Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор механизма, способа и формы представления КСО




Разработка сценария (плана, схемы представления)

Сценарий (план, схема представления, сюжетная схема) представляет собой детальное описание некоторого действия во времени для последующей реализации в виде художественного представления или соответствующего программного продукта, обеспечивающего динамическую визуализацию и озвучивание. В простейшем случае это последовательность описаний каких-то сцен (или представлений на экране компьютера). В более сложных случаях могут использоваться как статические изображения, так и динамические аудиовизуальные представления различного вида (анимация и морфинг, фрагменты видео, деморолики работающих приложений, запрограммированные эффекты и т.п.). Важнейшей особенностью компьютерного сценария для среды ММ является то, что в нем должны быть синхронизированы потоки разнородной информации из различных источников (музыка, спецэффекты, видео, анимация и морфинг, авторский текст, «бегущая» строка, титры, наложения элементов и т.п. Рекомендуемый шаблон сценария приведен в табл.1.

Механизм представления КСО определяется технологией его создания. Обычно используются две основных технологии создания ММ продуктов учебного назначения [3]:

· internet/intranet-технология, когда продукт представляет собой ГТ-документ (так создаются ЭОР);

· CASE-технология, когда продукт реализуется как компьютерная программа, программный комплекс, ПС или среда (так создаются ПСКО).

Известны следующие способы представления КСО:

· интерактивный (диалоговый, управляемый пользователем). Его возможности определяются продуманностью сценария и качеством ГИП;

· автоматический (пользователь имеет только простейшие средства управления – воспроизведение, пауза, останов). Данный способ представления характерен для фильмов, анимаций, презентаций, демороликов видео;

· комбинированный.

Форма представления КСО, в конечном счете, определяется выбранным вариантом стандартного ГИП. На сегодняшний день разработаны все необходимые основы построения эффективного ГИП: единые концепции, общие принципы, оригинальные внутрифирменные технические приемы и дополнительные правила [4].

Таблица 1

Сценарий (план, схема)

№ п/п Название действия (сцены) Длитель-ность, мин Особенности организации и реализации Используемые ММ технологии и ПС
1. Титульный кадр 1 мин или по кнопке «Вход» Текстовые строки, статические и динамические изображения, активная кнопка «Вход» HTML, JPEG, Flash
2. Учебные материалы по теме По желанию пользователя Гипертекст, 3-4 уровня, скроллинг/кадры, элементы навигации (назад, меню, вперед) Ссылки на уровень 3 активизируют тексты и элементы мультимедиа, Dreamweaver CS4
k. Пример анимации 15 с Работает в окне GIF, GIF-Animator Pro
m. Деморолик 30 с Реализован на основе захвата действий пользователя; работает в окне AVI-файл, программа SnagIt 9.2 (Camtasia 1.x, Captivate 4.0)

 

Варианты представления учебных материалов (УМ) могут быть разделены на линейный и структурный. При линейном представлении структура изложения УМ однозначно определяется порядком их следования. Особый интерес представляет структурное представление информации. Структурированная информация, выдаваемая с использованием гипертекста (ГТ) и преимуществ компьютерной техники, ускоряет процессы восприятия и, как следствие, облегчает формирование умственного образа изучаемого предмета. С технологией ГТ, как известно, связаны технологии ММ и гипермедиа (ГМ) [1].

Все КСО обычно содержат текстовые и ГТ-компоненты УМ. Реализацию этих форм обеспечивают все современные инструментальные средства разработки приложений, включая авторские системы. На этапе концептуального проектирования необходимо определить типы используемых гиперссылок. Известны следующие основные типы гиперссылок (рис.1) [3]:

Рис.1. Основные типы гиперссылок

· тип 1 – изменение представления информации в текущем кадре или странице;

· тип 2 – вызов функции, непосредственно связанной с содержанием текущего кадра или страницы;

· тип 3 – переход к другому фрагменту текущей страницы;

· тип 4 – вывод вторичного окна;

· тип 5 – переход к другому кадру, странице или фрагменту другой страницы (смена текущего кадра или страницы);

· тип 6 – вызов учебно-тренировочного задания (УТЗ) (переход в режим работы с модулем поддержки УТЗ);

· тип 7 – вызов внешнего приложения (КСО).

Гиперссылки всех типов могут присутствовать как в основном, так и во вторичных окнах. Гиперссылки типов 1-4 не инициируют смену текущего кадра или страницы. Гиперссылки типа 3 реализуются только в системах, основанных на страницах. Изменение текущего кадра или страницы предусматривают ссылки типов 5 и 6. Гиперссылки типа 7 служат только для вызова внешних приложений.

В ММ КСО рекомендуется использовать следующие виды гиперссылок [1]:

· ссылки на словарь терминов и понятий (тезаурус);

· ссылки на персоналии (портреты и краткие биографические сведения об упоминаемых выдающихся ученых и специалистах);

· ссылки на статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические), в том числе на таблицы, диаграммы, схемы и т.п.;

· ссылки на элементы ММ информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты и т.д.);

· ссылки на хрестоматийные или дополнительные материалы;

· ссылки на структурные элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для закрепления и устных развернутых ответов и др.);

· ссылки на библиографический список (монографий, учебной, научной и периодической литературы, а также Internet-публикаций), который обычно приводится в конце каждой темы, раздела или всего курса);

· ссылки на список организаций;

· ссылки на список исторических событий или дат (хронологический указатель);

· ссылки на список географических названий;

· ссылки на сайты в сети Internet.

Следует отметить, что в качестве ссылок гипертекста в ММ КСО могут выступать не только слова, фразы и числа, но и графические элементы. В электронных ММ документах гиперссылки являются активными элементами страницы (документа), т.е. пользователь с помощью гиперссылок может перемещаться по ресурсу, с которым он работает, переходить к другому документу, находящемуся на локальном компьютере или в сети Internet.

Эффективность ориентирования в учебном материале во многом зависит от того, насколько хорошо организована система ссылок, указателей, оглавления или меню, навигации.

Таким образом, в общем случае представляется целесообразной организация ГТ УМ в виде следующих 4 уровней (рис. 2).

 

1. Содержание или меню
2. Основные учебные материалы
3. Описания деталей и примеров
4. Иллюстрации (рисунки, схемы, слайды, речь, функциональные звуки и музыка, анимации, видео и другие динамические ММ представления)

Рис.2. Организация ГТ УМ

При этом разработчик может отходить от такого общего варианта организации. Например, при малом числе иллюстраций все они могут «подниматься» на уровни 2-3. Если общее число иллюстраций велико, и они являются разнотипными, автор может вынести на уровни 2-3

· те иллюстрации, без непосредственного наблюдения которых даже чтение учебных текстов на уровнях 2-3 становится затруднительным;

· наиболее значимые, насыщенные или яркие иллюстрации.

При разработке сложного гипертестового содержания целесообразно в пояснительной записке представлять его детальную структурную схему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.