Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнополитические процессы в рамках геополитического противоборства на Кавказе в постбиполярный период: общие вопросы 3 страница




В некоторых западных столицах с конца лета 1999 г. активизировались антироссийские выступления в связи с военными операциями федеральных войск в Дагестане и Чечне: руководство России обвинялось в «чрезмерном, необоснованном применении военной силы». Консолидированная позиция западных стран в отношении событий на Северном Кавказе была изложена в ходе визита в Москву в декабре 1999 г. первого заместителя госсекретаря США С. Тэлботта. От России требовалось прекратить боевые действия в Чечне и приступить к переговорам с руководством боевиков. В противном случае взаимоотношения России с международным сообществом могли быть подорваны, и ее ожидало дальнейшее ухудшение отношений с Западом. Ответ на это требование поступил из российской столицы незамедлительно: руководивший в то время правительством В.В. Путин заявил, что удары по бандитам будут наноситься везде, где только они появляются, в том числе и Чечне, ибо она является территорией России.[50]

Мощному давлению подверглась российская делегация на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. В ходе него лишний раз выявилось то, что политика Евросоюза в отношении России строится с оглядкой на США и учитывает американские интересы. В результате, из 54 стран-членов ОБСЕ российские действия в Чечне поддержала только Белоруссия, остальные же их осудили. На сессии ПАСЕ (январь 2000 г.) России уже фактически был предъявлен ультиматум: немедленно прекратить военные действия и начать переговоры с избранным чеченским руководством. В противном случае ей пригрозили исключением из состава ПАСЕ на сессии этой организации, намеченной на апрель 2000 г.[51] Но в Москве заявили, что Северный Кавказ, являющийся частью России, стал объектом нападения международного терроризма, и призвали мировое сообщество оказать содействие в его отпоре. В отличие от Запада, это обращение было услышано в большинстве стран исламского мира: их руководители поддержали меры, принимаемые в Чечне, обещали перекрыть все каналы подпитки чеченских боевиков и оказать помощь пострадавшей от военных действий республике. Эти обещания стали воплощаться в жизнь уже после поездки А.-Х. Кадырова в Сирию, Египет, Ирак и Иорданию (2001 г.). С этими арабскими странами был достигнут ряд договоренностей об оказании финансовой помощи на восстановление Чечни, воссоздании экономики республики и ее социальной сферы.

Через правительство России, представительства ООН стала поступать помощь в Чечню. Среди проектов, которые было намечено реализовать с использованием арабских финансовых средств, значился целый ряд объектов здравоохранения и образовательных учреждений. В 2003 г. прошла встреча А.-Х. Кадырова с делегацией Саудовской Аравии, в ходе которой обсуждался круг вопросов, связанных с международной безопасностью и помощью в развитии Чечни. На встрече была достигнута договоренность о прекращении работы в республике некоторых международных гуманитарных арабских организаций, поддерживаемых Эр-Риядом.

В чеченском вопросе позиция большинства стран арабского мира была вполне однозначной: поддержка борьбы с сепаратизмом и терроризмом, невмешательство во внутренние дела России, обеспокоенность проблемой беженцев. Так, ОАЭ, Алжир и Тунис осудили проявления сепаратизма и экстремизма и выразили удовлетворение тем, что власти активизирует политическую работу с населением Чечни, не ограничиваясь лишь военными операциями. Из этих стран через объединение «Красный полумесяц» стала поступать материальная помощь в республику. В свою очередь, Кувейт и Бахрейн подтвердили свое отстраненное отношение к чеченской проблеме, как к внутреннему делу России; близкие оценки прозвучали и в руководстве Ливана. Наконец, осуждению подверг проявления терроризма Верховный муфтий Сирии шейх Ахмед Куфтаро: «политики пытаются противопоставить одних мусульман другим и в этом плане события в Чечне напоминают то, что происходило во многих арабских странах», – заявил он.[52]

Совершенно другие настроения царили в это же время на Западе: там проигнорировали меры, предпринимаемые федеральным Центром вместе с чеченским руководством по скорейшей нормализации обстановки в Чечне. Это было вполне закономерным явлением, ибо своей главной целью лидеры ведущих стран Запада видели не в содействии мирному процессу, а решение другой задачи: «обеспечение политического решения конфликта». Исходя из этого, США и некоторые их союзники сразу отказались признать результаты всеобщих выборов Президента Чеченской Республики в октябре 2003 г., квалифицировав их, как «не соответствующие международным нормам и стандартам».[53] Такой подход полностью соответствовал принципу «двойных стандартов», на которых основывалась кавказская политика ведущих стран Запада. Между тем, победивший на выборах А.-Х. Кадыров заложил основу процессу восстановлению мира в Чечне. После его гибели в результате террористического акта в мае 2004 г. программу строительства в республике реализует новое руководство во главе с Р. Кадыровым, сделавшее вместе со своим народом выбор в пользу позитивного развития в составе России.

Подведем некоторые итоги. Негативные процессы, тесно связанные с территориальными и межэтническими конфликтами на Кавказе, развиваются на фоне геополитического противоборства в регионе, в котором активное участие принимают США и их ведущие партнеры по НАТО. В результате, постоянно сохраняющаяся здесь напряженная ситуация крайне отрицательно влияет на общественно-политическое, экономическое и социальное развитие трех закавказских государств – Азербайджана, Армении и Грузии. С другой стороны, нестабильное положение в регионе создает угрозу национальной безопасности России на Кавказе.

Между тем, сотрудничество государств Южного Кавказа с Россией в разных областях может снять напряженность в этом регионе, способствовать развитию здесь мирного процесса. В частности, создание евразийского транспортного коридора могло бы принести Азербайджану существенные дивиденды, выдвинуть его в ряд крупнейших поставщиков энергоносителей на мировой рынок. Кроме того, вместе с Грузией он мог стать транзитной страной для казахстанской нефти, туркменского газа, узбекского хлопка. В свою очередь, Армения получила бы, наконец, долгожданный шанс выйти из губительной для нее экономической блокады и вписаться в региональные интеграционные процессы. Такая перспектива полностью могла устроить Россию, заинтересованную в налаживании новых интеграционных связей со своими южными соседями, расширении и диверсификации взаимовыгодных торгово-экономических и других связей с ними.

Но действительно эффективными эти связи могут быть при условии полного исключения закавказскими партнерами политико-конъюнктурного составляющего их взаимодействия с Россией. В этой связи неуместными выглядят обвинения властей Азербайджана и Грузии, что Россия стремится воспрепятствовать реализации проекта евразийского коридора для экспорта и транспортировки каспийской нефти без своего участия, и с этой целью оказывает поддержку сепаратизму в государствах Южного Кавказа. Но если в данном случае имеются в виду проблемы, связанные с Абхазией и Южной Осетии, то в своем подходе к их решению Россия, прежде всего, учитывает свои национальные интересы. Этот фактор по-прежнему актуален, учитывая, что нынешние прозападные тенденции в политике Грузии и Азербайджана полностью совпадают с американскими стратегическими целями, которые состоят в переделе Кавказа, вытеснении из этого региона России и усилении здесь влияния США и их «атлантического» союзника – Турции. Этим же вызвано желание активно содействовать реализации проекта евразийского транспортного коридора. Он обеспечит контроль США над энергетическими ресурсами Азербайджана, а также всей соответствующей инфраструктурой государств Южного Кавказа – трубопроводами, рынками, управляющими системами и т.д.

Исходя из этого, политическая стабильность в Азербайджане и Грузии исключительно важна для администрации США. Параллельно с оказанием военно-экономической и военно-технической технической помощи Грузии она для обеспечения стабильности транспортных коммуникаций, намерена активно содействовать усилению военного потенциала Азербайджана, высокотехнологическими системами вооружений. Прежде всего, речь идет о решении поставить этой стране системы ПВО «Пэтриот», системы защиты вертолетов, спутникового оборудования и пр. Целью этих поставок является повышение возможностей Азербайджана по военной защите своих объектов энергетической инфраструктуры, а также границы с Ираном.

Следовательно, складывающийся геополитический контекст в регионе Южного Кавказа достаточно прозрачен: Грузия является союзником США, как и Азербайджан. Эти два государства прочно пристегнуты к Западу территориальными проблемами и стратегическими союзами – Грузия к США, Азербайджан к Турции. Единственным закавказским государством, рассматриваемым Западом, как союзник России, является Армения. США и их партнеры по НАТО будут наращивать давление на армянское государство, чтобы нейтрализовать его в таком качестве, или же переориентировать его на Запад. В таком случае, России следует приложить максимум усилий, чтобы не дать возможности осуществиться этим планам. Для нее решение данной задачи является особенно важным в условиях роста противостояния с США и их атлантических союзников на Кавказе, и вызванной этим обстоятельством необходимостью защиты своих национальных интересов в этом районе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.