Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания




Успех в воспитании определяется правильным выбором методов воспитания, которые тесно связаны с вышеназванными принципами, и применением их в работе со студентами.

Принято считать, что методы воспитания - широком смысле - это пути реализации целей воспитания молодого поколения на государственном уровне и решения конкретных воспитательных задач, поставленных отдельным социальным институтом, в узком – это способы целенаправленного педагогического воздействия человека, стоящего в позиции воспитателя, на сознание, чувства, поведение и деятельность воспитуемого с целью совершенствования личности.

Можно считать, что методы воспитания в вузе - это способы взаимодействия преподавателей и студентов в процессе решения воспитательных задач.

В педагогике рядом с методом воспитания находятся «прием» и «средство». Границы между ними.достаточно подвижны. Прием - составная часть метода, его элемент. Таких элементов, из которых состоит метод, может быть несколько, и каждый из них при необходимости может выполнять роль метода воспитания. Средство воспитания шире метода и тем более приема. Им может стать любой вид деятельности (игровая, учебная, трудовая), предметы материальной и духовной культуры, технические средства, книги. Преподавателю, тем не менее, нужно уметь различать метод, прием и средство воспитания.

В современной педагогике сложились несколько классификаций методов воспитания. Для высшей школы наиболее приемлемо объединение их в группы по определенным логическим основаниям, общим признакам. К ним относятся три такие группы:

Первая -это методы убеждения или формирования сознания личности.Убеждение - ведущий метод воспитания, с его помощью можно оказывать воздействие на человека, на его понимание себя, окружающего мира, других людей с целью оказания помощи, корректировки поведения и деятельности, приведения их в соответствие с требованиями научных знаний, с требованиями морали.Нередко эти методы относят к методам изменения сознания личности, с чем, безусловно, можно соглашаться или не соглашаться.

Убедить - это не просто сообщить, разъяснить какие-либо идеи, требования, но и превратить их в личностные принципы, которыми студент будет руководствоваться в своей дальнейшей практической деятельности

Воспитание в вузе – это, прежде всего, убеждение, воздействие на сознание, чувство, поведение, приводящие в действие механизмы самоубеждения, ведущие к самовоспитанию, формированию у студентов сознательности и ответственности. Для убежденного человека характерны устойчивые принципы, навыки и привычки поведения.

По своей психологической структуре убеждение – это знания, слившиеся с эмоциональной сферой и насыщенные волевыми устремлениями. Именно слияние познавательной деятельности студента с его чувствами и волей приводит к тому, что внедряемые идеи внутренне воспринимаются студентами, становятся сильнейшим побудителем, мотивом их действий, поведения.

Важное условие процесса убеждения - это авторитет преподавателя, куратора, основанный на умении подкреплять слово фактами, статистикой, теоретические положения – практическими, следовательно владеть логикой словесного воздействия, используя примеры (литературные, жизненные, личные).

Наиболее приемлемы в вузе следующие методы убеждения:

К видам метода убеждения относятся: этическая и эвристическая беседа, лекция, диспут, пример, внушение.

Этическая беседа. Цель ее - расширить круг понятий, представлений в области общественной жизни, науки, техники, этики, эстетики морали и т.д. Этот метод продуктивен, когда нужно решить определенные задачи: заставить участников беседы оценить те или иные явления, события, поступки; выявить направленность личности, отношение к окружающей действительности.

При проведении беседы важно соблюдать ряд требований: актуальность темы; планирование ее; опора на опыт;) использование примеров.

Беседа эвристическая отличается от других видов бесед (катехизической нравоучительной, назидательной и др.) тем, что в ней полностью или частично студент открывает для себя истину. Эту беседу называют и сократической, так как истоки ее возникновения находят в методике Сократа. Если беседа - диалогический метод воспитания, то лекция - особая форма изложения материала, как правило, считается монологическим методом воспитания. В лекции излагается сущность и содержание той или иной психолого-педагогической проблемы.

Достоинства данного метода - экономит время студента при восприятии информации, систематизирует знание, экономит силы при поиске материала, дает толчок к самообразованию.

По своему характеру лекции могут быть учебными и публичными (массовыми). Учебные лекции читаются по программам, излагают курс какого либо предмета, аудитория стабильна, возраст примерно одинаков. Публичные лекции отличаются от учебных разнородной и разновозрастной аудиторией, принципом добровольности.

Учебные лекции по времени изложения студентам могут быть эпизодическими и цикловыми, вводными и установочными. Подготовка лекции (в идеале) осуществляется в 4 этапа: 1) выбор темы, 2) подбор материала и изучение аудитории, 3) классификация собранного материала, 4) оформление лекции (составление тезисов). Более подробно о лекции как методе обучения изложено в учебном пособии В.И.Черниченко. (Черниченко В.И. Дидактика высшей школы.-М.,2002,135с.)

Диспут - метод, помогающий формированию суждения, оценки, убеждения. В процессе проведения диспута происходит столкновение различных мнений, точек зрения, поэтому знания, полученные во время диспута, более прочны. Цель диспута - научить доказательно, обоснованно, научно отстаивать свою точку зрения, а также научить отказаться от своей точки зрения, если она ошибочна. Особенно необходимы диспуты в период становления личности (в среднем и старшем школьном возрасте).

Пример как метод убеждения, достаточно эффективен для формирующейся личности, так как ей свойственно стремление подражать какому-либо образцу. С возрастом меняется характер подражательности. В раннем возрасте - подражание образцам, по чисто внешним признакам - внешний пример. Подростки более избирательны в подражательности (профессии, героям книг и кино). В юношеский возрасте подражание более осознанное, критическое. Важно не только правильно подобрать пример, но и подчеркнуть его привлекательность. Пример обязательно должен быть выполним другими. Иногда он может влиять стихийно, через механизмы психического заражения. Вместе с тем это не значит, что как метод он сложен в применении.В студенческом возрасте подражание более осознанное, критическое.Пример преподавателя выступает в процессе воспитания как важный метод, оказывающий большое воздействие на сознание, чувства и волю студентов.

Положительный пример обладает большой наглядностью и убедительностью. Он вызывает потребность к подражанию, влияет на рост сознательности, формирование необходимых чувств и волевых качеств, правильных привычек поведения. Воспитательное воздействие положительного примера основывается на психологической склонности людей к сознательному подражанию.

Для успешной реализации возможностей воспитания на положительном примере необходимы определенные условия: во-первых, положительный пример приобретает силу воспитательного влияния под воздействием духовно-нравственных качеств личности преподавателя, манеры его общения и поведения, внешнего вида; во-вторых, влияние положительного примера на студента сильнее в том случае, если он видит его общественную ценность, когда пример ближе к имеющемуся опыту студента, имеет больше сходства между примером и собственным жизненным опытом.

Таким образом, указанный метод воспитания, включенный в систему воздействий на сознание, чувства, поведение студентов, является самым важным из первой группы, так как усиливает метод убеждения, придает ему большую действенность.

 

Внушение - метод воспитательного воздействия, когда преподносимый материал воспринимается субъектом без осмысливания. Этот метод ускоряет процесс убеждения.

Внушение бывает произвольным и непроизвольным, прямым и косвенным. Произвольное внушение (или преднамеренное, т.е. специально организованное) имеет место в публичных выступлениях и опирается на чувства человека. Большой силой при этом обладает искусство, которое может вводится в выступление (музыка, фрагменты кино).

Непроизвольное внушение (непреднамеренное) - имеет место, когда люди собираются группой (для культурного общения и т.д.). Собравшиеся люди невольно подражают друг другу в манере поведения, способе выражения переживаний. Внушение может быть и вредным: курение, хулиганство, которое часто совершается подростками сообща.

Прямое внушение (непосредственное) характерно тем, что субъект воспитания сам излагает свои мысли в прямой форме, говоря воспитаннику, что можно, что нельзя. При этом воспитатель ничего не доказывает, а лишь обращается к чувствам собеседника.

Косвенное (опосредованное) внушение не имеет прямого призыва к поведению или действию. Для этой цели часто рассказывается какой-либо жизненный случай, используется искусство.

Для успеха внушения важен авторитет внушающего, знание некоторых технических приемов (как правильно завладеть вниманием), доступность материала. Большинство людей подвержено внушению достаточно сильно.

Так есть наиболее простой пример, когда психологами проводились такие опыты:

1.В две- три пробирки наливали обычную воду и говорили, что в одну добавлено немого духов. Нужно было определить в какой именно находятся добавленные духи. В результате исследования было выявлено следующее: стоило указать одному-двум людям на пробирку, в которой якобы находятся духи, почти все остальные указывали на нее тоже.

1. Испытуемым показывали портрет человека. Одной группе говорили, что этот человек - преступник, и просили доказать, что это так, опираясь на внешние данные. Представители данной группы отмечали, что у него взлохмачены волосы, низкий лоб, в глазах упрямство и озлобленность и т.д. Другой группе показали этот же портрет и представили человека на портрете как выдающегося ученого. Испытуемые отмечали, что черты его внешности присущи ученому: небрежная прическа и одежда характеризовала рассеянность, глаза выражали волю и ум и т.д. То есть сила внушения очень велика.

2-ая группа методов -методы организации поведения и деятельности.

Методы данной группы предполагают выработку стойких нравственных привычек и навыков общения в коллективе, в обществе.

Ценность данных методов в том, что формируются не только навыки, но и потребность применять эти навыки поведения на практике. Рассмотрим некоторые из них.

1) педагогическое требование, опирающееся на такт и авторитет преподавателя, как производные его профессионализма и научная компетентности и личностных качеств.Требуя от студента выполнения педагогического требования, необходимо уметь проявлять достаточную гибкость в этом требовании. При правильном применении данного метода у него должен вырабатываться стойкий стереотип нравственного поведения.

По форме принято выделять требования прямые и косвенные.

Прямые требования обличаются не редко в форму приказа, указания. Косвенные содержат в себе намек, просьбу, совет.

2) общественное мнение как коллективная оценка поступка, какого-либо явления наблюдающегося у отдельного человека, в коллективе учебной группы, факультета или в вуза в целом. Здесь важна опора на студентов с активной жизненной позицией и привлечение их к обсуждению явлений, поступков;

3) приучение - данный метод помогает выработке у воспитуемых привычки выполнять необходимые действия в соответствии с общественными требованиями. Привычка ведет к образованию устойчивых свойств и качеств личности, к изменению характера. Приучение наиболее успешно в раннем возрасте человека.

4) с оздание воспитательных ситуации. В любом коллективе -трудовом, учебном, детском, в том числе студенческой группе, творческом коллективе - могут возникать ситуации, которые помогают увидеть позицию личности по отношению к коллективу, руководителю и другим людям. Такие ситуации могут возникать спонтанно, но иногда педагог, чтобы проверить прочность коллективных отношений, сам создает такую ситуацию, ставит студентов в специальные педагогические условия. Такие условия называются воспитывающими ситуациями.

Упражнение - данный метод тесно связан с методом приучения. Для того, чтобы положительное действие превратилось в навык, в привычку, стало стереотипом необходимо прибегать к методу упражнения. Упражнение предполагает повторение, закрепление способов действий, которые лежат в основе общественного поведения.

3 группа методов - методы стимулирования поведения и деятельности. Иногда их называют методами стимулирования поведения и нравственных поступков. Что значит стимулировать поведение, поступки, деятельность? Это значит побуждать к мысли, чувству и действию. На личность воспитуемого воздействуют различные факторы, для того чтобы это воздействие было более сильным, пользуются методами стимулирования.

Среди методов данной группы наиболее эффективны методы наказания, поощрения и соревнования. Стимулировать, т.е. побуждать к мысли, чувству и действию помогают методы наказания и поощрения.

Поощрение - направлено на эмоциональное подкрепление положительных действий, поступков воспитуемых, т.е. это такое педагогическое воздействие, когда выражается положительная оценка поступков, поведения отдельного члена коллектива или всего коллектива. Метод поощрения вызывает у человека чувство удовлетворения, гордость, повышает его авторитет, дает стимул дальнейшего нравственного роста. Особенно эффективно публичное поощрение. Метод поощрения оказывает созидающее действие, так как направлено на эмоциональное подкрепление положительных действий, поступков воспитуемых, т.е. это такое педагогическое воздействие, когда дается положительная оценка поступков, поведения отдельного члена коллектива или всего коллектива. Метод поощрения вызывает у студента чувство удовлетворения, гордости, повышает его авторитет, дает стимул дальнейшего нравственно роста. Особенно эффективно публичное поощрение. Приемы метода поощрения: одобрение, похвала, опора на положительное в человеке и т.д.

В поощрении воплощаются такие важнейшие принципы воспитания студентов, как сочетание требовательности с глубоким уважением и заботой о них, а также опора на положительные качества. Поощрение положительно влияет не только на того, кто его заслужил, но и на весь коллектив. Студенты стремятся воспринять хорошее, следовать примеру, добиться таких же успехов, как и отличившиеся.

Поощрение – созидающий метод, эффективное средство воспитания, при условии правильного его использования. Воздействие поощрений во многом зависит от того, насколько воспитатели соблюдают педагогические требования применения метода. Прежде всего, оно должно быть обоснованным и целесообразным. Это означает, что поощрение сыграет положительную воспитательную роль в том случае, когда студент сознает, что он действительно его заслужил за успехи в учебе и активной общественной деятельности. Незаслуженное поощрение обесценивает его психологическое воздействие, подрывает авторитет воспитателя.

Эффективность данного метода предполагает правильное сочетание видов поощрений – материального и морального. Многократное поощрение одного и того же студента теряет свое стимулирующее воздействие на других студентов. Следует умело сочетать моральные и материальные виды поощрений и видеть возможность поощрения и других студентов.

Наказание - оказывает тормозящее действие. Основная его задача - заставить человека пересмотреть свое поведение. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение воспитуемого и имеет тот же механизм, что и поощрение. Наказание всегда вызывает у человека неприятные переживания, которые оказываю тормозящее влияние на подобное поведение впредь. Наказание должно соответствовать характеру проступка; цель наказания должна заключаться в том, чтобы не унизить человека, а помочь ему исправиться.

Видами наказания могут быть: замечания, выговор, порицание и т.д.

Если метод поощрения оказывает созидающее действие, то наказания - тормозящее действие. Основная его задача – заставить студента пересмотреть свое поведение. Наказание оказывает сдерживающее влияние негативного поведения студента, хотя и имеет тот же механизм, что и поощрение. Наказание всегда вызывает у человека неприятные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на подобное поведение впредь. Наказание должно соответствовать характеру проступка; цель наказания должна заключаться в том, чтобы не опорочить человека, а помочь ему исправиться.

Видами формального наказания в вузе могут быть: замечания, выговор, порицание, отчисление из вуза, выселение из общежития и т.д.

Если поощрение и наказание применяются часто, то человек адаптируется к ним, воспитательное действие снижается.

Соревнование - здоровое стремление к соперничеству, самоутверждению, первенству. Проводится с целью стимулированию трудовой, творческой активности, повышения инициативы. В качестве стимулирования может выступать требование воспитателя как педагогическое требование. Форма требований меняется в зависимости от особенностей личности воспитуемого. Так, если одному достаточно напомнить или намекнуть, другому - надо выразить требование более категорично выполнить то или иное задание.

Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности студента и его качеств, требует умелого применения различных методов. В воспитании особенно недопустимы шаблон, трафарет, какой-то единый рецепт. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном случае, может дать положительный результат в другом, аналогичном, случае. В одной ситуации тот или иной метод может иметь успех, а в другой – не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитательной работе нельзя относить за счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.

Творческое применение системы методов воспитания студентов опирается на глубокие знания сущности и значения каждого из них и дает возможность воспитателям успешно решать задачи воспитательной работы.

Выполняя в процессе воспитания вполне определенные функции по формированию у студентов необходимых качеств, преподаватель использует различные методы воспитания, научно подходя к их отбору. Вместе с тем учитывает, что опора на одни и те же принципы и применение одних и тех же методов воспитания к одним и тем же студентам дают различные результаты в зависимости от места, времени, психофизиологического состояния, эмоционального настроя самого преподавателя и студента. Процесс воспитания можно считать активным лишь тогда, когда у студента появляется потребность в самовоспитании - сознательной, планомерной работе над собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.