КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие итоги
Началом экспериментального изучения мышления завершается важный этап в развитии психологии как науки. Характерным для него было постепенное расширение сферы приложения эксперимента к различным проблемам.общей психологии. Хотя и в разной степени, но экспериментальными методами изучались почти все основные психические процессы - ощущения, восприятия, представления, память, эмоции, внимание, воля.
Ψ_____Заключение__________________________________________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспериментальная психология, владеющая теперь относительно большими научными возможностями, вместе с тем не отвечала многим теоретическим и практическим требованиям. Многообразие разработанных и созданных методов, богатый накопленный экспериментальный материал, как правило, оставались в пределах лабораторий и не находили практического приложения. В этой связи представители ряда областей (педагогики, психиатрии и др.), испытывая потребности в психологических знаниях и точных методах, были вынуждены собственными силами начать разработку экспериментальных методов, направляя их на решение практических задач. Как известно, вундтовская программа экспериментальной психологии, на которую ориентировались вначале психологи многих стран, исключала возможность применения экспериментальной интроспекции к изучению психологии душевнобольных, детей и животных. Считалось, что они но способны к самонаблюдению. Кроме того, односторонняя направленность на поиск общих закономерностей работы сознания, а также абстрактный и функционально-аналитический подход к изучению человека, делали недоступным постановку и решение проблем психологии индивидуальных различий и конкретной личности. Исключались из экспериментальной психологии и социально-психологические проблемы, к которым вплотную подошли социологи, антропологи, этнологи и сами психологи. Однако растущие потребности промышленности, образования, медицины настойчиво требовали привлечения психологических знаний и методов. Приложение методов и достижений экспериментальной психологии к решению новых специальных проблем и практических задач привело к образованию ряда прикладных специальных областей психологии. К ним следует отнести психологию животных, детскую и педагогическую психологию, медицинскую психологию (психологию душевнобольных). психотехнику, дифференциальную психологию и психологию личности, социальную психологию. Как реакция на отдельные ограничения и слабые стороны вундтовской психологии возникают и новые в теоретическом отношении научные школы и направления, такие, как: фрейдизм, бихевиоризм, гештальт-психология - психологические направления, принесшие совершенно иные представления о предмете и методах психологии. Так, например, фрейдизм, выступивший против одностороннего интеллектуализма в психологии, против ограничения ее предмета областью сознаваемых явлений, показал огромную роль неосознаваемых динамических аспектов личности (влечений, потребностей, желаний, мотивации) в организации поведения человека. В связи с этим представители фрейдизма выступили инициаторами создания косвенных и прожективных методов проникновения в скрытые и глубинные структуры личности. Бихевиоризм, бросив вызов вундтовской психологии в связи с ее интроспективной направленностью, требовал полного и радикального пересмотра всех старых представлений и понятий субъективной психологии, отягощенной традициями средневековья. Предметом психологии должны стать не внутренние явления и акты сознания, доступные одной лишь интроспекции, а факты объективно наблюдаемого поведения. Гештальт-психология, возникшая как протест прожив укоренившегося в психологии ментального атомизма и элементализма, выступила за изучение целостных и динамических структур сознания и поведения, которые являются генетически первичными по отношению к составляющим их исходным элементам, и которые по своим качествам к этим первичным элементам не сводимы. Кроме бихевиоризма, гештальт-психологии и фрейдизма в психологии возникают и другие научные течения. Каждое из них можно рассматривать как определенную реакцию на отдельные устаревшие парадигмы, сохранившиеся в вундтовской психологии. Единая в прошлом субъективная психология сознания все более и более распадалась на множество научных школ и направлений. Возникновение новых психологических течений, оформление прикладных и специальных областей психологии, разрушавших прежние представления о природе и механизмах психической деятельности, оценивается в психологической историографии как «кризис Ψ_____Заключение__________________________________________________________________
психологии». Однако этот наметившийся кризис отражал лишь трудности будущего роста психологии, ибо он стал предпосылкой всех ее последующих успехов в XX столетии.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |