). В других случаях один и тот же раздражитель вызывал различные по модальности ощущения. Обобщив полученные факты, И. Мюллер пришел к заключению о том, что качество ощущений их модальность определяется не природой внешнего раздражителя, а свойствами нервов или самих органов чувств. Онписал: «Мы не можем иметь никаких ощущений, вызванных внешними причинами, кроме таких, которые могут вызываться и без этих причин - состоянием наших чувствительных нервов» (цит. по [67], с. 152). Связь между учением И. Канта и теорией И. Мюллера очевидна. Вслед за И. Кантом И. Мюллер признавал объективность внешних предметов (у Канта - «вещи в себе»), но в то же время считал, что различия в качестве и модальностях ощущений определяются «специфической энергией чувств» (у Канта - априорными формами сознания или доопытными формами чувственности). Физиологический идеализм И. Мюллера был связан с метафизическим взглядом на эволюцию органов чувств. Органы чувств рассматривались им как раз навсегда данные, вне их исторического происхождения и развития, с которым связаны особенности и специфические функции органов чувств. И. Мюллер, умерший за год до появления книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», искал источник специфичности органов чувств внутри них, тогда как его надо было искать вовне. С.Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Специфическая энергия органов чувств или нервов, взятая в генетическом плане, выражает, таким образом, пластичность нерва по отношению к специфичности внешнего раздражителя» [100, с. 156]. Учение И. Мюллера с момента своего появления нашло и горячих поклонников и суровых противников. Г. Гельмгольц, например, ставил теорию специфической энергии чувств в один ряд с законами И. Ньютона в физике. Из среды физиологов с критикой кантианских идей И. Мюллера выступили И. Штейнбух, Я. Пуркинье, И.М. Сеченов и др. Особенно учение И. Мюллера не выдерживало критики при решении вопроса о восприятии пространства. Здесь даже Г. Гельмгольц был вынужден отойти от нативизма Канта-Мюллера и однозначно заявить, что наши восприятия есть продукт опыта, а не врожденных форм сознания или свойств нервной системы и органов чувств. Намного вперед продвинулись знания в области осязания. Определяющую роль в этом прогрессе сыграли исследования Э. Вебера, которым в 1834 г. была издана известная теперь всему миру книга «Об осязании». Э. Вебером было установлено, что осязание, как правильно догадывался Аристотель, представляет собой синтетический чувствительный орган, включающий в себя температурную, мышечную, болевую чувствительность, а также ощущения касания и давления. Более того, Э. Ве-бером была замечена связь между отдельными видами кожной чувствительности (например, связь ощущения давления с температурной чувствительностью, связь ощущений давления, касания, тепла с болевыми ощущениями и т.п.). Большое место в исследованиях Э. Вебера занимают измерения порогов различных видов чувствительности. Им были измерены болевые и кожные пространственные пороги, пороги температурной и мышечной чувствительности, зрительные и слуховые пороги. Общим методом измерения порогов был метод минимальных изменений. Он заключался в следующем. Предъявлялись одновременно или последовательно два сходных раздражителя, затем один из них уменьшался или увеличивался по интенсивности до того момента, когда различие между ними становилось едва заметным. Приложив разнообразные модификации этого метода к различным видам чувствительности, Э. Вебер нашел, что способность различения зависит не от абсолютной величины интенсивности раздражителя, а от относительного различия сравниваемых величин. Причем для каждого вида чувствительности это соотношение между интенсивностями двух стимулов является постоянной. Закон Э. Вебера гласит, что отношение добавочного раздражителя к основному есть величина постоянная. Для разных видов чувствительности соотношение между интенсивностями двух раздражителей разное. Так, для зрительных ощущений величина добавки, необходимой для осознания разницы равна 1/50, при различении тяжести она составляет 1/30 и т.д. Центральное место в опытах по измерению порогов занимают исследования кожных Ψ___§ 5.Достижения анатомии и физиологии головного мозга _______________
пространственных порогов, о существовании которых уже догадывался Лукреций. Для определения кожных порогов Э. Вебером был изобретен в 1830 г. эстезиометр, представляющий собой циркуль с раздвижными ножками. Основной метод оставался тот же, т.е. метод едва заметных изменений. Измерялось минимальное расстояние между ножками циркуля, чтобы их прикосновение вызывало раздельные ощущения. В результате многочисленных опытов Э. Вебером было установлено, что величина разностного порога на различных участках кожи не одинакова. Измерения кожных пространственных порогов позволили Э. Веберу выдвинуть так называемую теорию нервных кругов. Согласно этой теории, ощущение двух раздражителей как одного связано с тем, что они попадают в такой участок кожи или круг, который снабжен только одним нервным окончанием. Поэтому для того, чтобы возникло два раздельных ощущения необходимо, чтобы два данных круга разделялись одним или более промежуточными кругами. Теория сенсорных кругов была не лишена определенного смысла. Она содержала в себе верное предположение о том, что разная величина пространственных порогов на различных участках кожи обусловливается неравномерным распределением кожных рецепторов на ее поверхности, что и было подтверждено в последующих исследованиях осязания. Значение работ Э. Вебера для оформления психологии как науки огромно. Они знаменовали начало экспериментального изучения элементарных психических функций. По существу Э. Вебером был сделан первый шаг на пути к созданию первого экспериментального раздела психологии - психофизики, раскрывающей закономерности отношений ощущений и внешних физических раздражений. Э. Вебер впервые подверг эксперименту и измерению одну из важнейших характеристик ощущений - интенсивность. С этим связано оформление целого учения о порогах сознания. Э. Вебером предложен метод и созданы различные технические устройства для измерения порогов чувствительности. Все это в совокупности дает основание видеть в Э. Вебере одного из основателей будущей экспериментальной психологии. Общее состояние знаний о нервной системе и об органах чувств в середине XIX столетия свидетельствует о том, что исследования в этих областях вплотную подошли к психофизическим и психофизиологическим явлениям и, более того, приступили непосредственно к их экспериментальной разработке. И. Мюллеру показалось даже, что с развитием физиологии нервной системы и сенсорной физиологии, психология отомрет и станет частным отделом нервной физиологии. Однако его прогнозы не оправдались. Благодаря успехам нервной физиологии психология не только не отмерла, но вышла на самостоятельную дорогу [3].
§ 5.Достижения анато- Проблема соотношения сознания и материи, психического и мии и физиологии го- физического, души и тела интересовала философов, психологов ловного мозга и естествоиспытателей с древних времен. При решении ее особое значение приобретал вопрос об органе души или ее субстрате и носителе, поскольку открытие такого субстрата неизбежно должно было вести к признанию зависимости психических явлений от телесного основания. Поиск субстрата психики велся еще в древности. Так, египтяне предполагали, что органом души является сердце. Того же мнения придерживался Аристотель, для которого мозг выступал как охлаждающий резервуар для крови. Пифагорейцы, наоборот, считали, что душа размещается в головном мозгу. Душевные явления связывал с мозгом и древнегреческий врач Алкмеон. Гиппократ и Кротон к сердцу относили только чувственные явления души, а органом разума считали головной мозг. Демокрит и Платон также относили отдельные способности души к разным частям тела: разумные - к мозгу» аффективные - к сердцу, влечения - к печени. Позднее к этой точке зрения примкнули Гален, а в средние века - Авиценна. Александрийские врачи, в свою очередь, подобно Алкмеону все душевные явления связывали исключительно с работой головного мозга и нервной системой в целом. Более того, они пытались наметить некоторую специализацию мозга в отношении отдельных психических способностей. Например, Эразистрат Ψ___§ 5.Достижения анатомии и физиологии головного мозга _______________
считал, что за ощущения отвечают мембраны головного мозга» а за движения - мозговое вещество. Аналогичные попытки соотносить отдельные психические способности с определенными участками головного мозга отмечаются и у Немезия, который в переднем желудочке мозга помещал функцию восприятия, в среднем - мышление, в заднем - память. Подобно Немезию, в средние века Магнус также относил умственные способности души к переднему желудочку мозга, а память - к заднему. В Новое время намечается тенденция относить все психические способности не к различным участкам мозга, а к какому-либо одному из них. Известно, что Р. Декарт помещал душу, мыслящую субстанцию в эпифиз или шишковидную железу, другие ученые - в белое вещество головного мозга или в его мозолистое тел о. С распространением в философии эмпирического подхода, с которым связано возникновение представления о душе как совокупности психических явлений, среди анатомов и физиологов вновь возрождаются попытки соотнести и привязать отдельные психические явления к определенным участкам головного мозга. Т. Виллис, например, память и волю связывал с извилинами головного мозга, ощущения - с полосатым телом, эмоции - с основанием коры. Иная схема локализации психических функций предлагалась И. Майером. Память он относил к коре головного мозга, воображение к белому веществу, волю - к основанию мозга, а интегративиую функцию, по его мнению, выполняют мозолистое тело и мозжечок. На границе XVIII - XIX вв. особую популярность приобретает френологическая система Ф. Галля, согласно которой каждой психологической способности соответствует определенный участок мозга, являющийся самостоятельным органом данной способности. Ф. Галль выделял 37 способностей души, для каждой из которых имеется свое место в «мозговой карте». Аффективные способности, а их - 21, помещались в различные участки заднего мозга, а интеллектуальные способности (их - 16) - в разные области переднего мозга. Ф. Галль предполагал, что уровень развития каждой способности определяется объемом мозгового вещества того участка, который отвечает за ту ила другую способность. Это находит свое отражение в черепно-мозговой топологии, в соотношении выступов и впадин на черепе головного мозга, по которым и предлагалось определять индивидуальную структуру психических способностей и меру их развития. Представления Ф. Галля, основанные на клинических наблюдениях, а в большей степени, просто, на умозрительных построениях, казались в тот период как будто бы правдоподобными. Вместе с тем в ряде отношений френология Ф. Галля не выдерживала критики, которая в исчерпывающем виде и с материалистических позиций была дана в свое время Н.А. Добролюбовым, Ф. Энгельсом, а также передовыми представителями естествознания. Ошибка Ф. Галля состояла в том, что он пытался механически наложить систему психических способностей на морфологическую конструкцию мозга. При всей своей несостоятельности френология, как отмечают многие авторы [75, 132 и др.], сыграла и позитивную роль в том отношении, что она устанавливала принадлежность психических функций материальному органу, а именно - головному мозгу, а также формировала и утверждала идею о специфической мозговой локализации. Это тем более важно отметить, что в тот период этой идее противостояла сохранившаяся от античного времени точка зрения, согласно которой отдельные психические способности локализуются в разных частях тела. Например, М. Биша относил познавательные способности (интеллект, память, восприятие, воображение) к головному мозгу, а эмоции и аффекты локализовал во внутренних органах. Итак, вопрос о связи психических способностей с головным мозгам оставался открытым и требовал своего научного, а точнее экспериментального разрешения. Первый шаг к экспериментальному обоснованию проблемы локализации психических функций был осуществлен французским анатомом и физиологом Ж. Флурансом, известным в истории физиологии как отец метода экстирпации. Проведя многочисленные опыты по удалению и нарушению отдельных мозговых участков у птиц и кур, он пришел к выводу о том, что в отношении различных психических способностей головной мозг эквипотенциален, т.е. все его участки одинаково причастны к любой из психических функций. Таким образом, Ж. Флуранс Ψ___§ 5.Достижения анатомии и физиологии головного мозга _______________
экспериментально подтвердил выдвинутое еще во второй половине XVIII в. А. Галлером положение о том, что мозг представляет собой не совокупность автономных органов, отвечающих за какую-либо одну из множества психических способностей, а единое однородное целое, не имеющее четко выраженной специализации. Общие выводы Ж. Флуранса были построены на том основании, что при удалении различных участков мозга любые нарушенные психические функции с течением времени восстанавливались. В то время ученым не было еще известно, что у низших позвоночных, с которыми имел дело Ж. Флуранс, кора головного мозга почти не дифференцирована, а психические способности не все представлены в коре. Вот почему при разрушении различных участков головного мозга у низших позвоночных происходит примерно одинаковое восстановление нарушенных психических функций. Экспериментальные работы Ж. Флуранса важны тем, что они заставили посмотреть на мозг как на единую динамическую систему, обратили внимание ученых на компенсаторные и викарные функции мозга. Для психологии значение исследований Ж. Флуранса состоит в том, что они впервые экспериментально выявили зависимую связь психических явлений с мозгом. Современная нейропсихология должна быть весьма признательна Ж. Флурансу как основателю экспериментального направления в этой области. Последующие клинические и экспериментальные исследования вновь выдвигают на передний план идею мозговой дифференциации и специализации. Даже еще при жизни Ж. Флуранса его соотечественник Ж. Буйо заявлял в своей работе «Клинический и физиологический трактат о мозге» (1825): «... если бы мозг не состоял из отдельных центров.., было бы невозможно понять, каким образом поражение одной из частей мозга вызывает паралич одних мышц тела, не затрагивая других» (цит. по [75], с.12). В 1861 г. П. Брока на основе клинических наблюдений открыл в головном мозгу центр речи. Он обнаружил, что поражение задней трети нижней лобной извилины мозга сопряжено с нарушением артикулированной речи. Этот факт послужил для П. Брока основанием для обобщающего выводу, смысл которого сводился к тому, что каждая из интеллектуальных функций имеет строго ограниченное место в головном мозгу. В подтверждение этой точки зрения за короткое время после открытия П. Брока были найдены в мозгу «центры зрительной памяти» (А. Бастиан, 1869), «центры письма» (З. Экснер, 1861), «центры понятий» (Ж. Шарко 1887) и др. Открытия различных мозговых центров основывались пока что на клиническом материале и поэтому положение о строгой локализации психических функций продолжало носить гипотетический характер. Но вскоре позиции локализационной теории мозга укрепились благодаря экспериментальным исследованиям Фрича и Гитцига в 1870 г. Методом электрической стимуляции некоторых участков головного мозга у кроликов и собак им удалось установить наличие в коре головного мозга двигательных центров. Их последующие исследования и опыты других физиологов позволили составить целую карту моторных центров. С изобретением микроскопа широко развернулись гистологические исследования мозговых структур, благодаря чему стало известно о клеточном строении мозгового субстрата. Т. Мейнерт (1867, 1868) показал, что корковый слой мозга состоит из огромного множества клеток, каждая из которых, по его мнению несет свою психическую функцию. В тот же период К. Гольджи выдвинул гипотезу о сетевидном строении нервной системы. Теперь мозг стал представляться как сложный агрегат, состоящий из большой массы клеток, соединенных нервными волокнами. Новое представление о строении мозга совпадало с традиционной схемой строения и работы сознания с точки зрения ассоциативной психологии. Обнаруженное сходство и аналогия в строении мозга и сознания способствовало утверждению мысли о непосредственной отнесенности психических элементов сознания с морфологическими структурами головного мозга.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |