Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патриотическое и гражданское воспитание




Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 №422, определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания студенческой молодежи

Необходимость в патриотическом воспитании молодежи особенно актуальна в период включения России в мировое открытое образовательное пространство, требующее развития культуры межэтнических отношений.

Задачи патриотического воспитания будущего специалиста социально-культурной деятельности заключаются в формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной:

- успешно выполнять гражданские обязанности,

-создавать и развивать единую систему патриотического воспитания молодежи,

-на основе сформированных патриотических чувств обеспечивать поддержку упрочению единства и дружбы народов РФ.

Патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием, в задачи которого входит формирование гражданина свободного демократического государства, обладающего общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответственностью, уважением прав и обязанностей демократического государства, уважением к его законам. Гражданское воспитание предполагает философско-мировоззренческую подготовку будущего специалиста, формирование у него полной и объективной научной картины окружающего мира, формирования умения логического объяснения политических процессов, происходящих в современном обществе, создание активной жизненной позиции и мотивации к участию в общественно-политической деятельности, к активному участию в экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления.

Гражданское воспитание - это социально-педагогический процесс, формирующий личность, хорошо разбирающуюся в системе моральных, экономических, правовых и политических отношений. Не случайно российской педагогической наукой гражданское образование трактуется как формирование гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку чувствовать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Важной составляющей гражданственности, ее нравственной основой является патриотизм.

Основными направлениями гражданского воспитания студентов являются формирование чувства защищенности со стороны государства; формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей гражданина демократического государства. Выработка у студентов стремления к активному участию в социально-экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления, осознания ими тесной взаимосвязи между личным благосостоянием и благосостоянием общества. Реализация вышеуказанных задач может осуществляться в разнообразных формах деятельности университета.

Патриотизм и гражданственность – понятия соподчиненные. То и другое основано на любви к Родине и требует знания ее истории, преданности своей стране, своему народу. Это способствует развитию у молодежи исторического самосознания, а без него, как известно, не может быть государства, нации. Патриотизм можно рассматривать как результат процесса воспитания молодежи. А что такое воспитательный процесс? Это целостная система воздействия на личность с определенной целью. В качестве цели может стать воздействие (различными методами, средствами, формами) на сознание, поведение, чувства и деятельность человека для того, чтобы помочь ему правильно понимать, чувствовать, поступать и делать конкретное дело. По сути дела это изменение сознания.

Патриотическое воспитание ставит цель – повлиять на рациональную и эмоциональную сферу человека, выполняющего или готовящего выполнять конкретные социальные роли в обществе. Патриотизм как и гражданственность характеризируется осознанной законопослушностью и преданностью Родине, приверженностью к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, межнациональных и межличностных отношений. Роль и место воспитания в профессиональной подготовке специалистов для сферы культуры как системообразующего фактора можно представить как ряд концептуальных положений, касающихся становления гражданского общества:

- взаимодействие государственных структур с неправительственными объединениями, работающими в направлении образования и воспитания молодежи,

- организация социокультурной и социально-педагогической деятельности в области социальной защиты семьи, реабилитации детей-инвалидов и лиц третьего возраста, малообеспеченных семей общества;

- выявление условий и факторов поиска путей оздоровления и стабилизации правовых основ и гражданской ответственности, базируется на гражданственном правосознании, за результаты своей деятельности в профессиональной сфере;

- ориентация патриотического и гражданского воспитания на включение в общенациональные и общечеловеческие движения за мир на Земле, преодоления криминогенных ситуаций;

- создание оптимальных технологий социально-педагогических, духовно-личностных условий, кадрового обеспечения воспитания патриотизма и гражданских слоев населения (разработка специальных программ, научных проектов, создания средств, новых технологий, направленных на их реализацию в работе с молодежью, с семьями).

Патриотическое и гражданское воспитание, решают общую задачу - приобщение молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры. При этом важны социально-психологическая и духовно-личностные компоненты, предполагающие высокое доверие поколений (младшее поколение – старшему), единство прошлого и будущего.

Патриотическое и гражданское воспитание в период перехода к открытому обществу (этот период стали называть «условиями глобализации», кстати сказать термин «глобализация» иногда синонимизируют с термином «империализм»), в период социального и духовного совершенствования России напрямую зависят от того, насколько изменяется парадигма воспитания как целостного социально-педагогического и культурного процесса. От этого воспитания, создающего социальную и духовную основу развития страны, зависит и уровень развития личности гражданина, патриота.

Роль вузов культуры в этом отношении достаточно велика, она состоит в формировании у выпускников готовности к работе в гражданском обществе, в воспитании патриотизма у населения.

Еще Г.В.Ф. Гегель утверждал, что гражданское общество воплощает своеобразную стадию диалектического процесса, восходящего от семьи к государству в процессе длительного исторического перехода от эпохи средних веков к последующим стадиям цивилизации нового времени.

Задача состоит в том, чтобы и в нашем обществе сложилась система отношений, интегрирования в цивилизационный процесс, с учетом российских традиций и менталитета российского народа. В этом отношении система профессиональных вузов, занимающихся подготовкой специалистов к воспитательно-образовательной работе с подрастающим поколением, должна быть ориентирована на формирование духовно-нравственных- основ гражданственности и патриотизма личности.

В связи с этим, основные подразделения вуза разрабатывают стратегию, концепции и варианты технологии решений; осуществляют исследования, подтверждающие эффективность тех или иных организационных форм патриотического воспитания студентов., ведут углубленный социокультурный и научно-исследовательский анализ современных условий и патриотического воспитания молодежи в нем.

Патриотическое воспитание будущих специалистов начинается с мотивации, так как в скором времени им самим придется осуществить эту работу в специфичных условиях социально-культурной сферы (клуба, библиотеки, творческих центров и т.д.). Можно утверждать, что патриотическое воспитание – это комплексная педагогическая проблема, включающая в себя блоки: знаний и умений, базирующиеся на принципах адекватности сознания и поведения; равновесия эмоционального и рационального.

Теперь мы можем сформулировать некоторые задачи патриотического воспитания студентов вуза культуры:

- сохранение и развитие народных традиций;

-внимательное отношение к прошлому своей страны;

- сохранение преемственности между прошлым и настоящим;

-организация образовательно-воспитательного процесса в вузе, имеющего патриотическую направленность в масштабах страны, а не только отдельных социальных институтов;

- понимания, что денационализированное население не может внести вклад ив общечеловеческую культуру («если не принадлежишь своему Отечеству, не принадлежишь человечеству»);

-оптимальное взаимоотношение национального и зарубежного в образовании, воспитании, развитии;

-единство патриотического воспитания с экономическими и политическими проблемами и связанным с ними религиозными верованиями и мировоззренческими установками.

Отечественные ученые приходят к выводу, что Россия стоит перед выбором нового пути: ее внутреннее положение в последние десятилетия усугубляется обостренными глобальными проблемами. Поэтому в качестве задач выдвигаются иногда такие, к которыми трудно относиться однозначно - это формирование «новой ментальности», «нового типа личности» и «общечеловеческого (иногда общеевропейского) самосознания». Личностно-ориентированная педагогика, имеющая место быть в работе преподавателей вуза, как правило, предполагает, что центром внимания в воспитании и образовании должен быть человек, его самобытная развивающая личность. Против этого есть контраргументы: в центре внимания должен быть коллектив, коллективное сознание, поведение, деятельность. Личность не должна быть замкнута в себе, а должна входить в систему мира, подчиняться его законам. (В. Зеньковский).

Таким образом патриотизм и интернационализм лежат в основе национальной идеи как мотива организации национально-ориентированного образования и воспитания молодежи. Эта идея глубоко укоренена в русской национальной традиции, и это закономерно, так как. каждый народ имеет право на самобытность, но сохранение национальной самобытности не может привести к безразличию к общечеловеческому.

Решение проблемы воспитания патриотизма, гражданственности у молодежи в современных условиях в сфере духовно-личностного, ведет к возрождению патриотизма как духовной и социальной ценности, основы укрепления новой российской государственности.

Так, например, К.Д. Ушинский, говоря о патриотизме отмечал, что «…только варварам свойственно не иметь истории». Русский религиозный философ И.А. Ильин, касаясь проблем патриотического воспитания, высказывал мысль, что нужно стремится к тому, чтобы ребенок с раннего возраста знал своих национальных героев, подражал им.

Патриотическое воспитание молодежи, ориентированное на дружбу народов, толерантность, веротерпимость сегодня требует новых подходов, т. к. часть вопросов здесь законодательно не урегулирована, существующая нормативная база не имеет четкой системы, а само патриотическое воспитание в эпоху глобальных перемен требует пересмотра форм и методов работы с населением, особенно молодежью; возврату к оправдавшим себя формам работы и популяризации новых.

Следовательно, патриотизм – это не только глубокое нравственное чувство любви к Родине, но и преданность лучшим ее традициям и обычаям. Это нравственное чувство позволяет молодежи прикоснуться к памятным страницам истории своего Отечества, края, города, своей семьи. Семья - первый наставник в патриотическом и гражданско-правовом воспитании молодежи: как относятся родители к своей Родине, так и дети к ней относятся. Уважительное отношение родителей к культурным ценностям, накапливаемым векам, к своей народу, к истории страны, к своим корням, непременно повторяется в детях.

В число задач входят: изучение истории, теории и практики патриотического воспитания, сохранение и развитие культурного наследия, культуры межэтнического и межконфессинального общения в новых условиях. И это вполне закономерно, так как в вузах России учатся студенты и аспиранты из Ближнего и Дальнего зарубежья, которые находят общий язык в процессе обучения и творчества, обогащают друг друга знаниями иных культур.

Этому способствуют Музеи истории вузов. В них находятся экспозиции, посвященные роли студентов и преподавателей в Великой Отечественной войне, способствующие повышению гражданственности и патриотизма, утверждению правовых норм в современном развивающемся обществе.

В творческих вузах, к которым относится МГУКИ, на практике ведется программа «Сохранения и развития культурного наследия, реализуются педагогически адаптированные в творческом процессе студентов и аспирантов и имеющие патриотическую направленность фольклорные песенные ансамбли, ансамбли народных инструментов и т. д..

С населением ведется практическая работа студентов и выпускников, вносящих личный вклад в возрождение глубокого чувства патриотизма, гражданственности и толерантности и тем самым оказывающих влияние на развитие гражданского общества.

Для успешной работы им требуются глубокие и разносторонние знания и умение их применять на практике. В личностном отношении: быть не только профессионалом в своей области, но и проводником патриотического воспитания, воздействовать на других на основе творческого подхода. Развитие личности, гражданина и патриота, любящего свой народ, свою страну, игнорирующего культуру других народов – процесс сложный, многоаспектный, требующий знания и умения владеть различными методами и формами работы с людьми.

Для этого создаются специальные программы для детей и юношества, включающие в себя: музыкально-песенные фестивали, творческие конкурсы одаренной молодежи; вокальных, инструментальных, хоровых коллективов, молодежного театра песни; спортивно-зрелищных, коллективов традиционно-песенного творчества. Кроме того, кафедрами организуются встречи на литературно-художественных средах в вузе с известными композиторами-участниками войны, писателями-фронтовиками; посещение музеев ВОВ, музеев истории Отечества.

В период обучения в вузе студенты на творческих экспериментальных площадках участвуют в работе и руководстве кружками, секциями, объединениями по интересам, руководят хором патриотической песни. Это помогает выпускникам, работающим в социокультурной сфере, стать творческими личностями, которые и к патриотическому воспитанию населения относятся как творческому процессу, основанному на таких общечеловеческих качествах как любовь, свобода, духовность, творчество.

Итак, патриотизм можно рассматривать в единстве с гражданственностью. Государство заинтересованно в том, чтобы его граждане принимали основные идеи, традиции и нормы, активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, в его разностороннем развитии (социально-экономическом, социально-культурном, оборонном и т.д.), отставили бы его национальные интересы. И это закономерно особенно в настоящее время, однако, приходится признать, что сложности в этом процессе неизбежны, так как в России длительно разрушались основы гражданского и патриотического воспитания молодежи. А сейчас мы пришли к тому, что нужно создавать базу духовно-нравственного единства страны, укреплять ее гражданственность, активизировать методы, приемы и средства формирования гражданско-патриотической направленности воспитания образовательной деятельности школ всех видов студий и внешкольных учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 5334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.