Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение идеи правового государства и ее развитие




И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ЕГО ПРИНЦИПЫ

Идея правового государства явилась результатом бедствий, конфликтов, войн, революций, которые пережило человечество. Люди стали задумываться о том, как устроить свою жизнь в государстве на цивилизованных принципах, какую роль должно играть право в выполнении этой задачи.

Концепция правового государства возникла на рубеже XVIII - XIX вв. как идея ограничения го­сударства (государственной власти) рамками Кон­ституции и законов. Однако ее истоки содержатся в трудах Сократа, Платона, Аристотеля, М. Падуан-ского.

Более стройную систему взглядов на государство как правовое образование создали Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Мэдисон, Т. Джефферсон, И. Кант.

В правовом государстве не только человек за­щищается от государства, но и гарантируется сво­бода, справедливость, защищенность в отношениях между людьми.

Одной из насущных проблем организации обще­ства является установление такого соотношения интересов личности и государства, при котором, с одной стороны, обеспечиваются свобода и достоин­ство человека, его права, а с другой - устанавлива­ются пределы государственной власти. Именно в условиях правового государства можно решить эту


двуединую задачу. При этом в правовом государст­ве обеспечивается свобода и достоинство человека как в отношениях его с государством, так и с дру­гими людьми.

Термин «правовое государство» в Конституции Республики Беларусь упоминается лишь дважды: в преамбуле Основного Закона выражается стремление обеспечить незыблемые устои право­вого государства, а в ст. 1 прямо указано, что Республика Беларусь - правовое государство. Од­нако в последнем случае мы считаем, что имеем дело не с констатацией факта (построением пра­вового государства, завершением этой работы), а процессом становления его, переходом от одного этапа к другому.

Мало только провозгласить то или иное государ­ство правовым. Важно обеспечить «содержательную сторону» такого государства, для которого харак­терно наличие определенных элементов, и их реа­лизацию (внедрение) на практике.

В юридической литературе называют различ­ные признаки правового государства, но неиз­менно среди них указывают: 1) признание прав и свобод человека; 2) верховенство (господство) права; 3) разделение властей.

Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности ос­новных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются высшей ценностью. На их обеспе­чение направлено действие ряда статей Конститу­ции Республики Беларусь (ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным пра­вам и свободам.

Ориентиром в области обеспечения прав и сво­бод человека являются современные международ­ные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах, и прежде всего составляющие Международный билль о пра-


вах человека (Всеобщая декларация прав челове­ка, Международный пакт о гражданских и поли­тических правах, Международный пакт об эконо­мических, социальных и культурных правах, Фа­культативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах). Среди важнейших региональных документов, которые являются обязательными для стран - членов Сове­та Европы, а также ориентиром для развития за­конодательства в других странах, следует назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Республики Беларусь содержит основные положения указанных документов, что обеспечивает надлежащее развитие текущего за­конодательства. Важно также учитывать, что провозглашенные и закрепленные в Основном Законе права и свободы могут быть ограничены лишь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Так, в ст. 23 Основного Закона установлено, что ограничение прав и свобод лич­ности допускается: 1) только в случаях, преду­смотренных законом; 2) в прямо предусмотрен­ных Конституцией целях: а) в интересах нацио­нальной безопасности; б) общественного порядка;

в) защиты нравственности, здоровья населения;

г) прав и свобод других лиц.

Права и свободы человека являются ограничи­телем государственной власти, противовесом госу­дарственной власти в направлении ее ограничения.

Приоритет прав человека не исключает, а, на­оборот, предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее исполь­зование им своих прав и свобод. К мерам ответст­венности (в некоторых случаях конституционно-правовой ответственности) можно отнести ответст­венность палат Парламента за систематическое или грубое нарушение Конституции, ответственность Правительства перед Парламентом, ответственность


Президента перед народом (избирателями), приме­нение к нему процедуры импичмента, ответствен­ность граждан за совершение правонарушений и

ДР-

Опыт становления правового государства свиде­тельствует, что имеется много трудностей в деле обеспечения прав и свобод как на законодательном уровне, так и в процессе реализации принятых нормативных актов. Направить этот процесс в пра­вовые рамки призваны, в частности, государствен­ные органы - Президент Республики Беларусь как Глава государства, Конституционный Суд как спе­циализированный орган судебного конституционно­го контроля, прокуратура как орган, надзирающий за соблюдением законов, декретов, указов.

В правовом государстве обеспечивается равенст­во всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, на­циональности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств.

Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.

Как уже отмечалось, одним из признаков право­вого государства является верховенство права. Право, которое находит свое воплощение в писаных нормативных актах, в правовых идеях и принци­пах, носящих надпозитивный характер, выступает в качестве барьера на пути к произволу. Известно изречение «абсолютная власть вырождается абсо­лютно». Именно правом ограничивается власть. Посредством права (правовых предписаний) сдер­живаются тенденции к злоупотреблению властью либо эти злоупотребления искореняются.

Важным условием верховенства права является его соответствие с точки зрения содержания обще­признанным принципам и нормам международного права.


Принципиальным моментом является то, что право должно облекаться в допустимые Конститу­цией формы. Как отмечал Г. Иеринг, форма явля­ется заклятым врагом произвола.

Господство права означает также связанность государства и его органов правовыми нормами. Связанность государства правом означает предска­зуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и органы, их издавшие. Общим правилом должно быть соблюде­ние правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии. При этом в случае противоречия между различными актами должны действовать нормы акта, обладающего бо­лее высокой юридической силой. Высшей юридиче­ской силой обладает Конституция. Именно на осно­ве и во исполнение демократической Конституции должна развиваться правовая система. Для право­вого государства характерно установление практи­ки прямого, непосредственного действия конститу­ционных норм, а также норм тех международных договоров, ставших обязательными для государст­ва, которые являются самоисполнимыми, т.е. не требуют принятия в свое развитие актов текущего законодательства.

Отличительным признаком правового государ­ства является разделение властей, внедрение оп­тимальной системы сдержек и противовесов, кото­рые обеспечивают эффективную работу государст­венно-правового механизма, позволяют удержи­вать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В ст. 6 Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, испол­нительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.


Можно привести множество примеров взаимо­действия, сдерживания и уравновешивания вла­стей. Так, Парламент принимает законы, Прези­дент в процессе решения вопроса о его подписании может прийти к выводу о необходимости наложе­ния на него вето, Парламент может, в свою оче­редь, преодолеть высказанные Президентом возра­жения квалифицированным большинством голосов. Или другой пример. Президент заключает (подпи­сывает) международный договор, по содержанию отличающийся от закона, направляет его на рати­фикацию в Парламент, который, принимая закон о ратификации договора, вправе сделать к нему ого­ворки. Президент, подписывая закон о ратифика­ции, может не согласиться с оговорками и возвра­тить закон в Парламент, который, в свою очередь, может преодолеть возражения Президента квали­фицированным большинством.

В конституциях зарубежных государств нет единого подхода к реализации концепции разде­ления властей. Поэтому имеются основания для утверждения, что разделение властей является одним из наиболее сложных, противоречивых и многогранных в конституционной действительности явлений. По мнению западногерманского специ­алиста Р. Дарендорфа, разделение властей не является реальным фактом, так как в обществе они переплетаются и смешиваются, в каждом государ­стве они имеют своеобразную неповторимую связь1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.