КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Подготовка водителей за рубежом
Оценивая перспективы в организации подготовки водительских кадров, следует иметь в виду широкое совмещение водительской специальности с основной профессией. Подготовка по совмещённым профессиям, например, водителя автомобиля с квалификацией слесаря проводится в настоящее время в некоторых лицеях и колледжах. Целесообразно учесть опыт некоторых стран, ранее, чем мы, столкнувшихся с проблемами широкой автомобилизации. В США, например, 55% всех водителей проходят подготовку в общеобразовательных школах. Занятия автоделом включены в программу 69% общеобразовательных школ. 97% высших государственных школ имеют курсы по подготовке водителей. Лицеи и колледжи ежегодно готовят 2,2 млн. водителей. При многих средних заведениях Канады работают факультативные курсы по обучению водителей, а в провинции Саскачеван обучение вождению является частью обязательной программы в лицеях и колледжах. Для обеспечения высокого качества водителей не менее важное значение, чем наличие хорошей технической базы, имеет уровень подготовленности преподавателей и инструкторов, их умение и желание не только обучить, но и воспитать будущих водителей. В учебных заведениях наряду с высококвалифицированными, хорошо знающими своё дело кадрами, встречаются случайные, а иногда и просто недобросовестные люди. Актуальным является вопрос об установлении единых требований для преподавателей и инструкторов учебных заведений, подготавливающих водителей, независимо от ведомственной принадлежности, упорядочения оплаты их труда, закрепления преподавательских кадров, организации их усовершенствования и переподготовки. Решение этого вопроса представляет значительную сложность, так как затрагивает интересы ряда ведомств, но решать его необходимо. Определённый интерес для нас могут представлять некоторые вопросы подготовки водителей в странах с высоким уровнем автомобилизации. Например, такой вопрос, как требования к преподавательскому составу. В Бельгии, Дании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Франции, Германии и Швейцарии обучать вождению могут лица, не проходившие специальной инструкторской подготовки, но имеющие водительское удостоверение для той категории транспортных средств, на которой они обучают, то в Великобритании преподаватели вождения легковых автомобилей должны иметь специальное удостоверение, а в Австрии и Швейцарии – высшее техническое образование, степень бакалавра высшего профессионального училища или эквивалентное образование. Центром дорожной безопасности во Франции осуществляется многопрофильная работа по повышению квалификации водителей и других лиц, связанных с работой автомобильного транспорта. Для профессиональных водителей проводятся дополнительные уроки вождения, на которых водителей обучают действиям в сложных и опасных ситуациях. На курсах по безопасному вождению, программа которых рассчитана на несколько недель, изучаются теоретические вопросы, проводятся показательные и тренировочные занятия по осуществлению наиболее сложных элементов вождения, а также занятия с водителями негабаритных транспортных средств, включающие техническую информацию об особенностях этих транспортных средств и практическую отработку основных элементов вождения. Факультативные курсы повышения квалификации организуют автомобильные школы и крупные транспортные предприятия Испании. В Великобритании курсы повышения квалификации организуются местными властями и полицейскими органами для водителей легковых автомобилей, и крупными автотранспортными предприятиями для своих водителей. В Германии было организовано специальное обучение водителей 2750 тяжеловесных грузовых автомобилей и 800 водителей автобусов, и эта мера оказалась высокоэффективной. В этой стране водители-нарушители обязательном порядке направляются на курсы. В США также к обязательным занятиям на курсах повышения квалификации привлекаются водители, допустившие нарушение правил дорожного движения и привлечённые к ответственности по суду. Имеются школы для водителей-нарушителей. В Японии действует «Фундаментальный закон о разработке мероприятий по безопасности дорожного движения», составленный с учётом национальных японских принципов, согласно которым не только водителей, но и всех участников дорожного движения объединяют привилегии и обязанности во время движения. Водители не получают удостоверений на право управления транспортным средством дог тех пор, пока они не докажут, что достаточно квалифицированны, а лишение водительских удостоверений требует обязательной последующей проверки и обучения. Курс в автошколе включает как минимум 27-часовую практическую подготовку непосредственно за рулём. 30-часовая продолжительность классных занятий сопровождается экзаменом по 100 вопросам. Стоимость подготовки одного учащегося в среднем равна 1 тысяче долларов. Школы по управлению транспортными средствами в Японии не имеют себе подобных, они управляются и финансируются на частном принципе. Проверку в комиссии по вопросам безопасности дорожного движения префектуры после основательной программы обучения и сдачи экзаменов обязаны пройти как владелец автомобиля, так и инструктор. Водители, обращающиеся за возобновлением удостоверений должны пройти курсы в группах, формирующихся по возрастным и другим принципам. В Японии не существует государственной системы возобновления водительских удостоверений путём проставления штампа. Стандарты на утверждение автошкол включают ряд требований: время и вид подготовки, специфику знаний, которыми каждый обучающийся должен овладеть после окончания курса, и др. Для практического вождения школа должна располагать парком в 40 легковых автомобилей, учебной площадкой размером, как минимум, 0,8 га. Конструкция площадок должна обеспечивать возможность проведения практических занятий по каждому из предполагаемых манёвров в соответствии со схемой, которая включает все виды перекрёстков, железнодорожных переездов, светофоров, полосы обгона, пешеходные переходы и даже участки дорог с уклонами. Передвижные установки должны воспроизводить изменение окружающей обстановки, поддерживая внимательность и ответственность учащихся. 12-часовая программа курса рассчитана на проведение занятий по общенациональным дорогам. Введение перемен в процесс обучения водителей и ужесточение правил выдачи удостоверений помогут преодолеть ряд проблем, связанных с сокращением аварийности. Порядок на дорогах и безопасность, зависят не только от качества и надёжности автомобилей, состояния самих дорог. Главным фактором является мастерство и культура водителей. В этом отношении мы значительно отстаём от наших зарубежных коллег. Там, при всей схожести наших ПДД и прочих условий, совершенно иной подход к обучению будущих водителей. Причём оплата за обучение на водительских курсах достаточно высокая. Рассмотрим ситуацию с обучением и получением прав в некоторых странах. Россия. Наиболее распространённый вариант и в то же время самый дорогой – это обучение в автошколе. Наиболее распространённым принципом поиска подходящей автошколы является близость расположения от работы или дома. В Москве предлагают свои услуги сотни организации, как государственных, так и частных. Стоимость обучения разная, многое зависит от расположения автошколы и квалификации преподавателей и инструкторов по вождению. Полноценный 2-3 месячный теоретический курс (по два занятия в неделю) в Москве стоит 6000 рублей (стоимость необходимой литературы обычно входит в эту сумму). Также есть вариант получать сдвоенные занятия по субботам, но такая услуга, как правило, стоит на 100-200 рублей дороже. В некоторых автошколах практикуется ускоренный метод подготовки к теоретическим экзаменам за месяц, а то и за неделю. Плата вдвое или втрое меньше, но и объём знаний соответственно облегченный. На обучение азам вождения в автошколах отводят 16 занятий по 2 часа (обычно академических, реже астрономических). Одно занятие с профессиональным инструктором стоит в 150-300 рублей, а общий курс по вождению (с учётом небольших оптовых скидок) составляет 2000-4000 рублей. Также есть варианты дополнительных часов вождения для тех, кому основного времени оказалось не достаточно. В провинции стоимость обучения ниже (2000-3000 рублей), хотя в крупных городах России она приближается к московской. В небогатых регионах свои поправки вносят относительно недорогой бензин, низкая зарплата преподавателей и инструкторов: за счёт этого общий курс обучения, включая теорию и вождение, стоит здесь в 2-3 раза дешевле. Экзамен можно сдавать экстерном, пойдя по пути самообразования. Подобное не запрещено законом. Практика ГИБДД показывает, что знаний и практических навыков для успешной сдачи таким претендентам в водители на самом деле часто не хватает. По неофициальной статистике, с первого раза получают водительское удостоверение 5-10% экстернов. Обязательные для всех кандидатов в водители расходы – на оформление документов. До сдачи экзаменов нужно получить медицинскую справку. Большинство будущих автомобилистов обращаются в поликлиники или фирмы, имеющие лицензию на медицинскую деятельность. Часто эти организации не требуют справок из диспансеров, весь процесс занимает около часа, а цены колеблются от 150 до 300 рублей. Экзамены в ГИБДД платные. Стоимость проверки знаний ПДД и навыков вождения 36 рублей (московские расценки). При неудачной попытке пересдать можно через восемь дней. Пересдавать разрешается в течение трёх месяцев, пока не будет положительного результата, иначе придётся начинать сначала – заполнять квитанции и сдавать два экзамена. Стоимость пластиковой карточки водительского удостоверения 210 рублей. Но можно купить бумажную книжечку всего за 83 рубля, она имеет такую же силу, но только больше по размеру. Германия. Получить «права» может любой, кому исполнилось 18 лет. С начала в транспортный отдел муниципалитета подаётся заявление, копия паспорта, медицинскую справку и отдельное заключение о зрении – это стоит в среднем около 150 евро (в разных землях свои тарифы). После этого нужно выбрать автошколу и сообщить её координаты в транспортный отдел. Через полтора-два месяца оттуда придёт разрешение, пройти курс обучения именно в этой школе. Система занятий подвижная. Занятия могут вестись как по вечерам, так и в другое удобное для клиента время. И теория, и практика занимают, как правило, 12-16 учебных часов, но если преподаватель сочтёт, что ученик ещё не готов к экзаменам, то обучение может быть продлено. Экзамены принимает комиссия, в которую входят представители автошколы, муниципалитета и дорожной полиции. На экзаменах дают билеты и на русском языке - тридцать вопросов. На теоретическом экзамене допускается только две-три незначительные ошибки. Стоимость экзамена на иностранном языке стоит 48 евро. Если не сдали его с первого раза, можете повторять бесконечно (каждый раз за отдельную плату). Практическая езда оценивается без придирок, но строго. Практический экзамен стоит – 90 евро. Чтобы подготовиться к сдаче практического экзамена, понадобится не менее 10 часовых уроков (30 евро за час). Если недостаточно, будете тренироваться дольше. Лишнего инструктор не возьмет, но и «полуфабрикат» на экзамен не выпустит. Получение прав стоит не менее чем 1500 евро. Обычно стоимость по ряду причин поднимается выше двух тысяч. Нередко уходит и три, и даже четыре тысячи. В конечном счёте всё зависит от способностей и старания ученика. По данным автомобильного департамента Федерации (Kraftfahrbundestsamt, KBA) для движения по дорогам Германии в 1999 году было допущено 56 млн. автомобилей и прицепов. Среди местных жителей на тысячу автомобилей ежегодно в среднем приходится 90 аварий, в которых ежедневно погибают 22 человека. Среди водителей – владельцев иностранных водительских удостоверений, большая часть которых приехала из стран бывшего Союза эта цифра составляет 120 ДТП. Разница составляет 33%. Причем ДТП чаще всего происходят именно в течение первого года пребывания в Германии. Поэтому срок действия прав сокращен до шести месяцев, потом необходимо пересдать экзамены. Причины повышенной аварийности, особенно в группе риска в возрасте от 18 до 24 лет кроются в: -некачественном первоначальном обучении; -отсутствии достаточных навыков вождения в условиях интенсивного движения; -незнании специфики поведения на дорогах Германии; -недостаточной культуре поведения за рулем; -частое превышение скорости и управление автомобилем в нетрезвом состоянии; -наплевательское отношение к требованиям ПДД и дорожной безопасности. Все это вполне естественно: другой менталитет, новая страна, новые условия и правила поведения на дорогах, к тому же более мощные автомобили и хорошие дороги. Финляндия. Удостоверение водителя, как правило, выдаётся в автошколе. Сдача экзаменов экстерном, за редким исключением, не допускается. Учёбу можно начать за шесть месяцев до совершеннолетия, а сдавать тест на вождение – только с 18 лет. Ограничения по здоровью: помехой для получения «прав» может стать плохое зрение или глухота на одно ухо. Поэтому курсантам нужно предъявить медицинский сертификат. Освидетельствование в муниципальной поликлинике стоит 50 финских марок и включает в себя проверку кровяного давления, зрения и экспресс-анализ мочи. Автошколы в Финляндии двухступенчатые. Первая ступень длится от одного до шести месяцев: 20 часов теории и 16 часов вождения. Однако для неуспевающих учеников подготовка нередко затягивается, причём увеличение практического курса непременно ведёт и к продлению теоретических знаний, где проигрываются те ситуации, на которых “спотыкается” обучаемый. И тогда обычная плата за курс в 6 тысяч марок (около 1000 долларов) почти удваивается. Экзамены по теории и практике вождения стоят 240 марок, которые платят независимому учреждению – Экзаменационному центру. После, ученик получает временное удостоверение, с которым может ездить от 6 месяцев до 2 лет. Затем его ждёт вторая ступень обучения (ещё по 4 часа теории и вождения), цель которой – закрепить водительские навыки. Стоит это около 1500 марок (250$). После чего, если автошкола считает, что всё в порядке, постоянные «права» выдаются уже без экзаменов. При этом роль полиции сводится только к регистрации и выдаче водительской карточки сроком действия до 30 лет. Её цена 180 марок. На обеих ступенях обучения большое внимание уделяется вождению в сложных ситуациях – к примеру, троганию с места на крутом подъёме с ручного тормоза, а особенно управление автомобилем на скользких дорогах и в тёмное время суток. Тренировки проходят на специально оборудованной дороге с суперскользким покрытием. А поскольку в июле даже ночная дорога считается слишком светлой для обучения, то многие, кто закончил первую ступень в течение лета, должны практиковаться уже осенью. Великобритания. Регистрирует и выдаёт водительское удостоверение государственное Агентство по лицензированию водителей и движущихся средств (английская аббревиатура ДВЛА). Экзамены по теории и практике вождения принимает государственное Агентство водительских стандартов (ДСА). Оба они не имеют никакого отношения к дорожной полиции. Водительское удостоверение присылают по почте, а стоит оно 23,5 фунта стерлингов (37 долларов). Но это временные «права», действительные в течение года, – по ним учатся водить машину для сдачи экзаменов. Стоит такое обучение по-разному. В Автомобильной ассоциации Великобритании, например, курс 12 уроков по цене 19 фунтов стерлингов за час. Таким образом, в общей сложности за 228 фунтов (361 доллар). Также можно учиться индивидуально, например, со своим знакомым (главное, чтобы ему было не меньше 21 года, и был водительский стаж не менее трёх лет). Потом надо подать заявление в ДСА и 2-3 месяца, в зависимости от сезона, ждать экзаменов. Проверка теоретических знаний стоит 15,5 фунта. На мониторе компьютера высвечивается 35 вопросов, на которые нужно ответить за 40 минут. К каждому вопросу 3-4 варианта ответов. Для успешной сдачи необходимо дать меньше 30 правильных ответов. Экзамен по практической езде платный: 36,75 фунта за попытку. Причём сдавать экзамен можно как в вечернее время, так и в субботний день, но оплата будет уже выше – 46 фунтов стерлингов. Инструктор начинает с проверки зрения курсанта. Кандидат в водители должен доказать, что может разглядеть номер автомобиля с расстояния 20,5 метра. Это единственное медицинское требование, никаких справок из поликлиник не надо. В случае недомогания, заболевания, перенесенной операции или просто сомнений насчёт здоровья курсант обязан сообщить инструктору. В противном случае установлен штраф в 1000 фунтов стерлингов. Экзамен длится от 40 до 70 минут по всей строгости. К примеру, при переезде нерегулируемого перекрёстка нужно повернуть голову обязательно три раза: посмотреть направо, налево и снова направо (в Британии левостороннее движение). Два поворота головы или обзор дороги лишь в зеркало заднего вида – экзамен провален. Пересдать можно через три месяца. США. Большинство американцев получают водительское удостоверение уже в 16 лет после курса ПДД и вождения, входящего в школьную программу. Выдают водительское удостоверение не в полиции, а в Департаменте транспортных средств, офисы которого есть по всей стране. Сначала предстоит письменный экзамен по ПДД – за десять минут правильно ответить на 14 из 20 вопросов. Стоимость экзамена около 40 $. Подготовка допускается как на курсах водителей, так и самостоятельно – выбор каждого. Приём экзаменов проходит не только на английском, но и на других языках, включая русский. Перед экзаменом курсантов просят предъявить документы, подтверждающие личность (паспорт, кредитная карточка с фотографией, счёт за электричество с вашим адресом и т.д.). Далее фотографируют и проверят зрение. Медицинских справок не требуется. Попытки пересдачи бесплатные и не ограничены. После сдачи с первой попытки, курсант получает так называемое «разрешение ученика» – то есть право ездить с инструктором по второстепенным улицам. Но при этом следует в обязательном порядке записаться в автошколу и прослушать пятичасовой курс по основам безопасного вождения и взять несколько уроков по вождению (30-50 долларов в час), если это необходимо. Затем можно сразу сдавать экзамен по вождению. Автошкола может предоставить машину для экзамена по вождению за $30-50 в час. Допускается сдавать на своей машине, но только в сопровождении инструктора. Экзамен бесплатный, как и вторая попытка в случае неудачи. А вот следующие попытки платные – $10. Экзаменатор просит проехать три-четыре перекрёстка (как правило, на тихих улицах), сделать разворот и запарковать машину между двух других автомобилей задним ходом. В случае правильного выполнения всех требуемых манёвров, курсант через месяц получает по почте настоящее водительское удостоверение. В течение месяца можно ездить с временными «правами», которые экзаменатор выдаёт на месте. Южная Корея. Организация приема экзаменов на получение «прав» в Южной Корее аналогична российской: кандидаты сдают теорию ПДД, а также демонстрируют навыки вождения на автодроме и в условиях реального дорожного движения. Впечатляет автодром для приема вождения. Это сооружение размером с футбольное поле, оборудованное по последнему слову техники, позволяет ежедневно экзаменовать до 500 кандидатов. Автодром моделирует перекрестки, железнодорожный переезд, повороты различного радиуса и конфигурации. Будущий водитель должен преодолеть определенный маршрут, выполнив наиболее актуальные в реальных условиях маневры: начало движения на уклоне, парковку на проезжей части и в различных положениях и т.п. На автодроме нанесена разметка, установлены дорожные знаки и светофоры. Чтобы обеспечить максимальную объективность оценки действий будущего водителя, участие экзаменатора сведено к минимуму. Его задача – контролировать процесс из наблюдательного пункта. Для этого на помощь полицейским пришли современные технологии: система датчиков, вмонтированных в дорожное полотно и установленных на автомобилях, позволяет отслеживать правильность выполнения контрольных заданий, а также параметры времени.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 4255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |