КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государства и права
ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Глубокое и всестороннее изучение государства и права неизбежно предполагает использование дифференцированного подхода к исследуемой материи. Это означает прежде всего не только их рассмотрение в качестве исторически существовавших и существующих явлений как таковых, установление их общих родовых черт, но и изучение их в более конкретном и в более приближенном к исторической действительности плане. Иными словами, необходимо установить, какими были государство и право на различных этапах развития общества, как они соотносились между собой и с государственно-правовыми институтами, находившимися на предшествующих или на последующих по отношению к ним этапах развития общества, наконец, что они представляют собой на современном этапе. Определившись с понятием типа государства и права, следует ответить на вопросы о том, что является главным в каждом типе государства и правовой системы, чем они различаются между собой и что выделяет каждый тип среди других типов государств и правовых систем. При этом следует отметить, что более четкие критерии для ответа на эти вопросы выработаны формационным подходом к рассматриваемой проблеме. Рабовладельческий, феодальный и капиталистический типы государств и правовых систем - это исторически вполне определившиеся, четко отличающиеся друг от друга, проявившиеся в реальной жизни типы государства и права. Уникальность же социалистического типа государства и права заключается в том, что, будучи глубоко и обстоятельно разработанным теоретически, он еще не был в достаточной мере осуществлен практически. Предпринимавшиеся в нашей стране и в ряде других стран попытки построения социалистического общества, государства и права оказывались неудачными. Соответственно, провозглашавшиеся принципы не только формального, но и реального равноправия всех граждан, свободы их от эксплуатации и угнетения, всесторонней гарантии их прав, принципы подлинного демократизма, конституционности и законности оставались нереализованными.
Рабовладельческое государство и право. Рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытно-общинного строя. Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай), первые три из которых возникли в конце IV - начале III тыс. до н.э. Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря в начале I тыс. до н.э. Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. Раб являлся вещью, «говорящим орудием» и рассматривался не иначе как производитель материальных и иных благ. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти экономически господствующего класса рабовладельцев. Поэтому государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения устойчивости и защиты данного социально-экономического и политического строя, поддержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания свободной бедноты (ремесленников и мелких землевладельцев). Решая данные задачи, рабовладельческое государство осуществляло ряд свойственных ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности государства, обусловленное его сущностью и социальным содержанием, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями.
Среди внутренних функций следует назвать, прежде всего, функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации рабов и разоренных представителей свободных сословий. В данной функции наиболее наглядно проявляются эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Будучи собственником больших земельных угодий, копей, рудников и значительного количества рабов, государство, на более поздних этапах развития рабовладельческого общества, не только создавало условия для эксплуатации рабов и свободных масс населения, но и само выступало как эксплуататор. Важными внутренними функциями рабовладельческого государства были функции охраны рабовладельческой частной собственности, подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась непримиримыми противоречиями и борьбой, которая на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя непрерывно велась между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в середине XVIII в. до н.э. в Египте, восстания рабов и вольноотпущенников во II в. до н.э. в Малой Азии, восстание под руководством Спартака в Риме (74-71 гг. до н.э.) и др. Наряду с внутренними рабовладельческое государство выполняло ряд внешних функций. К их числу относились оборона страны от внешних противников, завоевание и порабощение других народов и государств, управление захваченными в результате ведения войн территориями, установление и поддержание с другими государствами дипломатических, торговых и иного рода мирных отношений. В зависимости от конкретных исторических условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий, имевших место в той или иной стране (восстания рабов, войны и т.п.), на передний план выдвигались либо внешние, либо внутренние функции. При этом внешние функции находились в неразрывной связи с внутренними, ими дополнялись и подкреплялись. Что касается общесоциальных функций рабовладельческого государства (организация общественных работ по строительству и использованию заградительных плотин, оросительных каналов, ирригационных систем, дорог и т.д.), то они осуществлялись только в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Функции государства осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих его аппарат, или механизм. Составными частями механизма рабовладельческого государства являлись армия и флот, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административно-управленческий аппарат. Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократическом механизме рабовладельческого государства занимали представители господствующего класса, знать. На низшие ступени государственного механизма допускались также представители других классов и социальных слоев общества. Например, полиция в Древних Афинах формировалась из рабов. Большую роль в государственном механизме многих рабовладельческих стран (Вавилон, Египет, Рим и др.) играли жрецы. Неприкосновенность их личности, имущества, святость сохраняемых ими религиозных обычаев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством. Формой организации рабовладельческой власти были монархии и республики. Так, в государствах Древнего Востока в течение тысячелетий сохранялась самая грубая форма правления - восточный деспотизм, где вся полнота государственной и духовной власти сосредоточивалась в руках монарха (фараона, царя). Монархия существовала и в Древнем Риме. В I в. до н.э. она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. н.э. Рим становится неограниченной монархией1. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый вид - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй - аристократическая республика (Спарта и др.), где в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии. Рабовладельческие общества, как «восточные», так и «западные», никогда не занимали всю заселенную человеком часть земли. Они жили в окружении «варварской» периферии многочисленных народов, у которых еще длилась эпоха первобытнообщинного строя.
По мнению некоторых исследователей, «существование и развитие рабовладельческого общества и развитых цивилизаций в принципе было невозможно без такого окружения: «варварская» пери- 1 История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Учеб. для вузов. 2-е изд. / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М., 1999. - С. 165-184. ферия служила основным источником рабской рабочей силы»1. В неразрывной связи и взаимодействии с рабовладельческим государством находилось рабовладельческое право. Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм, направленных на регулирование общественных отношений в интересах господствующего класса. Основными задачами рабовладельческого права являлись охрана рабовладельческого общественного и государственного строя, закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, узаконение существовавшего неравенства между различными группами и слоями свободных людей. Примером закрепления полного бесправия рабов и открытого социального неравенства среди свободных являются такие памятники эпохи рабовладения, как законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии, законы Драконта в Афинах, Законы XII таблиц в Древнем Риме и др. Наибольшее развитие рабовладельческое право, В том числе его институты частной собственности, наследования, займа, залога, купли-продажи, хранения, обмена, получили в Древнем Риме2. Основными формами (источниками) римского права вплоть до V в. до н.э. были правовые обычаи. На более поздних этапах развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы. Среди других правовых актов в Древнем Риме выделялись эдикты магистратов, т.е. публичные объявления правил, которые подготавливались и обнародовались магистратами при вступлении в должность. Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов», т.е. мнения и суждения юристов, которым позволено было уста- 1 Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Ле- 2 Хвостов В.М. Система римского права. - М., 1996. «я навливать и творить право; императорские «конституции» в виде декретов - решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рассмотрение; мандаты - инструкции императора должностным лицам; эдикты - издаваемые и широко обнародуемые решения императора по важнейшим проблемам жизнедеятельности государства; рескрипты - ответы императора на юридические вопросы частных и должностных лиц1. Эдикты и мандаты действовали лишь в период пребывания у власти императора, издавшего их. Декреты и рескрипты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора. Римское право, будучи наиболее развитым правом рабовладельческого типа, оказало в последующем огромное влияние на развитие правовых систем других стран. Феодальное государство и право. Феодальное государство - второй исторический тип государства. Державы этого типа возникли в Европе в VI-IX вв. н.э. и просуществовали до второй половины XIX в., а в ряде стран остатки феодальных отношений остались до настоящего времени. Экономической основой этого государства является частная собственность феодалов на землю как главное средство производства и личная зависимость от них крестьян, в собственности которых находились необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и тяглая сила. Кроме основных классов феодального общества - феодалов и крепостных крестьян, существовали и другие социальные группы: ремесленники, купцы, мещане и т.д. Сословия отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. Феодальное государство, с позиций формацион-ного подхода, есть особая политическая организация класса феодалов, орудие организованного наси- 1 Новицкий И.Б. Римское право. - М., 1993. - С. 11-32. лия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Выполняя волю господствующего класса, крепостническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций. Внутренние функции состояли в охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, подавлении сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Внешние функции соответствовали внешнеполитическому курсу класса феодалов, отражали характер его активности на международной арене. Они состояли в ведении захватнических войн и защите от внешних нападений, в установлении и поддержании торгово-экономических и политических связей с другими государствами. Общесоциальные функции осуществлялись феодальным государством постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов. Внутренние и внешние функции государства исполнялись с помощью органов, составлявших государственный механизм. Важнейшими составными частями его являлись феодальные дружины, армия, полиция, жандармерия, военно-административный и судебный аппарат. Характерной чертой феодального государства было объединение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебных функций. Государственный механизм содержался за счет налогов, различного рода податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, купцов, мещан, за счет эксплуатации крепостных крестьян. Исключительно важную роль в феодальном государстве играла церковь, которая обладала ог- ромными экономическими и идеологическими средствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Не случайно власть церкви нередко приравнивалась к власти князя, императора или короля. Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. На первом этапе существует раннефеодальное государство. Ему присущи слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа - периода расцвета феодального строя - типичны централизованные сое л овно-представительные монархии. Для третьего этапа - периода разложения и кризиса феодализма - характерны абсолютные монархии. Республиканская форма правления в феодальном обществе существовала лишь в некоторых городах-государствах (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.). Основные задачи феодального права заключались в юридическом оформлении, закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, угодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри него. Важной особенностью феодального права было то, что оно имело ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как право - привилегия класса феодалов. Феодальное право неизменно выступало как подчинение менее сильного более сильным, как «кулачное право». Оно носило партикулярный (местный) характер. Имеется в виду отсутствие, особенно на первоначальном этапе, единой системы права в масштабе всей страны и преобладания в нем местного обычного права и актов отдельных феодалов. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты. Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закреплявшее правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое право, регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и некоторые семейно-брачные, имущественные и другие отношения членов феодального общества. По мере развития феодального общества, сопровождавшегося ростом товарно-денежных отношений, феодальное право все больше воспринимало основные положения римского права (рецепция), которое содержало в себе ряд готовых и проверенных на практике институтов и норм, регулировавших эти отношения. Наибольшее распространение рецепция римского права получила в правовых системах Германии, Франции, Италии, частично Великого княжества Литовского. Феодальное право отличалось разнообразием форм. В условиях раздробленности стран на княжества, герцогства и т.п. право состояло большей частью из местных правовых обычаев, велений отдельных феодалов. Большое значение для развития феодального права имели описания судебной практики, договоры между феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами. На более поздних стадиях развития феодального общества широкое распространение получили писаные законы (королевские ордонансы, царские указы и др.), своды действующих законов (например, Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.). Наличие в Великом княжестве Литовском подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мысли, культуры и образования на землях Беларуси. Статуты ВКЛ отличались от крупных нормативных актов более раннего - привилейного периода (XIV -XVI вв.) как широтой охвата урегулированных правом общественных отношений, так и высокой юридической техникой (разделы, статьи и т.д.). В Статуте 1588 г. более четко, чем в предшествующих законодательных актах, были изложены принципы ограничения власти великого князя, единства права на всей территории государства, приоритета писаного права и многое другое1. Именно закрепление этих принципов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, глубоком осознании шляхтой своих прав. В Статуте 1588 г. нашли отражение нормы всех формирующихся отраслей феодального права - от государственного до процессуального. По-существу, Статут являлся и конституцией государства. В первую очередь закон закреплял такие важные конституционные принципы, как суверенитет государства и народа, равенство всех свободных людей перед законом, право человека на собственность, на охрану его жизни, чести и достоинства, на судебную защиту и др. Статуты Великого княжества Литовского - это своды действовавших законов государства в XVI в. Однако они не были единственными: наряду с ними действовали общеземские, областные и волостные привилеи, сеймовые «конституции» и др. Третий Статут ВКЛ пережил существование самого государства, и многие его нормы действовали на территории Беларуси вплоть до конца 30-х гг. XIX в., т.е. более 250 лет. Он был переведен на латинский, немецкий, польский, русский, французский языки и оказал заметное влияние на развитие права России, Польши, Украины, Пруссии, Латвии, Эстонии и других близких и далеких стран. Известный государственный деятель Речи Посполитой Гуго Коллонтай подчеркивал: «Статут робщь павагу чалавечаму ро- 1 Васшев1ч Р.А., Доунар T.I., Юхо I.A. Псторыя кансты-туцыйнага права Беларусь - Мн., 2001. - С. 42-43. зуму... яго можна л1чыць самай дасканалай ктгай законау ва усёй Еуропе»1. Буржуазное государство и право. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальному. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная политико-правовая система быстро завоевала мир. В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, буржуазный способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. В связи с этим сословное неравенство заменяется неравенством экономическим. Капиталистическое государство защищает буржуазный экономический строй и, прежде всего, его основу - частную собственность на средства производства. Согласно марксистской теории, суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие слои трудящегося населения. Вместе с тем возникновение буржуазного государства и буржуазной демократии означало движение вперед по сравнению с феодализмом, поскольку буржуазное государство является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его формальную независимость как личности от капиталиста. Если при феодализме применялось внеэкономическое принуждение к труду, то при капитализме на первый план выходит экономическое принуждение. Буржуазное государство является сложным социальным организмом, не исключающим противо- 1 BiiiraeycKi А.Ф. Псторыя дзяржавы i права Беларусь -Мн., 2003. - С. 103. речия между державой как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Под давлением трудящихся государство способно учитывать их интересы, делать шаги в сторону расширения политических прав, осуществления реформ и уступок. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические державы государственно-монополистического капитализма и современные социально-правовые государства Запада. В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования капитала постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, что приводит к изменению экономической основы общества. В результате «исчезает» класс пролетариата, все меньше становится неимущих, Все больше акционеров. Большинство рабочих с некоторыми другими слоями общества образуют «средний класс». И хотя государственная власть продолжает находиться в руках буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества. Всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому лидеру. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Поэтому, если на рубеже XIX - XX вв. во внутренней деятельности буржуазных государств усиливалась функция борьбы с революционным движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынков сбыта, что сопровождалось ростом военно-бюрократического государственного аппарата, то функции современных государств претерпевают изменения. Многие функции, в том числе экономическая, социальная, все более выражают потребности всего общества. Государство все активнее вмешивается в экономику путем гибкого регулирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.д. Значительно возрастают объем и содержание общесоциальных функций государства: расширяются социальные программы, растет уровень жизни населения, совершенствуется пенсионное обеспечение и т.д. Основными формами правления капиталистического типа государств является парламентарная или президентская республика и конституционная монархия. Следовательно, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного: оно учитывает реалии общественного развития, сглаживает противоречия между различными социальными группами и слоями. Однако все это осуществляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, в интересах частного предпринимателя. В неразрывной связи с эволюционным развитием капиталистического государства происходит эволюция буржуазного права. Изначально главным его предназначением являлось укрепление политической, экономической и социальной основ буржуазного общества, закрепление системы использования наемного труда, утверждение капиталистического общественного и государственного строя. Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление общества на сословия и все связанные с ним привилегии, провозглашает принцип «священной и неприкосновенной частной собственности», идею естественных и неотчуждаемых прав человека, принцип формального равенства людей перед законом и т.п. Буржуазное право закрепило принцип выборности органов государственной власти, что способствовало развитию демократических форм политиче- ской жизни. Так, в ходе буржуазных революций в Европе и Северной Америке рано или поздно законодательная власть перешла в руки органов народного представительства - парламентов. В XIX в. законодательство формально становится выражением воли народа (нации), избирающего парламент. Разумеется, такой поворот происходил не сразу, поскольку избирательное право еще долго оставалось ограниченным различными цензами, прежде всего имущественными, цензами образовательными и оседлости. Однако буржуазия, а затем средние слои мелких предпринимателей, фермеров, служащих, квалифицированных рабочих получают возможность выразить свои интересы в законах государства. Для этого различные слои общества объединяются в политические партии, профсоюзы, другие организации, становящиеся основными проводниками интересов определенных социальных групп общества. Важно при этом подчеркнуть, что принимаемые парламентом законы становятся обязательными для исполнительной и судебной ветвей власти. И хотя сохранилось влияние капитала на законодательство и его исполнение, бюрократизм и другие «вечные» пороки государственности, все же принципы равноправия и судебной защиты позволили защищать и интересы трудящихся. Эти тенденции, часто искажавшиеся реакционной политикой властей, все более крепнут в буржуазном мире. Поэтому можно утверждать, что если в предшествующие эпохи развития человечества право представляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в цивилизованных странах оно приобрело общесоциальную сущность и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать и координировать потребности различных социаль- ных слоев в государстве, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами. Иными словами, право стало средством достижения оптимального согласования, компромисса между общественными, групповыми и индивидуальными интересами. Основными формами (источниками) буржуаз! ного права являются законы (конституционные и обычные), другие нормативные акты (правительств венные декреты, ведомственные приказы, постановления, инструкции и т.п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые обычаи и прецеденты, нормативные договоры. При этом в конкретных правовых системах выделяются в качестве основных различные источники права. Так, например, основным источником права в странах, где утвердилась романо-германская правовая система (Германия, Франция, Испания и др.), являются нормативные акты. Главенствующую роль в них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным органом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере - правовые обычаи. В государствах англосаксонской правовой системы (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) основным источником права служат прецеденты, т.е. содержащиеся в судебных решениях положения, признаваемые в качестве эталона, правила, применяемого при рассмотрении аналогичных дел. Вместе с тем, наряду с судебной практикой, определенное значение придается статутному праву, т.е. законам и подзаконным актам, принятым во исполнение законов. Значение источников права сохраняют также правовые обычаи, особенно в Англии, где отсутствует писаная конституция. Многие вопросы парламентской процедуры, формирования и взаимоотношений высших государственных органов регулируются обычаями. Социалистическое государство и право. В рамках марксистской теории выделяется и социалистический тип государства. Утверждается, что социалистическое государство представляет собой высший и последний исторический тип государства. Согласно этой теории оно возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на таких отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство призвано создать такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям ученых-марксистов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. По мнению классиков марксизма-ленинизма, государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будучи замененным органами народного самоуправления. Большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства, проводимая «уравниловка» лишили труд необходимых стимулов, сделали его в значительной степени принудительным. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая приобрела и неограниченную политическую власть. Это привело общество к застою, оно перестало развиваться. Хотя социальные ре- формы проводились и даже были восприняты буржуазными государствами. Формой правления социалистического государства признавалась только республика. Что касается формы, государственного устройства, то это могли быть, в зависимости от конкретных условий, как унитарные, так и федеративные государства. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится и социалистическое право. Оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач преобразования общества. Согласно марксистско-ленинской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Исходя из этого постулата, на первом этапе становления и развития социалистического общества право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этом этапе социалистическое право не было равным, так как оно открыто предоставляло преимущества пролетариату и его союзникам. На этапе так называемого развитого социалистического общества право объявляется общенародным, в том смысле, что оно отражает интересы всего народа. Однако эти теоретические установки на практике не подтвердились. Так, несмотря на то, что социалистическое право провозглашает свободу, равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу, на деле оно выражает, о чем мы упоминали выше, интересы партийно-государственного аппарата, прежде всего его верхушки, которая получила неограниченную власть. Права человека носят формальный характер и в должной мере не обеспечиваются. Основным источником социалистического права вначале являлось революционное правосознание, а позже - нормативные правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Нормативные правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции и др.). фактически выражали волю и интересы партийно-государственной номенклатуры1. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. Многие институты гражданского права, в том числе институт права собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно-плановой основе. В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, предусматривались серьезные санкции за распространение сведений, порочащих социалистический строй. Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти, отсутствовал механизм контроля за конституционностью законов. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие так называемый социалистический лагерь, существенное влияние оказала советская правовая система. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран (Китай, Куба, Северная Корея) являлись и являются разновидностями социалистического права. 1 BinraeycKi А.Ф. Пал1тыка-прававы рэжым савецкай дзяр-жавы (1917-1953 гг.). - Мн., 2003. - С. 75-99, 104-129; Тил-ле А.А. Право абсурда. Социалистическое феодальное право. -М., 1992. - С. 133-149. В настоящее время произошли существенные изменения в правовых системах государств, относившихся к системе социалистического права. Они провозгласили движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняется правовая доктрина, образ мышления и жизни. Критический анализ социалистического государства и права не отвергает вообще идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях гораздо более высокого уровня развития экономики, общественного сознания и культуры. По-видимому, правы те исследователи, которые утверждают, что «первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада»1. Таким образом, научное понятие «тип государства и права» выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства и права, позволяет достаточно точно определить характер государства и права самых разнообразных эпох человеческой цивилизации. 1 Теория права и государства: Учеб. / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М., 1997. - С. 300. Глава 4
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |