Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические основы деятельности водительского мастерства




Без понимания основных закономерностей психофизиологии обучения вождению невозможно правильно строить взаимоотношения с учащимися, осуществлять практические занятия на автомобиле. Знание психологии учащегося поможет мастеру успешно преодолеть могущие возникнуть затруднения. Мастер должен уметь анализировать поведение учащихся в процессе обучения вождению.

В основе деятельности человека лежит работа мозга. Внешние и внутренние воздействия вызывают в коре больших полушарий головного мозга процессы возбуждения (активная деятельность) и торможения (пассивное состояние), образование нервных связей. Деятельность мозга обеспечивает ответную реакцию на то или иное воздействие. Информация поступает в мозг от мышц, выполняющих действие, а также с помощью зрительных, слуховых и других ощущений. Быстрое изменение обстановки во время движения автомобиля вызывает необходимость ускоренной переработки информации, что в свою очередь определяет эффективность реакции. Замечания и указания мастера во время движения автомобиля не должны отвлекать учащегося от наблюдения за дорогой, усложнять или замедлять переработку информации, воспринимаемой учащимся, а напротив, органически вытекая из особенностей складывающейся обстановки, всемерно содействовать принятию учащимся самостоятельных решений.

Динамический стереотип. Система нервных связей складывается и закрепляется в результате длительного и неоднократного повторения. Сложившаяся таким образом система становится привычной для организма и воспроизводится без особых усилий, распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга приобретает более устойчивый характер, возникает так называемый динамический стереотип. Динамический стереотип - сложная форма деятельности коры больших полушарий головного мозга, имеющая существенное значение в приспособлении организма к условиям окружающей среды. Вначале новизна положения неизбежно связана с дополнительной нагрузкой нервной системы. Этим в известной мере обусловливаются трудности начального периода обучения. Но зато однажды выработавшийся динамический стереотип способствует экономному расходованию нервной энергии, привычная деятельность протекает более успешно, чем новая. Благодаря динамическому стереотипу навыки формируются устойчивыми, прочными, действия учащегося становятся уверенными, точными. Динамический стереотип не может возникнуть мгновенно. Для этого требуется время, определяемое многими факторами и, в первую очередь способностями учащегося, условиями обучения, методической подготовленностью мастера. Стереотипными могут стать и

нежелательные привычки, неправильные навыки, устранить которые потом будет нелегко.

Чтобы не допустить этого, необходимо обращать внимание на своевременное исправление ошибок учащегося, особенно в начальный период обучения, когда стереотип только возникает.

Перестройка динамического стереотипа также вызывает известное напряжение нервной системы, поскольку это связано с изменением установившихся привычек, укоренившихся навыков. Чем прочнее динамический стереотип, тем длительнее сохраняется его инертность, тем упорнее сопротивление новому. Поэтому переучивать всегда труднее, чем учить. Переход с одного автомобиля на другой, тем более разных моделей, несомненно, потребует времени на освоение. Но в данном случае приспособление динамического стереотипа протекает быстрее, так как оно находится в русле одной и той же профессии и с изменением основных навыков не связано.

Не следует забывать, что динамический стереотип обеспечивает определенную систему реакций организма. Очень важно, чтобы эта система реакций не ограничивалась техническими приемами вождения, а охватывала действия в аварийной ситуации. Иначе, динамический стереотип может оказывать сдерживающее влияние на выбор действий в момент возникновения

опасности.

Значение совместных действий. При управлении автомобилем совместные действия направлены в одну или противоположные стороны. Так, например, ноги, воздействующие одновременно на педали сцепления и тормоза, направлены в одну сторону. Нажимая педаль газа и отпуская педаль сцепления или наоборот, ноги действуют одновременно в противоположных направлениях. В обоих случаях не исключено проявление закона совместных действий.

Одновременные действия в противоположных направлениях требуют волевого усилия; это объясняется тем, что одно действие тормозит другое. В то же время при односторонних действиях, напротив, одно действие убыстряет другое. Об этом следует помнить, когда совместные действия выполняются в различном темпе, например, педаль сцепления нажимают быстро, а педаль тормоза - постепенно.

Может быть и так, что действие в одну сторону вызовет другое, но направленное в противоположную сторону. Например, учащийся, оглядываясь назад через правое плечо и сосредоточивая внимание на обстановке позади автомобиля, непроизвольно поворачивает рулевое колесо в левую сторону, что может привести к ошибкам в расчете и опасным

последствиям. В ином случае действие в одну сторону вызывает другое - направленное в ту же сторону.

Так, снимая левую ногу с педали сцепления, учащийся, сам того не замечая, снимает и правую

ногу с педали дросселей. Обучая вождению, мастер должен учитывать значение совместных действий и предупреждать ошибки учащихся.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на каком-либо объекте. Под вниманием в данном случае понимают сложное психическое состояние, заключающееся в активной мобилизации нравственных сил, органов чувств и мускульно-двигательного аппарата для обеспечения безопасного вождения автомобиля. К обостренному вниманию учащегося побуждают чувство осторожности, процесс перемещения автомобиля в пространстве, понимание ответственности за безопасное вождение его, требовательность мастера.

В процессе обучения характер внимания меняется. Если, обслуживая автомобиль, внимание концентрируют на объектах работы, а при обучении на месте (автотренажер, автомобиль) внимание сосредоточивают на изучении органов управления и приемов действия ими, то перед началом движения и с момента трогания с места внимание направлено на восприятие обстановки.

Особенность 2 направленного внимания заключается в том, что оно должно быть охватывающим и избирательным. Наблюдая в поле зрения общую картину обстановки, учащийся выделяет отдельные объекты, могущие непосредственно повлиять на условия и безопасность движения (сигнал светофора или регулировщика, дорожный знак, указатель, находящееся поблизости транспортное средство, появление пешеходов на проезжей части, неисправность на дороге, место пересечения транспортных путей и т. п.).

Все, что привлекает или отвлекает внимание учащегося, называется раздражителями, которые могут быть внутренними или внешними.

Внешними раздражителями внимания вне автомобиля могут быть: среда движения, элементы ее составляющие (конфигурация, состояние и профиль пути, погодные условия, средства регулирования, дорожные сооружения, транспортные средства и особенно пешеходы, посторонние шумы, источники света и т. п.). К внешним раздражителям внимания внутри автомобиля относятся органы управления, контрольные приборы, внутренние шумы и т. п.

Безусловно, в качестве внешнего раздражителя внимания следует рассматривать и мастера, находящегося в кабине учебного автомобиля рядом с учащимся. Под внутренними раздражителями внимания понимают замедленное обдумывание своих действий по управлению автомобилем, а также мысли, поглощающие внимание и не имеющие отношения к вождению и среде движения, органические ощущения и т. п.

Мастеру необходимо понимать, что внутренние раздражители более устойчивы. Отвлекая внимание учащегося, они отключают его от среды движения, что, во-первых, снижает успеваемость, а во-вторых, может вызвать осложнение обстановки обучения. В связи с этим полезно вспомнить известную истину: смотреть - еще не значит видеть.

 

Расчет движения автомобиля - сложное качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера, осмотрительности. Точный расчет позволяет учащемуся выбирать безопасную скорость, определять возможность продвижения автомобиля в различных условиях, особенно в стесненных. Чтобы не допустить опасных ошибок, расчет учащегося корректируется мастером. Известны случаи, когда учащийся, разъезжаясь со встречным автомобилем на узкой дороге, вместо того чтобы отклониться вправо, непроизвольно поворачивает рулевое колесо влево, т. е. в сторону встречного автомобиля.

Ошибка объясняется тем, что, концентрируя внимание на встречном автомобиле, учащийся подвергается «скоростному гипнозу», вызывающему притупление чувства опасности, нарушение расчета движения. В предвидении встречного разъезда на узкой дороге, мастер предлагает учащемуся принять в правую сторону.

Другая распространенная ошибка заключается в том, что объезжая троллейбус или автобус на остановке, учащийся допускает опасное сближение, могущее привести к боковому столкновению. Происходит это по причине нарушения расчета движения: находясь за рулем в левой части автомобиля, учащийся смотрит через окно правой двери кабины на боковую плоскость троллейбуса или автобуса. Отсутствие в этом случае перспективы искажает зрительное представление о безопасном расстоянии. Можно привести и другие примеры ошибок расчета движения, предусматриваемых и исправляемых мастером в процессе обучения

вождению.

Реакция учащегося - сложное качество, в значительной степени определяющее успешность овладения навыками вождения и безопасность движения. Развивается это качество на основе внимательности, наблюдательности, глазомера, осмотрительности, расчета движения. Учащимся полезно усвоить практическое значение понятий «время реакции», «точность реакции», «путь за время реакции». Рассматривая реакцию как ответное действие на усложнение обстановки движения или внезапно возникшую опасность, мастер добивается не только быстроты, но и точности. С этой целью реакцию учащегося тренируют в системе оценка

– решение - действие. Он должен быть подготовлен к тому, чтобы изменить первоначальное решение, если оно окажется ошибочным или того потребует складывающаяся ситуация.

Учащемуся необходимо твердо усвоить, что в случае возникновения опасности он обязан принять меры к остановке. А если это невозможно по условиям движения, например на скользкой дороге, то осуществить другие предупредительные меры (повороты рулевого колеса

и т. п.).

Способность к быстрой реакции и выбору оптимального решения, характерных для аварийных ситуаций, развивается путем обучения активным действиям:

- педалью ножного тормоза (для экстренной остановки автомобиля при возникновении опасности);

- рулевым колесом (уводящий поворот вправо и в крайнем случае влево при угрозе наезда, столкновения);

- ручным тормозом (так же в случае отказа ножного тормоза);

- рычагом коробки передач, педалями дросселей и сцепления (при быстром переходе на низшую передачу для остановки автомобиля так же как в случае отказа ножного тормоза);

- ножным переключателем света (для предупреждения ослепления водителя встречного транспортного средства, включения ближнего или дальнего света ввиду неясности обстановки в

условиях ограниченной видимости);

- педалью насоса обмыва ветрового стекла и включателем стеклоочистителя (при загрязнении стекла) и т. п.

В развитии активных действий, направленных на локализацию аварийных ситуаций, немаловажное значение имеет умелое пользование зеркалами заднего вида.

Зрительные ощущения. В обеспечении безопасного вождения автомобиля главная роль отводится зрительным ощущениям. Они позволяют определять и оценивать освещенность и

цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, координировать движения, уверенно действовать в аварийной

ситуации. Ясность видения в различных частях поля зрения неодинакова: острее в центре и слабее по краям. Отсюда название — зрение центральное и периферическое, или боковое.

Возможность обозревать дорогу в поле зрения обусловливается подвижностью глаза. Чтобы лучше разглядеть тот или иной предмет на дороге, взгляд переводят. Часто бывает так, что учащемуся необходимо убедиться в отсутствии опасности слева или справа. В этом случае он поворачивает голову, что связано с понятием «время поворота головы» и «путь за время поворота головы». Однако учащийся должен понимать, что прекращение зрительного контакта

с дорогой перед автомобилем более чем на 1 сек может стать опасным.

При определенных условиях местности и освещенности при переутомлении возможно явление, известное под названием оптической иллюзии, обмана зрения. Искажение

перспективы в тумане, на горных дорогах и т. п. также приводит к неправильным зрительным

ощущениям. Профессиональный характер зрительных ощущений заключается в том, что в сфере направленного внимания учащийся должен все видеть на дороге, все замечать и ничего не упускать из виду, периодически обращаясь к показаниям контрольных приборов на переднем щитке и зеркалу заднего вида. С ограничением зрительных ощущений (по условиям видимости и т. п.) скорость снижается.

Остроту зрения учащегося можно считать достаточной, если в условиях дневного освещения он различает четкие цифры и буквы номерного знака и их надписи на контрольных расстояниях.

Слуховые и другие ощущения. Слуховые ощущения имеют немаловажное значение в безопасном вождении автомобиля. Воспринимая внешние и внутренние шумы, учащийся должен различать шумы, характеризующие отклонения от нормальной работы двигателя, возникновение опасности, а также звуковые сигналы, обязательные для исполнения (сирена специального автомобиля, звонок или гудок на железнодорожном переезде, свисток регулировщика, указания по радио и т. п.).

К другим ощущениям относят:

- обонятельные ощущения (восприятие острых запахов бензина, аккумуляторной кислоты, горящих материалов, перегретого металла и т. п.);

- кожные ощущения (ощущения прикосновения, тепла или холода, боли);

- двигательные ощущения, сигнализирующие о степени сокращения мышц и положении частей тела, что имеет значение при выборе правильного положения за рулем, а также положения рук и ног на рычагах и педалях и т. д. Сочетание кожных и двигательных ощущений дает осязательные ощущения, позволяющие заменить зрительный самоконтроль суставно- мышечным;

- ощущения равновесия (на крутых поворотах, при боковых кренах автомобиля, на горных дорогах и т. п.);

- органические ощущения (ощущения голода, жажды и т. п.), влияющих на общее самочувствие учащегося и могущих отрицательно сказаться на успеваемости и безопасности обучения вождению.

Адаптация - это приспособление органа чувств к определенному раздражителю или организма человека к новым условиям. Такое приспособление учащегося может потребоваться при первоначальном обучении на тренажере, переходе с тренажера на автомобиль, переходе с закрытой площадки в новые, более сложные условия движения, переходе на другой автомобиль

и т. д. Обучая вождению в условиях вечернего освещения, мастер должен соблюдать осторожность, учитывая, что зрительная адаптация к темноте длится значительно дольше, чем зрительная адаптация к свету.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.