КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И права
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА 3.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Для понимания сущности государства и права важное значение имеет их типология. Необходимость отнесения государства и права к тому или иному типу связана с их исторической многообразностью, с качественными различиями в их социальной природе и устройстве. По своей сути типология есть научное отражение естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Первые попытки типизации государств, несмотря на отсутствие достаточного опыта политико-правового строительства, встречаются уже в концепциях мыслителей древности. Так, Платон делил государства на идеальные и государства второго рода, Аристотель - на правильные и неправильные. Полибий в основе смены циклов в развитии государств видел изменения в соотношении государственной власти и человека1. Прогрессивные ученые прошлого искали те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государ- 1 История политических и правовых учений: Учеб. для вузов / Под ред. проф. B.C. Нерсесянца. - М., 1999. - С. 60-61, 67-70. ства и права. Например, Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия. Отвлекаясь от других типологических признаков государства, Кельзен концентрирует внимание на человеческом факторе, который в основном и определяет демократизм государственной власти1. Профессор США Р. Макайвер и немецкий поли Диалектико-материалистическая трактовка типологии государства и права основана на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. И каждой из них соответствует свой историчен ский тип государства и права. Так, рабовладельческой формации свойствен рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный и т.д.; Некоторыми исследователями выделяется поли* тико-правовая или собственно-юридическая типоло* гия государств. Согласно этому подходу, критерием типологии государств являются «особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального ста- 1 Кельзен Г. Общая теория государства и права. - Кем 2 Макайвер Р. Современное государство. - Оксфорд, 1964; туса граждан». В соответствии с указанным критерием выделяют три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное. Итак, понятие «тип государства», как и «тип права», многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных доктринах и дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества. Исходя из сказанного, под историческими типами государства и права следует понимать совокупности наиболее существенных признаков, черт, свойственных государствам и правовым системам определенной общественно-экономической формации или этапа развития человеческой цивилизации. Приведенное определение основано на том, что в настоящее время в теории государства и права вопросы типологии этих социальных феноменов рассматриваются преимущественно в двух аспектах -формационном и цивилизационном. На формационном подходе, о чем упоминалось выше, базируется марксистская типология государства и права. В ее основе лежит категория общественно-экономической формации, которая является историческим типом общества, основанном на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материальную базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на основе господствующей формы собственности на средства производства, составляют базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в ре- 1 Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1999. - С. 35. зультате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Государства, которые имеют общую экономическую основу, несмотря на конкретные особенности, могут быть отнесены к одному типу. В контексте сказанного следует учитывать тот факт, что в формационном уяснении развития общества не выделяются самостоятельно типы государства и типы права. Речь идет о единых исторических типах государства и права. «Объясняется это, - пишет профессор А.В. Мицкевич, - тем, что за правом не признавалось собственной истории, отдельной от истории государства, что история права - это часть истории государства»1. Таким образом, согласно формационному подходу, исторический тип государства и права определяется на основании того, на каком базисе основывается это государство, интересам какого господствующего класса оно служит. Понятно, что при таком подходе государство рассматривается как классовая организация. Марксистская типология выделяет три основных типа эксплуататорского государства (рабовладельческое, феодальное, буржуазное) и социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. В марксистской литературе подчеркивается, что каждая общественно-экономическая формация на этапе становления обеспечивает развитие производительных сил, поскольку производственные отношения в этих условиях носят прогрессивный характер. Второй этап характеризуется соответствием производственных отношений уровню развития производительных сил общест- 1 Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов / Под общ. ред. проф. А.С. Пиголкина. - М., 2003. - С. 76. ва, что свидетельствует о расцвете соответствующей экономическом формации. На третьем этапе уровень развития производительных сил перестает соответствовать старым производственным отношениям, что вызывает формирование новых. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противоположными интересами, а это, в свою очередь, требует их государственного оформления. Происходит социальная революция, рождается политическая организация, иная по своей сущности, целям, задачам и функциям, возникает новый тип государства и права. Таким образом, смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений - экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с ней соответствующего типа государства и права (рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического). Классово-формационный подход к типологии государства и права до недавнего времени в отечественной учебной и научной литературе был господствующим и считался единственно правильным. Между тем, мировая политико-правовая мысль разработала и другие концепции типов государства и права. Пожалуй, наиболее широкое признание в западной научной литературе получил цивилизаци-онный подход. Все большее признание он получает и в современной отечественной науке. Суть цивилизационного подхода заключается в том, что за основу классификации государств и правовых систем берется не принадлежность их к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации. При этом за основу понятия цивилизации бе- рутся не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а, прежде всего, духовные, культурные факторы. Понятие цивилизации в наиболее развернутом ви Современные исследователи, исходя из цивили-зационного подхода, дают следующую типологию государств: древние государства (древневосточные, древнегреческие, древнеримское); средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские); современные государства (развитые - социальные, правовые; развивающиеся)2. По типам цивилизаций классифицируют и типы права. Так, к древнему праву обычно относят древневосточное обычное право, древнегреческое полисное право, римское право; к средневековому - восточно-религиозное право, европейское партикулярное право, раннепрецедентное право; к современному - религиозно-традиционное право, англосаксон- 1 Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1996. - С. 35-37. 2 Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая ское общее (прецедентное) право, романо-герман-ское право1. Цивилизационный подход к истории человеческого общества позволяет более обстоятельно объяснить ту или иную историческую эпоху. Человек при таком подходе рассматривается как творческая личность, а не только как представитель определенного класса. Цивилизационный подход позволяет видеть не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия. Это значит, что государство рассматривается не как инструмент политической власти определенного класса, а как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения потребностей человека. В основе цивили-зационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В этом контексте цивилизацию можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные ее основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Однако, сравнивая цивилизационный подход к типологии государства и права с формационным подходом, следует обратить внимание, по крайней мере, на два таких его существенных изъяна, которые ставят под сомнение саму возможность эффективности использования только цивилизационного подхода. Это, во-первых, весьма существенная неопределенность и аморфность понятия «цивилизация», используемого в качестве критерия классификации государств и правовых систем. И во-вторых, изначальная направлен- 1 Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учеб. Пособие / Под общ. ред. проф. Кучинского В.А. - Мн., 2002. - С. 592. ность «цивилизации» на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию государств и правовых систем. По-видимому, имеется рациональное зерно и у тех исследователей, которые, в целом положительно оценивая цивилизационный подход за то, что он верно характеризует определенные черты государства прежде всего как политического сообщества, обращают внимание и на то, что он не обладает точными критериями для классификации типов государства. Не случайно их число в различных работах Тойнби менялось, некоторые типы изымались, другие объединялись. «Еще меньше в таком подходе точных критериев для классификации государства по характеру государственной власти, а такие критерии особенно важны для классификации типов государства как политического института, политической организации»1. Профессор Г.В. Назаренко обращает внимание на отсутствие «собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации государе ства выступает общество»2. В связи с этим есть основания полагать, что действительно научное проникновение в сущность государства и права, правильное понимание соотношения этих социальных феноменов с существующим социально-экономическим строем возможны при сочетании двух рассмотренных подходов к определению типологии государства и права: фор-, мационного и цивилизационного. Более того, использование вышеназванных подходов в качестве критерия типологии государств и правовых систем не закрывает путь к поиску и раскрытию иных научных критериев. 1 Чиркин В.Е. Государствоведение. Учеб. - М., 1999. - С. 2 Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учеб. посо
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |