Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Методика обучения вождению автомобиля




Управление автомобилем в современных условиях - процесс чрезвычайно сложный в техническом и психологическом отношениях. Количество информации, которое обрушивается на начинающего водителя, значительно превышает возможности ее усвоения. Для того, чтобы двигаться по дороге даже с минимальной интенсивностью, водитель должен выполнить в строгой последовательности и с точной дозировкой множество действий. Каждое из них требует определенного навыка и является весьма сложным, состоящим из нескольких компонентов (движений).

Анализ деятельности человека за рулем позволяет наметить три этапа, которые он должен пройти последовательно по мере совершенствования своего водительского мастерства. Причем, каждый предыдущий этап необходим для достижения последующего. На 1 этапе водитель должен достичь определенного технического мастерства. Под техническим мастерством понимается степень натренированности водителей в выполнении всех действий, связанных с управлением механизмами автомобиля. Сюда входит управление двигателем, сцеплением, коробкой передач, тормозами, рулевым колесом. Тренировка всех этих действий, предварительно разбитых на отдельные движения, должна производиться последовательно в стационарных условиях с применением тренажеров. Данный этап, как и всякий начальный этап обучения, имеет фундаментальное значение для дальнейшего формирования водителя. Поэтому задача преподавателя не только самому отнестись со всей серьезностью к этой работе, но и внушить обучаемому чрезвычайное основополагающее значение этого этапа.

Вот те упражнения, которые должен выполнить и освоить обучаемый на этом этапе:

1. ознакомление с назначением и устройством тренажера;

2. правильная посадка и положение рук и ног при работе с рычагом переключения передач и педалью сцепления;

3. трогание с места;

4. движение по прямой без визуализации. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке;

5. Служебное и экстренное торможение.

При выполнении этих упражнений обучаемый должен отчетливо понимать смысл и единственно правильную последовательность всех действий. Он должен мысленно представлять себе перемещение и взаимодействие управляемых деталей механизмов автомобиля. Такое понимание сути явлений в значительной степени ускоряет формирование навыка и поэтому не следует экономить время на их разъяснение. Еще лучше, если перед отработкой соответствующего навыка показать обучаемому на макете взаимодействие деталей

управляемого механизма. Практика показывает, что обычно бывает достаточно 12-15 ч тренажерной подготовки на 1-ом этапе, после чего обучаемых переводят на 2-ой этап.

Вторым этапом - подготовки водителей, который полностью базируется на первом и возможен лишь после:

- твердого усвоения всех двигательных навыков;

- достижения определенного автоматизма в манипуляциях органами управления автомобиля;

- формирования умственных навыков определения положения автомобиля на дороге и прогнозирование его траектории под управляющими воздействиями обучаемого.

На этом этапе обучаемый должен почувствовать понятие “реакция автомобиля” и уметь управлять автомобилем с учетом их. Другими словами, обучаемый должен, как это делает опытный водитель, не ждать мгновенной реакции автомобиля на свои управляющие воздействия.

Для начинающего водителя, как показала практика, значительные трудности представляет правильный выбор включаемой передачи. На 2-ом этапе необходимо сформировать и этот навык.

На 2-ом этапе тренировок важно, чтобы обучаемый научился вести по заданной траектории не только передние, но и задние колеса автомобиля. Итак, после первых двух этапов тренировки обучаемый должен фактически полностью освоить техническую сторону вождения автомобиля. Любые действия рычагами и педалями не должны вызывать у него затруднений, он кроме того, должен правильно выбирать и выполнять намеченные действия на движущемся по закрытой площадке автомобиле. Другими словами обучаемый должен профессионально управлять автомобилем на закрытой площадке или на пустынной дороге при полном отсутствии других участников движения. После достижения этого уровня можно приступить к третьему, завершающему, этапу подготовки водителей.

Задачей 3-го этапа является привитие навыков взаимодействия с др. участниками движения, прогнозирования дорожных ситуаций (в отличие от прогнозирования поведения автомобиля под управляющими воздействиями водителя), предупреждение аварийных ситуаций, выбора оптимального ряда и места в потоке, проезда опасных участков (перекрестков, остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и т.д.). На 3-ем этапе необходимо выработать навыки выхода из некоторых аварийных ситуаций (например гашение начавшегося заноса).

Результатом подготовки водителя с последовательным прохождением трех этапов должно быть свободное владение автомобилем в различных ДТС, и только после этого выпускник автошколы может быть признан водителем и получить соответствующее удостоверение. При выборе того или иного маневра в сложных ситуациях выпускник автошколы должен исходить только из тактических соображений, а технические сложности выполнения данного маневра его останавливать не должны. Он должен все уметь: и трогаться на подъеме, и проехать в ограниченном пространстве, и быстро проехать, повернуть и развернуться на загруженном перекрестке, и обогнать или объехать ТС. Для него не должно представлять затруднений движение ночью, на скользкой дороге и др.

Профмастерство водителей - это умение быстро и точно оценивать дорожную обстановку, прогнозировать ее развитие, своевременно и правильно использовать технические возможности автомобиля в самых сложных и неожиданных дорожных ситуациях. Высокая значимость проф. мастерства для БД подтверждается большим количеством ДТП, возникающих из-за ошибок неопытных водителей (30% всех аварий приходится на водителей моложе 21 г.).

Французские специалисты считают, что до пробега 500 км водитель поглощен только управлением своего автомобиля, а на других участников движения он не обращает внимания. От 500 до 3000 км пробега автомобиля поведение водителя постепенно начинает соответствовать складывающейся дорожной обстановке. После пробега 3000 км навыки управления стабилизируются, и он может надежно управлять автомобилем. Конечно, такой пробег для разных лиц может быть большим или меньшим. Это зависит от уровня подготовленности водителя при получении прав, а также от их индивидуальных психофизиологических особенностей, которые в значительной степени определяют процесс совершенствования водительского мастерства. Объективно выражением подготовленности водителя является степень автоматизации навыков при управлении автомобилем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность. В неожиданных аварийных ситуациях, действия опытного водителя характеризуется быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке. Приобретение водительских навыков и их совершенствование могут быть ускорены, если знать общие закономерности их формирования, и проявление этих закономерностей в деятельности водителя.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.