Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм государства. Органы государственной власти




9?

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Функции государства - это основные направле­ния (виды) деятельности государства по осуществ­лению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития обще­ства.

В отличие от функций многочисленных государ­ственных органов, специально предназначенных


для определенного вида деятельности, функции го­сударства охватывают его деятельность в целом, их осуществлению подчинена работа всего государст­венного аппарата и каждого органа в отдельности. Указанное не исключает того, что отдельные госу­дарственные органы играют лидирующую роль в деле осуществления какой-либо функции государ­ства. Так, охрана правопорядка в стране - основная задача правоохранительных органов, защита стра­ны от нападения извне - главная задача военного ведомства и т.д. Поэтому деятельность государст­венных органов должна протекать в русле основ­ных функций государства. В их осуществлении на­ходит выражение социальная ценность и сущность государства. Ошибки и недостатки в выполнении функций государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Порядок возникновения и изменения функций государства зависит от приоритетов и очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует.

Каждая функция государства имеет свой объект1 воздействия и свое содержание. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает госу­дарство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

В юридической литературе существуют различ­ные критерии классификации функций государст­ва. По сферам действия функции государства под­разделяются прежде всего на внутренние и внеш­ние. Первые связаны с реализацией задач государ-

1 Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, экология, культура, оборона страны и др.), на ко­торую направлено государственное воздействие.


ства внутри страны, а вторые - на межгосударст­венном уровне, где оно выступает субъектом меж­дународно-правовых отношений.

С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться соци­альное демократическое государство, к внутренним функциям следует отнести:

а) экономическую, которая выражается в выработ­
ке и координации государством стратегических на­
правлений развития экономики страны в наиболее
оптимальном режиме. Здесь весьма важен вопрос о
пределах вмешательства государства в экономические
отношения, особенно в сферу предпринимательства.

Следует отметить, что в учебных изданиях 90-х годов XX в. многие авторы в качестве самостоя­тельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или функцию финансо­вого контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примы­кает к экономической функции государства и вы­делять в качестве самостоятельной функцию нало­гообложения вряд ли целесообразно;

б) идеологическую, которая выражается в дея­
тельности государства по научной разработке и
поддержке определенной гуманистической идеоло­
гии, в том числе политической, религиозной, пат­
риотической, обеспечивающей соответствующую
направленность образования, воспитания, деятель­
ности средств массовой информации;

в) социальную, которая призвана обеспечить со­
циальную защищенность личности, нормальные
условия жизни для всех членов общества вне зави­
симости от их непосредственного участия в произ­
водстве материальных и духовных благ;

г) функцию охраны конституционного строя,
прав и свобод граждан, обеспечения законности и


правопорядка, которая выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства - верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и сво­бод человека, необратимости наказания за правона­рушения и др.;

д) экологическую, которая для нашего государ­
ства состоит в установлении государством правово­
го режима природопользования, в его обязательстве
перед своими гражданами по обеспечению нор­
мальной среды обитания, ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.;

е) культурную, которую составляет разносто­
ронняя государственная поддержка развития куль­
туры, прежде всего - национальной литературы,
искусства, кино, средств массовой информации,
науки, образования и др.

К внешним функциям можно отнести следую­щие:

а) обеспечение обороноспособности страны, ко­
торая базируется на принципе поддержания доста­
точного уровня военной защищенности общества,
отвечающего требованиям его национальной безо­
пасности, защиты суверенитета и территориальной
целостности;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими го­
сударствами, включающее установление и развитие
экономических, политических, культурных и иных
отношений, гармонично сочетающих интересы го­
сударства с интересами других стран. Для Беларуси
особенно важной является государственная под­
держка иностранных инвестиций, интеграция в
мировую экономику, объединение усилий с други­
ми государствами по ликвидации последствий ра-<
диационного заражения, вызванного аварией на
ЧАЭС;


в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предпола­гает недопущение новой глобальной войны, распро­странения ядерного оружия. Внешняя деятельность современных государств основывается на междуна­родных правовых нормах. При заключении между­народных договоров должны учитываться интересы и национальные особенности всех народов, входя­щих в мировое сообщество.

Практика свидетельствует, что ряд функций госу­дарства носит «пограничный», внутривнешний ха­рактер. Например, такой характер все более приобре­тает экологическая функция.

В связи с указанным, членение функций на внутренние и внешние на современном этапе разви­тия государственно-организованного общества в из­вестной степени носит условный характер.

Все большее значение приобретает выделение глобальных функций государства, характеризую­щих его деятельность в экологической, демографи­ческой, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информацион­ной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других сферах деятельности, затраги­вающих всю цивилизацию.

По продолжительности действия функции госу­дарства классифицируются на постоянные (осуще­ствляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрез­вычайный характер).

В учебной и научной литературе высказывается мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные, хотя критерий такого раз­граничения четко не определен. Однако если функ­ция - это основное направление деятельности госу­дарства, то надо вести речь просто о его функциях,


поскольку каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства, все виды его деятельности равно важны. Этому не противоречит факт возможности определения на разных этапах развития государства приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь.

В жизнедеятельности государства большое зна­чение всегда имело и национальное содержание его функций. Это связано с той стороной деятельности государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобыт­ных традиций, самого существования и воспроиз­водства этноса, который, собственно, и выступает в государственно-организованной форме как дейст­вующий субъект всемирной истории. Сюда же вхо­дит и задача гармонизации интересов этноса и эт­нических меньшинств на самой территории госу­дарства, если население имеет многонациональный состав.

Национальная характеристика функций госу­дарства (это относится и к Беларуси) охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких фор­мах эти функции осуществляются: в демократи­ческих или авторитарных, политических или на* сильственных.

Анализ национального содержания функций го­сударства демонстрирует и социальную его цен­ность, эффективность существования этноса в госу­дарственно-организационной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем бо­лее исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу. Сами функции государства, их содержание и значение изменяются в процессе развития общества. При этом можно рассматривать: а) функции государств


в классовых обществах и функции современных социальных государств. Используя формационный подход к истории развития человеческого общества, можно также характеризовать функции рабовла­дельческих, феодальных, буржуазных (на стадии домонополистического и монополистического капи­тализма), социалистических и современных госу­дарств; б) историю развития каждой функции госу­дарства - время ее появления, изменение содержа­ния и значения в развитии общества и т.д.

Государство выполняет свои функции в прису­щих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы.

Формы осуществления функций могут быть оп­ределены как однородная деятельность органов го­сударства, посредством которой реализуются его функции.

Некоторые ученые различают правовые и непра­вовые формы, осуществления функций государства. Такую классификацию нельзя признать состоя­тельной. По признаку однородной деятельности ор­ганов государства предпочтительнее выделять пра­вовые и организационные формы реализации функций государства.

Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов госу­дарства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного харак­тера. Следовательно, к правовым формам осущест­вления функций государства относится правотвор­ческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных правовых актов, изменения или от­мены устаревших норм.

Правоприменительная деятельность - зто дея­тельность органов государства по реализации нор-


мативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникнове­ния, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность подразделя­ется на исполнительно-распорядительную и право­охранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность - это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем приня­тия правоприменительных актов управленческого (распорядительного) характера.

Правоохранительная деятельность - это дея­тельность правоохранительных органов, осуществ­ляемая путем принятия правоприменительных ак­тов, по защите прав и законных интересов граж­дан, юридических лиц, государства, общества в це­лом по предупреждению правонарушений и при­влечению к юридической ответственности винов­ных лиц.

К организационным формам осуществления функций государства относят:

а) организационно-регламентирующую (теку­
щая работа по обеспечению функционирования ор­
ганов государства, связанная с подготовкой проек­
тов документов, организацией выборов, проведени­
ем референдумов и т.д.);

б) организационно-хозяйственную (хозяйствен­
ная работа, связанная со статистикой, снабжением,
бухучетом и т.д.);

в) организационно-идеологическую (повседневная
работа по идеологическому обеспечению выполнения
различных функций государства, связанная с разъ­
яснением вновь изданных нормативных актов, фор­
мированием общественного мнения и др.).

Организационные формы осуществления функ­ций государства реализуются в правовых формах. Вместе с тем, огромная организационная деятель-


ность государства, его органов (текущая, оператив­ная работа, разработка программ по развитию эко­номики и т.д., экстренные меры по ликвидации стихийных бедствий и др.) могут быть в тот или иной период не урегулированы правом. Однако это нельзя рассматривать как закономерность и ума­лять, а тем более отрицать первостепенную органи­зующую роль права в общественной жизни. Таким образом, организационные формы осуществления функций государства не должны противопостав­ляться правовым. В формах осуществления функ­ций государства (а тем более правового) отражают­ся нераздельная связь государства и права, обязан­ность государства действовать при выполнении сво­их функций только на основе права, в рамках за­кона.

Методы осуществления функций государства также достаточно многообразны. Чаще всего в юри­дической литературе выделяют методы стимулиро­вания, убеждения и принуждения. Выполняя, на­пример, охранительную функцию, государство мо­жет использовать не только метод принуждения, но и убеждения. Реализуя экономическую функцию, государство применяет целый набор экономических методов, в их числе прогнозирование, планирова­ние, контроль, льготное кредитование и инвести­рование, дотирование, регулирование цен и др. По­добный анализ можно провести и по другим внут­ренним и внешним функциям государства.

Таким образом, доверие к государству, государ­ственной власти, степень их поддержки населением находятся в тесной связи с демократическим со­держанием функций государства, его умением и желанием учитывать в своей деятельности много­образные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы.


4.3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Любое государство есть единство его содержания и формы. Если содержание государства характери­зуется его сущностью и социальным назначением, то форма государства отвечает на вопросы: как соз­даются высшие органы государства, как они взаи­модействуют между собой и населением, на каких принципах и как территориально построена госу­дарственная власть, какими методами она осущест­вляется. В сжатом виде определение формы госу­дарства можно сформулировать следующим обра­зом: форма государства - это совокупность призна­ков, показывающих порядок образования и органи­зацию высших органов государства, его территори­альное устройство, приемы и методы осуществле­ния государственной власти.

Следовательно, форму государства характеризу­ют три элемента: форма правления, форма государ­ственного устройства и политико-правовой ре­жим.

Исторический процесс развития государства ха­рактеризуется множеством его форм. С одной сто­роны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой -государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода опреде­ляется прежде всего степенью зрелости обществен­ной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.

Значительное влияние на форму государства ока­зывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, нацио­нальный менталитет, географические условия прожи-


вания и другие факторы. Специфику формы государ­ства определяет также характер взаимоотношений державы и ее органов с негосударственными органи­зациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и т.д.)- Иными словами, на форму государства влияют не только объективные, но и субъективные причины. Известный юрист и фило­соф И.А. Ильин подчеркивает, что форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жиз­ни, живая организация власти народа»1.

Таким образом, вопрос о форме государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практи­ческое значение, особенно в условиях осуществления крупных социально-экономических и политических реформ, когда от организации государственной власти определяющим образом зависят эффективность госу­дарственного управления, состояние законности и правопорядка.

Форма правления представляет собой структу­ру высших органов государственной власти, поря­док их образования и взаимодействия между собой и населением.

Формы правления в значительной мере разли­чаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит кол­лективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - рес­публиканская.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуще­ствляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

1 Ильин И.А. О государственной форме // Советское госу­дарство и право. 1991. № 11. С. 135.


Основными юридическими свойствами класси­ческой монархической формы правления являют­ся: пожизненное пользование властью главой го­сударства (царь, король, император, шах); занятие трона по наследству или по праву родства; пред­ставительство государства монархом по своему ус­мотрению; юридическая и политическая безответ­ственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельче­ского общества. При феодализме она стала основ­ной формой государственного правления. В буржу­азном же обществе сохранились лишь традицион­ные, в основном формальные черты монархического правления.

Когда власть монарха неограничена, форма правления называется абсолютной монархией. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. В неограниченной монархии воля монарха - один из источников пра­ва. («Государство - это Я» - формула государства короля Франции Людовика XIV.)

Если монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления приобретает характер ограни­ченной монархии. В свою очередь ограниченная монархия классифицируется на дуалистическую и парламентарную.

Характерной особенностью дуалистической мо­нархии является формально-юридическое разделе­ние государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Однако в ряде случаев парламент фактически под­чиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, мо­нарх в дуалистической монархии обладает неогра-


ничейным правом на издание указов, подменяю­щих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои ру­ки. В результате возникает политический компро­мисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феода­лов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в про­шлом существовала в кайзеровской Германии, Ав­стрии, Италии, Румынии; в настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной вла­сти. Законодательная власть полностью принадле­жит парламенту, исполнительная - правительству.

В парламентарной монархии правительство формируется из представителей определенной пар­тии (или партий), получивших большинство голо­сов на выборах в парламент; лидер партии, обла­дающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монар­хом; в законодательной, исполнительной и судеб­ной сферах власть монарха в значительной степени символична. Он «царствует, но не правит». Парла­ментарную монархию нередко называют консти­туционной монархией. Формально она не утратила


своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Парламентарная монархия, в отличие от дуали­стической, представляет собой чисто буржуазную форму правления и является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феода­лами.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуще­ствляется выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок.

Общими юридическими признаками республи­канской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осу­ществление государственной власти не по собст­венному бесконтрольному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы госу­дарства, членов избранных коллегиальных органов (депутатов) в случаях и в порядке, предусмотрен­ных законом; разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и личности и др.

Республиканская форма правления в оконча­тельном виде сформировалась в Афинском государ­стве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, в наше время наполнилась демократическим содержанием. Современные республики делятся на два вида: пар­ламентарные и президентские.

Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государ­ственной жизни страны. В такой республике пра­вительство формируется парламентским путем из


числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных пар­ламентских выборов.

Главной функцией парламента являются зако­нодательная деятельность и контроль за исполни­тельной властью, разработка и утверждение госу­дарственного бюджета, определение основных на­правлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

В таких республиках глава государства - прези­дент - избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства является главным ви­дом парламентского контроля над исполнительной властью. В современных парламентарных респуб­ликах процедура избрания главы государства не везде одинакова. Например, в Австрии глава госу­дарства избирается на основе всеобщего избира­тельного права.

Отдельные авторы (В.Н. Хропанюк, С.А. Ко­маров) утверждают, что глава государства в парла­ментарной республике обладает довольно широки­ми полномочиями: имеет право роспуска парламен­та, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандую­щим вооруженными силами и т.д. Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделяется большими полномочиями, однако на практике он не оказывает столь значи­тельного влияния на осуществление государствен-


ной власти. На самом деле в парламентарной рес­публике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, кото­рые и несут за них ответственность. Известный рос­сийский исследователь Ю.А. Дмитриев пишет: «По­ложение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парла­ментарных монархиях, его функции главы государ­ства носят чисто номинальный, формальный харак­тер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства»1.

Глава правительства (премьер-министр, канц­лер, председатель совета министров, глава каби­нета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голо­сов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед пар­ламентом.

Есть основание утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовую законность.

В качестве примеров парламентарных республик можно привести такие, как ФРГ, Финляндия, Венг­рия, Чехия, Эстония и др.

Второй разновидностью республиканской фор­мы правления является президентская республи­ка. В ней президент сосредоточивает в своих ру-

1 Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1995. - С. 74.


ках полномочия главы государства и главы пра­вительства.

Наиболее характерными юридическими призна­ками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания пре­зидента и формирования правительства; правитель­ство формирует президент, но зачастую с согласия парламента; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент в случае грубого нарушения конститу­ции, злоупотребления властью, совершения престу­пления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импич­мент); президент является верховным главнокоман­дующим и др.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия гла­вы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу пра­вительства и участвует в формировании кабинета или Совета Министров.

В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата ис­полнительной власти на законодательную и судеб­ную власть в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффек­тивно действующего механизма взаимных «сдер-жек и противовесов».

В настоящее время президентская республика является достаточно распространенной формой правления во многих регионах мира (США, Брази­лия, Аргентина, Нигерия, Филиппины и др.).

ш«


Кроме парламентарной и президентской респуб­лики, в реальной жизни существует смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризу­ется сочетанием основных черт обоих типов рес­публиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше ти­пов республики черт.

Для республик смешанного типа правления ха­рактерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде госу­дарств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнитель­ной властью, которое конституция страны возлага­ет на правительством. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней па­латы парламента по отношению к формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения не­преодолимого конфликта между органами исполни­тельной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, во Франции, России, Беларуси).

В процессе исторического развития республи­канская форма правления становится все более распространенной. Для большинства постсоциали­стических государств характерной стала президент­ская республика.

Вместе с тем в современных условиях мы встре­чаемся и с «гибридными» формами правления, ко­торые условно можно назвать «республиканскими монархиями» или «суперпрезидентскими респуб­ликами». Так, в условиях тоталитарных систем


появились республики, которым присущ один из главных элементов монархии - пожизненное власт­вование главы государства. Например, согласно ст. 220 Конституции Югославии 1963 г., переиз­брание не распространялось на И. Броз Тито. По­жизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых дру­гих государств.

Республиканская форма правления в наиболь­шей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и поря­док деятельности избранных органов власти требу­ют максимального правового регулирования, при том, что форма правления и структура высших ор­ганов государственной власти получают закрепле­ние в конституции страны.

• Теория государства и права в качестве второго элемента формы государства выделяет понятие «устройство государства».

Под формой государственного устройства пони­мают национально-территориальное или администра­тивно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Последнее является единым цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным орга­нам власти и признаками государственного сувере­нитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве дейст­вует единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система


законодательства; единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика; одно гражданство и единые вооруженные силы.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти уни­тарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для централизованного характерно то, что местное са­моуправление отсутствует, а во главе местных ор­ганов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах мест­ные органы власти избираются населением и поль­зуются значительной самостоятельностью. Уни­тарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональ­ным (Китай, Афганистан и др.).

Федерация (от лат. - объединение, союз) -сложное союзное государство, части (субъекты) ко­торого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности.

Для большинства федеративных государств ха­рактерны следующие юридические признаки:

а) двухуровневая система органов государст­
венной власти. Это означает, что верховная зако­
нодательная, исполнительная и судебная власть'
принадлежат федеральным государственным ор­
ганам. Однако и субъекты федерации имеют свои
законодательные, исполнительные и судебные ор­
ганы, обладают правом принятия собственной
конституции;

б) компетенция между федерацией и ее субъек­
тами разграничивается союзной (федеральной) кон­
ституцией или федеральным договором;

в) существование федеральной системы законо­
дательства и законодательных систем субъектов


федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

г) двухпалатное строение парламента, при кото­
ром одна из палат (как правило, верхняя) пред­
ставляет интересы субъектов федерации;

д) наличие в большинстве федераций двойного
гражданства;

е) федеральные вооруженные силы;

ж) единая финансовая и денежная системы;

з) основную внешнеполитическую деятельность
осуществляют федеральные органы;

и) у субъектов отсутствует право выхода из фе­дерации (его не предусматривает ни одна из кон­ституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но отсутствовал механизм его воплощения в жизнь.

В зависимости от принципа формирования раз­личают два основных вида федераций: администра­тивно-территориальную (образованы на основе тер­риториального принципа) и национально-государ­ственную (образованные по национальному прин­ципу).

Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип (Россия, Канада, Индия).

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов - например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием федерации является закреп­ление факта ее образования в Основном Законе страны - например, принятие в 1787 г. Конститу­ции США).

История свидетельствует, что федерации, основан­ные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, ЧССР, СФРЮ), или ис­пытывают большие сложности.


Одной из важнейших, хотя и менее распростра­ненной по сравнению с другими формами государ­ственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз госу­дарств, при котором государства, образующие кон­федерацию, полностью сохраняют свою самостоя­тельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия.

Для координации совместных действий государ­ства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях.

Конфедерация носит, как правило, временный характер и нередко рассматривается как промежу­точное звено на пути движения государств к обра­зованию федерации (США, Швейцария) или распа­дается (Речь Посполитая). В настоящее время кон­федерацией в формально-юридическом плане счи­тается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеют Со­дружество Независимых Государств (СНГ) и Евро­пейский союз (ЕС)1.

Некоторые правоведы не относят конфедерацию к формам государственного устройства. Например, профессор А.И. Коваленко пишет: «К формам госу­дарственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация - это временный со­юз государств для достижения определенных це­лей. Главное отличие конфедерации от охарактери­зованных форм государственного устройства за­ключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения стро-

1 Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Госу­дарство и право. 1997. № 2. С. 28.


ятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики»1.

• Третьим элементом формы государства являет­ся политико-правовой режим, под которым пони­мается совокупность методов и средств осуществле­ния государственной власти. Это наиболее дина­мичная сторона государства, чутко реагирующая на наиболее важные процессы и изменения, происхо­дящие в экономической и социальной сферах.

Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охваты­вает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как ме­тоды государственного властвования, так и харак­терные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, поскольку на их разно­видность оказывают влияние целый ряд обстоя­тельств: сущность и форма государства, характер законодательства, соотношение социально-полити­ческих сил в стране, международная обстановка и многие другие.

Разные исторические эпохи знают различные политические режимы, которые не были одинако­выми в конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государ­ствах существовали деспотия и демократия; в феодальных - абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капитали-

1 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в во­просах и ответах): Учеб. пособие. - М., 1996. - С. 26.


стических - буржуазно-демократический режим и режим военно-полицейский, фашистский; в совре­менных государствах - авторитарный и тотали­тарный режимы, клерикально-фундаменталист­ский и режим правовой демократии.

Многообразие политических режимов сводится к двум разновидностям - демократическому и неде­мократическому.

Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими ос­новными чертами:

1) плюрализм в общественно-политической жиз­
ни. Этот принцип проявляется в деятельности раз­
личных партий, других общественных организаций
и объединений, которые представляют интересы
самых различных социальных групп и слоев насе­
ления;

2) реализация в практике государственного
строительства принципа разделения властей;

3) защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной право­судия;

4) демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности гра­ждан; религиозные убеждения человека; •

5) демократический режим создает эффективные
механизмы прямого воздействия населения страны
на характер государственной власти через избира­
тельную систему и т.д.;

6) предоставление свободы личности в сфере
экономической деятельности;

7) демократический режим базируется на право­
вой основе, которая отражает объективные потреб­
ности развития личности и общества, а поэтому он


возможен только в правовом государстве, связан­ном правом, обеспечивающим верховенство закона. Содержательная сторона недемократических режимов противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии. Ее отличает прежде всего следующее:

- господство одной политической партии или
движения, одной официальной идеологии, одной
формы собственности;

- сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

- низкий экономический уровень жизни народа;

- акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике, всеохваты­вающая милитаризация общественной жизни;

- примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ли­квидации правовых начал в общественной жизни.

Недемократические режимы исключают форми­рование правового государства.

Вполне очевидно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен тем но­вым задачам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобаль­ными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

Двадцатый век вошел в историю человеческого общества как период, когда сложились и укрепи­лись, а также, будем надеяться, ушли с политиче­ской карты мира две разновидности недемократи­ческих режимов - фашизм и сталинизм, которые унесли десятки миллионов человеческих жизней. «Лес нашай рэспублпй распарадзгуся так, што на­род Беларус1 зведау жахл1васць кожнага з ix»1.

1 Асновы тэорьп дзяржавы: Вучэб. дапаможтк / Пад рэд. праф. М.У. альчанкь - Мн., 1995. - С. 52.


Таким образом, понятие формы государства ох­ватывает организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением. Оно же включает в себя терри­ториальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его состав­ными частями, а также методы и способы осущест­вления государственной власти.

Исследователями установлено и научно доказа­но, что форма государства во многом зависит от конкретно-исторических условий его возникнове­ния и развития. Решающее влияние на нее оказы­вает сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствова­ла, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. На примере Ве­ликого княжества Литовского, Речи Посполитой, Беларуси, России, Англии и других держав мы можем убедиться, что форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стра­не, на нее влияют национальный состав, историче­ские традиции, территориальные масштабы госу­дарства и другие факторы.

Механизм государства - это система государст­венных органов, осуществляющих от имени народа государственную власть, функции государства.

Система государственных органов обусловлива­ется функциями и задачами, которые осуществляет государство на конкретном этапе своего развития.

Иными словами, механизм государства пред­ставляет собой функционирующий аппарат госу­дарства.


Любой механизм, в том числе и механизм госу­дарства, имеет составные части (подсистемы). Эти части механизма играют различную роль в государ­стве, в зависимости от выполняемых функций они могут занимать властное или подчиненное по отно­шению к другим частям (субъектам) положение.

По мере развития государства с древних времен до наших дней механизм государства все более со­вершенствуется. Более того, на современном этапе международные организации (ООН, Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.) оказывают не только существенную помощь национальным государствам в осуществлении стоящих задач, но и сглаживают многие противоречия между государствами, решая общие проблемы во имя интересов народов мира.

Механизм современного государства отличается многообразием органов.

Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенные государствен­но-властными полномочиями, уполномоченные го­сударством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством по­рядке.

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Надо также иметь в виду, что помимо непосредственной демократии через органы государственной власти - представи­тельные и иные органы - народ в формах и преде­лах, определенных Конституцией, осуществляет свою власть (ст. 3 Конституции).

Органам государственной власти присущи соот­ветствующие признаки.

1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционных актов. Так, в Конститу­ции Республики Беларусь предусмотрено создание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.