КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Сущность и задачи обучения
Обучение в широком смысле этого слова - это процесс передачи знаний учителем учащимся. Целью профессионального обучения является приобретение учащимися знаний, умений и навыков, причем главными являются умения и навыки. Знания - это способность воспроизвести в памяти приобретаемую при обучении информацию (учебный материал). Умение - это способность осознанно применять полученные знания на практике, выполнять какую-то работу (операцию, прием). Навык - это умение, доведенное упражнениями (тренировкой) до автоматизма. Получение знаний может иметь самостоятельную цель, не связанную с третьим этапом обучения - приобретением навыков. Это относится, например, к изучению ПДД. Однако ПДД имеют определенную связь со вторым этапом обучения - умением, т.к. знание ПДД подводит обучаемого к умению применять их в практике вождения. Все три понятия: знания, умения и навык - связаны между собой этапами обучения и отличаются методами их достижения. Знания и умения приобретаются в процессе прослушивания обучаемыми рассказа (объяснения) и просмотра упражнений; навыки – только упражнениями. Общая схема обучения вождению автомобиля складывается из рассказа, показа и тренировок (упражнений). Для формирования навыка при подготовке водителя необходимо соблюдать следующие требования: 1. Обучаемый должен понимать цели, задачи и значение вырабатываемого навыка и стремился овладеть им. 2. Обучаемый должен знать о достигнутых им результатах, понимать причины допущенных ошибок и пути их преодоления. 3. Обучаемый должен понимать, какие действия в упражнении является главными, а какие – второстепенными. 4. Нецелесообразно предъявлять к обучаемому сразу много требований. Эффективность формирования навыка зависит от правильного распределения упражнений по времени. Продуктивность навыка зависит также от методики проведения занятий, способностей обучаемых и их эмоциональное состояние. Основные принципы и правила обучения Принцип единства обучения и воспитания. Обучение, образование само по себе оказывает большое воспитательное влияние на обучаемых, на формирование их личности. Особенно велики возможности и роль мастера в воспитании у обучаемых таких качеств, как дисциплинированность, аккуратность и собранность, любовь к технике и ответственность за ее исправность, бережное отношение к ней. Принцип научности обучения - означает, что обучение должно базироваться на современных достижениях педагогической науки и методической подготовленности преподавателя (мастера), на хороших знаниях или средств обучения, учебного материала и современной техники. Принцип индивидуального подхода заключается в умении руководителя занятий выбирать педагогические приемы с учетом психофизиологических особенностей обучаемых (уравновешенный или неуравновешенный, с хорошей или слабой памятью, с устойчивым вниманием и наблюдательный или рассеянный, с хорошей или замедленной реакцией, с хорошей или недостаточной координацией движений). Принцип систематизированности и последовательности обучения означает, что учебный материал дается по определенной системе и в логической последовательности с целью лучшего его усвоения. Обучаемый не может применить знания на практике, если они даны ему отрывочно и бессистемно. Принцип связи теории с практикой применительно к обучению вождению автомобилей предполагает хорошие знания мастером предметов и разделов программы смежных с вождением, и умение своевременно использовать эти знания для совершенствования у обучаемых навыков вождения. К таким предметам и разделам относятся правила и основы БДД, ТО автомобиля. Для более успешного применения этого принципа мастеру производственного обучения вождению необходимо поддерживать тесный контакт с преподавателями, ведущими теоретические и лабораторно-практические занятия. Принцип сознательности и активности обучаемых предполагает понимание обучаемыми своих задач как по обучению в целом, так и в изучении и отработке конкретного учебного материала. Сознательность находит свое выражение в активности обучаемых, в устойчивости их внимания на занятиях, осмысленном усвоении материала вместо механического заучивания. Принцип доступности обучения означает, что учебный материал по содержанию, объему и методике его преподавания должен соответствовать уровню общего развития обучаемых, благодаря чему знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены. Принцип наглядности обучения необходимо использовать не только для непосредственного обучения практике вождения, но и для закрепления знаний напр. ПДД, в реальной дорожной обстановке. Принцип всесторонности - заключается в разнообразии, применяемых средств и методов тренировки, обеспечивающих совершенствование всех навыков, необходимых для управления автомобилем. Принцип повторности - заключается в совершенствовании навыков путем многократного повторения упражнений, предусмотренных методикой тренировки. Принцип постепенности - предусматривает увеличение объема получаемой информации в процессе тренировки. Каждое последующее занятие должно быть несколько сложнее предыдущего. Принцип прочности знаний, умений и навыков является основным принципом обучения. Остальные принципы, за исключением принципа единства обучения и воспитания, являющегося самостоятельным, имеют подчиненное значение, т.к. все они направлены на обучение главного-прочности знаний, умений и навыков. Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |