КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Механизм государства. Органы государственной власти
9? ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ Функции государства - это основные направления (виды) деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Указанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют лидирующую роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, охрана правопорядка в стране - основная задача правоохранительных органов, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства и т.д. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. В их осуществлении находит выражение социальная ценность и сущность государства. Ошибки и недостатки в выполнении функций государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями. Порядок возникновения и изменения функций государства зависит от приоритетов и очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Каждая функция государства имеет свой объект1 воздействия и свое содержание. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. В юридической литературе существуют различные критерии классификации функций государства. По сферам действия функции государства подразделяются прежде всего на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государ- 1 Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, экология, культура, оборона страны и др.), на которую направлено государственное воздействие. ства внутри страны, а вторые - на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений. С учетом современного характера общественных отношений, на которых должно основываться социальное демократическое государство, к внутренним функциям следует отнести: а) экономическую, которая выражается в выработ Следует отметить, что в учебных изданиях 90-х годов XX в. многие авторы в качестве самостоятельной внутренней функции государства выделяют функцию налогообложения (или функцию финансового контроля). На наш взгляд, осуществление управленческой деятельности в области сбора и распределения денежных средств в целом примыкает к экономической функции государства и выделять в качестве самостоятельной функцию налогообложения вряд ли целесообразно; б) идеологическую, которая выражается в дея в) социальную, которая призвана обеспечить со г) функцию охраны конституционного строя, правопорядка, которая выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципов правового государства - верховенства закона, равенства всех перед законом, разделения властей, строгого соблюдения основных прав и свобод человека, необратимости наказания за правонарушения и др.; д) экологическую, которая для нашего государ е) культурную, которую составляет разносто К внешним функциям можно отнести следующие: а) обеспечение обороноспособности страны, ко б) взаимовыгодное сотрудничество с другими го в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества предполагает недопущение новой глобальной войны, распространения ядерного оружия. Внешняя деятельность современных государств основывается на международных правовых нормах. При заключении международных договоров должны учитываться интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. Практика свидетельствует, что ряд функций государства носит «пограничный», внутривнешний характер. Например, такой характер все более приобретает экологическая функция. В связи с указанным, членение функций на внутренние и внешние на современном этапе развития государственно-организованного общества в известной степени носит условный характер. Все большее значение приобретает выделение глобальных функций государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. По продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер). В учебной и научной литературе высказывается мнение, что функции государства следует делить на основные и неосновные, хотя критерий такого разграничения четко не определен. Однако если функция - это основное направление деятельности государства, то надо вести речь просто о его функциях, поскольку каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства, все виды его деятельности равно важны. Этому не противоречит факт возможности определения на разных этапах развития государства приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. В жизнедеятельности государства большое значение всегда имело и национальное содержание его функций. Это связано с той стороной деятельности государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытных традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственно-организованной форме как действующий субъект всемирной истории. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный состав. Национальная характеристика функций государства (это относится и к Беларуси) охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или на* сильственных. Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную его ценность, эффективность существования этноса в государственно-организационной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную катастрофу. Сами функции государства, их содержание и значение изменяются в процессе развития общества. При этом можно рассматривать: а) функции государств в классовых обществах и функции современных социальных государств. Используя формационный подход к истории развития человеческого общества, можно также характеризовать функции рабовладельческих, феодальных, буржуазных (на стадии домонополистического и монополистического капитализма), социалистических и современных государств; б) историю развития каждой функции государства - время ее появления, изменение содержания и значения в развитии общества и т.д. Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы. Формы осуществления функций могут быть определены как однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Некоторые ученые различают правовые и неправовые формы, осуществления функций государства. Такую классификацию нельзя признать состоятельной. По признаку однородной деятельности органов государства предпочтительнее выделять правовые и организационные формы реализации функций государства. Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. Следовательно, к правовым формам осуществления функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность. Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших норм. Правоприменительная деятельность - зто деятельность органов государства по реализации нор- мативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей. Правоприменительная деятельность подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность - это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов управленческого (распорядительного) характера. Правоохранительная деятельность - это деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов, по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства, общества в целом по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц. К организационным формам осуществления функций государства относят: а) организационно-регламентирующую (теку б) организационно-хозяйственную (хозяйствен в) организационно-идеологическую (повседневная Организационные формы осуществления функций государства реализуются в правовых формах. Вместе с тем, огромная организационная деятель- ность государства, его органов (текущая, оперативная работа, разработка программ по развитию экономики и т.д., экстренные меры по ликвидации стихийных бедствий и др.) могут быть в тот или иной период не урегулированы правом. Однако это нельзя рассматривать как закономерность и умалять, а тем более отрицать первостепенную организующую роль права в общественной жизни. Таким образом, организационные формы осуществления функций государства не должны противопоставляться правовым. В формах осуществления функций государства (а тем более правового) отражаются нераздельная связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций только на основе права, в рамках закона. Методы осуществления функций государства также достаточно многообразны. Чаще всего в юридической литературе выделяют методы стимулирования, убеждения и принуждения. Выполняя, например, охранительную функцию, государство может использовать не только метод принуждения, но и убеждения. Реализуя экономическую функцию, государство применяет целый набор экономических методов, в их числе прогнозирование, планирование, контроль, льготное кредитование и инвестирование, дотирование, регулирование цен и др. Подобный анализ можно провести и по другим внутренним и внешним функциям государства. Таким образом, доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в тесной связи с демократическим содержанием функций государства, его умением и желанием учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. 4.3. ФОРМА ГОСУДАРСТВА Любое государство есть единство его содержания и формы. Если содержание государства характеризуется его сущностью и социальным назначением, то форма государства отвечает на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется. В сжатом виде определение формы государства можно сформулировать следующим образом: форма государства - это совокупность признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, его территориальное устройство, приемы и методы осуществления государственной власти. Следовательно, форму государства характеризуют три элемента: форма правления, форма государственного устройства и политико-правовой режим. Исторический процесс развития государства характеризуется множеством его форм. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой -государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Значительное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальный менталитет, географические условия прожи- вания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений державы и ее органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и т.д.)- Иными словами, на форму государства влияют не только объективные, но и субъективные причины. Известный юрист и философ И.А. Ильин подчеркивает, что форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа»1. Таким образом, вопрос о форме государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое значение, особенно в условиях осуществления крупных социально-экономических и политических реформ, когда от организации государственной власти определяющим образом зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка. • Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором - республиканская. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. 1 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. № 11. С. 135. Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются: пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах); занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государства монархом по своему усмотрению; юридическая и политическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления. Когда власть монарха неограничена, форма правления называется абсолютной монархией. Для нее характерно полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. В неограниченной монархии воля монарха - один из источников права. («Государство - это Я» - формула государства короля Франции Людовика XIV.) Если монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления приобретает характер ограниченной монархии. В свою очередь ограниченная монархия классифицируется на дуалистическую и парламентарную. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неогра- ничейным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в кайзеровской Германии, Австрии, Италии, Румынии; в настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира. Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. В парламентарной монархии правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Он «царствует, но не правит». Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени. Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, представляет собой чисто буржуазную форму правления и является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами. Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются: выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному бесконтрольному праву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства, членов избранных коллегиальных органов (депутатов) в случаях и в порядке, предусмотренных законом; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимная ответственность государства (всех его органов) и личности и др. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, в наше время наполнилась демократическим содержанием. Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские. Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента в организации государственной жизни страны. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики. В таких республиках глава государства - президент - избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Такая форма избрания главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. В современных парламентарных республиках процедура избрания главы государства не везде одинакова. Например, в Австрии глава государства избирается на основе всеобщего избирательного права. Отдельные авторы (В.Н. Хропанюк, С.А. Комаров) утверждают, что глава государства в парламентарной республике обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента, обнародует законы, издает указы, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Действительно, формально глава государства в парламентарных республиках наделяется большими полномочиями, однако на практике он не оказывает столь значительного влияния на осуществление государствен- ной власти. На самом деле в парламентарной республике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность. Известный российский исследователь Ю.А. Дмитриев пишет: «Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства»1. Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается, как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Есть основание утверждать, что парламентарная республика представляет собой такую организацию высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовую законность. В качестве примеров парламентарных республик можно привести такие, как ФРГ, Финляндия, Венгрия, Чехия, Эстония и др. Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредоточивает в своих ру- 1 Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1995. - С. 74. ках полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерными юридическими признаками президентской республики можно считать следующие: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента; ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом; президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент в случае грубого нарушения конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент); президент является верховным главнокомандующим и др. Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или Совета Министров. В цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. Чтобы избежать диктата исполнительной власти на законодательную и судебную власть в президентских республиках на уровне конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдер-жек и противовесов». В настоящее время президентская республика является достаточно распространенной формой правления во многих регионах мира (США, Бразилия, Аргентина, Нигерия, Филиппины и др.). ш« Кроме парламентарной и президентской республики, в реальной жизни существует смешанная (полупрезидентская) республика. Она характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительством. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству. Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, во Франции, России, Беларуси). В процессе исторического развития республиканская форма правления становится все более распространенной. Для большинства постсоциалистических государств характерной стала президентская республика. Вместе с тем в современных условиях мы встречаемся и с «гибридными» формами правления, которые условно можно назвать «республиканскими монархиями» или «суперпрезидентскими республиками». Так, в условиях тоталитарных систем появились республики, которым присущ один из главных элементов монархии - пожизненное властвование главы государства. Например, согласно ст. 220 Конституции Югославии 1963 г., переизбрание не распространялось на И. Броз Тито. Пожизненными объявили себя президенты Уганды, Туниса, Экваториальной Гвинеи и некоторых других государств. Республиканская форма правления в наибольшей степени обеспечивает участие населения в формировании высших органов государственной власти. В свою очередь, процедура выборов и порядок деятельности избранных органов власти требуют максимального правового регулирования, при том, что форма правления и структура высших органов государственной власти получают закрепление в конституции страны. • Теория государства и права в качестве второго элемента формы государства выделяет понятие «устройство государства». Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями. Существуют две основные разновидности форм государственного устройства. Наиболее простая из них - унитарное государство. Последнее является единым цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают, не имеют никаких атрибутов государственности. В унитарном государстве действует единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика; одно гражданство и единые вооруженные силы. По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Унитарное государство может быть однонациональным (Беларусь, Польша, Франция) и многонациональным (Китай, Афганистан и др.). Федерация (от лат. - объединение, союз) -сложное союзное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере суверенитетом и другими признаками государственности. Для большинства федеративных государств характерны следующие юридические признаки: а) двухуровневая система органов государст б) компетенция между федерацией и ее субъек в) существование федеральной системы законо федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона; г) двухпалатное строение парламента, при кото д) наличие в большинстве федераций двойного е) федеральные вооруженные силы; ж) единая финансовая и денежная системы; з) основную внешнеполитическую деятельность и) у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но отсутствовал механизм его воплощения в жизнь. В зависимости от принципа формирования различают два основных вида федераций: административно-территориальную (образованы на основе территориального принципа) и национально-государственную (образованные по национальному принципу). Некоторые федерации использовали как первый, так и второй принцип (Россия, Канада, Индия). Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов - например, образование СССР в 1922 г.) и конституционной (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны - например, принятие в 1787 г. Конституции США). История свидетельствует, что федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, ЧССР, СФРЮ), или испытывают большие сложности. Одной из важнейших, хотя и менее распространенной по сравнению с другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства - члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях. Конфедерация носит, как правило, временный характер и нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеют Содружество Независимых Государств (СНГ) и Европейский союз (ЕС)1. Некоторые правоведы не относят конфедерацию к формам государственного устройства. Например, профессор А.И. Коваленко пишет: «К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация - это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения стро- 1 Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2. С. 28. ятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики»1. • Третьим элементом формы государства является политико-правовой режим, под которым понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах. Политико-правовой режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.). Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, поскольку на их разновидность оказывают влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, характер законодательства, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка и многие другие. Разные исторические эпохи знают различные политические режимы, которые не были одинаковыми в конкретных государствах одного и того же периода. Например, в рабовладельческих государствах существовали деспотия и демократия; в феодальных - абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капитали- 1 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. - М., 1996. - С. 26. стических - буржуазно-демократический режим и режим военно-полицейский, фашистский; в современных государствах - авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии. Многообразие политических режимов сводится к двум разновидностям - демократическому и недемократическому. Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими основными чертами: 1) плюрализм в общественно-политической жиз 2) реализация в практике государственного 3) защита личности от произвола, беззакония. Ее права находятся под постоянной охраной правосудия; 4) демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности граждан; религиозные убеждения человека; • 5) демократический режим создает эффективные 6) предоставление свободы личности в сфере 7) демократический режим базируется на право возможен только в правовом государстве, связанном правом, обеспечивающим верховенство закона. Содержательная сторона недемократических режимов противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии. Ее отличает прежде всего следующее: - господство одной политической партии или - сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; - низкий экономический уровень жизни народа; - акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике, всеохватывающая милитаризация общественной жизни; - примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. Недемократические режимы исключают формирование правового государства. Вполне очевидно, что демократический режим в устройстве государства наиболее адекватен тем новым задачам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами. Двадцатый век вошел в историю человеческого общества как период, когда сложились и укрепились, а также, будем надеяться, ушли с политической карты мира две разновидности недемократических режимов - фашизм и сталинизм, которые унесли десятки миллионов человеческих жизней. «Лес нашай рэспублпй распарадзгуся так, што народ Беларус1 зведау жахл1васць кожнага з ix»1. 1 Асновы тэорьп дзяржавы: Вучэб. дапаможтк / Пад рэд. праф. М.У. альчанкь - Мн., 1995. - С. 52. Таким образом, понятие формы государства охватывает организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением. Оно же включает в себя территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями, а также методы и способы осуществления государственной власти. Исследователями установлено и научно доказано, что форма государства во многом зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывает сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. На примере Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Беларуси, России, Англии и других держав мы можем убедиться, что форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, на нее влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные масштабы государства и другие факторы. Механизм государства - это система государственных органов, осуществляющих от имени народа государственную власть, функции государства. Система государственных органов обусловливается функциями и задачами, которые осуществляет государство на конкретном этапе своего развития. Иными словами, механизм государства представляет собой функционирующий аппарат государства. Любой механизм, в том числе и механизм государства, имеет составные части (подсистемы). Эти части механизма играют различную роль в государстве, в зависимости от выполняемых функций они могут занимать властное или подчиненное по отношению к другим частям (субъектам) положение. По мере развития государства с древних времен до наших дней механизм государства все более совершенствуется. Более того, на современном этапе международные организации (ООН, Совет Европы, Европейский союз, СНГ и др.) оказывают не только существенную помощь национальным государствам в осуществлении стоящих задач, но и сглаживают многие противоречия между государствами, решая общие проблемы во имя интересов народов мира. Механизм современного государства отличается многообразием органов. Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенные государственно-властными полномочиями, уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке. Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Надо также иметь в виду, что помимо непосредственной демократии через органы государственной власти - представительные и иные органы - народ в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляет свою власть (ст. 3 Конституции). Органам государственной власти присущи соответствующие признаки. 1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционных актов. Так, в Конституции Республики Беларусь предусмотрено создание
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |