КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие права
1/11 тирания исполнительной власти, но это отдаленная перспектива»1. История США свидетельствует, что отношения Конгресса и президентов были отнюдь не безоблачными, но возникающие конфликты способствовали выработке общеприемлемого курса страны. В идеале в государстве должно быть установлено равновесие властей. Исполнительная власть должна участвовать в законодательстве только посредством своего права отмены решений, однако она не должна входить в самое обсуждение дел. Монтескье отмечал необходимость полного равноправия, равновесия и независимости властей и в то же время их взаимную связанность, необходимость действовать2. Монтескье обосновывал разделение властей как необходимость, с тем чтобы исключить концентрацию властных полномочий в руках одного человека или органа, так и их взаимное влияние. С целью исключить возможность злоупотребления властью, по мнению Монтескье, необходим такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы сдерживать друг друга. Тем самым была заложена основа для разработки системы «сдержек и противовесов», что впервые удалось реализовать в Конституции США. Тесному сотрудничеству властей и Монтескье, и Локк отдавали предпочтение перед их «разделением». В противном случае, считали они, институты власти не смогут эффективно работать. Стремление властей к взаимодействию, сотрудничеству не должно приводить к подмене одной власти другой. Важно, что основная, или центральная, функция каждой власти не может быть выполнена любой из двух других вла- 1 Савельев В.А. Президент и принцип разделения властей: 2 Монтескье Ш. О духе законов. СПб., 1890. - С. 298. стей. Под разделением властей Монтескье понимал не установление барьеров, а обладание различными ветвями власти возможностью сдерживать действия друг друга, чтобы исключить концентрацию всех полномочий у одной из них. Средством сдерживания одной ветви власти является обладание частью полномочий другой1. Так, согласно трактовке одного из отцов американской Конституции - Д. Мэдисона, там, где все полномочия осуществляются тем же органом, который располагает полномочиями другого ведомства власти, подрываются основные принципы свободного политического устройства. Следует отметить, что французский мыслитель Жан Жак Руссо критически оценивал организационно-правовую концепцию разделения властей. По его мнению, вся власть должна принадлежать народу, который осуществляет ее непосредственно, а в больших государствах - через представительные органы. Таким образом, концепцию разделения властей Руссо отвергал с социологических позиций. В настоящее время во многих Конституциях оба эти подхода - организационно-правовой (разделение властей) и социологический (верховенство власти народа) получили свое закрепление. Словами «Мы, народ...» начинаются Конституции США, России, Беларуси и других стран. В Конституции Беларуси по примеру конституций зарубежных стран подчеркивается, что именно народ является единственным источником государственной власти, его воля является приоритетной по отношению к решениям органов государства. В конституциях отдельных государств закрепление концепции разделения властей имело свои особенности. В некоторых из них выделяли не три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную), а более (иногда выделялись дополни- 1 Дубов И.О. От Монтескье до наших дней // Диалог. -1993. - № 2. тельно избирательная, контрольная и др.)- Однако следует придерживаться классической теории разделения властей, т.е. существования трех ветвей власти. Иные выделяемые дополнительно ветви власти поглощаются законодательной, исполнительной или судебной ветвями власти. В правовом государстве функционируют органы, основной задачей которых является защита прав и свобод граждан. К ним следует отнести Конституционный Суд, иные судебные органы, прокуратуру, органы государственного контроля и др. Глава 7 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СИСТЕМА ПРАВА Право представляет собой сложное, многогранное, многоаспектное, в чем-то непостижимое явление. Недаром само слово «право» в русском языке используется в разных значениях. Мы порой говорим «право», когда имеем в виду допустимую (законом, обычаем или нравственностью) меру поведения (право на жизнь, право на уважение чести и достоинства, право собственности, право вежливости). При употреблении слова «право» подразумевается система норм - как юридических, так и моральных, корпоративных, политических, религиозных, традиционных и др. Корень «прав» содержится в ряде слов русского языка: «правильный», «правый» («ты прав»), «справедливый», «правда». По духу и значению право ближе всего к понятиям «правда» и «справедливость». Вопрос о том, что такое право, имеет для теории права и юридической практики фундаментальное, ключевое значение. Вместе с тем право, как и государство, являясь важнейшим и древнейшим социальным институтом, относится к числу наиболее сложных общественных явлений. Право непосредственно связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно существенным образом влияет на поведение людей, их поступки, держит человека и общество в определенных рамках, дозируя объем свободы и выступая для них ориентиром, компасом, указывающим путь к свободе и справедливости. Право в нашем сознании олицетворяет правду, истину, справедливость. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного представления о нем. Спектр мнений о праве весьма широк и разнообразен. Причем с течением времени он менялся. Если для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля. Современные известные российские ученые предлагают свои определения указанного понятия. Так, по мнению B.C. Нерсесянца, право - математика свободы1, а для Р.З. Лившица - право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость2. Гегель отмечал заповедь права, которая гласит: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц»3. Как видим, в дискуссии об определении права участвуют не только юристы, но и философы и представители других наук. Существование множества определений права порождает попытки среди исследователей выработать общее определение права, пригодное «на все времена» и «на все случаи жизни». 1 Нерсесянц B.C. Право - математика свободы. - М., 1996. 2 Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994. - С. 30-31. 3 Гегель. Философия права. - М., 1934. - С. 65. Вместе с тем в многообразии определений права можно обнаружить два господствующих подхода к правопониманию. Первый заключается в осмыслении права с точки зрения философских, мировоззренческих категорий. При таком подходе интересны вопросы происхождения права у восточных славян, в частности древнеславянского «Правь», означающего истину или законы, управляющие всем миром, т.е. правый, правильный, упорядоченный мир. При втором подходе к праву наблюдается его ориентация на практическую юриспруденцию, призванную реально обеспечивать права и свободы граждан, укреплять законность в государстве. Например, в ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» установлено: «право - система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений». В Заключении Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 марта 1999 г. выражено принципиально иное правопонимание, сочетающее два указанных подхода, согласно которому право, по мнению Суда, «представляет собой нормативно закрепленную справедливость, что означает, прежде всего, признание верховенства прав и свобод человека в качестве главного ценностного ориентира как в правотворческой, так и в правоприменительной практике, ограничителя прав и свобод, поведения других лиц». Такое определение права соответствует «букве и духу» Конституции Беларуси и прежде всего ее ст. 7 и 59. Лишь два вышеуказанных подхода к правопониманию, находясь в единстве и взаимосвязи, способны дать приближенное к действительности, удов- летворяющее интересы правовой теории и практики, сущностное определение права. Современное право - это правовые взгляды, позиции, принципы, идеи, выражающие общечеловеческие ценности и социальные интересы, закрепляемые государством в национальной (государственной) и международной общеобязательной нормативной системе, регулирующей общественные отношения с помощью поддержки государства и институтов гражданского общества и мирового сообщества.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |