КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Норма права. Виды и структура
ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПРАВОВЫХ ШКОЛ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА Сложностью и многогранностью такого феномена социальной жизни, как право, вызвано существование в мире множества теорий, объясняющих его содержание. Такое положение полезно для глубокого понимания права, хотя для практического использования необходимо единообразное представление о нем. В настоящее время в теории права сформировались четыре основные концепции (школы): нормативная, естественно-правовая, социологическая и психологическая. 1 Нерсесянц B.C. Философия права. - М., 2000. - С. 27. Нормативная концепция права основана на том, что право - продукт государственной воли; выраженное в официальных нормативных актах, издаваемых государством, оно представляет иерархическую систему норм в виде ступенчатой пирамиды (лестницы), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и ей подчиняется. Верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, вниз, соответственно, идут нормы обычных законов, нормы правительственных актов и т.д., вплоть до индивидуальных актов. В наибольшей степени нормативная теория разработана австрийским ученым-юристом Г. Кельзеном. Он определял право как совокупность общеобязательных норм, устанавливаемых государством и осуществляемых им в принудительном порядке. Многовековая юридическая практика свидетельствует о том, что именно нормативный подход к понятию права является основой законотворчества и правоприменения. Естественно-правовая концепция зародилась в глубокой древности, но своего развития достигла в эпоху буржуазных революций, направленных против феодального произвола и беззакония, часто прикрываемого формальным законом. Она получила широкое развитие в трудах французских просветителей XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, М.Ф. Вольтера и др. Основатель указанной школы Гуго Гроций утверждал, что наряду с изменчивым положительным (позитивным) правом, создаваемым волей Бога или людей, существует неизменное естественное право, т.е. «то, что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни време- нем, ни местом, никем не может быть изменено1. Основное положение рассматриваемой школы заключается в признании существования высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, являющихся обязательными для законодателя или действующих непосредственно вопреки нормам позитивного права. Естественное право выступало как некое идеальное право, обусловленное природой человека, которому необходимо следовать. Римские юристы видели выражение естественного права в браке, рождении детей, их воспитании и т.п. Школа естественного права исходила из возможности несоответствия права как категории изначально заданной и закона, являющегося результатом нормотворческой деятельности государства. Возрождение естественного права наблюдается и в наше время. Концепция личных (неотъемлемых) конституционных прав человека в странах СНГ и теории правового государства и социального государства являются питательной почвой для развития школы естественного права. Современные представители (например, известные российские ученые B.C. Нерсесянц и Р.З. Лившиц) последовательно и обстоятельно аргументируют различие между правом и законом. В настоящее время в правоведении ярко выражен процесс конвергенции (сближения) подходов к пониманию права, в особенности нормативной школы права и теории естественного права. Его подтверждением является возникновение инте- 1 Гроций Г. Три книги о праве войны и мира. - М., 1956. - С. 46. гративного подхода к пониманию права, а также продолжительная дискуссия между двумя ведущими англоязычными правоведами: Г. Хартом - приверженцем юридического позитивизма и Л. Фу л ером -представителем естественно-правовой школы. Социологическая школа права концептуально сформировалась на стыке XIX-XX вв. Она отвергает активное вмешательство государства в общественные отношения и доказывает, что нормы права, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни, т.е. «живое право» -реальная правовая действительность. Это «живое право» первично, расположено в самом обществе, имеет приоритет перед застывшим в параграфах и статьях законов правом. Для представителей социологической школы права (Е. Эр лих, Ф. Жени, Г. Канторович - в Европе, Р. Паунд, Д. Фрэнк, К. Левеллин, О. Холмс - в США) право - это фактически сложившиеся правоотношения, конкретные решения, живой правопорядок, а не совокупность абстрактных норм. Исходя из этого, на первое место выдвигается фигура судьи как «творца права», его создателя в процессе решения конкретных дел. Американские сторонники указанной концепции считают правом лишь те нормы, которые применены либо созданы судом, то, что делает судья. Психологическая школа права, созданная в начале XX в. Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние, актуальность и сегодня. Петражицкий исследовал процессы реализации права и подвергал резкой критике нормативное понимание права. По его мнению, наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право как продукт психических переживаний людей. Если общественные переживания проявляются в положительном (объективном) праве, содержащемся в нормативных актах, то индивидуальные переживания императивно-атрибутивного характера (где «императивность» - переживание своего долга перед другими, а «атрибутивность» - осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других) составляют субъективное право. По утверждению Петражицкого, специфическая природа права коренится в области обязательственно-притязательных переживаний. В послевоенный период сторонниками данной теории были Г. Гурвич (США) и представители скандинавской школы права (К. Оливекрон, А. Росс), соединявшие психологизм с решающей ролью суда в создании права. Влияние психологической школы права испытывают те представители современной постсоветской правовой теории, которые в содержание права включают наряду с нормами и правовыми отношениями также правовое сознание. 7.5. ПОНЯТИЕ ФОРМ И СИСТЕМЫ ПРАВА Право, как и всякое общественное явление, имеет формы своего внешнего выражения, реального существования и функционирования. Только в этом случае право сможет успешно выполнять свои функции. В юридической науке и практике под формой права понимается способ выражения, внешнего оформления и существования юридических норм, придания им общеобязательного характера. Наряду с понятием «форма права» в юридической науке как равнозначное используется и понятие «источ- ник права», под которым чаще всего имеется в виду его формально-юридическое значение, т.е. как способа закрепления правовых велений, выражения государственной воли во вне или внешней формы существования правовых норм. Итак, юридические формы (источники) права -это способы официального выражения и закрепления (изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. В мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. К наиболее важным и широко известным относятся правовые обычаи, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, судебные и административные прецеденты, религиозные писания и др. Представления о формах права не оставались неизменными. Некоторые из форм права (правовой обычай, закон, прецедент), несмотря на значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли, а третьи сохранили лишь историческую ценность (например, сочинения римских юристов-классиков). На ранних этапах становления европейского права господствующим источником права являлся правовой обычай, который по мере развития и укрепления государства и государственной власти вытеснялся нормативно-правовым актом (законом). С течением времени в странах континентальной Европы, в том числе и в Республике Беларусь, нормативно-правовые акты стали основной и наиболее распространенной формой права. Нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Это официальные акты правотворчества компетентных государственных органов, ко- торыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет нормативный правовой акт как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1). Все нормативные правовые акты подразделяются на два основных вида: законы и подзаконные акты. В зависимости от их юридической силы в каждой стране устанавливается строгая иерархическая система расположения, соподчиненности нор^ мативно-правовых актов, вверху которой находится Конституция и другие законы государства, что позволяет создавать и поддерживать режим законности и конституционности. В странах англосаксонского права (Великобритания, США, Канада, Австралийский Союз и др.) преобладающей формой права является судебный прецедент, т.е. широкое использование решений судов, приобретающих значение «образца» для последующих решений по аналогичным делам, при толковании закона и тем самым устанавливающих нормы права. В качестве важнейших форм мусульманского права выступают: Коран - священная книга ислама; сунна, или традиции, связанные с посланием Аллаха; иджма, или «единое соглашение мусульманского общества»; и кияс, или суждение по аналогии. Право представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений. Таким образом, сложная система разнородных общественных отношений, отражающая существующий социальный строй общества и государства, определяет в конечном счете ту или иную систему права. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа государства и общества. Множество юридических норм, составляющих право, по своему характеру находятся между собой в такой же взаимосвязи и взаимозависимости, как и регулируемые ими общественные отношения. Общественные отношения возникают, специализируются, разделяются, исчезают. Соответственно по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения, закрепляющих новые системные взаимосвязи этих норм. Система права представляет собой его сугубо внутреннее строение, показывает, из каких частей состоит право и как они соотносятся между собой, как взаимодействуют, как взаимосвязаны. Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутреннее строение (организация) всей совокупности правовых норм, которая подразделяется на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институты дарения, купли-продажи, преступлений против личности и т.д.) в зависимости от предмета и метода регулирования. В данном определении отражено наличие следующих структурных элементов системы права как сложного, мно- гоуровневого комплекса: нормы права, отрасли права, институты права. Система права любого государства испытывает на себе постоянное воздействие экономической, социальной, политической и иной среды, которая определяет возникновение и накопление нового однотипного нормативного материала и появление соответствующих новых отраслей права. Так, в последнее время в системе права Беларуси появился ряд новых отраслей права: налоговое право, банковское право, таможенное право, конституционный процесс и т.д. Первый уровень в системе права, ее основу, базис, первоэлемент составляют нормы права, из которых и формируются все институты и отрасли права. Правовые нормы являются важнейшим видом социальных норм - общеобязательных правил поведения, действующих в обществе, которые содержат дозволения, разрешения, ограничения, запреты либо обязанности. Норма права определяет то, как можно или должно поступать при тех или иных обстоятельствах, в тех или иных случаях (например, при переходе проезжей части улицы, при поступлении на учебу, работу, проезде в общественном транспорте, нахождении в лесу, парке и т.д.). Норма права есть первоначальный, основной элемент содержания права, его «первичное звено», «живая клеточка». В ней выражены прежде всего основные черты, характеризующие содержание права в целом. В системе социальных норм правовые нормы занимают ведущее место, обладают высокой ценностью, поскольку они выступают осно- вой регулирования практически всех сторон жизни общества. По мнению большинства ученых, в основе деления системы права на институты и отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования охватывает ту сферу общественных отношений, на которую распространяется право. Он является основным материальным критерием разграничения норм права по отраслям. Предмет правового регулирования - это совокупность качественно однородных общественных отношений, образующих в силу своей специфики и взаимосвязи особые системы связей между юридическими нормами, их регулирующими. Например, нормы гражданского права регулируют лишь имущественные и непосредственно связанные с ними личные неимущественные отношения. Метод правового регулирования детерминирован спецификой общественных отношений и поэтому является дополнительным юридическим критерием при классификации отраслей права. Посредством метода государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений. Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств воздействия права на те или иные общественные отношения, на поведение людей. С учетом характера регулируемых общественных отношений в юридической литературе обычно выделяют два полярных основных метода правового регулирования - авторитарный и автономии. Авторитарный метод основывается на использовании властных (императивных) правовых пред- писаний, которые устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей у субъектов правоотношений, и, таким образом, предоставляют им лишь один, строго определенный вариант поведения. Авторитарный метод широко применяется главным образом в сфере действия публичного права, в частности в конституционном, административном, финансовом, уголовном и ряде других отраслей белорусской системы права. Суть другого метода правового регулирования — метода автономии, или диспозитивного метода, как его иногда называют в юридической литературе, заключается в том, что он предполагает равенство участников правоотношений и предоставляет им самим возможность самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу, т.е. действовать более свободно, независимо, автономно. Данный метод регулирования применяется главным образом в сфере действия частного права, прежде всего в гражданском, трудовом, семейном и других отраслях белорусской системы права. Второй уровень в системе права занимают институты права, которые регулируют однородные общественные отношения и формируют структуру каждой отрасли права. Например, конституционное право Республики Беларусь состоит из таких институтов, как правовой статус человека и гражданина, основы конституционного строя, формы правления, избирательное право (в объективном смысле), местное управление и самоуправление, конституционный контроль и др. Институт права - это объективно обособившаяся1 совокупность взаимосвязанных юридических норм, составляющих часть отрасли права, регулирующих определенную разновидность или небольшую группу видовых родственных общественных отношений. Между институтами внутри отрасли права могут существовать отношения субординации, соподчинения. Третий, более высокий уровень системы права составляет отрасль права, которая является ее основным структурным подразделением и занимает в ней определенное положение, обусловленное важностью, значимостью для жизнедеятельности общества и государства регулируемых ею отношений. Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы права совокупность взаимосвязанных однородных юридических норм, регулирующих определенную область (сферу) родовых общественных отношений, обладающих определенными, только им присущими, свойствами. Так, совокупность норм права, регулирующих трудовые отношения, образует отрасль трудового права Беларуси, а нормы права, закрепляющие и регламентирующие земельные отношения, - отрасль земельного права. Каждая отрасль права является не случайным набором составляющих ее норм и институтов, а целостным, системным образованием. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.). Все отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга, что формирует цельное, внутренне единое образование -систему права. Международное и конституционное право выполняют интегративную, ведущую роль в системе права в силу всеобщности специфики и значимости их предметов правового регулирования. Так, конституционное право является главной системообразующей отраслью, поскольку ее основным источником является Конституция Беларуси, представляющая собой в значительной мере акт прямого действия. Нормы этой отрасли права закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, систему высших органов государственной власти и управления, порядок их формирования и компетенцию, избирательную систему и т.д. Нормы конституционного права являются исходным нормативным материалом для других отраслей права, которые функционируют на основе конституционных предписаний. Международное право регулирует главным образом отношения между государствами, устанавливает единые согласованные правила поведения государств во всех сферах сотрудничества и наилучшим образом отвечает процессам интеграции, глобализации, интернационализации общественной жизни. В связи с этим во взаимоотношениях внутригосударственного и международного права в современных условиях определился примат (первенство, главенство) последнего. Общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами признаются конституциями и законами государств составной частью их правовой системы, т.е. источниками внутригосударственного права. В Конституции Республики Беларусь закреплено положение, в соответствии с которым она признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им национального законодательства (ст. 8). Соглас- но Закону «О международных договорах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в ее международных договорах, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Беларуси законодательства и подлежат непосредственному применению (ст. 27). За конституционным правом в системе права Республики Беларусь следуют остальные основные отрасли права: административное право, гражданское право, трудовое право, финансовое право, земельное право, экологическое право, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др. Наряду с вышерассмот-ренным конституционным правом дадим краткую характеристику некоторых основных отраслей белорусского права. Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных организаций. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, комитетов, департаментов, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т.д. Особенность этих общественных отношений - то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими эти отношения, являются Конституция, Кодекс об административных правонарушениях. Гражданское право - отрасль права, сферой регулирования которой являются имущественные и личные неимущественные отношения. Эти отноше- ния складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право представляет собой наиболее крупную отрасль права. Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники пользуются автономией в выборе вариантов поведения, так как здесь отсутствуют отношения власти-подчинения между сторонами. В силу большого нормативного объема гражданское право как отрасль имеет в своей структуре множество не только подотраслей (авторское, жилищное, патентное и др.), но и институтов (наследования, дарения, найма жилого помещения и т.д.). К источникам гражданского права относятся Конституция, Гражданский и Жилищный кодексы и другие нормативные правовые акты. Трудовое право регулирует отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности. В сферу трудовых отношений входят вопросы организации труда и его оплаты, рабочего времени и времени отдыха, приема на работу и увольнения, заключения трудовых соглашений, заключения коллективных договоров и др. Основными источниками трудового права являются Конституция и Трудовой кодекс и другие нормативные правовые акты. Финансовое право регламентирует финансовые отношения, т.е. формирование и исполнение государственного бюджета, порядок взимания налогов, кредиты, займы и т.д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Финансовая деятельность во многом носит исполнительно-распорядительный характер. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основными источниками финансового права являются Конститу- ция, Налоговый кодекс и другие нормативные правовые акты. Земельное право включает в себя правовые нормы, регулирующие вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. К источникам земельного права относятся Конституция, Земельный кодекс и другие нормативные правовые акты. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Эти нормы определяют также правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности, формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения. Система норм уголовного права образуется из двух частей: общей и особенной. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, Уголовный кодекс. Уголовно-процессуальное право объединяет юридические нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Процессуальный порядок уголовного судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Основным нормативным правовым актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс. Гражданское процессуальное право регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам и исполнения судебных решений. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методе регулирования. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, административно-правовые дела и дела особого производства. Главный нормативный правовой акт отрасли - Гражданский процессуальный кодекс. 7.6. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права. Среди важнейших источников (форм) права следует назвать следующие: 1) нормативные правовые акты государственных органов (сюда мы включаем и ставшие обязательными для Республики Беларусь в силу ратификации, присоединения, утверждения международные договоры); 2) правовые обычаи; 3) судебные и административные прецеденты. Тенденции развития правовых систем государств, в том числе и Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что в качестве источников права следует рассматривать и общие принципы права. Все возрастающую роль занимают и международно-правовые акты. Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах судебный прецедент, например, однозначно воспринимается в качестве источника права, в других только идет процесс признания судебного прецедента. Не закончен спор, по крайней мере в странах молодой демократии, о месте международных договоров в системе права. В Республике Беларусь ратифицированные законом международные договоры по юридической силе идут вслед за Конституцией. Правовым обычаем является санкционированное государством сложившееся в результате многократного повторения правило поведения. Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы права. Система нормативных правовых актов в нашей республике определяется Конституцией и изданными в соответствие с ней подконституционными актами. В них определены органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. Например, в ст. 84 Конституции Республики Беларусь определены полномочия Президента, для их реализации он вправе издавать декреты, указы, распоряжения. Палаты Парламента могут принимать законы и постановления. Правительство вправе принимать постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты следует отличать от актов, которые носят правоприменительный характер, или индивидуальных актов. В Законе от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано легальное определение нормативного правового акта, под которым следует понимать официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1). Одни и те же органы могут издавать как нормативные, так и правоприменительные акты. Например, указ Президента о награждении является актом правоприменительного характера. К нормативным правовым актам следует относить акты толкования правовых норм. Нормативные правовые акты различаются по своей юридической силе. В зависимости от этого может быть определена иерархия, т.е. соподчинен -ность нормативных актов. Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом: 1) Конституция (в том числе и конституционные 2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3) законы, декреты и указы Президента (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы, аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, а также закону о бюджете, они также должны стоять над всеми иными законами); 4) указы Президента, изданные на основе закона; 5) постановления Правительства; 6) нормативные акты министерств и ведомств; 7) нормативные акты, принимаемые местными Следует указать также, что согласно ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Высшее место в иерархии законодательных актов обычно занимает конституция (писаная или неписаная). Чтобы подчеркнуть это обстоятельство, конституции республик бывшего СССР имели второе название - Основной Закон. Таким образом, они являлись базой для развития всего текущего законодательства. В действующей Конституции Республики Беларусь лишь в преамбуле подчеркнуто, что она является Основным Законом. В Конституции Республики Беларусь принцип ее верховенства сформулирован следующим образом: она обладает высшей юридической силой, законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией (ст. 137). В законодательстве определяются последствия, которые наступают в связи с нарушением данного принципа. Выражение «на основе и в соответствии» означает, что ни один акт не может быть принят, если он противоречит Основному Закону, причем недопустимо принятие вначале закона, а затем «приведение» Конституции в соответствие с законом. Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким основным законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного регулирования, стимулируя и направляя его. Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах. Непосредственно к тексту Конституции примыкают конституционные законы. В ст. 140 Конституции, по существ'/, и идет речь о конституционных законодательных актах. К ним помимо Конституции следует относить законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие Конституции и указанных законов, акты о толковании Конституции. Решения Парламента по этим вопросам считаются принятыми, ее; ли за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Именно таким (квалифицированным) числом голосов (236 депутатов) был принят 15 марта 1994 г. закон о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь. Указанная группа актов занимает второе после Конституции место в общей иерархии актов, они являются наиболее устойчивыми и имеют долговременное действие. Международный договор Республики Беларусь, который вступил в силу, обладает юридическим верховенством по отношению к другим подконсти-туционным актам (законам, декретам, указам, по- становлениям и др.)- Это обязывает правотворческие и правоприменительные органы при принятии соответствующих решений руководствоваться нормами международных договоров. Ратификации Национальным собранием Республики Беларусь подлежат международные договоры Республики Беларусь, при подписании которых стороны договорились о ратификации; устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законах Республики Беларусь, декретах и указах Президента Республики Беларусь; предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь; о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами; об участии Республики Беларусь в межгосударственных образованиях. Международные договоры Республики Беларусь, не подлежащие ратификации и не вступающие в силу со дня подписания, подлежат утверждению. Межгосударственные договоры Республики Беларусь утверждает Президент Республики Беларусь, а межправительственные договоры Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь. Наиболее значительной и менее устойчивой группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Чаще всего они регулируют отдельные виды общественных отношений, реже -носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются Парламентом простым большинством голосов избранных депутатов. В юридической литературе даются различные определения закона. Например, он определяется как нормативный акт, содержащий в юридической форме характеристику закономерностей общественного развития и регулирующий важнейшие общественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органом государственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой. Другими авторами закон в материальном смысле рассматривается как акт государственной власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, как то, что проголосовано парламентом. Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнению некоторых авторов законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияние существующая в государстве правовая система. Так, во Франции особую группу составляют программные законы. По Конституции Беларуси к таковым следует относить законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине, а также, на наш взгляд, закон о бюджете. Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента -декреты, указы, распоряжения. Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера. В Конституции и законе «О Президенте Республики Беларусь» определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты. Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов. Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу. В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены (ст. 101 Конституции). В этой связи можно сделать вывод, что само по себе принятие нового закона после издания декрета без отмены последнего не позволяет обеспечить действие нового акта - закона. Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Среди актов общегосударственных органов важную роль играют и постановления Правительства, которое издает свои акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента. Наряду с правовыми обычаями и нормативно-правовыми актами к источникам права относят судебный и административный прецеденты. Сущность прецедента (судебного, административного) состоит в том, что ранее принятое решение суда (иного уполномоченного на то органа) в связи с рассмотрением конкретного вопроса является правовой основой для последующего разрешения аналогичных дел. Родиной прецедентного права является Англия. Судебный прецедент является более распространенной формой права, чем административный прецедент. В странах, где он признается в качестве источника права, по существу, суды занимаются правотворческой деятельностью. В этом отношении весьма показательно и выражение: закон -это то, что о нем говорят суды. В отечественной литературе правовые обычаи и судебные прецеденты обычно не относят к источникам права. Однако и в условиях Беларуси роль прецедентного права должна возрастать. Другое дело, что судебный пре,- цедент играет вторичную, вспомогательную по отношению к закону роль. Контроль за конституционностью нормативных актов в нашем государстве осуществляет Конституционный Суд. Законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной части с момента, определяемого Конституционным Судом. Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции или актам, обладающим более высокой юридической силой, является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения. Положения таких актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»). В этой связи можно утверждать, что заключения Конституционного Суда являются источником права. Глава 8
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |