Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государства, его сущность и социальное назначение




ФОРМА ГОСУДАРСТВА

СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И

Государство - это исторически развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С по­ступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим ме­няются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в обществе.

Научная мысль до настоящего времени не суме­ла выработать достаточно полное, всеобъемлющее определение государства. Дать такое определение применительно ко всем без исключения историче­ским периодам его развития сложно, так как раз­нообразные условия существования государства на различных этапах развития обусловливают множе­ство его особенностей и специфических черт. Вме­сте с тем все государства обладают набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах развития.

Определения государства ученых-правоведов второй половины XIX - начала XX в. настолько типичны, что их трудно отличить. Причина в том, что все исследователи в качестве специфических видовых отличий государства как социальной общ-


ности включают народ, публичную власть и терри­торию.

Закончился XX в., однако и он изменений в со­держательную часть определения государства, по существу, не внес.

Вместе с тем отдельно следует сказать о мар­ксизме, который привнес в представление о госу­дарстве классовый подход. Его приверженцы госу­дарство представляют политической организацией господствующего класса, которым является сосло­вие собственников основных средств производства. При этом марксизм первостепенное значение при­дает насильственной стороне государственной вла­сти - диктатуре класса. Отсюда и признание глав­ным в государственном организме административ­ного аппарата, что с неизбежностью привело к трактовке государства как машины для поддержа­ния господства одного класса над другим.

Конечно, будет неправомерным отрицание выяв­ленных марксизмом свойств государства. Однако если население, территория, суверенная публичная власть, налоги и другие признаки присущи всякому государству, то марксистско-ленинское представле­ние о государстве как орудии классового господства общественная практика подвергла серьезным коррек­тивам, доказав его истинность лишь на определенном, ограниченном во времени историческом периоде. Марксисты так и не смогли признать тот факт, что любое государство является не только орудием гос­подства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, иными словами осуще­ствляет общесоциальные функции. Значение общесо­циальной стороны государственной деятельности воз­растает по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особен­но большую роль она играет в современном западном обществе, что проявляется в налогах на прибыль


предпринимателей, государственном регулировании условий и оплаты труда, широком развитии социаль­ных программ. Одновременно с увеличением соци­альной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Все высказанное позволяет, на наш взгляд, дать следующее определение государства: это политико-территориальная, суверенная организация управ­ления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписа­ний первоначально интересы господствующих клас­сов, а по мере сглаживания классовых противоре­чий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Для того чтобы глубже понять, что собой пред­ставляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность государства заключается в его роли, назначении в том или ином обществе. Выявление сущности государства в практическом плане озна­чает определение характера его отношений с обще­ством, на базе которого оно возникает и развивает­ся, а также с различными его составными частями: социальными группами, классами, кланами и т.д. Установить сущность любого государства - значит определить: а) служит оно всему обществу или только его части; б) в какой мере государство вы­ражает и защищает интересы всего общества и в какой - интересы и ценности господствующих кру­гов общества; в) интересы какой части общества государство полностью или частично игнорирует или же ущемляет.

Можно утверждать, что в современной науке сло­жились два основных подхода к определению сущно­сти государства.

Первый, марксистский подход характерен для ученых бывших социалистических стран. Сущность


государства рассматривалась ими однозначно с классовых позиций: государство - орудие неогра­ниченной власти господствующего класса. Дикта­тура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств. Действительно, мировая наука и историческая практика доказали связь возникновения государства с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политиче­скую власть, которая в отличие от первобытного общества служит прежде всего интересам привиле­гированной части общества. Возникшие государства по своей сущности были в первую очередь полити­ческой организацией собственников основных средств производства: рабовладельческое государство поли­тической организацией рабовладельцев, феодальное -феодалов и других богатых сословий. Следователь­но, классовый подход в рассмотрении сущности го­сударства позволяет обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. И в этом большая заслу­га марксистского этапа в исследовании теоретиче­ских вопросов государства.

Однако с дальнейшим осмыслением сути госу­дарства (это касается правоведов постсоциалистиче­ских государств) стало очевидным, что установле­ние марксисткой наукой классового характера го­сударственной власти не исчерпывает проблемы ее сущности, а использование только классового под­хода весьма ограничивает возможности всесторон­него научного познания государства.

Поэтому другой подход заключается в рассмот­рении сущности государства, исходя из общечелове­ческих, общесоциальных задач. Традиционно он был представлен трудами западных правоведов и политологов. В постсоциалистический период их идеи во многом восприняты и отечественными ис­следователями. Сама сила общественного развития заставила ученых бывшего социалистического бло-


ка пересмотреть свои позиции на сущность госу­дарства по ряду объективных причин. Во-первых, стало ясно, что определение «социалистическое го­сударство» как политическая организация собст­венников основных средств производства не соот­ветствует реальной действительности, поскольку собственником этих средств стал не рабочий класс, не крестьянство, не интеллигенция, а партийно-государственный аппарат. Как следствие, власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией, государственный аппарат служил не широким сло­ям трудящихся, а партийно-государственной вер­хушке. Во-вторых, социалистическое государство превратилось в тоталитарную организацию полити­ческой власти, где принуждение являлось основ­ным средством управления обществом.

Таким образом, с возникновением советского го­сударства и ряда однотипных государств были пе­речеркнуты многие теоретические положения мар­ксистов о неизбежности наступления эры благоден­ствия для трудящихся.

Наоборот, вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество не только устояло, но и сумело успешно преодолеть кризисные явления, во многом и благодаря использованию опыта социали­стических государств. Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело общество из депрессии, подтверждая мысль о том, что оно призвано решать дела в интересах социаль­ного прогресса. Государственный механизм превра­тился из орудия преимущественно подавления в ин­струмент достижения. общественного согласия и по­иска компромиссов. Поэтому любое современное де­мократическое государство с точки зрения его сущ­ности можно охарактеризовать как орудие и средст­во достижения социального благополучия по содер­жанию и как правовое - по форме.


Следует согласиться со справедливым замечани­ем правоведа А.В. Малько о том, «что в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуата­торских государств, либо общесоциальное (компро­мисс), что все больше и больше проявляется в со­временных посткапиталистических и постсоциали­стических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рас­сматривается и в каких исторических условиях»1. Иными словами, в процессе определения сущности государства нельзя абсолютизировать его классо­вость и фетишизировать «общечеловечность». Ис­тина, по-видимому, находится в «золотой середи­не». История и современность не дают примеров существования ни чисто классовой, ни общечело­веческой сущности государства. Реально существу­ют лишь государства, активно сочетающие интере­сы господствующих элит (кланов, классов) с инте­ресами других слоев или же всего общества.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.

Марксистская доктрина основное социальное предназначение государства видит в создании та­кого порядка, который узаконивает угнетение од­ного класса другим, умеряя, по словам В.И. Лени­на, их столкновение.

1 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учеб.-метод, пособие. Кратк. учеб. для вузов. - М., 1999. -С. 210.


Иные подходы обнаруживаются в целом ряде теорий о государстве в работах западных исследо­вателей, в том числе «теории плюралистической демократии», «теории элит», «всеобщего благо­денствия», «конвергенции», «теории правового го­сударства» и др. Представители вышеназванных теорий главную социальную задачу современной государственности видят в создании в рамках зако­на разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Таким образом, взгляды на социальное назначе­ние государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уров­ня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Для полного и объективного познания сущности и социального назначения государства недостаточно только классового подхода, следует использовать положения и других теорий о государстве.

Рассматривая государство под углом зрения его сущности и социального назначения следует иметь в виду, что оно представляет собой организацию непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении вла­сти опосредовано, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.

Признаками, отличающими государство от дру­гих организаций общества, являются следующие:

а) государство в пределах своей территории вы­
ступает единственным официальным представите­
лем всего общества, объединяемого им по признаку
гражданства или подданства;

б) государство - единственный носитель суверен­
ной власти;


в) только государство располагает вооруженны­
ми силами и органами безопасности, обеспечиваю­
щими его оборону, суверенитет и территориальную
целостность;

г) государство - единственная в политической
системе общества организация, которая располагает
правоохранительными органами, специально при­
званными стоять на страже законности и правопо­
рядка;

д) государство издает законы и подзаконные ак­
ты, обладающие определенной юридической силой.

Общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизаци-онных подразделений и членов, тогда как норма­тивные правовые акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная прерогатива государства.

Взятые в совокупности отмеченные особенности государства объясняют его ведущую роль в полити­ческой системе общества. Понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-эконо­мических условиях указанные признаки государст­ва различаются как конкретным внутренним со­держанием, так и внешним проявлением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.