Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Студенческое самоуправление в воспитательной работе




Студенческое самоуправление - это добровольное объединение студентов, которое самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы университетской жизни, касающиеся интересов студенчества.

Его основной целью является вовлечение студенческой молодежи в процессы принятия решений, которые оказывают влияние на выражение их интересов и потребностей. Это будет способствовать реализации прав студенческой молодежи через демократические институты, созданные ею.

Одна из форм реализации данной деятельности - органы студенческого самоуправления: студенческий совет универ­ситета, а также соответствующие студенческие советы всех подразделений университета (факультетов, институтов). Основными направлениями их деятельности являются развитие студенческих инициатив в различных сферах университетской жизни и стимулирование научного творчества студентов, формирование традиций университета и воспитание чувства гордости за звание студента, решение социальных вопросов и многое другое. Кроме того, органами студенческого самоуправленияв вузе является ряд общественных организаций: профсоюзная организация студентов; Совет студенческого общежития; студенческий клуб университета; Ассоциация выпускников, пресс-центр: редакция газет и журналов и т.д.

По степени значимости развитие студенческого самоуправления ректоратом вуза поднимает его на уровень приоритетных направлений в воспитании и подготовке будущих специалистов. Новые концептуальные идеи оптимизации молодежной политики опираются на огромный потенциал творческой, интеллектуальной энергии, способность студенчества повысить социально активную позитивную деятельность, готовность к решению жизненно важных проблем управления учебными, социально-бытовыми делами университета.

Студенческое самоуправление можно рассматривать как условие реализации творческой активности и самодеятельности студентов, основанных на демократическом принципе соответствия прав и обязанностей потребностям и возможностям, и как средство социально-правовой защиты. Это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ними целями и задачами.

В связи с этим вузы разрабатывают комплексную программу по развитию студенческого самоуправления, способствующую профессиональной, творческой и духовно-нравственной самореализации студентов в управлении воспитательной работы университета.

Высшим органом студенческого самоуправления, как правило, является студенческое собрание (конференция), которое имеет право принимать к рассмотрению вопросы компетенции студенческого коллектива по ряду вопросов:

- роль гуманистического воспитания личности в формировании мировоззрения и социальной активности,

- активизация всех видов воспитательной работы и творческой деятельности студентов в учебном процессе и во внеучебное время;

- воспитание ответственности студенческих коллективов за патриотическое, гражданское и духовно-нравственное становление личности;

-дальнейшее утверждение демократического образа жизни, высокой требовательности, социальной справедливости, нетерпимости к антиобщественным и правовым нарушениям общественного порядка, действиям, разрушающим личность молодого человека (алкоголизм, наркомания);

-привлечение студентов к активной социальной деятельности в регионе, работе с детьми и подростками, инвалидами, пенсионерами, сотрудничество с государственными социальными институтами по оказанию помощи престарелым людям;

-усиление роли студенческого самоуправления в организации быта и досуга студентов;

-оказание помощи администрации, Совету по воспитательной работе в проведении торжественных мероприятий, встреч с ветеранами, представителями культуры и искусства, походов по местам воинской славы, спартакиад и др.;

-разъяснение необходимости формирования здорового образа жизни, национальных традиций, организация превентивных мер по борьбе с пьянством, наркоманией и курением;

-организация работы по проблемам воспитания у молодежи общей культуры, принципов общения в национальных и межнациональных коллективах, понимания сущности молодежной субкультуры;

-оказание своевременной и необходимой помощи студенту (материальной, психологической, педагогической);

-предотвращение формирования иждивенчества при оказании помощи студенту;

-инициация помощи, базирующейся на самостоятельности, активности студента, формирование готовности к взаимопомощи.

Реализация основных задач студенческого самоуправления способствует разнонаправленному развитию студентов и дает предпосылки, кадровые возможности для реальной помощи в организации основных направлений воспитательной работы университета.

В процессе успешной организации всей учебно-воспитательной работы университета необходимо широко использовать студенческое самоуправление.

С момента распада комсомола идея создания молодежной организации, способной объединить молодые и страждущие умы, самостоятельно осуществлять функции управления и координации деятельности как внутри себя, так и вовне, длительное время вызывала скорее сочувствие, нежели воодушевление. Долгое время самоуправляющаяся неформаль­ная организация ассоциировалась либо с подотчетностью и зависимостью от официальных структур, либо с анархией и хаотичностью, присущей молодости. Однако существование неформальной самоуправляющейся организации возможно без зависимости и анархии.

Студенческое самоуправление даже в рамках струк­турного подразделения, такого, как факультет вуза, не говоря уже об учебном заведении в целом, необходимо для создания основ демократического подхода в воспитании студентов.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что является объектом и субъектом воспитания в управлении воспитательным процессом в вузе.

2. Какой подход в воспитании вы считаете наиболее правильным: объектно-субъектный или субъектно-субъектный.

3.Назовите основные составляющие системы организации и управления воспитательной работой в вузе.

4. В чем особенности организации и управления воспитательной работой на факультете.

5. Какие проблемы воспитательной работы решаются кураторами студенческих групп.

6.Какую роль в управлении воспитательной работой в вузе играет студенческое самоуправление.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательная работа университета - это развивающаяся система, поэтому ее концептуальные основы ориентируют педагогический коллектив на развитие и утверждение уже реализованных идей, проверенных временем и дающих положительные результаты в воспитании современных студентов, и новаторских идей, требующих реализации. Воспитательная работа университета не замкнутая в рамках учебно-воспитательного процесса деятельность, она, развиваясь, занимает достаточно весомое место в открытом социуме. Взаимодействуя с другими социальными учреждениями и структурами на региональном, областном, всероссийском и международном уровнях, обогащаясь новыми идеями в области воспитания и развития личности будущего специалиста, педагогический коллектив внедряет свое новаторское, наработанное в этой области, через творчество, искусство и другие виды практической деятельности с населением.

Теория воспитания, являясь системой ведущих научных идей, выступает как руководство к действию и для преподавателей вуза, и для будущих специалистов, и для всего учебно-педагогического коллектива.

Достижение педагогических целей и задач воспитания, ставшего приоритетным направлением деятельности университета, предполагает применение системы принципов, методов, форм и средств воспитания, адекватных специфике вуза культуры и искусств, способствующих качеству профессиональной подготовки кадров.

В систему воспитательной работы входит: координация учебной и воспитательной работы студентов; приобщение к общечеловеческим нормам морали, традициям вуза, кодексу профессиональной чести и моральным ценностям, развитие навыков адекватной самооценки, оценки результатов своей деятельности; стимулирование познавательной активности будущих специалистов, выработки у них поведения в профессиональной деятельности; формирование потребности в здоровом образе жизни, укрепление духовно-нравственного и физического здоровья; расширение воспитательной среды вуза, совершенствование организации студенческого самоуправления; разработка программы усиления гуманистической воспитательной направленности всех учебных курсов, преодоление пассивности студентов в общественной жизни вуза.

Важной задачей является совершенствование воспитательной деятельности университета и всестороннее обеспечение системы воспитания будущих специалистов для ее реализации, через различные формы работы. Так, например, открытые общие собрания, встречи студентов с ректоратом помогают выявить инновационные идеи оптимизации студенческого самоуправления, которые необходимо умело направлять на сознательное и ответственное отношение студентов к возможностям и перспективам их профессиональной самоорганизации, на реализацию студенческих инициатив.

Однако, процесс включения в процесс воспитательной работы, конкретных мероприятий в процесс профессионального становления студентов (в учебный процесс и в научно-исследовательскую работу), требует создания ряда необходимых условий. Так, интеграция воспитательной работы с учебным процессом ведет за собой активизацию организационно-управленческих условий для работы Совета по воспитательной работе и социальным вопросам, музея истории вуза, Совета кураторов и других структур.

Возникновение конфликтных ситуаций в студенческой среде требует создания психолого-педагогических условий для организации воспитательного процесса в вузе, на факультетах и кафедрах, предполагающих опору на личностно-ориентированный и профессионально-деятельностный подходы. Психологическая служба даст возможность правильно решить проблему в соединении личностных и общественных интересов студентов, откроет возможности ведения диалога и поиска конструктивного компромисса со студентами преподавателям, я формирования чувства гражданственности и патриотизма, сопричастности студентов лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры.

Успех воспитательной деятельности вуза зависит от того, на каких основополагающих принципах она строится. Это, прежде всего, принципы гуманизации и гуманитаризации образовательного и воспитательного процесса, развитии социально активной личности студента, формировании духовно-нравственных, мировоззренческих, гражданских основ личности, патриотизма, верности традициям университета и т.д.; это принцип совершенствования структуры воспитательной системы, развивающей самостоятельность студенческих образований, связывающих институты, факультеты, кафедры университета в единую систему воспитания специалиста; принцип координации и консолидации воспитательной работы всех служб университета, (участие различных структур в совместной разработке и реализации социально значимых творческих проектов и т.п.); принцип материального и морального стимулирования воспитательной деятельности кураторов и тьюторов; стимулирования мотивации студентов и создание необходимых условий к самовоспитанию, саморазвитию, способности к самостоятельному принятию решений, формирование потребности в жизненных достижениях и успехе; сохранения и развития лучших традиции отечественной культуры, национальных культур народов России; формирования и сохранения общекультурных ценностей и ценностных ориентации, самосознания и самоидентичности, духовности; формирования толерантной социокультурной среды жизнедеятельности студентов, преодоление этнонациональной напряженности, социальных конфликтов, деструктивных проявлений. Итак, воспитание специалиста, для работы в социально-культурной сфере, должно быть направлено на формирование личности, гармонично сочетающей в себе профессиональные и нравственные начала.

 

 

Литература

Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе: Материалы международнй научно-практической конференции.- М.: МГУКИ, 2007

Андреева Г.М.Социальная психология.-М.,1999, 375с.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV-ХVII вв.;-М., 1989

Антология педагогической мысли России ХУ111 в.М.,1990

Антология педагогической мысли России первой половины

XIX в. М., 1987

Антология педагогической мысли России второй половины X1X начала XX в. М.:Педагогика, 1990

Арнольдов А.И. Культура, человек и картина мира.-М.,1987, 347с.

Бердяев Н.А. Самопознание,Смысл творчества. М. 1998

Бондаренко Б.Н. Оценка воспитательной работы (на уровне ее представленности в вузе): методич. пособие /Б.Н. Бондаренко. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.- М.: 2001

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. Глава 2.М.: 2001.

Булгаков С.Н. Сочинения, тт. 1-2. М., 1993

Воспитание человека.– СПб: Издательство «Питер», 2000.С.32-62

Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза (концепция, пути решения).- Уфа, 2003

Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли.Л.,ЛГУ, 1978

 

Ильина Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях.-Ярославль,1995

История педагогики./Под ред. Н.А. Константинова, Е.Н.Ме-дынского,М.Ф.Шабаевой.-М.,1976

Кан-Калик В.А. «Грамматика общения», М,,1995г.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. «Педагогическое творчество». М., 1990г.

Критерии оценки воспитательной деятельности образовательного учреждения в их нормативно-правовом отношении/ под ред.И.А.Зимней.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.-52 с.

В.В. Крутецкий. Основы педагогической психологии. М.:.

Просвещение. 1992 г.

Кон И.С.. Психология старшеклассника.- М.:Просвещение.

1992 г.

Концепция воспитательной работы в Башкирском государственном университете на 2006-2010 годы: методическая разработка / сост.: М.Х. Харрасов, Г.А. Кабакович, О.Р. Султанова; Под ред. М.Х. Харрасова. – Уфа: РИО БашГУ, 2006.

Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение, 1982

Леонтьев А.А. «Психология общения». М,1997г.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель.-М.Мол.гв., 1993

Лихачев Д.С. Книга беспокойств.-М.,1991

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособ. –М.,1996,528с.

Макаренко А.С. «Методика организации воспитательного процесса», с.с.,т.1, М., 1983, с.267-329

 

Малькова З.А.. Школа и педагогика за рубежом.-М.'.Просвещение, 1983 Психология и педагогика. Сост.Радугин А.А.-М.:Центр, 1996

Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.,1999г.

Методические рекомендации для кураторов академических групп младших курсов по проведению часа куратора.- Екатеринбург: Изд-во АМБ,2003

Мудрик А.В. Психология и воспитание.- М.: Московский психолого- социальный институт, 2006.- 472 с.

О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации// бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. 2002.- № 11. - С.3-9

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.— М., 1982. — 255 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник в 2 кн.- М. Владос, 1999. – Кн. 1: Тема 5. Цели воспитания. С. 127-161

Программа Рособразования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»// Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. -№ 9.Март 2006.С.5-23

П.Э. М.: изд-во «Сов. энциклопедия», 1968, т.4. с. 243-244

Рекомендации по организации воспитательного процесса вузе// Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень.- № 17.Июнь 2006.- С.74-83

Смирнов Г.А. Интеллигентоведение.-Иваново, 2005

Социально-культурные и психолого-педагогические проблемы и перспективы развития современного профессионального образования в России: материалы международной научно-практической конференции.-СПб; Тула, Тольятти; Пенза,

Содержание целостного процесса.– М.: Прометей,1992.- С. 217-320

Сухомлинский В.А. «Мудрая власть коллектива». –М. 1976

Ушинский К.Д. Избр. пед. сочинения в 2-тт.М.,1980

Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г.. Лекции по истории отечественной педагогики. Учеб.пособие. -М.:Сфера,1995

Финансовое, организационное и кадровое обеспечение внеучебной работы в вузе: материалы всероссийского семинара-совещания.- Екатеринбург, 2004

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. Пискунов А.И.- М.: Просвещение, 1981

Черниченко В.И. Дидактика высшей школы.-М.,2002,135с.

 

Редактор:

 

____________________________________________________________________

Подписано в печать Формат

Усл. п.л. Тираж

 

Отпечатано в типографии

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.