КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Избирательная система. РеферендумR Конституционного Суда путем назначения шести судей Президентом Республики Беларусь (п. 10 ст. 84) и избрания шести судей Советом Республики Национального собрания (п. 3 ст. 98). Законом определяется, например, судоустройство в Республике Беларусь. Органы государственной власти могут быть созданы указами Президента, решениями Правительства и др. 2. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий. Создание государственного органа и определение его властных полномочий - это, по существу, два взаимосвязанных процесса. Полномочия органа государственной власти могут изменяться и после его создания: он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п. У каждого органа государственной власти свой предмет ведения и свой объем полномочий, своя структура. Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) нормативных правовых актов, поэтому очень важно, чтобы компетенция (совокупность полномочий) каждого органа государственной власти была четко определена. Полномочия таких органов государства, как Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Комитет государственного контроля, прокуратура, и некоторых других указана в Конституции и законах. Полномочия могут быть установлены в законах, указах, актах Правительства и других нормативных правовых актах. Решение данного вопроса, в свою очередь, зависит от компетенции органа государственной власти в части соз- дания иных государственных органов и определения их полномочий. Учитывая многообразие органов государственной власти, важно обеспечить четкое разграничение между ними прав и обязанностей во избежание дублирования, подмены ими друг друга. Вторжение в чужую сферу полномочий может породить конфликт между властями. Нередко такого рода споры возникают между Парламентом и исполнительной властью. Как свидетельствует зарубежная практика, споры о компетенции, т.е., по существу, о разграничении полномочий, рассматриваются в Конституционном Суде страны. 3. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными правовыми актами. Например, основной формой работы палат Парламента является сессия. Палаты реализуют свои полномочия на совместных заседаниях депутатов (членов) палат. Порядок осуществления полномочий Конституционным Судом определяется законом. Этот орган государственной власти также осуществляет свои полномочия на заседании всех судей. Орган государственной власти может быть и единоначальным, т.е. представленным в одном лице. К таким органам относятся, например, Президент Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и др. 4. Все органы государственной власти составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность ее высших и местных органов, осуществляющих функции единой государственной власти. В юридической литературе высказываются различные точки зрения о природе и роли органов местного самоуправления, прежде всего местных Со- ветов депутатов, которым присущи все вышеназванные признаки органов государственной власти. Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством. Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района). С учетом этого неправильным является употребление в нормативных правовых актах, юридической литературе словосочетания «органы государственной власти и управления». Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции). По существу, можно говорить о еще одной мощной ветви власти. Органом законодательной власти является Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа (см. ст. 90 Конституции). К представительным органам следует отно- сить также Главу государства, местные Советы депутатов. Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов - декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (см. ст. 101). Законы и декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, т.е. все остальные правовые акты должны им соответствовать. Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов. Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь. В некоторых случаях Президент, который занимает особое место в системе государственной власти в силу того, что он сочетает осуществление функций Главы государства и, исходя из анализа конститу- ционных норм, также и главы исполнительной власти, принимает акты, определяющие статус органов государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. № 630 «Вопросы Министерства иностранных дел Республики Беларусь» утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию. Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов, обычно они образуются или Hai значаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами. По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, т.е. ведающие многими отраслями (Правительство, исполнительные комитеты), и специальной компетенции, т.е. ведающие отдельными отраслями деятельности (министерства, государственные комитеть!, отдельные ведомства). Органы специальной компетенции, в свою очередь, подразделяются на отраслевые (ведают отдельной отраслью управления) и межотраслевые (осуществляют межотраслевое управление, например, государственные комитеты). По форме осуществления своих полномочий органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные (осуществляют свои полномочия посредством принятия решений необходимым большинством голосов лиц, входящих в состав этого органа, например, Правительство, исполнительный комитет) и единоначальные, когда от имени этого органа выступает одно лицо (например, министр). Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководство (например, председатель исполнительного комитета и его заместители, коллегиальный орган - исполнительный комитет и аппарат органа исполнительной власти). Органы судебной власти. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. Согласно Закону от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. К хозяйственным - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, города Минска. В системе общих и хозяйственных судов допускается создание соответствующих специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и др. Закон от 13 января 1995 г., наряду с системой судов, организацией их деятельности, определил задачу судов, закрепил принципы отправления правосудия, статус судей. После проведенного в ноябре 1996 г. референдума в главу 6 «Суд» Конституции включен Конституционный Суд. Институт конституционного правосудия существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права и где среди главных его источников является Конституция, требует наличия конституционного контроля. Особое место в системе органов государственной власти занимает прокуратура. Действующее законодательство определяет задачи и правовой статус органов прокуратуры. Конституция и Закон от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» определяет цели и направления деятельности прокуратуры. Ее деятельность направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в деле обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. В соответствии со ст. 125 Конституции прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Обязанность по осуществлению такого надзора возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров. Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Прокуратура представляет собой единую и централизованную систему. Ее возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, назначаемый на должность Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Согласно Закону от 29 января 1993 г. система органов прокуратуры Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, которая является центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей и города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонных прокуратур, а также специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей, прокуратур районов (городов), межрайонных прокуратур. Государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть, должны составлять определенную систему, обеспечивающую все потребности реализации государственной власти. Только в этом случае исключаются пробелы в осуществлении властных полномочий, исключается дублирование органами друг друга. Глава 5 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА Политическая система - это система объединений людей, основанных на разных формах собственности, отражающих интересы различных социальных слоев населения, реализуемых политическую власть и борющихся за ее осуществление. К элементам политической системы относят: 1) политические объединения (государство, политические партии, общественно-политические организации); 2) политические отношения, складывающиеся между элементами системы; 3) политические нормы и традиции в области политической жизни страны; 4) политическое сознание; 5) политическую деятельность людей в качестве представителей либо членов политических объединений1. Первой политической организацией в историческом отношении и важнейшим элементом политической системы на современном этапе является государство. Именно государство - первый продукт политической деятельности людей. С древних времен предпринимались попытки ответить на вопрос о том, что такое государство. 1 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - С. 70-71. Например, Цицерон определял государство как общий правопорядок; схожие определения давались австрийским ученым Г. Кельзеном, русским философом П. Струве. В эпоху развития буржуазии государство определялось как совокупность людей, заключивших союз территории и власти (Л. Дюги, Г.Ф. Шершеневич). Для марксистского определения государства характерно отождествление государства с машиной для поддержания господства одного класса над другим. В современный период государство можно определить как политическую организацию общества, механизм которой осуществляет управление делами общества, выражает суверенную власть, направлен на обеспечение прав и свобод граждан, создание правового порядка. Государство занимает ведущее место в политической и общественной жизни любой страны. Это обусловлено тем, что именно государство консолидирует своих граждан, обеспечивает единство и целостность страны, т.е. служит не групповым, а общим интересам. В этой связи государство можно определить как союз людей, объединившихся на соответствующей территории для совместного проживания по правилам, установленным органами государственной власти. Государство обеспечивает единство народа и в этом отношении играет интегрирующую роль. В широком смысле избирательная система - это урегулированный правовыми и иными нормами порядок выборов. Значение выборов состоит в том, что они представляют собой легальную форму борьбы за власть. Закрепляя ее, государство вполне обоснованно считает недопустимым насильственный захват власти и поэтому устанавливает ответственность за такие действия. Выборы должны быть периодичными, проводиться в установленные сроки. Закрепление данного требования в законе является обязательным. Достоинством Конституции Беларуси является то, что в ней, в отличие от конституций некоторых других стран, есть специальная глава, посвященная избирательной системе. Очень многое, в том числе и направление практики, зависит от конституционных норм, которые, по существу, предопределяют развитие избирательного законодательства. Выборы должны основываться на таких общепризнанных принципах, как всеобщие, свободные, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону. Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией. В ст. 64 Конституции закреплено всеобщее избирательное право, которым обладают совершеннолетние граждане нашей республики, за исключением тех, в отношении которых Конституцией предусмотрены отдельные оговорки. Признано, что право участвовать в голосовании (активное избирательное право) и быть выдвинутым кандидатом на выборную государственную должность имеет лицо, если по крайней мере именно в этот день оно достигло 18 лет. Признание лица по суду недееспособным ведет к неучастию его в выборах. В выборах также не участвуют лица, которым приговором суда определена такая мера наказания, как лишение свободы. (Иные виды уголовного наказания таких последствий не влекут.) Согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь (УК) не только штраф, исправительные работы и т.п., но и арест (содержание осужденного в условиях строгой изоляции на срок от одного до шести месяцев) не дает оснований для ограничения для участия в выборах, поскольку непосредственно лишением свободы как видом уголовного наказания это не является (см. ст. 48, 54, 57 и другие статьи УК). Норма ст. 64 Конституции предусматривает, что возрастной ценз не только депутатов, но и других лиц, избираемых на государственные должности, определяется соответствующими законами, если иное не предусмотрено Конституцией. Это позволяет учитывать в каждом случае особенности занятия той или иной должности, например, должности Главы государства, члена Совета Республики, судьи, в том числе по административным делам, народного заседателя и др. У нас нет ограничений по признаку пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, политических убеждений, отношения к религии. Вполне демократичными представляются требования о достижении 18-летнего возраста (для избрания в Палату представителей - возраста 21 года), наличии гражданства, о дееспособности, ограничении тех, кто находится в местах лишения свободы. В Беларуси нет ценза оседлости, который существует во многих странах, за исключением избрания Президента, а также членов Совета Республики. На практике даже в развитых странах доля из- бирателей, не внесенных в избирательные списки и не допущенных к выборам по этой причине, составляет от 6 до 8 процентов от числа избирателей. У нас не лишают избирательных прав тех, кто объявлен банкротами, как в некоторых других странах. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и гласно (ст. 65 Конституции). Участвовать или не участвовать в выборах, за кого голосовать избиратель, т.е. лицо, обладающее правом голоса, определяет самостоятельно, это его добровольное дело. В зарубежных странах широкое распространение получил абсентеизм (отсутствие), т.е. добровольное неучастие избирателей в выборах. Высокая степень неучастия избирателей в выборах снижает авторитет сформированного органа, его представительства, дает почву для споров о легитимности. Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов. Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях (ст. 66 Конституции). Равенство выборов является одним из важнейших демократических принципов. В этих целях обеспечивается единая норма представительства, согласно которой создаются равные по численности избирательные округа. Численность избирателей в избирательном округе определяется исходя из числа граждан, обладающих избирательным правом, проживающих на территории, входящей в избирательный округ, при проведении последних выборов (референдума). Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей: отклонение числа избирателей в избирательном округе от средней численности избирателей, приходящихся на избирательный округ по Республике Беларусь, а в избирательном округе - по выборам депутатов соответствующего местного Совета депутатов - от средней численности избирателей, приходящихся на избирательный округ по выборам в данный местный Совет депутатов, как правило, не может превышать 10 процентов (ст. 15 Избирательного кодекса). Принцип «каждый избиратель имеет одинаковое число голосов» (обычно один голос) обеспечивается тем, что избиратель включается только в один список для голосования. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно (ст. 67 Конституции). В данном случае речь идет только о прямых выборах, т.е. когда граждане сами непосредственно избирают депутатов путем подачи своего голоса. Путем прямых выборов избирается Глава государства (см. ст. 81 Конституции). Наряду с прямыми выборами Конституция (ст. 91) предусматривает формирование Совета Республики Национального собрания путем косвенных выборов, т.е. когда избиратель выбирает членов выборщиков (в данном случае депутатов Советов базового уровня), которые, в свою очередь, в установленном порядке избирают членов Совета Республики. Сочетание прямых и косвенных выборов при формировании различных государственных органов -достаточно распространенное явление за рубежом. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается (ст. 68 Конституции). Голосование является тайным при условии исключения внешнего контроля за волеизъявлением избирателя. Однако это не исключает права избирателя добровольно высказаться о том, как он проголосовал. Согласно ст. 52 Избирательного кодекса каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Бюллетень для голосования выдается избирателю, участнику референдума под роспись членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата, после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их доверенных лиц, а также лиц, указанных в ст. 13 Избирательного кодекса. В ст. 74 Конституции определены субъекты, уполномоченные назначать и инициировать назначение референдума. Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и г. Минска. Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении референдума. Вопрос о внесении Президенту предложения о назначении республиканского референдума может быть рассмотрен первоначально на заседании любой из палат. Важно, что они должны проводиться раз- дельно и их позиции должны совпадать, в этих целях возможно создание согласительной комиссии. В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются: дата проведения референдума; юридическая сила решения, принятого референдумом; формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов); иные организационные мероприятия по обеспечению проведения референдума. Если на референдум выносится законопроект, то он прилагается к указу Президента Республики Беларусь о назначении референдума. Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума оформляется указом. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. Порядок организации и проведения референдумов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь. Глава 6
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |