Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание студентов




Духовно-нравственное воспитание студентов

 

Новые социально-политические и экономические отношения, развивающиеся в нашем обществе, актуализируют проблему воспитания личности современного человека. В центре этой проблемы духовно-нравственное воспитание, которое невозможно без освоения знаний о человеке, об особенностях поведения и становления личности, нравственных ценностях.

Ценность с позиции нравственного воспитания молодежи можно определить как субъективную или объективную характеристику пиродного и бщественного явления, поведения и деятельности, которые конкретный человек выбирает, так как считает полезными прежде всего для себя. Придерживаясь той или иной ценности, то есть положительно к ней относясь, человек стремится к ее реализации.

Нравственные ценности оказывают болльшое влияние на изменение сознания и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте чаще всго с помощью методов убеждения: жизненного или литературного примера, беседы, поощрения и т.д.

В студенческом возрасте успех положительного влияния ценности на нравственное развитие личности не всегда зависит от личных предпочтений. Преподаватель-мастер может успешно изменить неправильно сформированное убеждение, доказав важность ценности, как категории нравственного воспитания, не только для себя, но и для других людей, используя те же методы убеждения, приводя необходимые практико-ориентированные доводы, опираясь на моральные принципы, что безусловно помогает их дифференциации.

Чтобы ценности дифференцировать, нужно решить вопрос: субъективны или объективны ценностные суждения, эмоциональны они или рациональны. Многие научные понятия в педагогической науке отражают ценностные ориентации, включая духовно-нравственные ценности.

Так например, цель и идеал воспитания с точки зрения научной объективности вызывает сомнения в их совпадении, так как цель реалистична, объективна, а идеал субъективен и идеалистичен. Средства достижения цели и реализации идеала также во многом отличаются. Вместе с тем при достижении цели и идеала духовно-нравственные ценности взаимодействуют и не могут быть полностью изолированы друг от друга.

Нравственное воспитание как основа ценностных ориентаций оперирует понятиями терпимость и толерантность, рациональность и свобода мысли, сотрудничество, порядочность и верность истине, долг, честь и совесть.

К наивысшим нравственным ценностям можно отнести и чувство коллективизма. Ценности становятся общечеловеческими, если основываются на доброте и любви к ближнему, если эти качества становятся потребостью для каждого человека. Люди стремятся реализовывать свои ценности по-разному.

Например, психолог Эбрахам Маслоу предложил упорядочить ценности в иерархию человеческих потребностей. Он выделил пять уровней потребностей:. 1) выживание (физиологические потребности): пища, кров, здоровье: 2) защищенность (потребности безопасности): защита от опасности и угрозы; 3) общность (социальные потребности): дружба, любовь; 4) самооценка (потребности эго): самоуважение, признание, статус; 5) самоактуализация (потребности в самоосуществлении): творчество, реализация потенциала личности. (Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.,1999г.)

По А.Маслоу эти уровни потребностей иерархические: человек, удовлетворив более низкие потребности, сможет уделять внимание более высоким. По его мнению, если выживанию и безопасности людей что-то угрожает, они полностью поглощены заботойоб удовлетворении этих потребностей. Низшие уровни имеют фундаментальное значение, поэтому человек стремится их удовлетворять, осознавая, что они создают мотивацию для возникновения интереса к более высоким уровням потребностей. Как только та или иная потребность удовлетворена, ее роль в мотивации снижается. Однако часто на поведение человека оказывает влияние самый низкий уровень неудовлетворенной потребности.

Вполне очевидно, что иерархия потребностей, выдвинутая А.Маслоу,имеет отношение к формированиюценностей в жизни каждого человека. Так, например, по вполне понятным причинам, люди отдают приоритет потребностям выживания. Однако это не отрицает у них потребности более высокого уровня. Голод и телесные страдания отшельника не мешает ему молиться и просить Бога о здоровье и благополучии других людей и желать мира всему человечеству. Многие талантливые художники были очень бедны, но это не помешало им оставить миру свои талантливые произведения.

Следовательно, у человека, имеющего цель, к которой он стремится, сильна мотивация, и трудности быта только закаляют его волю к победе над самим собой. В связи с этим, можно предполагать, что здесь действуют нравственные принципы, сформированные под влиянием биологических

(наследственность) и социальных (среда и воспитание) факторов, которые и оказывают влияние на нравственное поведение.

Учитывая, что в основе любого мотива, позволяющего выбирать ту или иную ценность, лежит либо генетическая программа, либо психофизиологические процессы, либо окружающая человека социальная среда и воспитание в отдельности, но чаще всего – это порождение всех факторов в комплексе. Поэтому можно экстраполировать данное общее утверждение на мотив выбора молодым человеком цели деятельности. Данное утверждение особенно ясно дает представить всю стратегическую линию: от мотива выбора профессиональной деятельности, к интересу к ней, от него - к потребности овладеть ею и, далее, к глубокому чувству любви как высшей ценности.

Система ценностей, сформированная обществом, является основой воспитания личности. Основными компонентами этой системы являются материальные и духовные ценности. Отношение к ним, а точнее формирование ценностных ориентаций личности, достаточно избирательно. Эта избирательность является результатом воспитания.

Мотивы поведения и деятельность профессионала, как носителя и хранителя духовных ценностей, также формируются под воздействием воспитания, полученного в семье, социальных институтах воспитания, в учебных заведениях различного уровня. Специалист ориентируется на те или иные ценности в зависимости от уровня воспитанности и духовно-нравственной зрелости, уровня культуры и нравственно-этических качеств личности.

В связи с этим, можно утверждать, что важнейшим компонентом педагогического мастерства являются культура и педагогическая этика специалиста, что тесно связано с педагогическим тактом.

Немецкий мыслитель, видный деятель немецкого просвещения Г.-В. Ф.Гегель заметил, что "педагогика - есть искусство делать людей нравственными; она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую духовную природу, так что духовное становится в нем привычкой" (Гегель. Собр. соч. в 14т.- Т.7. - С. 187).

Педагогическая этика и культура - это важнейшее направление в науке о морали. Следует отметить, что мораль библиотечного работника можно также рассматривать в трех аспектах: философском, педагогическом и психологическом.

Исходя из этого основные категории и принципы педагогической этики специалиста можно назвать интегративными этическими образованиями.

Например, принцип гуманизма в педагогической этике регулирует отношения его с людьми и коллегами по работе. Гуманное отношение к людям - важнейшее условие успешной работы в социально-культурной сфере.

Как видим, педагогическая этика тесно связана с психологией, общими здесь будут и субъект, и объект исследования - человеческая личность, мотивы ее поведения, нравственность, духовность.

Достаточно трудно, почти невозможно дифференцировать общее, профессиональное и педагогическое в этике. Студенты университета неоднократно (т.е. не одно поколение их) выполняли эту задачу по нашей просьбе, но почти всегда приходили к мысли, что это есть единое образование, не поддающееся дифференциации.

Такие этические образования, как долг, добро, совесть, справедливость, ответственность, смысл жизни - интегративны, так как имеют отношение к этике профессиональной и педагогической и имеют непосредствен­ный выход на мораль, нравственность специалиста. Гражданственность и человечность, любовь к людям и свобода в действиях и мыслях, чувство профессионального долга являются не просто словами, они регулируют поступки специалиста и действия по отношению к основным требованиям, которые предъявляет к ним профессия.

Педагогическая этика и культура - это неотъемлемая часть профессиональной деятельности специалиста, имеющего дело с людьми, особенно в работе с молодежью.

Анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, проведенный отечественными учеными (И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным) показал, что культура - это прежде всего совокупность материальной и духовной деятельности человечества, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. Но деятельность людей исключительно разнообразна и сложна, специфична для разных профессий и специальностей.

Опираясь на идеи, развиваемые уже упомянутыми учеными, рассмотрим содержание культуры.

При анализе культуры на любом этапе ее развития они считают возможным выделение четырех общих ее элементов:

а) уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности,

б) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт,

в) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед личностью проблем,

г) нормы отношения к миру, друг к другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Знания (первый элемент) служат инструментом всякой деятельности. Второй элемент - умения и навыки – позволяет реализовать воспроизведение культуры и сохранить ее. Третий элемент - обеспечивает дальнейшее развитие культуры, а это невозможно осуществить без творческой деятельности. Четвертый элемент культуры - предполагает разносторонние отношения личности к деятельности, ее продуктам (книге), к людям. Все это обусловливает нравственные стимулы, эстетическую потребность, мотивы деятельности, психофизиологическую направленность личности и т.д.

Каждый элемент выполняет свою специфическую функцию. Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить, но при разном отношении к этой деятельности.

Исходя из сказанного для воспроизведения культуры в содержание образования студентов должны быть включены все перечисленные элементы культуры, а не только система знаний. Тогда под содержанием образования действительно следует понимать:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, человеке, позволяющую подходить к познавательной и практической деятельности на научной основе;

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий, составляющих любую деятельность;

3) опыт творческой деятельности, ее особенности, специфические черты, которые, тем не менее, сложились в результате общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей, реализованы же в ходе развития практической деятельности библиотекаря;

4) систему разносторонних отношений личности к миру, к людям, к самой себе, на основе чего и формируется мировоззрение личности и будущего специалиста.

Здесь следует сказать более подробно о культуре. Само понятие культура трактуется в такой логике: COLO - чту, возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту.

Есть различные толкования этого понятия. По мнению Ю.П. Азарова, культура - это развернутый во времени мир человека.

В.В. Розанов считал, что культура начинается там, где начинается любовь, там, где возникает привязанность. Культура, по его мнению, есть "синтез всего желаемого в истории: из нее ничто не исключается, в нее одинаково входит религия, государство, искусство, семья, наконец, весь склад жизни личной и общественной.

Все это, насколько оно зиждется, возрастает, навивает на человека одну черту сложности за другой, обогащая его сердце, возвышая ум, укрепляя волю". (Розанов В.В. Сумерки просвещения. - С. 30-31).

По мнению Д.С. Лихачева, культура основывается на знаниях, хотя сама не является просто большим объемом знаний. Можно много знать и не быть культурным человеком. Культура - это прежде всего результат знаний, знаний упорядоченных и вместе с тем осознающих свою недостаточность. (Лихачев Д. Книга беспокойств. - М: Новости, 1991.- С. 479).

Если отталкиваться от этих определений, то можно прийти к мысли: культура выпускника - это не только культура речи или культура человеческих отношений. Это явление более глубокое.

Оно вбирает в себя огромный исторический пласт, национальное и общечеловеческое в развитии всех сторон человеческого существования, способствующее достойной жизни сегодня.

Отношение к людям, к своему делу чаще всего является отражением личностной позиции специалиста, его ценностных установок, интересов, убеждений.

Такие духовно-нравственные ценности как совесть, долг, любовь, добро, свобода при условии их принятия личностью или точнее присвоения являются основанием для высоко нравственного поведения как человека профессионала. Отрицание их - показатель духовно-нравственного несовершенства личности, которое так или иначе ведет ее к конфликту с окружающим миром, культурой и, нередко, с самим собой. Рассматривая понятия "духовность" и "духовная культура", можно отметить, что эти понятия становятся интегративными категориями. Нет, пожалуй, ни одной науки о человеке и учебного предмета в гуманитарном вузе, где бы они не рассматривались как одно из оснований в ориентации будущих специалистов на овладение высшими духовными, нравственно-эстетическими ценностями мировой и отечественной культуры. Учитывая, что в определении данных понятий нет единодушия, можно констатировать наличие проблемы.

В истории отечественной религиозной философии духовность чаще всего была связана с верой. С.Н.Булгаков отмечал в свое время, что "вера есть, быть может, наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии: ни наука, ни искусство не обладают той силой духовного напряжения, какая может быть свойственна религиозной вере." К.Д.Ушинский, дифференцирцуя явления душевные и духовные, выделял четыре формы проявления духовных явлений: дар слова, чувство художественное или эстетическое, чувство нравственное и чувство религиозное.

Анализ различных взглядов на решение проблемы духовности, духовного развития человека, который будет стоять в центре внимания выпускников вуза, позволяет предположить, что "духовность" - явление более широкое, чем просто религиозное чувство веры. Его следует рассматривать не как иррациональное, трансцендентное начало и тем более некий догмат, а как синтез науки, культуры и веры.

"Духовность" - можно понимать и как глубинное проявление духа, который многие люди ощущают внутри себя. Это проявление и национального духа есть в каждом россиянине или представителе другой страны, ибо дух - это часть человека, может быть даже основная часть. Следовательно, в духовности внутреннее ощущение духа и внешнее его проявление тесно связаны между собой. Дух пронизывает все сферы жизни людей, все - общечеловеческие и национальные, материальные и моральные ценности, но может и покидать их.

"Духовная культура" - понятие органично включающее в себя две составляющие категории - "духовность" и "культуру". При под культурой принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества.

Представляют интерес подходы к определению понятий "духовность" и "духовная культура" студентов Московского государственного университета к4ультуры и искусств как альтернатива имеющимся в науке. Рассмотрим некоторые из них в обобщенном виде.

Часть студентов понимает "духовность" как внутренний мир человека, его содержание. Чем богаче этот мир, чем насыщеннее его содержание, тем духовнее человек, тем интереснее с ним общаться. Некоторые студенты "духовность" понимают как Возвышенное, Небесное, Неограниченное, Обширное, как Чистоту душевную. Это Высокая Нравственность личности, стремление к Благородству и Справедливости. Начитанность и Образованность, стремление к Самосовершенствованию. Ощущение Возвышенного. Другие рассматривают "духовность" и как религиозное отношение к действительности. Человек, верующий в БОГА и соблюдающий религиозные заповеди, более терпим к другим и требователен к себе, у него вырабатывается особая модель поведения. Оказывая благодеяние, он не ждет благодарности, повышает свою творческую активность, много читает, старается приблизить других к духовному образованию.

Будущие специалисты под духовностью, с одной стороны, понимают мировоззрение человека, его мораль, красоту души, помогающие человеку творить, совершать благодеяния, любить, с другой - сочетание душевных качеств человека и его интеллектуального развития, душевной организации. При этом высказывают свое убеждение в том, что духовная пища (классическая музыка, живопись, религиозная и любая литература, другие виды искусства) требует оценки умом и сердцем.

Часть студентов видят корни "духовности" в "запредельном мире", в мистике. Что же касается "духовной культуры", то ее студенты вуза объясняют как явление обогащающее человека, вселяющее в него чувство Прекрасного, заставляющее его стремиться к лучшему. К ней относится все, что приносит радость людям, возвышает каждого человека, делает его добрым и отзывчивым к чужим проблемам. Она помогает понимать, что жизнь не сводится только к физическому выживанию, что есть вещи, приносящие радость, счастье, покой и не всегда относящиеся к материальному миру.

Духовная культура многими из опрошенных студентов считается объемным понятием, в него вводится: жажда знаний, образованность, интеллигентность, трудолюбие, воспитанность. Она всегда будет находиться в развитии.

Как внешнее проявление внутренней духовности человека, духовная культура, в отличие от духовности, по мнению будущих культурологов, может выражаться и материальными средствами: это и природа, и окружающий мир, и традиции, страны, семьи, в которой живет человек. Это все нравственные, эстетические, физические стороны жизни человека: спорт, одежда, искусство - все, что доставляет человеку удовольствие и делает его лучше.

Итак, "духовной культурой" студенты называют то, что позволяет людям воспринимать данное им, созданное ранее и современниками, оценивать его и использовать на благо себя и других. "Духовность" и "духовная культура" - это те ценности, которые создавал человек и его дух, рукотворно и нерукотворно, стремясь к прекрасному и возвышенному.

Высказывания студентов университета очень тесно перекликаются с теоретическими положениями и высказываниями известных в науке людей, упоминаемых выше, показывают высокий уровень их духовно-творческого развития и культурологической образованности, что может рассматриваться как результат профессиональной подготовки.

Задачи и содержание нравственного воспитания студентов зависят от этических требований государства и общества. Основные задачи духовного воспитания изложены в Библии и других духовных книгах, которые с течением времени стали критериями нравственной воспитанности. Наиболее актуальным для студенческой молодежи сегодня становится:

-осознание накопленного духовно-нравственного опыта, знаний и умений поведения и отношений в семье, в образовательных учреждениях, общественных местах;

-отношение к окружающему миру, людям, культуре, религии, к себе как части общества;

- развитие духовно-нравственных качеств личности: толерантности и уважения к другим религиям и вероисповеданиям, любви к людям, тактичности, ответственности, национальной гордости за достижения в культуре, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению исторической преемственности поколений, развитию чувства долга, чести, человеческого достоинства.

Духовность является ядром общей культуры будущего специалиста - это высшая ступень нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию. Духовность является источником развития гуманистической позиции человека. Духовная культура может быть представлена системой духовных ценностей, регулирующих отношения человека с окружающим миром. В профессиональной деятельности выбор решения этих проблем имеет принципиальное значение.

В системе духовных ориентиров специалиста культуры центральное место занимают нравственные ценности. Они составляют внутренний импульс духовной мотивации и проявляются в отношениях человека с окружающим миром.

Духовно-нравственное воспитание – достаточно сложная задача. Ее решение предполагает не только ознакомление студентов с основополагающими понятиями человеческого общежития, но и формирование у них умений и навыков реализовывать содержание этих ценностей, как в своей профессиональной деятельности, так и при реализации социально-культурной функции.

Обучаясь в вузе, студент должен ясно представлять, что жизнь по законам нравственности является обязательным условием существования общества. С этой целью он должен уметь реализовывать на практике такие понятия, как: этика и эстетика межличностного общения, правила поведения в общественных местах, нормы поведения в студенческом коллективе и особенности взаимоотношений «студент – преподаватель».

Духовно-нравственное воспитание также, являясь важной задачей становления личности, выступает одним из условий ее успешной адаптации в обществе. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности составляет основу процесса социализации молодого поколения и служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности.

В качестве критериев духовно-нравственного воспитания в системе профессиональной подготовки в вузе культуры и искусств должны выступать: уровень знаний и убежденности в необходимости соблюдения норм морали, толерантность, уважение культур других народов, уважение других вероисповеданий и соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В университете создан Центр толерантности и межкультурных коммуникаций, цель которого состоит в формировании установок толерантного сознания и толерантных межличностных отношений педагогов, студентов и аспирантов в поликультурной среде Университета. В задачи Центра входит создание основ межэкономической и межконфессиональной толерантности и сделать эту практику массовой; формирование этнокультурной компетентности, навыков межкультурного взаимопонимания; международное сотрудничество в области совершенствования воспитательной работы со студентами и преподавателями; выполнение совместных проектов с учеными вузов и культурно-досуговых учреждений иностранных государств.

В целом это можно определить как путь повышения уровня духовно-нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности будущего специалиста социально-культурной деятельности.

Теория воспитания, способствующая духовно-нравственному развитию студентов, как правило, основана на принципах: разумного сочетания материальной и духовной реальности; уважения культуры, национальных традиций и вероисповедания представителей других национальностей; проявления терпимости, толерантности к мнению другого человека, его самовыражению, что непременно ведет к миру и согласию; опоры на общечеловеческие ценности, то есть те, которые являются основными для всех культур; стимулирования саморазвития и самовоспитания, ведущих к духовно-нравственному совершенствованию человека.

 

Эстетическое воспитание – базовый компонент в реализации цели воспитания и воспитательной системы в вузе. Задачи эстетического воспитания состоят в приобщении студентов к эстетическим ценностям, овладении эстетическим и культурным наследием, развитии эстетических идеалов, эстетических вкусов и потребностей у будущих специалистов, формировании эстетического отношения к действительности, активного включения в эстетическую деятельность, развитии творческих способностей и способности не только ценить прекрасное, но и создавать его. Духовная культура специалиста в области социально-культурной деятельности включает в себя и эстетическую культуру, составляющими которой являются эстетические ценности, уровень эстетического развития человека. Критериями эстетической культуры являются:

· наличие эстетических идеалов красоты в искусстве и культуре, в реальной жизни профессиональной деятельности;

· наличие художественного вкуса, позволяющее чувствовать красоту окружающего мира, природы, человеческих отношений;

· способность к сопереживанию;

· участие в художественно-эстетической деятельности, в создании прекрасного в искусстве, отношениях.

Специфика обучения в университете такова, что эстетическое воспитание пронизывает всю профессиональную подготовку будущих специалистов, начиная с формирования у студентов творческого отношения к учебно-воспитательного процесса. Воспитание творческой личности требует осмысления студентом необходимости постоянного самосовершенствования, стремления быть в курсе всех событий, происходящих в искусстве, культуре, обществе, и давать им объективную оценку.

Ознакомление и осмысление студентом всего богатства творческой, материальной и духовной, мысли, накопленной человечеством. Осознание им окружающего нас мира во всем его многообразии и неповторимости. Выработка умения анализа и восприятия явлений культуры и искусства, стремления грамотно и доступно донести свои мысли и чувства до аудитории. Формирование готовности внести свой вклад в мировой творческий процесс.

В сложных и противоречивых условиях развития современного общества особую значимость в воспитании подрастающего поколения приобретают задачи формирования у студентов университета целостной эстетической культуры, духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей.

В настоящее время широко возрождаются и сохраняются традиции народного декоративно-прикладного творчества и народных ремесел. Всестороннее изучение народного искусства во всем его многообразии диктуется не просто узконациональными задачами. Актуальные проблемы развития народной художественной культуры отражены в Федеральной программе «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в Национальной доктрине образования, в ряде международных нормативных актов ЮНЕСКО и др.

В этих документах предусмотрены различные направления деятельности учреждений культуры и образования, способствующие изучению традиций художественной культуры народов России, сохранению и развитию самобытных видов и жанров народного художественного творчества, а также традиционных форм их бытования. Особое внимание уделяется повышению роли народного художественного творчества как части отечественного культурного наследия в духовно-нравственном, патриотическом воспитании личности. Народное творчество обладает огромным педагогическим потенциалом. В нем воплощены сформированные веками духовно-нравственные ценности и идеалы народа, система его отношений к природе, Родине, к социуму, к своей семье, к труду, к прекрасному в искусстве и в жизни.

Профессиональная подготовка студентов позволяет воспитывать у них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, помогает формировать у молодежи целостное восприятие не только культуры и искусства своего народа, но и культуры других народов.

Так, например, обучаясь декоративному искусству, студенты университета овладевают различными видами народных художественных промыслов – это художественная керамика, резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра, народный костюм, народная игрушка, художественный текстиль и др.

Имея высокопрофессиональную подготовку, студенты принимают участие в фестивалях, мастер-классах, внутривузовских, всероссийских конференциях.

Студенты стремятся быть не только участниками, но и организаторами различных мероприятий: «художественных салонов», ярмарок, постоянных и сменных экспозиций творческих работ студентов; творческих гостиных с участием деятелей культуры и искусства, народных мастеров, работников социально-культурных учреждений, в стенах университета и общежитий; организация и проведение студенческих КВН или капустников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.