КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие итоги 7 страница. Названные два принципа (повторение и воспроизведение) открывали Г. Эббингаузу путь к выполнению важнейшего требования
Названные два принципа (повторение и воспроизведение) открывали Г.Эббингаузу путь к выполнению важнейшего требования, выражающегося в том, что материал, условия и результат заучивания должны быть измеримы. Если память изучать через воспроизведение, то для того, чтобы был измеряем результат заучивания, необходимо прежде всего иметь такой материал заучивания, который бы сам поддавался количественному измерению. Кроме этого основного условия должен быть соблюден еще ряд требований: заучиваемый материал должен быть одинаковой трудности, т.е. однородным, его необходимо иметь в достаточном количестве с тем, чтобы при повторных опытах он каждый раз бы менялся и был новым, Такого материала, который удовлетворял бы всем перечисленным требованиям в реальной жизни, Г.Эббин-гауз не нашел. Поэтому он приступил к составлению искусственных сочетаний букв или бессмысленных слогов. Как представлялось Г.Эббингаузу, бессмысленные слоги отвечают в полной мере выдвинутым требованиям. Длинные ряды бессмысленных слогов имеют одинаковую сложность, таких слогов много (их было составлено 2300). Число заученных слогов выступало мерой заучивания сти-мульного материала. Каждую ошибку в репродукции легко выразить числом, благодаря последовательному построению слогов. Бессмысленные слоги трудно поддаются ассоциативным смысловым связям, облегчающим процесс запоминания, а это очень важно, как полагал Г.Эббинга-уз, для изучения «чистой» памяти. Проведя большую подготовительную работу, Г.Эббингауз в 1879 г. приступает к проведению опытов, выполненных полностью на самом себе. Заметим, что индивидуальная форма проведения опытов была общепринятой в тот период и соответствовала общим интроспективным установкам субъективного направления в психологии. Для изучения памяти ГЭббингаузом было разработано три разновидности метода заучивания: метод полного заучивания, метод экономии и метод поправок. Метод полного заучивания состоял в многократном повторении больших рядов слогов до полного, безошибочного их воспроизведения. Метод экономии позволял вы-яснить в какой мере каждое новое повторение оказывает облегчающее влияние на безошибочное воспроизведение ранее заученного ряда бессмысленных слогов. При методе поправок испытуемый прибегал к подсказке в тех случаях, если он останавливался или допускал ошибку. Количественными мерами выступали число повторений, общее время, затраченное на заучивание полного ряда слогов, количество ошибок, поправок или подсказок. Пользуясь перечисленными методами, Г.Эббинга-уз установил ряд закономерностей работы памяти. Большая часть открытых закономерностей касалась вопросов влияния способов повторения на заучивание, зависимости заучивания от количества и сложности материала. В частности, Г.Эббингаузом было обнаружено, что трудность заучивания пропорциональна объему, количеству заученного материала. Чем больше длина заучиваемого ряда бессмысленных слогов, тем больше требуется повторений. С увеличением повторений время заучивания сокращается. Равномерное распределение повторений во времени более эффективно, чем многократное повторение в один прием. Уменьшение скорости заучивания ведет к увеличению общего времени, необходимого для полного воспроизведения предложенного ряда слогов, т.е. эффективнее заучивать материал большими скоростям. Заучивание в целом продуктивнее заучивания по частям. Широкую известность в психологии получила установленная Г. Эббингаузом кривая забывания. Она свидетельствовала о том, что процесс забывания во времени происходит неодинаково, вначале очень быстро, а затем медленно. По мнению Г.Эббингауза, полученная кривая забывания соответствует логарифмической зависимости и это давало ему основание распространить логарифмический психофизический закон Г.Фехнера на область памяти и тем самым доказать универсальность действия этого закона в системе психофизических отношений. Все основные результаты проведенных опытов были сведены и обобщены Г.Эббингаузом в его книге «О памяти», изданной впервые в 1885 г. После выхода этой книги Г.Эббингауз переключается на экспериментальное изучение ощущений и восприятия, новых же опытов в области памяти не проводил. В 1897 г. он издает первый том «Основ психологии», в 1902 г. - второй, а в 1908 г. выпускает книгу «Очерк психологии». В перечисленных работах были изложены основные принципы ассоциативной психологии, в обобщенном виде представлены результаты собственных исследований в области памяти и других психических процессов. Вскоре после опытов Г.Эббингауза измерение памяти приняло массовый характер. Исследованием ее занимались почти во всех психологических лабораториях мира. Разработанные Г.Эббингаузом методы изучения памяти находили самое широкое применение, проникая из общей психологии в ряд формирующихся новых прикладных отраслей и направлений в психологии (педагогическую, дифференциальную, психотехнику и т.д.). Привлечение методов к различным новым задачам исследования, проникновение их в специальные ветви психологии, повлекли за собой разнообразные преобразования первоначальных методов изучения памяти или создание на их основе новых приемов измерения. Так, Г.Мюллер совместно с Ф.Шуманом, первые из принявших эстафету Г.Эббингауза, внесли ряд изменений в условия и процедуру проведения эксперимента. В опытах названных авторов функции испытуемого и экспериментатора были разведены, что несомненно повышало надежность и точность экспериментальных данных. Далее, бессмысленные слоги, составленные Г.Эббингаузом, как оказалось, не были однородными по степени их трудности. Более того, нередко рядом стоящие слоги образовывали слова с определенным смысловым содержанием. Авторам пришлось пересмотреть общий перечень слогов и отобрать лишь те из них, которые отвечали ранее упомянутым требованиям. Ими же был сконструирован специальный прибор для предъявления бессмысленных слогов, представляющий собой вращающийся барабан с намотанной на нем бумажной лентой, на которой записывались бессмысленные слоги в определенной последовательности. Позднее (1892) Г.Мюллер и А. Пельцекер вводят новый метод изучения памяти - метод угадывания. Он состоял и том, что испытуемым предъявляют бессмысленные слоги попарно. После их заучивания испытуемому предъявляется один из парных слогов, на который нужно ответить слогом, стоящим в паре с первым. Новые модификации в приемах изучения памяти стали возникать в связи с переходом на заучивание осмысленного материала. Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти стал Э. Мейман. Напомним, что Г. Эббингауз обратился к бессмысленным слогам для того, чтобы выявить закономерности памяти, протекающие как бы в «чистом виде». Но такие условия слишком далеки от реальной жизни. Э. Мейман верно отмечал, что в процессах памяти существенную роль играет мышление. Участие понятий и чувственных образов в мнемических функциях ведет к значительной их перестройке. Поэтому возникала задача приблизить опыты в области памяти к жизни, что особенно было важно для педагогической практики. Э. Мейман постав и себе цель построить такие ряды для заучивания, которые можно было бы так же легко расчленять количественно, как и ряды бессмысленных слогов и, вместе с тем, реализовать задачу, состоящую в обнаружении влияния «смысла слов и связи мысли» на легкость или трудность заучивания [81, с. 411]. Выход из положения Э. Мейман нашел в том, что в качестве заучиваемого материала он стал употреблять вначале ряды рифмованных слогов, затем ряды слов, связанных по смыслу. Опыты Э. Меймана на материале рифмованных слогов показали, что при прочих равных условиях их число заучивается почти вдвое больше, чем бессмысленных слогов. Еще более выразительными оказались результаты опытов, построенных на словесно-логическом материале, Новые данные свидетельствовали о том, что память воспроизводит заучиваемый материал в преобразованном виде. Память -это не фотографическое изображение прошлых впечатлений, соединенных механическими ассоциациями. В памяти обнаруживается предрасположение к слиянию, к обобщению, за которыми стоят понятия и мышление. Так, экспериментальные исследования Э. Меймана в области смысловой памяти подводили и приближали психологию к экспериментальной разработке проблемы мышления, чем и занялись в скором времени психологи Вюрцбургской школы. § 4. Переход к экспери- Известно, что ассоциативная психология сводила мышление к ментальному изучению механической динамике чувственных образов. Этим самым мышления качественное своеобразие мыслительных процессов практически отрицалось. Между тем, ряд экспериментальных исследований в области восприятий, памяти и представлений показывал, что помимо ассоциаций в сознании есть нечто отличное от них, что вносит в чувственное содержание сознания существенные коррективы. Так, уже восприятие нельзя было трактовать как механическое объединение ощущений, ибо оно выступало как некоторое единство, обладающее новым качеством, отличным от свойств, составляющих данное восприятие чувственных элементов или ощущений. В.Вундту пришлось даже ассоциациям приписать некую творчески-синтезирующую функцию. Влияние мышления стало еще более очевидным в опытах по заучиванию осмысленного материала. Включенность мыслительных компонентов в перцептивных и мнемических актах с необходимостью ставило в первую очередь вопрос об экспериментальном изучении проблемы мышления. Первые шаги к экспериментальному анализу мыслительных процессов были предприняты в начале XX в. представителями Вюрцбургской психологической школы во главе о О. Кюльце. В области теории психологи Вюрцбургской школы опирались вначале на философский позитивизм Э.Маха и Р.Авенариуса, сторонников так называемого неореализма, возрождавшего в новой форме идеи субъективного идеализма Дж.Беркли и Д.Юма. Позднее, под влиянием экспериментальных данных, вюрцбургские психологи переориентировались на теоретические схемы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, удержав из их учений понятия об итенциональных актах (Ф. Брентано) и интенциональных переживаниях сознания (Э. Гуссерль). Вместе с тем в теоретических взглядах вюрцбуржцев сохранялись и элементы вундтовской психологии, поскольку чувственные элементы и ассоциативный механизм их связи полностью не устранялись из сознания, а лишь дополнялись его безобразными компонентами и «детерминирующими тенденциями». С В.Вундтом Вюрцбургскую школу сближает также интроспективный метод, с помощью которого изучалось мышление. Хотя сам В.Вундт не допускал возможность применения экспериментального самонаблюдения к собственно мыслительным актам, О.Кюльпе, его бывший ученик, счел это ограничение неправомерным и предложил заменить непосредственную форму интроспекции на интроспекцию ретроградную или ретроспекцию. Считалось, что при ретроградной форме самонаблюдения устраняется то искажающее влияние самого интроспективного акта на психические процессы, которое свойственно непосредственной форме самонаблюдения и, кроме того, открывается возможность обнаружения особенностей протекания самих мыслительных процессов. Суть ретроспективного эксперимента заключалась в следующем. Испытуемому предлагалось выполнить какое-либо задание, после завершения которого он должен был описать свои состояния и переживания, возникшие при решении задачи. В опытах могли использоваться психофизические методы, методы измерения реакций, но более часто применялся ассоциативный эксперимент. Имея в виду, что в опытах по изучению мышления основная роль экспериментатора сводилась к регистрации и редакции речевого отчета испытуемого, метод ретроспективного отчета получал название метода редакции. С помощью ретроспективного эксперимента были проведены почти все исследования, выполненные в Вюрцбургской школе. Первые экспериментальные исследования в области мышления открывают опыты К. Марбе(1901) и А.Майера с И.Орта (1901), которые были посвящены изучению психологических особенностей суждения. Они показали, что суждения имеют «внечувственную», «безобразную» природу, поскольку они в терминах чувственных представлений не описываются. По этой причине К. Марбе счел целесообразным отнести проблему суждения, а стало быть и мышления, к логике. К аналогичным выводам пришли А.Майер и И.Орт, которыми было проведено «качественное исследование ассоциаций». Новые факты в области мышления были установлены А. Мессером, который первым среди своих коллег связал безобразные компоненты сознания с мышлением и прямо назвал их «мыслями», вместо прежнего термина «состояния сознания», введенного ранее А.Манером и И.Ортом. Кроме безобразности мысли, считал А. Мессер, другими ее отличительными признаками являются отнесенность ее к предмету и осознание в ней отношений, Более обстоятельно эти факты были изучены К.Бюллером (1907). Опыты К. Бюллера состояли в заучивании парных мыслей, В одном из вариантов опытов испытуемому вначале давался один ряд предложений, затем другой ряд фраз с неполным смыслом. Порядок предложений в смысловом отношении не совпадал, т.е. взаимополагающие смысловые части были намеренно разведены. От испытуемого требовалось незаконченные предложения одного ряда дополнить по смыслу незавершенными предложениями другого ряда. Во второй модификации эксперимента К.Бюллер предлагал одновременно два ряда с полностью законченными предложениям. Перед испытуемым ставилась задача объединить по смыслу предложенные пары предложений. Во всех приведенных случаях оказалось, что парные предложения, связанные смысловыми отношениями, запоминались быстрее, прочнее и в большем количестве. Качественный анализ экспериментального материала подтверждал ранее установленный факт о независимости мышления от ассоциаций и представлений. Тот же анализ дал К.Бюллеру основание утверждать не только отсутствие чувственной опоры в мышлении, но отсутствие какой-либо связи мышления с речью, К.Бюллер был убежден, что мышление протекает без образов и слов. Одна и та же мысль, аргументировали К.Бюллер и О.Кюльпе, может быть выражена разными словами, равно как и разные мысли могут быть выражены одним и тем же набором слов. Отсюда и делался ложный вывод о независимости мышления от слов и речи. Тщательный анализ самоотчетов испытуемых позволил К.Бюллеру обнаружить некоторые новые отличительные признаки, которые затем были положены в основу подразделения мыслей на осознание правил, осознание отношений и интенции, как направленности мысли на объект. В то время, как исследования К.Марбе, И.Орта, А.Майера, А.Мессера, К.Бюллера были связаны с выявлением существенных и отличительных признаков мышления, работы их сотрудников Г.Уатта и Н.Аха были направлены на раскрытие механизмов протекания мыслительной деятельности. Г.Уатт, изучая особенности течения представлений, пришел к выводу об определяющей роли задачи в организации мыслительных процессов. Под задачей он понимал перевод инструкции, даваемой перед началом опыта испытуемому, в самоинструкцию. Механизм мыслительной деятельности представлялся Г.Уатту следующим образом. Предъявленное задание запускает в действие ряд репродуктивных процессов, с которыми связано появление в сознании множества представлений и ассоциаций, большая часть из которых не имеет прямого отношения к задаче, поставленной в инструкции. Для того, чтобы из огромной массы ассоциаций и представлений могла быть выбрана наиболее адекватная, требуется специальный механизм. Таким механизмом, выделяющим и усиливающим одни и угнетающим другие ассоциации, как раз и является «задача» или самоинструкция. Именно она придает мышлению направленно избирательный характер. Работа по изучению механизмов мышления была продолжена Н.Ахом (1905). В качестве определяющего фактора, организующего и упорядочивающего мыслительные процессы, Н.Ах указывал особые, отличные от ассоциаций акты, названные им «детерминирующими тенденциями» Для описания механизма мышления Н.Ах кроме понятия о детерминирующих тенденциях вводит еще два других - «представление цели» и «соотносящееся представление». Под представлением цели понималось специфическое состояние сознания, вызванное инструкцией. Представление цели, а точнее, его значение, является источником детерминирующих тенденций. Соотносящимися представлениями было принято считать образы ожидаемых раздражителей. Главная функция детерминирующей тенденции состоит в установлении определенного отношения между представлением цели и соотносящимися представлениями. В самом общем виде механизм мышления, по Н.Аху, выглядит следующим образом. Поступающий раздражитель вызывает у испытуемого ряд репродуктивных тенденций (множеств вариантов реагирования), но под влиянием детерминирующей тенденции, исходящей из значения представления цели (самоинструкции, задачи), особое предпочтение получает лишь одна из возможных репродуктивных тенденций, тогда как другие все устраняются. Тот же самый механизм был распространен Н.Ахом и на волевые процессы. Действие детерминирующей тенденции, осуществляющей выбор репродуктивных тенденций, согласно Н.Аху, не осознается. В качестве иллюстрации он ссылается на собственные опыты, проведенные с испытуемым в состоянии гипноза. Существование ассоциативных механизмов Н.Ах не отрицал, но в то же самое время он резко их противопоставлял детерминирующим тенденциям, приписывая последним доминирующее значение в организации сознания. Л.И.Анциферова справедливо подчеркивает, что противопоставляя эти два механизма, Н.Ах, между тем, не сумел показать принципиальное различие между ними, в связи о чем вопрос о природе детерминирующих тенденций, а следовательно, и о реальных механизмах мышления вообще, оставался не раскрытым [9]. Подводя итоги основным достижениям Вюрцбург-ской школы, следует отметить, что ее представители внесли много новых положений, подрывавших основы ассоциативной концепции. Ими были обнаружены такие отличительные признаки мышления как несводимость его к ощущениям, восприятиям и представлениям, направленность мысли на объект, установление в мышлении отношений, избирательный и целенаправленный характер протекания мыслительной деятельности под влиянием задачи и инструкции. Все это, по словам О.Кюльпе, было «совершенно скрыто от ассоциативной психологии» [63, с. 66]. Однако, поставив ряд важных проблем и вопросов, представители Вюрцбургской школы тем не менее сами не сумели удовлетворительно решить их из-за тех философских и теоретических оснований, на которые опиралась их экспериментальная программа. Прежде всего, большим препятствием, мешавшим научному решению проблемы мышления, явилось интроспективное понимание предмета и метода психологии. Психология определялись как наука о фактах непосредственного опыта, как наука о внутренних состояниях сознания. Основным орудием познания фактов субъективного внутреннего опыта объявлялась интроспекция, самонаблюдение. Приступая к исследованиям мышления, О.Кюльпе возлагал на экспериментальную интроспекцию большие надежды. Стремясь сделать самонаблюдение более адекватным задачам изучения мышления, О.Кюльпе, как мы помним, заменил непосредственную форму интроспекции на ретроградную, полагая, что только при ретроспективном самонаблюдении откроется действительный ход мышления. Но в скором времени интроспективный лозунг Вюрцбургской школы сильно покачнулся и прежде всего под давлением результатов и выводов, к которым пришли сами психологи этой школы. Так, Н.Ах, изучая механизмы мышления нашел, что эти механизмы человеком не осознаются, а, следовательно, в самонаблюдения выявлены быть не могут. На этом основании Н.Ах приходит к выводу о бесплодности ретроспективного эксперимента и необходимости перехода ж опосредованным, объективным приемам изучения мышления. С критикой метода редакции выступал и другой представитель Вюрцбургской школы К.Бюллэр, а затем и сам О.Кюльпе. Позиции субъективной психологии и интроспективного подхода еще более ослабли, когда сходные с опытами Вюрцбургской школы исследования, проведенные в лаборатории Э.Титченера, дали совершенно противоположные результаты, доказывающие полное отсутствие каких-либо несенсорных элементов в сознании. Оказывалось так, что интроспективный эксперимент подтверждал теоретические позиции тех, кто его проводит. Подобное положение естественным образом вызывало недоверие к интроспективному методу и, больше того, через некоторое время им вовсе перестали пользоваться при изучении мышления. По этому поводу Л.И.Анцыферова пишет: «Этот отход, совершившийся внутри Вюрцбургс-кой школы в соединении о бесплодными попытками проверить теорию «безобразной мысли» нанес тяжелый удар по интроспективному методу. Достигнув своего апогея в Вюрцбургской школе, этот метод в ней же и в связи с ней потерпел крах» [9, с. 10]. Интроспективный подход к сознанию вызвал ряд грубейших ошибок и в теоретических обобщениях. Одна из них нашла свое выражение в отрыве мышления от его чувственной основы. Этот отрыв неизбежно вел к отрицанию внешней детерминации мыслительных процессов, к утверждению телеологического понимания природы мышления, к превращению мышления в самостоятельную духовную сущность. Для иллюстрации достаточно сослаться на тот факт, что такую характеристику мышления, как предметная отнесенность мысли, представители Вюрцбургской лаборатории рассматривали не как свойство, определяемое самими объективно существующими вещами, а как функцию чисто духовных актов-интенций и детерминирующих тенденций. Из свойств самого сознания выводились и другие характеристики мышления. Самые детерминирующие тенденции также трактовались как акты, имеющие априорную природу. Пересмотр теоретических положений и экспериментальных данных, полученных в Вюрцбургской школе происходит уже в рамках новых научных направлений, возникающих в мировой психологии в начале XX столетия -бихевиоризма, гештальт-психологии, культурно-исторической психологии и др.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |