КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные концепции происхождения государства и права
Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства и права - диалектико-материалис-тическую, теологическую, патриархальную, общественного договора, насилия, органическую, психологическую и др. Диалектико-материалистическая теория происхождения государства и права, рассмотренная выше, исходит из того, что государство возникает в силу объективных экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного 1 Поздняков Э.А. Философия государства и права. - М., 1995. - С. 6. продукта, частной собственности, а затем - раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными, в том числе правовыми, средствами управления и насилия сдерживает борьбу различных социальных групп, защищая прежде всего экономически господствующий класс. Такой подход к объяснению возникновения государства и права получил обоснование в работах Л. Моргана, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Диалектико-материалистическая теория происхождения государства и права является научной, так как подтверждается конкретными историческими фактами. В то же время она не может быть признана в полной мере универсальной, поскольку в основе возникновения ряда государств Древнего Востока лежали и другие причины1. Теологическая теория сводится к божественному происхождению государства и права, утверждая и защищая тезис «вся власть от Бога». Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама, христианства и других религий. Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозный организации. Теологическая теория исходит из религиозных воззрений и не является строго научной, но она отражает некоторые реальные процессы, действительно имевшие место в ходе становления государств, прежде всего теократических. «Теологическую теорию,- пишут А.Я. Малыгин и Р.С. Мулу-каев,- нельзя доказать, как и нельзя прямо опро- 1 Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юрист, 2002. - С. 43-44, 46-47. вергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры»1. Религиозная трактовка происхождения государства и права и в наше время остается одним из направлений теоретического осмысления этих социальных институтов (Ж. Маритен), однако не получила широкого признания. Смысл патриархальной теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и трансформации отцовской власти во власть монарха. Его власть, таким образом, есть продолжение власти отца; монарх является отцом всех своих подданных. Так же, как и теологическая, патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, но истоки этой власти видела не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Зародилась эта теория в Древней Греции, первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в европейских странах нового времени. Из патриархальной теории, как и из теологической, вытекает вывод о необходимости для всех людей беспрекословно подчиняться государственной власти. Однако наукой установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в ©бществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются, а не доводятся до государственных масштабов. Таким образом, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебур- 1 Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1994. - С. 41. жуазных мыслителей XVII-XVIII вв. Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. Согласно этой теории появлению государства предшествовало «естественное состояние», когда люди имели естественные права (Руссо) или когда шла «война всех против всех» (Гоббс). Государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое - народ. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который являлся порождением разумной воли, человеческим учреждением или даже изобретением. По мнению отдельных представителей теории общественного договора, на основе первичного соглашения создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности, прав и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними и обязанному осуществлять ее в интересах народа. Иначе народ имеет право на восстание и свержение нарушающей договор власти (Руссо, Радищев). Гоббс доказывал противоположное: поскольку власть передана монарху, он обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновал идею конституционной монархии. По его мнению, общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, определенное ограничение свободы и монарха, и народа. Договорная теория имела известное прогрессивное значение, поскольку была направлена против феодального государства и права, социального (сословного) неравенства. Однако кроме умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Нельзя представить воз- можность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий и при отсутствии властных структур. Представители теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) объясняли происхождение государства и права завоеванием, порабощением одних племен другими. Именно для порабощения и создается особый аппарат принуждения -государство и принимаются законы. Завоевание трактуется как подчинение сильным слабого, т.е. как закон природы. Каутский, например, объяснял возникновение государства и образование классов покорением воинственными скотоводами-кочевниками мирных земледельцев. Не божественное провидение, не общественный договор и не социально-экономические причины, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, опустошение, словом, насилие - «вот родители и повивальная бабка государства», - писал Гумплович1. Идеологи теории насилия в своих рассуждениях опираются на известные исторические факты, когда некоторые государства появились именно в результате завоевания одними племенами (народностями) других (раннегерманское, венгерское и др.). Однако для возникновения государства необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не достигнут, никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. Органическая теория сформировалась в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя присущие ей идеи высказывались еще древнегреческим мыслителем Платоном, который сравнивал государство о человеческим организмом, а правовые законы - С процессами человеческой психики. Представители 1 Гумплович Л. Общее учение о государстве. - СПб., 1910. -С. 47. органической теории (И. Блюнчли, Г. Спенсер) полагали, что само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм - в государство, в котором правительство выполняет функции мозга и управляет посредством определенных импульсов всем организмом. Низшие классы реализуют внутренние функции государства (его производственную деятельность), а высшие, господствующие классы -функции обеспечения правопорядка, обороны, экспансии. Несостоятельность органической теории заключается в том, что каждая сфера объективной действительности функционирует по своим законам (механики, физики, химии, биологии, общественного развития и др.). И как нельзя объяснить эволюцию животного мира законами механики, так же невозможно распространять действие биологических законов на развитие человеческого общества. Представители психологической теории (Г. Тард, Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др.) объясняют появление государства и права проявлением особых свойств человеческой психики, в частности психической потребностью одних людей подчиняться, а других - управлять. Сторонники этой теории выдвигают мысль о том, что государство представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся, психически сильных личностей. Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческую деятельность, на которую определенное влияние оказывает психика индивидуумов. Однако сама человеческая психика формируется под воздействием соответствующих экономических, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться, прежде всего как обусловливающие возникновение государства и права. Выше рассмотрены далеко не все теории происхождения государства и права. Множество взглядов на процесс происхождения государства и права зависит от исторически определенного уровня знаний о прошлом человеческого общества, от общих мировоззренческих позиций их авторов, от задач, которые они ставят перед собой, от избранной методологии построения той или иной концепции и других причин. Однако сторонники почти всех этих доктрин признают, что государство и право существовали не всегда, что эти социальные институты появились на определенном этапе развития общества под воздействием определенных объективных и субъективных предпосылок. Глава 3
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |