КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОБЩИЕ ИТОГИ 3 страница
Однако наряду с исследованиями, подтверждающими высокую дифференциацию головного мозга в отношении разнообразных психических функций, имели место другие исследования, вытекающие выводы из которых были прямо противоположны и говорили в пользу экви- Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________ потенциальности мозга. Речь идет об опытах Ф. Гольца, которые подтверждали первоначально выдвинутые идеи Ж. Флуранса. В начале XX столетия к сходным результатам и выводам пришел К. Лешли, изучавший особенности изменения навыков у крыс в зависимости от разрушения определенных участков мозга. Эти выводы состояли в том, что степень нарушения навыков зависит, главным образом, от массы удаленного мозга, и что различные его участки имеют равное отношение к образованию и восстановлению разнообразных навыков, как сложных форм поведения. Любопытно заметить, что представители целостного подхода к мозгу также находили аналогию, но уже в других психологических представлениях о душе как о единой и неразложимой на части сущности. Поэтому вновь появляются попытки прямого соотнесения психологической и анатомической картины работы сознания, с одной стороны, и мозга, - с другой. «Правда,- замечает А.Р. Лурия, - на этот раз «целостное поведение» сопоставляется с «целостным мозгом», который начинает пониматься как однородная масса, действующая по целостным законам «поля» [75, с. 17.]. Таким образом, в решении проблемы локализации психических функций выделяется два противоположных направления - аналитическое и синтетическое. Представители первого выступали за отнесение отдельных психических функций к определенным мозговым структурам, сторонники другого, наоборот, рассматривали различные психические явления как функцию всего мозга. Общая ошибка обоих направлений состояла в том, что психические функции проецировались прямо на мозг, минуя функциональный уровень анализа его работы, в то время как связь психического со структурой мозга всегда опосредована физиологической деятельностью. Психоморфологизм в решении вопроса о мозговых механизмах психической деятельности был преодолен только после работ наших русских ученых И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. После И.М. Сеченова, В.М. Бехтерев настолько вперед продвинул знания в области анатомии и физиологии головного мозга, что его современники в России и за рубежом отзывались о нем как об ученом, больше и лучше которого никто не знал устройство и функции головного мозга. Подобную оценку можно в равной мере отнести и к И.П. Павлову, учение которого о динамической локализации головного мозга сыграло определяющую роль в понимании анатомо-физиологических механизмов психических явлений. Благодаря И.М. Сеченову, В.М. Бехтереву, И.П. Павлову и их предшественникам в Европе, было твердо установлено, что мозг есть орган психики и поэтому все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Анатомо-физиологические исследования головного мозга равно как и опыты в нервно-мышечной и сенсорной физиологии явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественнонаучные рельсы, предпосылкой объективного изучения психики животных и человека. § 6. Роль психиатрии в Развитие знаний о душевных болезнях и их причинах сыграло становлении психоло- такженемаловажную роль в оформлении психологии как науки. гии как науки Более того, забегая вперед скажем, что в ряде стран, и прежде всего в России и Франции, психиатры выступят инициаторами преобразования психологии в экспериментальную область знаний. Первые научные попытки объяснить психические заболевания отмечаются в VI в. до новой эры. Наиболее распространенной в этот период была мозговая теория душевных болезней. Пифагор, например, связывал эпилепсию с расстройством и заболеванием головного мозга. Эта точка зрения была поддержана Алкмеоном и Гиппократом. Гиппократ видел источник душевных болезней в нарушении мозговой деятельности, вызываемом диспропорцией основных четырех видов жидкостей, пропитывающих мозговое вещество. Александрийские врачи также считали, что психические заболевания вызываются нарушениями мозга и нервной системы. Гуморально-мозговую теорию психозов развивал и Гален. Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________
Однако под влиянием Сократа и Платона, а в период раннего христианства - Плотина и Августина, появляются попытки найти причины психических отклонений внутри самой душевной деятельности. Таким образом, уже в древней психиатрии как в первых представлениях о природе душевных заболеваниях, так и в первых их классификациях, наметилось два противоположных течения -органическое (школа соматиков) и чисто психическое (школа психиков) направления, борьба между которыми не будет затухать на протяжении всех последующих столетий. В области практической психиатрии роковую роль сыграли некоторые указания древних врачей из школы психиков, особенно Цельса, по обращению с душевнобольными. В качестве мер излечения ими предлагались такие лечебные показания как голод, избиение, грубое насилие, цепи, наручники и др. Перечисленные формы терапии станут а странах Западной Европы общепринятым нормами обращения с душевнобольными вплоть до XIX столетия. В средневековый период естественнонаучное объяснение психических болезной полностью сменяется мистическим представлением об их причинах. Душевные заболевания начинают рассматриваться как результат поселения в душу дьявола, как следствие злонамеренного колдовства. Для изоляции душевнобольных стали учреждаться специальные заведения, похожие на тюрьмы, где больных секли розгами, кололи иглами, шпагами с целью изгнания из души поселившегося дьявола и освобождения человека от колдовства. Если до эпохи Возрождения такие меры воздействия на больных не находили сочувствия со стороны светских и духовных властей, то с XV -XVI вв. церковь сама становится во главе массовой расправы с теми, кто отдал свою душу дьяволу. Издавались специальные буллы с указанием способов распознавания и истребления одержимых. Но даже тогда, когда костры инквизиции горели по всей Европе, раздавались здравые голоса протеста. Достаточно упомянуть имя немецкого врача XVI столетия И. Вейера, призывавшего заменить трибунал инквизиции лечением больных, твердо веря античным заветам: в здоровом теле - здоровый дух, а стало быть, укрепляя тело, можно вылечить и душу. Как правило, для сторонников соматического направления были характерны не только материалистические тенденции в области теории душевных болезней, но и стремление к гуманному обращению с душевнобольными в психиатрической практике. Физические истязания лишь усугубляют и без них болезненное тело и душу человека. Подобные прогрессивные взгляды выражали итальянские врачи XV -XVI вв. Монтанус, Вет-тори, Меркуриали, Платер и др. Уже тогда Ф. Платер утверждал, что мозг есть орудие мысли и всякое его повреждение ведет к душевным извращениям. Излечивая мозг, можно устранять и психические отклонения. В XVII в. психиатрия, подобно другим наукам, испытывает сильное влияние материалистических тенденций Р. Декарта и Ф. Бэкона. Так, например, Ш. Ляпуа связывал психические заболевания с расстройством нервной системы, полагая, в частности, что в основе истерических припадков лежат процессы механического сжатия и расширения мозговых оболочек. В XVIII в. центром передовой и научной психиатрии становится Франция. Реформатором французской психиатрии является Филипп Пинель. Мировоззрение Ф. Пинеля складывалось под непосредственным влиянием французских материалистов XVIII в. Ему хорошо были знакомы работы Ж. Ламетри, П. Гольбаха, К. Гельвеция. Он был лично знаком с П. Кабанисом. Прогрессивные взгляды французских материалистов легли в основу всей практической и теоретической деятельности Ф. Пинеля. Выдвинутые им основные принципы клинической психиатрии сводились к следующему: уничтожение тюремных режимов, гуманизация мер успокоения и усмирения больных, снятие с них железных цепей и наручников, создание благоустроенных больниц, преобразование психиатрии в опытную науку по образцу других областей естествознания, введение объективных методов изучения причин душевных заболеваний. Ф. Пинель но только провозгласил новые принципы в теории и практике психиатрии, но и сам сделал первые шаги к построению психиатрии как науки, Им было предпринято первое Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________
массовое обследование 200 больных, давшее ему возможность построить новую классификацию психических заболеваний. Эта классификация включала пять основных видов душевных расстройств: мания, мания без бреда, меланхолия, слабоумие и идиотизм. В основу классификации был положен психологический принцип, т.е. в учет принимались особенности нарушения интеллекта, чувств и воли. Среди главных причин, вызывающих психические нарушения, им указывались два их вида - это причины предрасполагающие, к которым Ф. Пинель относил наследственные факторы и индивидуальные склонности к психозам, и причины производящие, включающие физические травмы и органические нарушения мозга, с одной стороны, и моральные потрясения, - с другой. Дело, начатое Ф. Пинелем, нашло своих продолжателей как в самой Франции, так и за ее пределами. В Англии подлинным реформатором психиатрии становится Д. Конолли. В области практической психиатрии он пошел даже дальше Ф. Пинеля. С именем Д. Конолли связано начало повсеместного движения против всякого стеснения душевнобольных. Если Ф. Пинель, сняв цепи и наручники с душевнобольных, оставил на них смирительные рубашки, то Конолли уничтожил и их. В Бельгии в этот же период передовые позиции в организации психиатрического дела занимал Ж. Гислен. Своей прогрессивной деятельностью он завоевал право называться бельгийским Пинелем. В отличие от Франции, Англии и Бельгии развитие психиатрии в Германии в конце XVIII и первой половине XIX в. характеризуется противоположными тенденциями. Начиная с И. Канта, психиатрия в этой стране выступала как придаток философии. Теоретическую психиатрию развивали философы далекие от практической психиатрии, и поэтому она носила умозрительный характер. Господствующее положение занимали взгляды, согласно которым душевные болезни понимались как собственные порождения духа, как результат злого начала в душе. Такая точка зрения по существу возрождала идеи средневековой психиатрии, распространению которой в значительной мере способствовала укоренившаяся в Германии философская традиция рассматривать материальный мир продуктом духовного. Вое телесные болезни относились на счет извращенного духа и злой воли. Для укрощения злой воли или ее исправления сторонниками идеалистического крыла в науке о душевных болезнях (Гейнрот, Ид ел ер, Бенеке и др.) предлагали применять механическую, болевую, тошнотворную и водную терапию, представлявшую собой самые изощренные приемы истязания душевнобольных людей. Так, в технику механотерапии входили специальные смирительные мешки, рубашки, стулья, кровати, кожаные маски и деревянные груши против стона и криков больных. Особую популярность приобрели вращательные машины, кровати, колеса, на которых больных вращали до наступления тошноты, рвоты, удушья, непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Кроме этих средств применялись также принудительное стояние, напоминающее распятие на кресте, прижигание каленым железом, плетки и др. Значительное место в терапевтической практике занимала гидротерапия в ее самых различных формах. Больного о помощью особых устройств и приспособлений внезапно погружали или сбрасывали с большой высоты в студеную воду, ставили под ледяной душ или водяную струю, падающую на голову больного с большой высоты в течение длительного времени. Считалось, что все эти меры призваны изгнать у душевнобольного дурные идеи, перегруппировать в нужном направлении представления и чувства, заменить безумные акты на разумные. Против такой потрясающей терапии выступили в Германии представители соматического направления в немецкой психиатрии. Среди них особенно выделяется известный немецкий врач Г. Гризингер. Ему принадлежит заслуга в переводе национальной психиатрии из области умозрительных схем в естественнонаучное русло. Он считал, что в основе всякого психического заболевания лежат патологические процессы в головном мозгу. Его работа «О психических рефлекторных актах» (1843) предвосхитила рефлекторное учение И. М. Сеченова и положила первые основы рефлекторного направления в психиатрии. Во второй половине XIX столетия под влиянием эволюционных идей Ч. Дарвина внутри Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________
соматического направления в европейской психиатрии начинает неоправданно переоцениваться роль наследственного фактора в психопатогенезе. Появляются учения весьма реакционные по своему содержанию. Наиболее сильное влияние на европейскую психиатрию оказала теория дегенерации французского психиатра Б. Мореля. В своем «Трактате о вырождениях» (1857) он развивал положение о постоянном усилении болезненных свойств при передаче их от одного поколения к другому. Концепция вырождения получила поддержку и в других странах, особенно в Германии (Г. Шюле, К. Эбинг и др.). Во французской же психиатрии второй половины XIX в. более передовые позиции занимали Нансийская школа и школа Ж. Шарко, известная под названием «Школа Сальпетриер». В них обеих развивался соматический подход к душевным заболеваниям, активно внедрялась практика гуманного обращения с больными, интенсивно разрабатывались проблемы гипноза и внушения. Именно с этими двумя научными школами и прежде всего со школой Ж. Шарко связано возникновение во Франции экспериментальной психологии. Первые опыты по внушению были проведены еще в конце XVIII в. Месмером, выступившим впоследствии с теорией животного магнетизма. Согласно этой теории предполагалось, что от магнетизера исходят невидимые флюиды, которые проникают в организм больного и несут с собой целительное действие. Несколько позднее было открыто, что магнетическими пассами можно вызвать искусственный сон. Английский врач Д.Бред на основании многочисленных опытов пришел к выводу о том, что ведущую роль в возникновении искусственного или гипнотического сна играют не магнетические пассы сами по себе, а утомление органов чувств при длительном на них воздействии. Иного понимания гипноза придерживались французские психиатры. Представитель Нансийской школы П. Льебо, написавший книгу «Лечение внушением и его механизм» (1891), связывал явление гипноза со свойством внушаемости, которым характеризуются все люди без исключения только в разной степени. Ж. Шарко, в свою очередь, также опираясь на большое количество опытных данных, полученных им совместно со своими сотрудниками, придерживался иной точки зрения. Ж. Шарко заметил сходство в картинах развития гипнотических состояний, с одной стороны, и истерии, - с другой. Отсюда восприимчивость к гипнозу стала рассматриваться в школе Ж. Шарко как признак предрасположения к истерическим заболеваниям. Занимаясь практикой гипноза, Ж. Шарко вводит два ведущих принципа гипнотической техники. По мнению Ж. Шарко, гипнотическое состояние наиболее эффективно вызывается либо сильным внезапным раздражителем, либо слабым по интенсивности, но монотонным и длительным по времени. Широкую известность приобрели исследования у больных памяти и подразделение ее на три основных разновидности - моторную, зрительную и слуховую. Ж. Шарко принадлежит приоритет в выделении основных форм неврозов - истерии, неврастении и психастении, возникновение которых, как впрочем и всех других психических заболеваний, связывалось с органическими и функциональными расстройствами нервной системы и головного мозга. В целом научное лицо психиатрической школы Ж. Шарко определяли сравнительные исследования психической нормы и патологии, естественнонаучная ориентация в теории и методах исследования и лечения больных, систематическая разработка проблем гипноза и внушения, выступавших и как метод лечения, и как предмет научного анализа. Традиции школы «Сальпетриер» во многих отношениях определили характер и направление первых экспериментальных исследований в психологии. Более того, ближайшие ученики и последователи Ж. Шарко Т. Рибо, Ж. Дюма, Л. Бине, П. Жане и др. выступили инициаторами и организаторами экспериментальной психологии во Франции. В определенном отношении судьбы экспериментальной психологии во Франции оказались сходными с историей возникновения экспериментальной психологии в России. Как и во Франции, пионерами русской экспериментальной психологии явились в основном невропатологи и психиатры. Начало формирования научной психиатрии в России относится ко второй половине XIX столетия. Основателем отечественной психиатрии явился И.М. Балинский (1827- 1902). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он своей неутомимой деятельностью создал органи Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________
зационные предпосылки построения в России научной психиатрии. И.М. Балинским были открыты первые в России кафедра (1857) и психиатрическая клиника (1867) в Петербурге. В основании кафедры и клиники И.М. Балинский видел реальный фундамент для развития новой науки. И.М. Балинский рано ушел в отставку, оставив широкое поле деятельности молодым ученым. Поэтому научная работа в созданных им психиатрических центрах развертывается во всей полноте его учениками во главе с И.П. Мержеевским. Основной цикл исследований, проведенных как самим И.П. Мержеевским, так и его сотрудниками, был посвящен изучению душевных болезней в связи с патологическими изменениями в мозгу и в организме в целом. В диссертационном исследовании «Клиническое исследование неистовых» И.П. Мержеевским было показано, что в возбужденном состоянии у больного происходят резкие сдвиги во всех показателях обмена. Отсюда был сделан практический вывод о нецелесообразности помещения больных в тесные и душные изоляторы. Этот вывод имел огромное значение для того времени, поскольку он требовал кардинального пересмотра принципов и практики содержания душевнобольных и ухода за ними. Под руководством И.П. Мержеевского в психиатрической клинике выполнялись исследования по изучению влияния различных вредных воздействий на нервную систему. В конкретную проблематику исследований входило изучение влияния голода, отравлений фосфором, удаления щитовидной железы и других факторов, вызывающих нарушение в деятельности нервной системы. Одновременно проводились исследования экспериментальные анатомо-физиологические исследования мозга. В результате плодотворной научно-исследовательской работы в клинике И.П. Мержеевского было подготовлено около 30 диссертаций, опубликовано свыше 150 научных работ. Из стен первого в России психиатрического центра вышло более 50 квалифицированных специалистов-психиатров. Все это несомненно было большим первоначальным вкладом в развитие отечественной психиатрии. Опыт работы И.М. Балинского и И.П. Мержеевс-кого служил образцом и примером для развития психиатрической науки в других городах России. Новые психиатрические центры открываются в Казани, Москве, Харькове, Киеве. При этих центрах организуются и первые психологические лаборатории. Как известно, кафедра психиатрии была открыта при Казанском университете, которую с конца 1885 г. возглавил В.М. Бехтерев. В 1886 г. им организуется здесь и первая психофизиологическая лаборатория. Переехав в Петербург и сменив там ушедшего в отставку И.П. Мержеевского, В.М. Бехтерев открывает при кафедре психиатрии Военно-медицинской академии вторую психологическую лабораторию (1894). Как в казанский, так и в петербургский период, научная деятельность В.М.Бехтерева отличалась многогранностью. Его научный вклад в различные области - анатомию и физиологию головного мозга, невропатологию, психиатрию, психологию трудно переоценить. Во всех этих областях В.М. Бехтерев был выразителем передовых идей, последователем учения И.М. Сеченова, сторонником объективного подхода к изучению нервно-психической деятельности. Становление В.М. Бехтерева как ученого с мировым именем проходило после открытия им собственной лаборатории и тем более вундтовской лаборатории в Лейпциге (1879), поэтому более полная характеристика его научных взглядов и их оценка должны бить отнесены хронологически к периоду, связанному с развитием психологии уже как самостоятельной науки. Сейчас же важно подчеркнуть, что В.М. Бехтерев, как представитель медицины и естествознания, выступил после И.М. Сеченова не только идейным вдохновителем естественнонаучной и экспериментальной психологии, но и ее непосредственным организатором в нашей стране. Начало Московской психиатрической школы было положено А. Кожевниковым, организовавшим в 1837 г, на частные пожертвования психиатрическую клинику. Руководителем ее стал С.С. Корсаков, с именем которого связаны многие важные вехи как в психиатрии, так и в психологии. Прежде всего С.С. Корсаков является вождем отечественного движения против всякого стеснения душевнобольных. Его научная работа о полиневротическом психозе, о которой он доложил в 1889 г. на международном медицинском конгрессе, принесла С.С. Корсакову мировое признание. Значение этой работы состояло, главным образом, в обосновании зависимости Ψ___§ 1. Основание психофизики_____________________________________________________ патопсихологических явлений от повреждения мозга и нервной системы вообще. Кроме того, С.С. Корсакову, как и В.М. Бехтереву, принадлежит заслуга в утверждении материалистических позиций в психиатрии и психологии, объективного подхода к изучению психики и отклонений в ней, наконец, в практическом осуществлении мероприятий по преобразованию психологии в экспериментальную науку. Как известно, по его инициативе в 1895 г. в Москве создается еще одна психологическая лаборатория в России. Значительный вклад в развитие русской психиатрии, а также в подготовке и основании русской экспериментальной психологии внесли образовавшиеся психиатрические центры в Киеве, Харькове, Юрьеве во главе с П.И.Ковалевским, И.А. Сикорским, В.Ф. Чижом - видными русскими учеными, врачами-невропатологами и психиатрами. Из краткого обзора истории психиатрии видно, что ее развитие проходило в длительном противоборстве соматического и спиритуалистического направлений, развитие, которое, по верному замечанию Ю.В. Каннабиха, представляло собой форму борьбы двух мировоззрений - материализма и идеализма, борьбу двух подходов к пониманию причин душевных болезней, двух ориентации в методах их изучения и лечения. Не будет преувеличением, если скажем, что все лучшие достижения в области психиатрии были связаны в основном с естественнонаучным направлением, утверждавшим детерминистическое знание о природе психических расстройств, именно психосоматическая, психоневрологическая линия в психиатрии способствовала переносу идеи природного детерминизма и в область психологии, утверждению в ней объективного подхода к изучению психики в ее нормальном и болезненном состоянии. Но заслуга передовых естествоиспытателей, врачей-невропатологов и психиатров определяется не только формированием ими теоретических предпосылок естественнонаучного преобразования психологии, но и непосредственным участием в ее обновлении, особенно в России и Франции. Глава 8 ОФОРМЛЕНИЕ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПЕРВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ПСИХОЛОГИИ § 1. Основание психо- Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, физики лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособляются и оформляются в относительно самостоятельные научные направления. Одной из первых таких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиком, физиологом и философом Г. Фехнером (1801-1887). Психофизика была задумана Г. Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Опираясь на философию Шиллинга, Г. Фехнер выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы. Он полагал, что психическое разлито по всей вселенной, а все космические объекты в ней являются обратной стороной духа. Связь духовного и материального, психического и физического рассматривалась Г. Фехнером в духе параллелизма, как два ряда явлений, имевших между собой лишь функциональное соответствие. По мнению Г. Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой наукой и является психофизика, которая определялась им как точное учение о функциональных отношениях между телом и душою, Согласно Г. Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составить предмет внешней психофизики, с другой,-в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики. Однако Г. Фехнеру пришлось ограничить собственные исследования лишь областью внешней психофизики, поскольку в тот период наиболее доступными для экспериментально- Ψ___§ 1. Основание психофизики_____________________________________________________
математического обоснования оказались вопросы, связанные с отношением психических явлений с внешними физическими условиями. Особую роль здесь сыграли исследования Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. Именно опыты Э. Вебера показали, что существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения между ними поддаются экспериментальному измерению. Интерес к исследованиям Э. Вебера возрос у Г. Фехнера еще и потому, что итоговые результаты его опытов как будто бы соответствовали закону логарифмической функции, который был выдвинут Г. Фехнером в качестве предварительной гипотезы о характере возможной связи между психическим и физическим. По словам В. Вундта, Г. Фехнер «давно искал принципа, который определял бы отношение между телесным и духовным миром и мог бы, быть может, служить свидетельством в пользу всеобщего одушевления вещей и будущих судеб души. Такой принцип он думал найти в законе Вебера, а доказательство для своего метафизического мировоззрения прежде всего в явлении порога, тесно связанном, по его мнению с этим законом» [28, с.280]. Немалое значение для определения специфики новой науки сыграли идеи И. Гербарта, в частности, его учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологии. До И. Гербарта было принято считать, что психическое имеет лишь одно измерение-временную длительность или последовательность. Для применения же математических процедур необходимо, по крайней мере, соотношение двух рядов переменных. В качестве такой второй переменной, т.е. другой измеряемой характеристики представлений, выступает в психологии И.Гербарта интенсивность. Различия представлений по интенсивности ведут к тому, что часть из них подавляется и переходит в зону, стоящую ниже порога сознания. Сумма задержанных, заторможенных и подавленных представлений и была у И. Гербарта предметом тщательных математических вычислений. В отличие от И. Гербарта, у которого понятие интенсивности было приписано оторванной от внешнего мира духовной сущности, Г. Фехнер приложил это понятие к ощущениям, поставив последние в связь с внешними раздражениями. Г. Фехнер полагал, что посредством измерения силы раздражения можно измерять и интенсивность ощущений подобно тому, как измеряем аршином кусок полотна несмотря на то, что и аршин и полотно являются вещами разной физической природы. Итак, путь к измерению ощущений был, по существу, открыт, поскольку они становились функцией раздражений, которые можно легко подвергнуть физическому измерению. Так как ощущения оказались наиболее доступными для измерения, Г. Фехнер сосредотачивает все свое внимание именно на установлении функциональной зависимости между раздражением и ощущением, рассматривая отношения между ними как частные случал «вселенской психофизической корреляции». Психофизика, следовательно, становилась наукой о связи раздражений и ощущений, т.е. общая проблема связи духовного и физического мира стала выступать в форме связи интенсивности ощущений и раздражений. Установленные Г. Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения математического закона к ним, ставило на передний план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и способов математического анализа и описания психофизических отношений. В целом, общая программа построения психофизики включила, таким образом, три главных задачи: а) установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира на приме б) дать математическую формулировку этому закону; и в) разработать психофизические методы измерения.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |