КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие государства, его сущность и социальное назначение
ФОРМА ГОСУДАРСТВА СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И Государство - это исторически развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим меняются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в обществе. Научная мысль до настоящего времени не сумела выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение государства. Дать такое определение применительно ко всем без исключения историческим периодам его развития сложно, так как разнообразные условия существования государства на различных этапах развития обусловливают множество его особенностей и специфических черт. Вместе с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах развития. Определения государства ученых-правоведов второй половины XIX - начала XX в. настолько типичны, что их трудно отличить. Причина в том, что все исследователи в качестве специфических видовых отличий государства как социальной общ- ности включают народ, публичную власть и территорию. Закончился XX в., однако и он изменений в содержательную часть определения государства, по существу, не внес. Вместе с тем отдельно следует сказать о марксизме, который привнес в представление о государстве классовый подход. Его приверженцы государство представляют политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. При этом марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти - диктатуре класса. Отсюда и признание главным в государственном организме административного аппарата, что с неизбежностью привело к трактовке государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Конечно, будет неправомерным отрицание выявленных марксизмом свойств государства. Однако если население, территория, суверенная публичная власть, налоги и другие признаки присущи всякому государству, то марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства общественная практика подвергла серьезным коррективам, доказав его истинность лишь на определенном, ограниченном во времени историческом периоде. Марксисты так и не смогли признать тот факт, что любое государство является не только орудием господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, иными словами осуществляет общесоциальные функции. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе, что проявляется в налогах на прибыль предпринимателей, государственном регулировании условий и оплаты труда, широком развитии социальных программ. Одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания. Все высказанное позволяет, на наш взгляд, дать следующее определение государства: это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции. Для того чтобы глубже понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства. Сущность государства заключается в его роли, назначении в том или ином обществе. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается, а также с различными его составными частями: социальными группами, классами, кланами и т.д. Установить сущность любого государства - значит определить: а) служит оно всему обществу или только его части; б) в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой - интересы и ценности господствующих кругов общества; в) интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет. Можно утверждать, что в современной науке сложились два основных подхода к определению сущности государства. Первый, марксистский подход характерен для ученых бывших социалистических стран. Сущность государства рассматривалась ими однозначно с классовых позиций: государство - орудие неограниченной власти господствующего класса. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств. Действительно, мировая наука и историческая практика доказали связь возникновения государства с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, которая в отличие от первобытного общества служит прежде всего интересам привилегированной части общества. Возникшие государства по своей сущности были в первую очередь политической организацией собственников основных средств производства: рабовладельческое государство политической организацией рабовладельцев, феодальное -феодалов и других богатых сословий. Следовательно, классовый подход в рассмотрении сущности государства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. И в этом большая заслуга марксистского этапа в исследовании теоретических вопросов государства. Однако с дальнейшим осмыслением сути государства (это касается правоведов постсоциалистических государств) стало очевидным, что установление марксисткой наукой классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы ее сущности, а использование только классового подхода весьма ограничивает возможности всестороннего научного познания государства. Поэтому другой подход заключается в рассмотрении сущности государства, исходя из общечеловеческих, общесоциальных задач. Традиционно он был представлен трудами западных правоведов и политологов. В постсоциалистический период их идеи во многом восприняты и отечественными исследователями. Сама сила общественного развития заставила ученых бывшего социалистического бло- ка пересмотреть свои позиции на сущность государства по ряду объективных причин. Во-первых, стало ясно, что определение «социалистическое государство» как политическая организация собственников основных средств производства не соответствует реальной действительности, поскольку собственником этих средств стал не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат. Как следствие, власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией, государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной верхушке. Во-вторых, социалистическое государство превратилось в тоталитарную организацию политической власти, где принуждение являлось основным средством управления обществом. Таким образом, с возникновением советского государства и ряда однотипных государств были перечеркнуты многие теоретические положения марксистов о неизбежности наступления эры благоденствия для трудящихся. Наоборот, вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество не только устояло, но и сумело успешно преодолеть кризисные явления, во многом и благодаря использованию опыта социалистических государств. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, подтверждая мысль о том, что оно призвано решать дела в интересах социального прогресса. Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в инструмент достижения. общественного согласия и поиска компромиссов. Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство достижения социального благополучия по содержанию и как правовое - по форме. Следует согласиться со справедливым замечанием правоведа А.В. Малько о том, «что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях»1. Иными словами, в процессе определения сущности государства нельзя абсолютизировать его классовость и фетишизировать «общечеловечность». Истина, по-видимому, находится в «золотой середине». История и современность не дают примеров существования ни чисто классовой, ни общечеловеческой сущности государства. Реально существуют лишь государства, активно сочетающие интересы господствующих элит (кланов, классов) с интересами других слоев или же всего общества. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Марксистская доктрина основное социальное предназначение государства видит в создании такого порядка, который узаконивает угнетение одного класса другим, умеряя, по словам В.И. Ленина, их столкновение. 1 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учеб.-метод, пособие. Кратк. учеб. для вузов. - М., 1999. -С. 210. Иные подходы обнаруживаются в целом ряде теорий о государстве в работах западных исследователей, в том числе «теории плюралистической демократии», «теории элит», «всеобщего благоденствия», «конвергенции», «теории правового государства» и др. Представители вышеназванных теорий главную социальную задачу современной государственности видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого. Таким образом, взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства. Для полного и объективного познания сущности и социального назначения государства недостаточно только классового подхода, следует использовать положения и других теорий о государстве. Рассматривая государство под углом зрения его сущности и социального назначения следует иметь в виду, что оно представляет собой организацию непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредовано, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним. Признаками, отличающими государство от других организаций общества, являются следующие: а) государство в пределах своей территории вы б) государство - единственный носитель суверен в) только государство располагает вооруженны г) государство - единственная в политической д) государство издает законы и подзаконные ак Общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизаци-онных подразделений и членов, тогда как нормативные правовые акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная прерогатива государства. Взятые в совокупности отмеченные особенности государства объясняют его ведущую роль в политической системе общества. Понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства различаются как конкретным внутренним содержанием, так и внешним проявлением.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |