Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Людей зрелого возраста




Особенности развития и учет возрастных особенностей

Наименее изучены отдельные возрастные категории людей с которыми выпускникам вузов культуры и искусств приходится работать в тех или иных учреждениях культуры. Мало известны особенности развития людей зрелого возраста и учет возрастных особенностей взрослых, ищущих возможность самореализации в социально-культурной сфере.

Сегодня достаточно активно стала развиваться андрогогика: изучающая особенности обучения и воспитания взрослых. Ее развитие сочетается с развитием геронтологии - науки, занимающейся изучением особенностей старости. Эти знания позволяют представить картину изменений в психофизиологическом развитии человека. Мало изученным считается среднее звено человеческой жизни, зрелость или взрослость. Зрелость является самым ответственным периодом жизни человека, когда определяется его жизненный путь, проявляется расцвет творческих сил, активное отношение к окружающему миру.

Довольно долго представители генетической психологии рассматривали зрелость как период прекращения процессов созревания, остановки развития при усиленном накоплении знаний и жизненного опыта.

Наиболее ярким выразителем этих идей был – Э. Клапаред - швейцарский психолог (1873-1940) - (он был основателем педагогического института им. Ж.-Ж.Руссо в Женеве), считавший, что потенциал общего развития заложен в детстве. С удлинением состояния детства становится более продолжительным период развития человека. Если по каким-то причинам, процесс развития не был завершен в детстве, юности, то с вступлением человека в фазу зрелости трудно рассчитывать на возможности интеллектуального развития, так как механизмы умственной деятельности в дальнейшем не могут формироваться. Это по сути дела приговор.

Зрелый возраст, представляет серию периодов, в которых развитие идет за счет перестройки структурных компонентов, что в одинаковой степени касается и отдельных психических функций и межфункциональных связей. Так запоминание, сохранение и воспроизведение движений, так называемое моторное научение, успешнее в детстве и ранней юности, мало эффективно в среднем и пожилом возрасте. Словесное научение приобретает более эффективный характер по мере индивидуального развития и может успешно применяться в более поздние периоды зрелости. У взрослых людей постепенно снижается уровень элементарных зрительных функций, но одновременно повышается уровень и общая культура наблюдения, с помощью которого регулируется процесс деятельности.

Так данные, полученные экспериментально психологами указывают на такие любопытные факты:

§ мышление - его развитие непрерывно сменяется периодами подъема и спада. Пики в развитии мышления падают на возраст 20 лет, 23 года, 25 лет, 30 лет, 32 года. Спады наблюдаются в 22, 24, 26, 28, 31, 34-35 лет.

§ память - пики в развитии памяти приходятся на 19, 23, 24, 30 лет. Спады - 21, 25, 26, 31, 34-35 лет.

§ внимание - пики в развитии внимания - 22, 24, 27, 29, 32-33 года. Спады - 23, 25, 31, 34-35 лет.

Наблюдаются временные расхождения в выраженности подъемов и спадов в развитии памяти и мышления.

18-25 лет - период относительно высокого уровня развития мышления и памяти и относительно низкого уровня развития внимания.

26-29 лет - период наиболее низкого уровня развития мышления и памяти и относительно высокого уровня развития внимания.

 

30-33 года - период относительно высокого уровня развития памяти, мышления и внимания.

34-35 лет - период спада уровней развития памяти, мышления и внимания.

18-21г. - самый низкий уровень развития внимания. С возрастом наблюдается улучшение внимания в целом.

Одним из значимых факторов, влияющих на умственное развитие взрослых, является обучение. Обучение с имеющимися у него средствами и методами управляет процессом познавательный деятельности.

Зрелый возраст - представляет собой период расцвета физических и духовных сил человека, вершину его социальной активности. Людям этого возраста присущи устойчивое мировоззрение, нравственные и эстетические идеалы. В это время достигаются наивысшие показатели профессионального мастерства, завоевывается определенное положение в обществе, накапливается значительный опыт общения с людьми.

Зрелый человек осознает себя, свои достоинства и недостатки, сознательно, целенаправленно осуществляет личностные перестройки, управляя динамикой своего развития.

1-й период зрелого возраста (до 40 лет) характеризуется работоспособностью Этот этап называют этапом «бури и натиска».

2-й период зрелости (до 55 лет) вследствие снижения жизненных и эмоциональных сил у значительной части взрослых активность несколько падает.

Важнейшим фактором, определяющим психологию взрослого человека, является наличие у него богатого жизненного опыта, основу которого составляет опыт производственной деятельности. Сквозь его призму воспринимаются события политического и социально-экономического характера, отношения между людьми.

Жизненный опыт влияет на интересы, тесно связывая их с производственной деятельностью. Диапазон интересов достаточно велик - политика, история, отдельные виды искусства, творчества.

Познавательные интересы также специфичны. Их привлекает преимущественно практическая сторона знаний.

Как уже отмечалось, с возрастом происходят изменения с памятью. Ослабевают механические запоминания и укрепляются смысловые.

Эмоционально-волевой сфере взрослого человека свойственна противоречивость. Она состоит в том, что в трудовой деятельности, общественной работе и в быту взрослые проявляют высокую ответственность, принципиальность, самостоятельность, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца, в процессе обучения и самообразования им свойственна неуверенность в возможности научиться чему-либо принципиально новому.

Считается, что конфликт между привычным чувством уверенности и теми чувствами, которые возникают под влиянием трудностей овладения новыми знаниями, вызывает у взрослого человека тяжелое, угнетенное состояние, волнение, потерю самообладания.

Это следует учитывать в с людьми взрослого возраста, не ставить их в неловкое положение.

Представители рассматриваемых возрастных групп ориентированы на общение, носящее главным образом профессиональный характер, причем в своей возрастной группе. Вместе с тем, они успешно общаются и с молодыми людьми, и с последующими возрастными группами. Одним из факторов, определяющих широкие контакты взрослых, является то, что они при общении наиболее терпимы, менее конфликтны.

В силу большой интенсивности профессиональной и семейной деятельности взрослые испытываю дефицит свободного времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.