Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые акты Европейского Союза




Проанализируйте учредительные акты ЕС и Сообществ и ответьте на вопрос предусмотрена ли этими документами возможность приостановления членства или исключения из организации. Если не предусмотрена, то возможны ли эти действия на каком-то ином основании?

По мотивированному предложению одной трети государств-членов, Европейского парламента или Европейской комиссии Совет, постановляя большинством в четыре пятых своих членов после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2. Перед тем, как произвести такую констатацию, Совет заслушивает соответствующее государство-член и, постановляя согласно аналогичной процедуре, может направить ему рекомендации.

Совет регулярно проверяет, остаются ли в силе причины, которые вызвали подобную констатацию.

2. Европейский совет, постановляя единогласно по предложению одной трети государств-членов или Европейской комиссии и после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ценностей, указанных в статье 2, предложив сначала этому государству-члену представить любые замечания по данному вопросу.

3. Когда сделана указанная в параграфе 2 констатация, Совет, постановляя квалифицированным большинством, может принять решение о приостановлении отдельных прав, вытекающих из применения Договоров к соответствующему государству-члену, в том числе права голоса представителя правительства этого государства-члена в Совете. Принимая такое решение, Совет учитывает возможные последствия подобного приостановления для прав и обязанностей физических и юридических лиц.

При любых обстоятельствах обязанности, которые возлагаются на соответствующее государство-член согласно Договорам, сохраняют обязательную силу для этого государства.

43.Учредительные договоры. Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров учредительного характера. В первую очередь это Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г., Римский договор, учреждающий ЕС 1957 г., Римский договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г., так называемые "учредительные договоры в узком смысле". Данные договоры носят "конституирующий" характер для Европейского Союза.

К " учредительным договорам в широком смысле " обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры, изменяющие и дополняющие их: Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1974 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества, и ряда связанных с ними актов 1997 г. На Конференции государств-членов, завершившейся 11 декабря 2000 г. в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительных договорах Союза (Ниццкий договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества, и ряда связанных с ними актов 2001 г.).

Ниццкий договор 2001 г. новых интеграционных организаций не учреждает и потому относится к учредительным договорам только в широком смысле этого слова. В результате последовавших межправительственных переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет.

В рамках ЕОУС впервые в международную жизнь вводились элементы наднациональности через делегирование государствами-участниками части своего суверенитета.

В соответствии с Договором слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Высший руководящий орган и Совет министров ЕОУС, а также Комиссию и Совет Евратома сменили Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС. Институты трёх европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратом) таким образом слились воедино. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Евросоюза.

Договор «о создании ЕС» Единый Европейский Акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. ЕЕА, предназначался для устранения оставшихся барьеров между странами, а также для гармонизации и повышения конкурентоспособности европейских стран.

Лиссабонский договор направлен на улучшение работы учреждений ЕС и процесса принятия решений, а также отраслевых политик ЕС.

Большая роль отводится национальным парламентам - впервые национальные парламенты напрямую вовлечены в процесс принятия решений уже на начальной стадии их разработки. Большая роль отводится мнению жителей - впервые в истории ЕС предполагается так называемая «гражданская инициатива», которая позволит 1 миллиону граждан ЕС потребовать от Европейской комиссии …


44. Европейский совет.

Европейский совет (англ. European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года и председатель Еврокомиссии

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции — основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом министров Европейский совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза. Заседания длятся два дня.

Вырабатываемые и принимаемые им решения имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, юридически обязаны их исполнить и обеспечить проведение в жизнь.

Европейский совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. После ратификации странами-членами Лиссабонского договора 2009 года Европейский совет приобрел статус института Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно значимость и высокую легитимность.

Заседания Европейского совета проходят два раза каждые шесть месяцев в Брюсселе. Для решения особо важных вопросов может быть назначено внеочередное заседание. В большинстве случаев решения Европейского совета принимаются на основе консенсуса.

 

 

45. Проанализируйте нормы Договора об учреждении Европейского Сообщества, … Сравните внешнеполитические механизмы, существующие в Европейском Союзе, в частности, порядок заключения международных договоров Европейским Сообществом и Европейским Союзом. Какой из них является, по Вашему мнению, более эффективным?

Самостоятельными направлениями внешнеполитической дея­тельности ЕСообщества признаны — сотрудничество в поддержку развития;— экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами. Вышеуказанные направления внешней политики относятся к компетенции ЕС и регулируются Договором об учреждении Евро­пейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС). Остальные аспекты внешнеполитической деятельности Союза, в том числе вопросы обороны и поддержания международной безопас­ности, подчиняются Договору о Европейском Союзе 1992 г. (раз­дел V «Положения об общей внешней политике и политике безопас­ности»). Общая внешняя политика и политика безопасности Союза выступает как сфера деятельности и как отдельный компонент (опо­ра) в структуре этой организации (см. вопрос № 14).После принятия Конституции все вопросы деятельности Союза на международной арене будут регулироваться в одном разделе это­го документа под названием «Внешнеполитическая деятельность Союза».

Заключение договоров ЕВРОПЕЙСКИМ СООБЩЕСТВОМ! В случаях, когда Договор предусматривает заключение соглашений между Сообществом и одним или несколькими государствами или международными организациями, Комиссия дает рекомендации Совету, который уполномочивает Комиссию начать необходимые переговоры. Комиссия ведет эти переговоры, консультируясь со специальными комитетами, назначенными Советом для оказания помощи ей в выполнении этой задачи, и в рамках директив, которые Совет может принять с этой целью. Совет заключает соглашения после консультаций с Европейским парламентом, за некоторым исключением, когда требуются иные процедуры. Европейский парламент дает свое заключение в пределах срока, который может быть определен Советом в зависимости от срочности вопроса. При отсутствии заключения в установленный срок Совет может действовать. Соглашения, заключенные на определенных выше условиях, обязательны для институтов Сообщества и для государств-членов.

Заключение договоров ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ. Совет может уполномочить Председательствующего, при необходимости, при содействии Комиссии, начать переговоры. Подобные соглашения заключаются Советом по рекомендации Председательствующего. Никакое соглашение не связывает государство-член, представитель которого в рамках Совета заявит, что оно должно придерживаться своих собственных конституционных правил; остальные члены Совета могут договориться о том, что соглашение, тем не менее, подлежит применению на временной основе. Соглашения, заключенные на условиях, предусмотренных настоящей статьей, являются обязательными для институтов Союза. Совет действует квалифицированным большинством голосов, за исключением второго предложения параграфа 2, для которого требуется единогласие.

Правовые акты - основная форма нормотворческой деятельности институтов ЕС. Помимо уже рассмотренных выше регламентов, директив, ра­мочных решений, институты Европейского Союза издают множество предписаний в других формах, которые не всегда вписываются в традиционную классификацию «нормативный — индивидуальный» акт. Эти документы могут носить как обязатель­ный, так и рекомендательный характер. Действующая система правовых актов наднациональных инсти­тутов имеет комплексную природу, что обусловлено «опорным» строением организации Европейский Союз. Она подразделяется на три подсистемы, которые соответствуют трем опорам Союза: Евро­пейские сообщества (первая опора), общая внешняя политика и по­литика безопасности (вторая опора), сотрудничество полиций и су­дебных органов в уголовно-правовой сфере (третья опора). Правовые акты Европейских сообществ (ЕС и Евратом) издаются на основании «римских договоров» 1957 г. — Договора об учрежде­нии Европейского сообщества (Договор о ЕС) и Договора об учреж­дении Европейского сообщества по атомной энергии (Договор о Ев­ратоме). Согласно Договору о ЕС (ст. 249) видами правовых актов Европейского сообщества служат': регламент и директива — нормативные акты, выступающие в качестве «закона» (регламент) или «основ законодательства» (дирек­тива) ЕС (см. вопрос № 5);Регламенты, директивы и рамочные решения не подлежат рати­фикации со стороны государств-членов!Регламенты вступают в силу на 20-й день после их опубликова­ния в Официальном журнале Европейского Союза. решение (англ. decision; франц. decision), которое в рамках Со­общества, как правило, служит индивидуальным актом. «Решение обязательно во всех своих элементах для адресатов, которых оно ука­зывает» (ст. 249). Например, в форме решений Европейская комис­сия налагает штрафы на предприятия или санкционирует объедине­ние крупных компаний. рекомендация и заключение — акты, не имеющие обязатель­ной силы. Рекомендация (англ. recommendation; франц. recommandation) слу­жит формой для выдвижения предложений, пожеланий в адрес госу­дарств-членов, физических и юридических лиц. В континентальной теории рекомендации содержат по­ложения общего характера, а в западной доктрине их рассматрива­ют в качестве источников «мягкого права» (англ. soft law) Правовые акты по вопросам общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза — ОВПБ (вторая опора) издаются на основании Раздела V Договора о Европейском Союзе 1992 г. «По­ложения об общей внешней политике и политике безопасности» (ст. 13-15). Поскольку ОВПБ обращена «за пределы» Союза, т.е. касается его отношений с третьими странами и международными организациями, то институты Союза в данной области не могут регулировать поведе­ние иностранных государств посредством нормативных и индивиду­альных актов, не вправе приказывать им, как вести себя в отношении собственных граждан или на международной арене.Они являются обязательными для государств-членов и для самого Союза, но как таковые непосредственно не по­рождают прав и обязанностей для физических и юридических лиц (не обладают прямым действием): общая стратегия (англ. common strategy; франц. strategic commune) — документ, устанавливающий программу действий Ев­ропейского Союза по отношению к определенной стране или геогра­фическому региону. общая -позиция (англ. common position; франц. position commune) — правовой акт, посредством которого Европейский Союз определяет свой подход к конкретной внешнеполитической проблеме. общая акция (англ. joint action; франц. action commune) — пра­вовой акт, на основании которого Европейский Союз осуществляет практические действия на международной арене, в том числе воен­ные операции. Правовые акты в рамках сотрудничества полиций и судебных орга­нов в утоловно-правовой сфере — СПСО (третья опора) издаются со­гласно разделу VI Договора о Европейском Союзе 1992 г. «Положе­ния о сотрудничестве полиций и судебных органов в уголовно-пра-вовой сфере» (ст. 34).Во всех случаях необходимо принятие национального «транс­формирующего» закона, например поправок в уголовный кодекс го­сударства-члена: наиболее важным правовым актом Союза в рамках третьей опоры служит рамочное решение, по вопросам СПСО правовые акты издаются также в форме решений, имеющих юридически обязательный характер.Решения СПСО обычно содержат организационные положения.Правовые акты, изданные в рамках сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере, публикуются в Офи­циальном журнале Европейского Союза с шифром «ПВД» — право­судие и внутренние дела.

 

47. Принципы построения и деятельности институтов и органов ЕС и Европейского Союза.

Действующий Амстердамский договор закрепляет ряд важных органи-зационных принципов институционного механизма ЕС. Прежде всего следует подчеркнуть, что ст. 3 этого Договора провозглашает, что в «Союзе действует единая институционная структура, которая должна обеспечивать согласованность и преемственность деятельности, осуществляемой для достижения его целей».

Однако категоричность изложения этого принципа не препятствует зарождению сомнений в правильности и точности его формулировки. В самом деле, вызывает удивление утверждение о наличии «единой» институционной структуры ЕС, хотя выше была ясно показана незавершенность институционного объединения трех сообществ. Видимо, говорить о единой институционной структуре ЕС можно в том смысле, что две межправитель-ственные «опоры» -- внешняя политика и общая безопасность и сотрудничество в сфере внутренних дел и правосудия по уголовным делам) организуются и направляются институтами сообществ. Три «столпа» состав-ляют единое целое (Союз), которому служат его институты. Иными словами, сотрудничество в указанных двух межправительственных «столпах» не привело к созданию новых институтов или вспомогательных органов ЕС (за небольшим исключением, о котором будет упомянуто ниже).

В вопросах, которые Амстердамский договор относит к межправительствен-ному сотрудничеству, институты ЕС обладают различными полномочиями. Комиссия имеет право в ограниченных случаях вносить предложения, осуществление которых в значительной степени сохраняется за государствами-членами. Совет правомочен принимать решения (одобрять общие позиции и действия) путем единогласного голосования, лишь в исключительных случаях прибегая к методу взвешенного голосования. ЕП, в свою очередь, выполняет незначительные контрольные функции посредством получения регулярной информации от других институтов, сохраняя право направлять запросы другим институтам. Он также выносит в адрес других институтов соответствующие рекомендации

Учредительные договоры ЕС не содержат норм общего характера о независимости институтов. Наоборот, они закрепляют правило о независимости членов наднациональных инсти-тутов, что является реальной гарантией обеспечения независимости сообществ. Действительно, как установлено в Договоре об учреждении Европейского Сообщества, члены Комиссии, Счетной палаты и Экономического и социаль-ного комитета полностью независимы в выполнении своих обязанностей и действуют в общих интересах.

Конечно, европейские сообщества являются международными органи-зациями, поскольку они создаются на основе международных договоров. Но это особая разновидность ММПО, имеющая отличную от классических ММПО юридическую природу. Действительно, в классических ММПО большинство из главных или основных органов состоит исключительно из представителей государств, которые стремятся к обеспечению и представительству, прежде всего, национальных интересов (за небольшим исключением международных судебных органов и секретариатов, а также особого случая МОТ, в некоторых органах которого обеспечивается «трехстороннее предста-вительство» -- правительства, профсоюзов и объединений предпринимателей).

Напротив, в ЕС, как указывалось выше, этим может похвастаться только один из пяти институтов -- Совет. К такому же выводу можно прийти, если проанализировать представительство интересов во вспомогательных органах ЕС. Только в КОРЕПЕР осуществляется представительство национальных интересов государств -- членов ЕС. Таким образом, большинство институтов и вспомогательных органов сообществ представляют и защищают общие интересы, интересы каждого из сообществ и ЕС в целом. Это позволяет утверждать, что европейские сообщества нельзя рассматривать как международные организации сотрудничества, к которым относятся ООН и большинство других классических ММПО, основанных на принципе координации деятельности государств-членов. Видимо, следует выделить новый тип ММПО -- «международные организации интеграции», в основе которых лежит не принцип координации, а передача государствами-членами части своих суверенных прав




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 6076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.