Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы анализа плана решения проблем




Требования к анализу проблем

1. Изучить проблему целиком и по частям.

2. Обсудить проблему со всеми, кого она касается.

3. Определить границы анализа, учитывая, что глубокий анализ дорог, а поверхностный затруднит решение.

4. Не сводить сложную проблему к сумме простых.

5. Не смешивать проблему и ее симптомы.

6. Учитывать имеющийся опыт.

Управляющий должен упреждать события, а не просто реагировать на них. Большой процент возникающих проблем можно предвидеть.

Цели анализа управленческой работы - выявление потенциальных проблем и благоприятных возможностей.

 

1. Краткое изложение плана, включая описание желаемого конечного результата.

2. Перечисление и рассмотрение этапов плана и выявление критических моментов (что, кто, когда).

3. Выявление потенциальных проблем и возможностей. Выявление потенциальных следствий: хуже, чем ожидалось, лучше, норма. Какие отклонения возможны и какие выгоды можно извлечь. Проблемы лучше выявлять отдельно от возможностей. Основное внимание надо уделять главным проблемам.

4. Определение наиболее вероятных причин основных потенциальных проблем и возможностей для совершения, упреждающих действий. Нужно рассматривать каждую выявленную потенциальную проблему, определять, что могло ее вызвать, составлять список мероприятий.

5. Выработка предупредительных или сопутствующих мероприятий. Они могут быть направлены как на причины, так и на следствия.

6. Выработка подстраховочных мероприятий для нейтрализации или минимизации проблем, если они все же возникают. Подстраховывающие мероприятия против негативных действий очень дороги, поэтому обычно откладываются на максимально длительное время. Однако в случае неблагоприятных условий они необходимы.

7. Предусмотрение условий для введения в действие подстраховывающих мероприятий. Без этого механизма подстраховка не может быть эффективной. Могут быть упущены благоприятные возможности.

Какими принципиальными соображениями руководствуется менеджер, приступая к выработке и принятию решения?

Проблему необходимо осмыслить на основе достоверной информации.

Проанализировать варианты решения проблемы (иногда и невозможные).

Привлечь к подготовке решения необходимый круг специалистов.

Построить модель решения проблемы, определить ее исполнителей.

Учесть возможные последствия выполнения, неполного выполнения и невыполнения решения.

Определить объем, вид, способы и сроки передачи информации о принятом решении.

Продумать способы контроля и обратной связи по ходу выполнения решения.

В чем сущность запрограммированного решения? Это решение, по сути, уже предрешено обстоятельствами, и нужно лишь найти способы его реализации. Если, например, необходимо платить налог, то вопрос лишь в том, где взять для этого средства, в каком объеме и в какие сроки это сделать. Решение состоит в выборе способа действий, исключающего возможность ошибки.

Незапрограммированное решение, как правило, возникает в случаях изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях. Тот же пример с уплатой налога при отсутствии необходимых средств для этого потребует от руководителя незапрограммированного решения — добиться отсрочки или выплаты по частям, использовать заемные средства и т. д.

На практике в чистом виде нет запрограммированных и незапрограммированных решений. В каждом конкретном случае присутствуют элементы того и другого.

Решение управленческое - акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование социально-экономической системы - это заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей. Процесс принятия решения включает постановку цели, сбор проектов решения, согласование, принятие решения, исполнение и контроль. Моделирование процесса принятия решений позволяет сделать существенный шаг в сторону количественных оценок и количественного анализа результатов принимаемых решений. Профессиональное использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру, с одной стороны, контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности, обеспечивать большую степень непротиворечивости, согласованности и надежности принимаемых управленческих решений, с другой - более полно реализовать интуицию, опыт и знания.

Модель позволяет найти рациональное решение лишь для того упрощенного варианта ситуации принятия решения, который используется в модели. Решение, найденное с помощью моделирования ситуации принятия решения, нужно обязательно проанализировать, с точки зрения полноты учтенных в ней факторов, и в случае необходимости - внести соответствующие коррективы. Наибольший эффект при принятии важных управленческих решений дает сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и современных технологий выработки и принятия управленческого решения.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах моделей, которыми являются:

- проблемная ситуация, требующая принятия решения;

- время для принятия решения;

- оценка достоверности информации об объекте;

- ресурсы, необходимые для реализации решения;

- внешние и внутренние факторы среды;

- альтернативные варианты решений;

- критерии для оценки результатов принимаемых решений.

Используемая в процессе принятия управленческого решения модель должна быть адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна соответствовать структуре и свойствам объекта управления и требованиям решаемой управленческой задачи, особенностям и возможностям создания используемых методов моделирования и экспериментов, проводимых на базе используемых моделей.

Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.

В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений, практика разработки и принятия которых имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, действующей системой коммуникаций, технологией управления.

Однако имеются общие процедуры, характерные для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это определенная технология разработки и принятия решений, используемая в любой организации или типовые процедуры (этапы, операции, блоки) процесса принятия управленческих решений.

Решение может быть единоличным, коллективным или принятым на основе консенсуса.

Таким образом, решение принято и определены методы его реализации. Но какое оно? Как принять правильное решение и способы его реализации? Здесь важна роль интуиции, суждения и рациональности в принятии решения. Интуитивное решение в большей степени основано на своего рода «озарении», собственном ощущении и многолетнем опыте руководства. Решения, принятые на основе суждения, сходны с первым, но предполагают наличие глубоких профессиональных знаний и осмысления ситуаций, использование прошлого опыта, опора на здравый смысл. Рациональными считаются решения, которые принимаются на основе глубокого и объективного анализа проблем.

В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Менеджер уравновешенный, спокойный, критичный к себе принимает, как правило, уравновешенные или осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и часто даже рискованные решения.

Управленческой наукой разработаны наиболее общие требования к методам решения проблем. К ним относятся: практическая применимость; экономичность; точность исполнения; возможные ошибки, которые не должны превышать приемлемого уровня; недопустимость принятия нескольких противоречивых решений по одному вопросу; постоянный контроль за ходом выполнения решения.

Что следует после того, как решение выполнено? Поощрять ли исполнителей? Возникают ли новые проблемы? Делаются ли соответствующие выводы? Ответ на эти вопросы необходимо найти в ходе их обсуждения на практическом занятии.

 

 

Список рекомендуемой литературы

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. – М.: Экономика, 1982.

2. Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Исследование операций в экономике: модели, задачи, решения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2003.

3. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Наука, 1972.

4. Доусон Р. Уверенно принимать решения: как научиться принимать решения в бизнесе и жизни. – М.: ЮНИТИ, 1996.

5. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. – М.: Экономика, 1984.

6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2000.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.

8. Раппопорт Б.М. Оптимизация управленческих решений. – М.: ТЕИС, 2001.

9. Шебеко Ю. Имитационное моделирование и ситуационный анализ бизнес-процессов принятия управленческих решений. – М.: ТОРА – ИнфоЦентр,2000

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.