Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Роль подготовки водителей в обеспечении безопасности движения




Использование автомобильного транспорта позволяет осуществлять транспортную связь с объектами, расположенными таким образом, что перевозки грузов и пассажиров с помощью железнодорожного, водного или воздушного транспорта невозможны или экономически не целесообразны. Важной стороной автомобилизации является также массовый выпуск автомобилей личного пользования, развития автотуризма и автомобильного спорта, что в значительной степени сказывается на росте дорожного движения.

Основной профессией на автомобильном транспорте является профессия водителя. Именно от водителя, от эффективности и надежности его деятельности зависят в первую очередь эффективность автомобильного транспорта и безопасность движения на улицах и дорогах. Вместе с тем статистика показывает, что значительное увеличения количества автомобилей и интенсивности движения вызвали рост количества дорожно-транспортных происшествий и усугубили тяжесть их последствий в медицинском, социальном и экономическом отношениях. При этом показательно, что приблизительно в трех из четырех случаев дорожно-транспортные происшествия являются результатом неправильных действий водителей.

Водитель во многом определят эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность дорожного движения. Возрастающая сложность движения предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя. Основная доля дорожно-транспортных происшествий совершается водителями со стажем менее 3-х лет, в том числе 20 процентов - со стажем до 1-го года. Одной из причин высокого уровня аварийности среди начинающих водителей наряду с низкой дисциплиной являются несоответствие качества подготовки предъявляемым требованиям, слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточная квалификация преподавательских кадров, невыполнение в полном объеме программ обучения, отсутствие надлежащей воспитательной работы с кандидатами в водители. За последние годы значительно возросло число образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. В них ежегодно проходят подготовку и переподготовку водители транспортных средств различных категорий и лиц, желающих получить право на управление транспортным средством. Прием квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами кандидатов в водители осуществляют экзаменационные подразделения дорожной полиции. Результаты экзаменов свидетельствуют, что качество обучения водителей снижается. Если в 1996 г. квалификационные экзамены с первого раза сдавали 68% от общего числа подготовленных водителей, в 2000 г. - 65,2%, а в 2003 г.– 51%. Сложившаяся система подготовки водительского состава недостаточно эффективна и не справляется со своей основной функцией - обеспечением высокого качества учебного процесса с точки зрения безопасности дорожного движения.

На практике мало внимания уделяется кадровому обеспечению процесса профессиональной подготовки, квалификации педагогических работников, а также совершенствованию материально-технической базы образовательных учреждений. Не отрегулированы вопросы переподготовки и повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют специальной педагогической подготовки. Пункт ПДД РК 21.3 гласит «Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории или водительский стаж более 3 лет…..». Введение приставки «или» в этом пункте, привело к тому, что не проводится подготовка мастеров производственного обучения вождению, а это снижает качество подготовки, так как к обучению допускаются лица не знающие психофизиологических особенностей курсантов, не имеющие педагогического опыта, не знающие правовых основ и т.д.

Остается нерешенной проблема оснащенности образовательных учреждений автодромами и закрытыми площадками для обучения вождению. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями находится на низком уровне. Не хватает литературы, плакатов по устройству и эксплуатации современных отечественных и иностранных автомобилей, не обновляются учебники по подготовке водителей транспортных средств различных категорий в РК. Не ведется разработка комплекса методических и информационных материалов, позволяющих осуществлять индивидуальную подготовку на основе ситуационного подхода к изучению правил дорожного движения, отработки навыков безопасного управления транспортным средством. При этом следует констатировать, что в настоящее время фактически отсутствует нормативное правовое регулирование в области ответственности образовательных учреждений за качество подготовки водителей. Совершенствование системы подготовки водителей (от первоначальной до достижения мастерства) в значительной мере способствует повышению безопасности дорожного движения. В процессе подготовки осуществляется формирование комплекса знаний, умений, привычек и качеств, гарантирующих надежную работу в процессе практического управления транспортным средством.

В Законе Республики Казахстан “О безопасности дорожного движения” определяется, что одним из основных направлений обеспечения безопасности движения (БД) является совершенствование подготовки водителей транспортных средств (ТС) и обучение граждан правилам и требованиям БД.

Сегодня невозможно представить себе современную жизнь без автомобильного транспорта. Ежегодно число автомобилей растет, но растет, к сожалению, и число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). ДТП по вине водителей составляют большую часть всех аварий. Способность водителей предотвратить ДТП зависит от степени его подготовленности. Управление автомобилем требует от водителя принятия решений в условиях быстрой смены событий. При постоянном дефиците времени водитель не может произвести подробный анализ всех возможных способов действия и учесть их последствия, а также посоветоваться с кем-либо в правильности выбранного решения.

Водитель - главная фигура в процессе дорожного движения и в крайнем случае только от его знаний, умений и мастерства зависит, быть или не быть аварии. К водителю предъявляются высокие требования. Он должен свободно ориентироваться в сложных дорожных условиях, обладать способностью предвидеть развитие дорожно – транспортной ситуации (ДТС), быть максимально внимательным к действиям других участников движения. Основу взаимодействия всех участников движения регламентируют ПДД, которые необходимо четко знать и неукоснительно выполнять.

Главная цель и основной критерий деятельности педагогических коллективов, занимающихся подготовкой водителей ТС - обеспечить безаварийную работу на автомобиле. Из анализа причин ДТП ясно, что основная масса аварий происходит не из-за незнания ПДД, а в результате пренебрежения их требованиям, из-за самонадеянности и легкомыслия, невнимательности к участникам дорожного движения (особенно пешеходам), недостаточной опытности и небрежного отношения к своим обязанностям. Не последнюю роль играет недостаточная квалификация водителя, отсутствие у него навыков правильно оценивать сложную ДТС, принимать правильные решения. Эти проблемы можно решить, научив водителя основам безопасного управления автомобилем в сложных ДТС: в ограниченном пространстве, в интенсивном транспортном потоке, на перекрестках, на пешеходных переходах и др.

Непрерывная смена ситуаций, большой объем, сложность, и ответственность выполняемой работы требуют от водителей быстрой реакции, сообразительности, умения быстро ориентироваться, прогнозировать обстановку, выбирать из комплекса факторов главные.

В условиях нарастающего количества автомобилей и улучшения их динамических свойств, требования к мастерству вождения, также растут. Несмотря на то, что автомобиль становится более устойчивым и управляемым что, казалось бы, облегчает работу водителя, возрастающие скорости и плотности автомобильных потоков требуют принимать оптимальные решения в более сложных ситуациях и за более короткие промежутки времени осуществлять их. Поэтому совершенствование конструкции автомобиля в основном позволяет уменьшить лишь затраты физической энергии и не снижает психические нагрузки на водителя, но вместе с тем повышает требования к его квалификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.