Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОБЩИЕ ИТОГИ 6 страница




В Москве в 1895 г. лаборатория создается извест­ным русским психиатром С.С.Корсаковым. Руководство этой лабораторией было поручено ближайшему его со­труднику А.А. Токарскому. В московской лаборатории была выполнена большая серия работ но изучению ощу­щений, восприятий, памяти, времени реакций. Результа­ты исследований освещались в специальном вестнике «За­писки лаборатории». Крупнейшим событием для Моск­вы и русской психологии в целом явилось учреждение в 1912 г. Института психологии, первым руководителем которого стал Г.И. Челпанов.

Под руководством И.А.Сикорского психологичес­кая лаборатория организуется в Киеве, где проводятся исследования умственной работоспособности и утомле­ния, результаты которых публикуются в журнале «Воп­росы невро-психической медицины», созданном И.А. Сикорским в 1895г.

Еще одна психологическая лаборатория была от­крыта в 1892 г. в Одессе при филологическом факультете Новороссийского университета философом и психологом Н.Н. Лангс, который изучал восприятие и внимание [64]. В 1901 г. общее число психологических лабораторий уве­личивается до восьми благодаря открытию А.П.Нечае­вым лаборатории по изучению проблем развития ребен­ка, его обучения и воспитания. Важным событием в исто­рии русской экспериментальной психологии явилось создание в 1891 г. Русского общества экспериментальной психологии.

США. Возникновение и становление эксперимен­тальной психологии в США было связано с импортом идей, опыта и ученых из стран Европы. В начале амери­канская экспериментальная психология развивалась в рамках двух направлений. Одно из них было представле­но содержательной психологией, которая импортирова­лась в Америку Э. Титченером, другое - функциональной психологией, вдохновителями которой явились В. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энжелл и др. Если школа З.Титченера цели­ком воспроизводила черты вундтовскои интроспективной психологии, то функциональная психология представляла собой соединение идей Г.Спенсера, и Ч.Дарвина с телео­логической концепцией активности сознания, идущей от Г.Лейбница и Х.Вольфа. Таким образом, ведущие теоре­тические принципы американской экспериментальной психологии содержали в себе идеи европейской филосо­фии и психологии.

Опыт преобразования психологии в эксперименталь­ную науку, организации лабораторий и научно-иссле­довательской работы в них также был заимствован Аме­рикой из Европы и, в частности, из Германии. С целью перенять опыт работы лейпцигской лаборатории в Гер­манию специально выезжали на длительный срок осно­ватели американской экспериментальной психологии Ст.Холл, Д. Кеттел, Д. Энжелл, Е. Скрипчер. Немаловаж­ную роль в переносе основных теоретических идей, опы­та оформления экспериментальной психологии сыграли европейские ученые, эмигрировавшие в США. Из первых психологов, приехавших в Америку, следует назвать Э. Титченера, Г. Мюнстерберга. Позднее в Америку эмигриро­вали К.Левин, Мак-Дауголл и др.

Наиболее значительный вклад в создание экспери­ментальной психологии внес Ст.Холл. Им была создана первая на американском континенте психологическая ла­боратория. Она была открыта в 1883 г. при университете им. Д. Гопкинса в Балтиморе, куда Ст.Холл прибыл пос­ле учебы в Лейпциге. Переехав в 1888 г. в Ворчестер, Ст.Холл организует там вторую психологическую лабо­раторию при Кларкском университете, руководство ко­торой было поручено Э. Санфорду. С именем Ст. Холла связано открытие нескольких журналов: «Американский журнал психологии» (1877), «Педагогический семинар» (1891), «Журнал прикладной психологии» (1915). Ст.Холл был инициатором, организатором и первым президентом Американской психологической ассоциации, образован­ной в 1892г.

За открытием первой психологической лаборатории последовало основание подобных лабораторий в ряде дру­гих университетов страны. В 1887 г. лаборатории органи­зуются при Пенсильванском и Йованском университетах. Открывают их Д. Кеттел и Д.Пэтрик. В 1888 г. создаются лаборатории в Кларкском (Ст.Холл) и Висконсинском (Д Лстров) университетах. Две психологические лаборато­рии - одну в Торонто (1891), другую в Принстоне (1893) основывает Д. Болдуин. В 1891 г. открывается лаборато­рия в Колумбийском университете. Организатором науч­ных исследований в ней являлся Д. Кеттел, которым ранее была основана лаборатория в Пенсильвании. На базе учебных кабинетов В.Джемса в 1892 г. открывается лабо­ратория в Гарварде (Г. Мюнстерберг). В этом же году ла­боратории появляются в Йеле (Е. Скрипчер) и Корнеле (Э. Титченср). Наряду с крупными университетами пси­хологические лаборатории были созданы при семи кол­леджах. В общей сложности к концу XIX в. в Америке насчитывалось 27 психологических лабораторий и каби­нетов [132, 166].

Кроме основанных Ст.Холлом научных журналов, с 1894 г. Д. Кеттел и Д. Болдуин начинают издавать следу­ющие значительные журналы: «Психологическое обозре­ние»», «Психологические монографии», «Психологичес­кий индекс», а с 1904 г. - «Психологический бюллетень».

Англия, Для Англии не была характерна столь вы­сокая организаторская активность в создании экспери­ментальных лабораторий и ведения интенсивной иссле­довательской работы, какой отличается Америка, Россия и Германия. Сопротивление реакционных философских и светских кругов, консерватизм университетов были од­ними из основных причин, сдерживающих оформление экспериментальной психологии в Англии [147].

Первая психологическая лаборатория в Англии по­явилась только в 1897 г. в Кембридже. Ее руководителя­ми были Р.Риверс.,ас 1912г. С.Майер. Другая лаборато­рия была открыта также в 1897 г. при университетском колледже в Лондоне. Основал ее Дж.Салли. Часть обору­дования этой лаборатории досталась от фрейбургской лаборатории Г.Мюнстерберга, когда тот переезжал в Америку. К 1900г. других психологических лабораторий в Англии не было. Лишь в 1903 г. образуется третья по счету небольшая лаборатория при Королевском коллед­же столицы. Создал ее С.Майер. Через три года (1906) В.Смит открывает лабораторию в Эдинбурге. В том же городе в 1912 г. организуется лаборатория эксперимен­тальной педагогики. До 1910г. лаборатории возникают в Манчестере и Глазго. В 20 - 30-е гг. в Англии учрежда­ются институты: а 1922г.-Национальный институт про­мышленной психологии в Лондоне (С.Майер), в 1936 г. -Институт экспериментальной психологии в Оксфорде (В.Браун).

Вместе с психологическими лабораториям в Англии появляются научные психологические ассоциации. В ок­тябре 1901 г. проходило первое заседание Британского психологического общества. Другое объединение психо­логов было представлено в психологической секции Бри­танской ассоциации, образованной в 1921 г.

Из научных изданий по психологии следует назвать первый в мире журнал «Душа», основанный А.Бэном в 1875 г. и «Британский журнал психологии», учрежденный в 1904 г. Р.Риверсом, С.Майером и Д.Уордом.

Франция. Основание экспериментальной психоло­гии во Франции связано с именами П.Жане, А.Бине и, прежде всего, Т.Рибо. Роль Т.Рибо в становлении экспери­ментальной психологии во Франции та же, что и И.М.Се­ченова в развитии русской экспериментальной психоло­гии или В.Вундта - в Германия. Сам Т.Рибо не был экс­периментатором, но он выступил как вдохновитель и организатор французской экспериментальной психоло­гии. Без эксперимента, - считал он, - психологии не обой­тись, и там, где его нет, там есть лишь уловки бесплодной мистики.

Следуя своим принципам,Т.Рибо создаете Сорбон­не в 1889 г. первую во Франции психологическую лабора­торию, возглавить которую он поручил А.Бонн. В 1895 г. этой лабораторией стал руководить А.Бине. Вторая пси­хологическая лаборатория во Франции открывается В.Бурдоном в 1896 г. в Ренне. В 1906 г. организуется тре­тья лаборатория в Монпелье. В 1921 г. в Париже основы­вается Институт психологии во главе с А.Пьероном.

Основными научными журналами, где печатались материалы по экспериментальной психологии, были «Обозрение философии», основанный Т.Рибо еще в 1876 г., «Психологический ежегодник», издателем которого был А.Бине, и «Журнал нормальной и патологической психо­логии», выпускаемый с 1904г. П.Жане и Ж Дюма. В 1901 г. создается Французское психологическое общество.

Завершая краткий обзор истории оформления экс­периментальной психологии в различных странах, мож­но сказать, что к началу XX столетия в мире было созда­но 45-50 экспериментальных лабораторий и кабинетов, выполнено большое количество исследований, основано множество специальных журналов, образованы нацио­нальные психологические общества. Крупнейшими собы­тиями в истории психологии стали Международные пси­хологические конгрессы. Первый из них состоялся в Па­риже в 1889 г. Его почетным председателем был великий русский ученый И.М.Сеченов. В этом значительном фак­те мы видим высокое признание и достойную оценку на­учного вклада И.М.Сеченова, а в его лице и всей русской психологии в развитие мировой психологической науки.

Глава 10 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. Изучение ощуще- Для большинства созданных к концу XIX столетия психологических ний и восприятия лабораторий харак­терно сведение основной проблематики эксперименталь­ных исследований к изучению элементарных психических процессов - ощущений и восприятий. Для иллюстрации достаточно ограничиться примерами лейпцигской лабо­ратории В.Вундта, которая вплоть до начала XX в. про­должала оставаться ведущим центром мировой экспери­ментальной психологии и лабораториями России, которая занимала тогда второе место после Германии по объему научных работ, важности и широте проблематики.

Так, в Вундтовской лаборатории две трети всей пси­хологической тематики занимали психофизические изме­рения, психофизиологические исследования ощущений и восприятий, а также хронометрические измерения реак­ций. Э.Боринг приводит следующие подробные данные по этому поводу. По количеству работ, выполненных в лаборатории В.Вундта (всего было проведено 100 иссле­дований), проблемы ощущений и восприятия занимают первое место. С изучением вопросов сенсорной психофи­зиологии связано 50% всех проведенных исследований. За ними шли работы, касающиеся измерения времени ре­акций. Они составляют 17% от общего числа исследова­ний. Последняя треть экспериментальных исследований, проведенных в лаборатории В.Вундта посвящена изуче­нию эмоций (10%), внимания (10%) а ассоциаций (10%).

Из общего числа работ, выполненных в области ощущений и восприятия, половину составляют исследо­вания зрения. Основными темами были здесь вопросы психофизики и психофизиологии светового и цветового зрения, глазомерные функции зрения, поле зрения, опти­ческие иллюзии, восприятие глубины. В области зрения экспериментальные исследования вели В.Вундт, В.Гельпах, И.Крис, Г.Мартиус, Г.Майер и др. Вторую половину со­ставили экспериментальные работы по изучению других видов ощущений - слуха, осязания, вкуса, обоняния.

Хронометрические измерения времени реакций про­водились по трем направлениям. Одно из них было связа­но с определением времени реакций в зависимости от воз­действия раздражителей различной физической природы. Особую известность приобрели опыты Л.Ланге, позволив­шие ему открыть сенсорный и моторный тип реакций. Дру­гая линия измерений была связана с определением време­ни сложных реакций, включающих акты узнавания, раз­личения, выбора. Измерением времени сложных реакций занимались сотрудники В.Вупдта Э.Тишер, Д.Кеттел и др. К этим исследованиям примыкают работы Э.Крепелина, М.Траутшольда, Д. Кеттел а по измерению времени сво­бодных и навязанных ассоциаций.

Открытие Л.Ланге (1886) сенсорного и моторного типа реакций повлекло за собой экспериментальные ис­следования внимания. Вопросы по вниманию касались в основном вопросов объема, колебания и распределения внимания (опыты с компликацией). Объем внимания оп­ределялся с помощью тахистоскопического метода. Пер­выми стали изучать объем внимания в лаборатории В.Вундта Г.Дейч и Д.Кеттел. Первые опыты по изучению особенностей колебания внимания провел Н.Н.Ланге.

Немногочисленную часть заняли в Лейпцигской лаборатории исследования вторичных (моторных) харак­теристик речи - скорости чтения и письма (Д.Кеттел).

Сходные с Вундтовской лабораторией направления исследований имели место и в лабораториях России. В лабораториях В.М.Бехтерева исследовались все виды чув­ствительности. Зрительную чувствительность изучали Ф.К.Телятник, А.В.Гервер, А.ФЛазурский, М.П.Ники­тин. Значительная часть исследований была посвящена изучению волосковой чувствительности (В.М.Бехтерев, К.И.Ноишевский, Н.П.Осипова) и мышечных ощущений (М.Н.Жуковский, В.И.Руднев, М.А.Фальк). Эксперимен­тальные исследования велись и по другим видам ощуще­ний. В Московской лаборатории изучали зрительную чув­ствительность (И.М.Целиков), слуховую и вкусовую чув­ствительность (А.Н.Бернштейн). Измерением времени реакций занимались А.А.Токарский и А.Васистов. Для Юрьевской лаборатории характерно было эксперимен­тальное изучение ощущений и восприятия в связи с задача­ми психиатрии. У больных, страдающих психическими заболеваниями, исследовались особенности реакций на различные раздражители (В.Ф.Чиж), особенности зритель­ного и слухового восприятия (В.Ф.Чиж, К.И.Заборский), ассоциаций (В.Ф.Чиж), кожной чувствительности (В.К.Барт), памяти слуховых ощущений (Н.Гиршберг), памяти дви­жений (Ф.Шнейдер). В Киевской лаборатории экспери­ментальные исследования касались вопросов психическо­го утомления (И.А.Сикорский). В Одессе Н.Н.Ланге, ис­пользуя хронометрический метод измерения реакций, провел многочисленные опыты, направленные на изуче­ние процессуальных характеристик восприятия и внима­ния. Открытый им закон перцепции и моторная теория внимания принесли русскому психологу всемирную из­вестность.

Итак, краткий обзор состояния научно-исследова­тельской работы в психологических лабораториях Рос­сии и Германии показывает, что ощущения и восприятия формировали первую проблематику экспериментальной психологии в период ее возникновения. Вскоре происхо­дит оживление экспериментальных работ в области эмо­ций, ассоциаций и памяти, а затем и мышления.

 

§ 2. Начало экспери- Существенным толчком к экспериментальному изучению элементарных ментального изучения чувств и эмоций явилась моторная теория эмо­ций Джемса-Ланге, эмоций выдвинутая почти одновременно и независимо друг от друга американским ученым В.Джем­сом (1884) и датским физиологом С.Ланге (1885). Соглас­но названной теории эмоции представляют собой осоз­нание телесных органических изменений, вызванных вос­приятием какой-либо ситуации. Различие точек зрения В.Джемса и С.Ланге состояло лишь в том, что у первого теория имела более общий характер, тогда как теория С.Ланге связывала эмоциональные переживания только с динамикой вазомоторных реакций.

Истоки возникновения теории Джемса-Ланге восхо­дят к античной эпохе. Известно, что уже древними учеными была замечена тесная связь аффектов с двигательными проявлениями. Особенно в отчетливой форме эту связь устанавливали Аристотель и Гален. В средневековье Ави­ценна провел ряд оригинальных экспериментов, которые, вероятно, следует считать первыми в области изучения эмоций у человека и животных. Авиценна, например, впервые воспользовался показаниями пульса в качестве индикатора интенсивности аффективных переживаний. В Новое время Р.Декарт во всей полноте показал нераз­рывную связь «страстей» с течением «животных духов» и движениями тела. В XVIII в. французский врач и фило­соф Ж.Ламетри также указывал на органическую связь эмоций и чувств с внутрителесными изменениями, под­черкивая, что «горе сжимает диаметр сосудов» [65, с.86].

В XIX в. положение о телесном выражении эмоций все более укореняется. Особую роль здесь сыграли иссле­дования английских ученых Ч.Белла и Ч.Дарвина. Ч.Бел-лом было показано, что эмоциональное состояние ярко выражается особыми сочетаниями движений мышечных групп лица. В этой связи он считал полезным для худож­ников и скульпторов изучение анатомии и физиологии человека. К этому же призывал художников Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения.

В генетическом плане сходное положение было об­стоятельно раскрыто в работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). В этой книге Ч.Дар­вин выдвинул теорию эмоций, опирающуюся на три ос­новные принципа. Главным среди них является принцип «полезных ассоциированных привычек», согласно кото­рому выразительные движения при эмоциях являются ру­диментами ранее биологически полезных для организма движений. Например, выражение печали есть ослаблен­ная форма подлинного плача младенца. Самим Ч.Дарви­ным был введен один из методов, который станет в пси­хологии типичным приемом для изучения эмоций по вы­ражению лица. Им брались фотографии с изображениями различных эмоциональных состояний. От испытуемого требовалось определить содержание выражаемой эмоции.

Все сказанное выше и явилось исторической пред­посылкой рождения моторной теории Джемса-Ланге, по­лучившей первоначально широкое распространение. Ос­тавляя пока в стороне спорные положения в этой теории, следует, вместе с тем, признать ее положительное значе­ние с точки зрения возможности использования экспери­ментальных методов при изучении эмоций. Ценность те­ории Джемса-Ланге в том и заключалась, что она откры­вала широкий простор для внедрения физиологических методов исследования в эту область психологии. Поло­жение о том, что эмоциональные состояния сопровожда­ются комплексом моторных и сосудистых изменений, вело к мысли о принятии этих физиологических симптомов в качестве объективных и экспериментально-измеряемых индикаторов различных эмоциональных реакций. При­емы, с которыми было связано экспериментальное изуче­ние эмоций по их телесным и органическим проявлени­ям, были названы немецким психологом О.Кюльпе об­щим именем - «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную регистрацию различных двигательных и вегетативных изменений, сопровождаю­щих эмоциональные переживания. Техника и аппараты, необходимые для этой цели, были заимствованы психо­логией у физиологии, где они были созданы и широко применялись при изучении механики дыхания, сердца, сосудов и т.п.

Обычно в качестве объективных показателей эмоций и аффектов использовались сдвиги в дыхании {частота, глубина, форма дыхания, длительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма). Другими вегетативными показателями были уровень обмена, слюно­отделение, потоотделение, химический состав слюны и мочи, температура кожи, кожно-гальваническая реакция, открытая независимо друг от друга Ш.Фере (1888) и рус­ским физиологом И.Р.Тархановым (1890). Наконец, сле­дует назвать некоторые мышечные реакции, как то: зрач­ковый рефлекс, мышечное напряжение (динамометрия), тремор и другие непроизвольные движения.

Из технических средств для регистрации изменений дыхательных функций чаще всего применялись пневмо­граф и аппарат для записи потока воздуха. Для регистра­ции сердечно-сосудистых реакций употреблялись плетиз­мографы, с помощью которых определялся объем сосудов, сфигмограф, фиксирующий изменения силы и скорости пульса, сфигмометр, определяющий величину давления крови, кардиотахометр, предназначенный для оценки ско­рости ударов сердца. Кожногальваническая реакция из­мерялась гальванометрами различной модификации. Мы­шечное напряжение и сила движения регистрировались эргографами, динамометрами, динамографами.

Первые экспериментальные исследования эмоцио­нальных состояний по методу выражения были проведе­ны А. Моссо (1881), Ш. Фере (1888) и И.Р.Тархановым (1890). Наиболее известные работы А. Моссо были связа­ны с выяснением влияния умственной работы и некото­рых эмоциональных переживаний на объем мозга и дру­гих частей тела (руки, ноги). Для этой цели использовал­ся изобретенный им самим плетизмограф. Кроме объема мозга А. Моссо регистрировал сдвиги и других физиоло­гических функций: напряжение мышц (эргограф Моссо), температура тела и мозга.

В 1887 г. Ш. Фере также попытался установить раз­личие в симптоматике отдельных чувств и аффектов при помощи движений, которыми они сопровождаются. Че­рез год Ш.Фере обнаруживает психогальванический фе­номен, проявляющийся в повышении электрического тока, приложенного к коже при воздействии сенсорных раздра­жителей (звук метронома, запах, цвет), а также при стенических формах эмоций. Автор связывал этот феномен с понижением электросопротивления кожи в результате потоотделения при выполнении какой-либо психической деятельности и при стенических эмоциональных пережи­ваниях.

Как уже отмечалось выше, аналогичное явление не­зависимо от Ш. Фере было открыто И.Р.Тархановым. Он нашел, что между двумя участками кожи всегда образу­ется разность потенциалов (внутрисоматический ток). Если эту разность потенциалов снять внешним током об­ратного направления, а затем испытуемому предложить различные сенсорные раздражения или какую-нибудь умственную работу, или вызвать какой-либо аффект, то оказывается, что во всех этих случаях происходит пони­жение сопротивления кожи, в результате которого вновь обнаруживается действие внутрисоматического тока, от­клоняющего стрелку гальванометра в ту или другую сто­рону. Психогальванический метод, открытый Ш. Фере и И.Р.Тархановым, станут широко применять в конце XIX и особенно в начале XX столетия.

Общим итоговым выводом большинства первых экспериментальных исследований (А. Моссо, Ш. Фере, И.Р.Тарханов, А. Бине, М. Леманн, П. Менц, Э. Мейман, В.Вундт) был вывод о том, что при чувстве удовольствия все физиологические симптомы повышаются и усилива­ются, тогда как при чувстве неудовольствия они снижают­ся и ослабляются. Экспериментальные данные показали также, что телесные проявления чувств наступают позднее самих аффектов а это значит, что исходные принципы теории Джемса-Ланге оказались несостоятельными. В последующем периферическая моторная теория эмоций Джемса-Ланге и вовсе была отвергнута под влиянием новых данных, полученных в исследованиях В. Кеннона, Ч. Шерингтона, и тем более в современных физиологи­ческих и нейрофизиологических исследованиях. Хотя тео­рия Джемса-Ланге в основе своей оказалась неправильной, полностью снять ее значение для развития психологии, особенно экспериментальной, было бы неверно. Эта тео­рия послужила в конце XIX в. теоретическим ориенти­ром для применения физиологических, объективных ме­тодов к изучению эмоциональной жизни человека.

Наряду с методом выражения, широко вошедшим в практику психологических исследований, большую роль в изучении эмоций сыграл и так называемый «метод впе­чатления». Начало этому методу было положено И.Гете, изучавшим действие цвета на чувства, но полную мето­дическую разработку этого приема осуществил Г. Фехнер, когда он занимался вопросами экспериментальной эсте­тики. Вначале метод впечатления был предназначен для изучения эстетических чувств и суждений. Психологи же стали его применять для изучения элементарных чувств и эмоций.

Цель фехнеровских опытов в области эстетики сво­дилась к определению того, как и в какой степени разно­образные ощущения цвета, света, цветовых тонов и их сочетаний в пространстве и времени оказывают на чело­века эстетическое воздействие. Так, в области зрения ис­точником эстетического чувства могут быть световые и цветовые комбинации, различные пространственные фор­мы. В области слуха - это гармония (сочетание тонов), ритм, в области движений - пространственно-временные отношения слуховых и зрительных восприятии.

Существенным для метода впечатления является прием субъективного сравнения и оценки двух или более одновременно или последовательно предъявляемых раз­дражений, на основе которых субъект производит выбор предпочитаемого или отвергаемого внешнего предмета. Опыты Г. Фехнера были связаны в основном с эстетичес­кой оценкой различных геометрических форм (прямоуголь­ники, треугольники, эллипсы и др.). Определение эстети­ческой оценки проводилось тремя способам, или их ком­бинациями. Первым из них является метод выбора, при котором испытуемому предлагается выбрать наиболее приятный из предъявляемых объектов. Второй прием, названный методом изготовления или репродукции, пред­полагал самостоятельное изготовление таких геометри­ческих форм и отношений, которые человеку более всего нравятся. Третий способ, известный под названием «ме­тод применения,» заключался в выяснении того, как час­то в практической жизни применяются те или другие геометрические формы различных предметов обихода (форма, размер, цвет книг, визитных карточек, конвер­тов, плиток шоколада и т.п.).

Впоследствии все эти приемы использовались в ла­боратории В.Вундта, а также в лабораториях других стран. Итогом подобных исследований было построение для каждого из испытуемых аффективных кривых удо­вольствия и неудовольствия. В 90-х гг. XIX в. намечается тенденция объединения метода впечатления с методом вы­ражения. Эта новая тенденция объясняется стремлением обеспечить объективный контроль тех субъективных оце­нок, которые даются человеком при методе впечатления (П.Менц, Э.Мейман, М.Браун).

Кроме двух основных экспериментальных методов изучения эмоций, очень часто применяли различного рода опросники, фото-киносъемку для регистрации мимики лица, позы тела и других выразительных движений, со­провождающих эмоции человека.

Итак, к началу XX столетия была поставлена на экс­периментальную основу еще одна область психологии. Созданная экспериментальная база для разработки про­блемы эмоций позволила психологии совместно с други­ми примыкающими к ней науками (физиология и нейро­физиология, психофизиология и нейропсихология) в те­чение всего последующего периода развернуть широкий фронт экспериментальных исследований, создать новые оригинальные методы, позволившие в свою очередь рас­крыть многие тайны и продвинуть далеко вперед наши знания о природе и механизмах эмоций.

§ 3. Эксперименталь- В последней четверти XIX в.ассоциативная психология еще сохраняла ное изучение ассоциа- свое преобладающее влияние, поэтому вполне зако­номерными явились ций и памяти попытки поставить под экспери­ментальный контроль исходные принципы ассоциатив­ной теории. Первые такие потоки были предприняты од­новременно (1879) английским ученым Ф.Гальтоном и В.Вундтом.

Опыты Ф.Гальтона касались определения времени ассоциативных процессов, а также содержательного со­става ассоциаций. Ф.Гальтоном было отобрано 75 слов. При предъявлении каждого из них включался секундо­мер, регистрирующий время, через которое возникало первое какое-либо представление. Анализ ассоциаций показал, что многие ассоциации повторяются. Так, на каждые 100 ассоциаций приходилось в среднем повторен­ных 4 раза - 23 ассоциации, три - 21, дважды - 23 и один раз - 33. По содержанию из каждых 100 ассоциаций - 39 было обращено к детству и ранней юности, 46 - к зрело­му возрасту и 15 - к недавнему прошлому. Метод Ф.Галь-тона был назван впоследствии «методом свободных ассо­циаций». В его первоначальной форме имелись существен­ные погрешности. Опыты проводились Ф. Гальтоном на самом себе, т.е. сам автор следил за ходом собственных ассоциаций. По этой причине не могло быть точно зареги­стрировано время возникновения представления. Приме­нение секундомера давало слишком грубые показатели по сравнению с хроноскопом.

Метод свободных ассоциаций был значительно усо­вершенствован в Вундтовской лаборатории, в которой кроме самого В.Вундта изучением ассоциаций занимались С.Холл, Э.Крепелин и др. Поскольку метод свободных ассоциаций позволял определять в основном только быс­троту протекания ассоциативных процессов и не давал возможности выявлять в полной мере качественные, содержательные особенности представлений, в лаборато­рии В.Вундта был введен новый вид ассоциативного экс­перимента, получивший название метода навязанных ас­социаций. При этом варианте ассоциативного экспери­мента испытуемый отвечал на слово-раздражитель не первым пришедшим на ум словом, а словом, являющим­ся по отношению к первому общим или частным поняти­ем, либо словом, находящимся со словом-раздражителем в причинно-следственной связи или в других смысловых отношениях. Метод навязанных ассоциаций впервые был использован Д. Кеттелом при переводе слова с одного язы­ка на другой, изучении причинно-следственных отноше­ний, арифметических действий и др. Подобные опыты про­водились и другими психологами. На основе полученных экспериментальных данных было обнаружено, что тради­ционно выделяемые разновидности ассоциаций установ­ленными фактами не подтверждаются. Отсюда возникала необходимость построения новых классификаций теперь уже на основе опытных данных. Но поскольку у разных авторов экспериментальные результаты отличались, то и предлагаемые ими классификации ассоциаций также не совпадали (Г. Эббингауз, В. Вундт, Т. Циген).

Изучение ассоциаций и представлений явилось пе­реходным мостиком к экспериментальному исследованию памяти, а затем и мышлению. Как известно, В.Вундт счи­тал, что высшие психические процессы - память, вообра­жение, мышление и воля самонаблюдением выявить не­возможно, поэтому для их изучения необходимо выйти за рамки физиологической психологии в область психо­логии народов, где через изучение языка, мифов и легенд, обычаев и нравов можно было бы пролить свет на зако­номерности протекания этих высших форм индивидуаль­ного сознания.

Первым, кто попытался снять выдвинутое В.Вунд-том ограничение в отношении возможности эксперимен­тального изучения высших этажей сознания, был немецкий психолог Г.Эббингауз, сторонник ассоциативного на­правления в психологии. Особую роль здесь сыграла книга Г.Фехнера «Элементы психофизики», под влиянием кото­рой Г.Эббингауз задался целью применить психофизичес­кие принципы к изучению памяти.

В определении специфики будущих опытов в обла­сти памяти важное значение имело традиционное поло­жение ассоциативной психологии о том, что повторение есть главное условие прочности ассоциаций. Именно в частоте повторения Г.Эббингауз увидел возможности из­мерения памяти. Необходимо было решить вопрос лишь об объективных средствах контроля влияния повторений на прочность ассоциаций. Такое средство Г.Эббингауз нашел в движениях, которые вызываются представлени­ем или которые сопровождают его, например, прогова-ривание, движение губ, мимические движения, ритми­ческие движения головы,рук,ног,рисунки,письмо ит.п. По этому поводу Г.Эббингауз писал; «Этот переход пред­ставлений в движения является для нас, как мы скоро это увидим, важным средством для уразумления подробнос­тей, характеризующих ассоциации и воспроизведение» [122, с. 187]. О том же самом, но в более конкретной фор­ме, им говорилось: «... мы имеем важное средство для изу­чения памяти в связи воспроизведенных представлений с движениями. Пользуются этим средством следующим образом: вызывают представления, которые легко могут воспроизводиться движениями речи или письма, или так­же при помощи простых рисунков, и затем исследуют, как воспроизведение видоизменяется при различных обстоя­тельствах» [122, с. 193].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.