Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государства и права




ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Глубокое и всестороннее изучение государства и права неизбежно предполагает использование диф­ференцированного подхода к исследуемой материи. Это означает прежде всего не только их рассмотре­ние в качестве исторически существовавших и су­ществующих явлений как таковых, установление их общих родовых черт, но и изучение их в более конкретном и в более приближенном к историче­ской действительности плане. Иными словами, не­обходимо установить, какими были государство и право на различных этапах развития общества, как они соотносились между собой и с государственно-правовыми институтами, находившимися на пред­шествующих или на последующих по отношению к ним этапах развития общества, наконец, что они представляют собой на современном этапе.

Определившись с понятием типа государства и права, следует ответить на вопросы о том, что яв­ляется главным в каждом типе государства и пра­вовой системы, чем они различаются между собой и что выделяет каждый тип среди других типов госу­дарств и правовых систем. При этом следует отме­тить, что более четкие критерии для ответа на эти вопросы выработаны формационным подходом к рассматриваемой проблеме.

Рабовладельческий, феодальный и капиталисти­ческий типы государств и правовых систем - это исторически вполне определившиеся, четко отли­чающиеся друг от друга, проявившиеся в реальной жизни типы государства и права.

Уникальность же социалистического типа госу­дарства и права заключается в том, что, будучи глубоко и обстоятельно разработанным теоретиче­ски, он еще не был в достаточной мере осуществлен


практически. Предпринимавшиеся в нашей стране и в ряде других стран попытки построения социа­листического общества, государства и права оказы­вались неудачными. Соответственно, провозгла­шавшиеся принципы не только формального, но и реального равноправия всех граждан, свободы их от эксплуатации и угнетения, всесторонней гарантии их прав, принципы подлинного демократизма, кон­ституционности и законности оставались нереали­зованными.

Рабовладельческое государство и право. Рабо­владельческий тип государства - исторически пер­вая государственно-классовая организация общест­ва, возникшая в результате разложения первобыт­но-общинного строя. Наиболее древними рабовла­дельческими государствами были государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Ин­дия, Китай), первые три из которых возникли в конце IV - начале III тыс. до н.э. Более поздними рабовладельческими государствами были государст­ва Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря в начале I тыс. до н.э.

Экономическую основу рабовладельческого госу­дарства составляла частная собственность рабовла­дельцев на средства производства и рабов. Раб яв­лялся вещью, «говорящим орудием» и рассматри­вался не иначе как производитель материальных и иных благ.

По своей сущности рабовладельческое государст­во - это организация политической власти эконо­мически господствующего класса рабовладельцев. Поэтому государство использовало все находящиеся в его распоряжении средства для обеспечения ус­тойчивости и защиты данного социально-эконо­мического и политического строя, поддержания господства рабовладельцев над рабами, обуздания свободной бедноты (ремесленников и мелких земле­владельцев).


Решая данные задачи, рабовладельческое государ­ство осуществляло ряд свойственных ему внутренних и внешних функций. Каждая функция представляла собой одно из основных направлений деятельности государства, обусловленное его сущностью и социаль­ным содержанием, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями.

Среди внутренних функций следует назвать, прежде всего, функцию создания и поддержания наиболее оптимальных условий для эксплуатации рабов и разоренных представителей свободных со­словий. В данной функции наиболее наглядно про­являются эксплуататорский характер рабовладель­ческого государства и его отношение к экономиче­ским интересам господствующего класса. Будучи собственником больших земельных угодий, копей, рудников и значительного количества рабов, госу­дарство, на более поздних этапах развития рабовла­дельческого общества, не только создавало условия для эксплуатации рабов и свободных масс населе­ния, но и само выступало как эксплуататор.

Важными внутренними функциями рабовла­дельческого государства были функции охраны ра­бовладельческой частной собственности, подавления сопротивления рабов и других угнетенных масс. Необходимость осуществления данных функций вызывалась непримиримыми противоречиями и борьбой, которая на протяжении всей истории су­ществования рабовладельческого строя непрерывно велась между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неиму­щих общинников в середине XVIII в. до н.э. в Египте, восстания рабов и вольноотпущенников во II в. до н.э. в Малой Азии, восстание под руково­дством Спартака в Риме (74-71 гг. до н.э.) и др.

Наряду с внутренними рабовладельческое госу­дарство выполняло ряд внешних функций. К их


числу относились оборона страны от внешних про­тивников, завоевание и порабощение других народов и государств, управление захваченными в результате ведения войн территориями, установление и под­держание с другими государствами дипломатиче­ских, торговых и иного рода мирных отношений.

В зависимости от конкретных исторических ус­ловий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости собы­тий, имевших место в той или иной стране (восста­ния рабов, войны и т.п.), на передний план выдви­гались либо внешние, либо внутренние функции. При этом внешние функции находились в нераз­рывной связи с внутренними, ими дополнялись и подкреплялись. Что касается общесоциальных функций рабовладельческого государства (органи­зация общественных работ по строительству и ис­пользованию заградительных плотин, оросительных каналов, ирригационных систем, дорог и т.д.), то они осуществлялись только в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Функции государства осуществлялись с помо­щью специально созданных для этого органов, со­ставляющих его аппарат, или механизм. Состав­ными частями механизма рабовладельческого госу­дарства являлись армия и флот, полиция, судебные органы, органы государственной власти, админист­ративно-управленческий аппарат.

Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократическом механиз­ме рабовладельческого государства занимали пред­ставители господствующего класса, знать. На низ­шие ступени государственного механизма допуска­лись также представители других классов и соци­альных слоев общества. Например, полиция в Древних Афинах формировалась из рабов.


Большую роль в государственном механизме многих рабовладельческих стран (Вавилон, Египет, Рим и др.) играли жрецы. Неприкосновенность их личности, имущества, святость сохраняемых ими религиозных обычаев и ритуалов зачастую закреп­лялись в законах и строго охранялись государством.

Формой организации рабовладельческой власти были монархии и республики. Так, в государствах Древнего Востока в течение тысячелетий сохраня­лась самая грубая форма правления - восточный деспотизм, где вся полнота государственной и ду­ховной власти сосредоточивалась в руках монарха (фараона, царя). Монархия существовала и в Древ­нем Риме. В I в. до н.э. она пришла на смену рес­публиканской форме правления и долгое время не­сла на себе ее черты. Но в III в. н.э. Рим становится неограниченной монархией1.

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый вид - демо­кратическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все сво­бодное население. Второй - аристократическая республика (Спарта и др.), где в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристо­кратии. Рабовладельческие общества, как «восточ­ные», так и «западные», никогда не занимали всю заселенную человеком часть земли. Они жили в ок­ружении «варварской» периферии многочисленных народов, у которых еще длилась эпоха первобытно­общинного строя.

По мнению некоторых исследователей, «сущест­вование и развитие рабовладельческого общества и развитых цивилизаций в принципе было невоз­можно без такого окружения: «варварская» пери-

1 История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. Учеб. для вузов. 2-е изд. / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М., 1999. - С. 165-184.


ферия служила основным источником рабской ра­бочей силы»1.

В неразрывной связи и взаимодействии с рабо­владельческим государством находилось рабовла­дельческое право. Оно представляло собой совокуп­ность общеобязательных норм, направленных на регулирование общественных отношений в интере­сах господствующего класса.

Основными задачами рабовладельческого права являлись охрана рабовладельческого общественного и государственного строя, закрепление частной соб­ственности рабовладельцев на средства производст­ва и рабов, узаконение существовавшего неравенст­ва между различными группами и слоями свобод­ных людей. Примером закрепления полного бес­правия рабов и открытого социального неравенства среди свободных являются такие памятники эпохи рабовладения, как законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии, законы Драконта в Афинах, Законы XII таблиц в Древнем Риме и др.

Наибольшее развитие рабовладельческое право, В том числе его институты частной собственности, на­следования, займа, залога, купли-продажи, хране­ния, обмена, получили в Древнем Риме2. Основными формами (источниками) римского права вплоть до V в. до н.э. были правовые обычаи. На более поздних этапах развития государства и права в Древнем Риме широкое распространение получили законы. Среди других правовых актов в Древнем Риме выделялись эдикты магистратов, т.е. публичные объявления пра­вил, которые подготавливались и обнародовались ма­гистратами при вступлении в должность.

Важное значение в системе источников римского права имели «ответы правоведов», т.е. мнения и суждения юристов, которым позволено было уста-

1 Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Ле-
вина. - М., 1989. - С. 476.

2 Хвостов В.М. Система римского права. - М., 1996.

«я


навливать и творить право; императорские «кон­ституции» в виде декретов - решений императора по судебным делам, поступившим к нему на рас­смотрение; мандаты - инструкции императора дол­жностным лицам; эдикты - издаваемые и широко обнародуемые решения императора по важнейшим проблемам жизнедеятельности государства; реск­рипты - ответы императора на юридические вопро­сы частных и должностных лиц1. Эдикты и манда­ты действовали лишь в период пребывания у вла­сти императора, издавшего их. Декреты и рескрип­ты сохраняли свою юридическую силу независимо от смены того или иного императора.

Римское право, будучи наиболее развитым пра­вом рабовладельческого типа, оказало в последую­щем огромное влияние на развитие правовых сис­тем других стран.

Феодальное государство и право. Феодальное го­сударство - второй исторический тип государства. Державы этого типа возникли в Европе в VI-IX вв. н.э. и просуществовали до второй половины XIX в., а в ряде стран остатки феодальных отноше­ний остались до настоящего времени. Экономиче­ской основой этого государства является частная собственность феодалов на землю как главное сред­ство производства и личная зависимость от них крестьян, в собственности которых находились не­обходимые для обработки земли сельскохозяйст­венные орудия труда и тяглая сила. Кроме основ­ных классов феодального общества - феодалов и крепостных крестьян, существовали и другие соци­альные группы: ремесленники, купцы, мещане и т.д. Сословия отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей.

Феодальное государство, с позиций формацион-ного подхода, есть особая политическая организа­ция класса феодалов, орудие организованного наси-

1 Новицкий И.Б. Римское право. - М., 1993. - С. 11-32.


лия над крепостными крестьянами, орган диктату­ры феодалов, важнейшее средство охраны, укреп­ления и развития феодального экономического ба­зиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства.

Выполняя волю господствующего класса, крепо­стническое государство осуществляло ряд внутренних и внешних функций.

Внутренние функции состояли в охране фео­дальной собственности на землю и другие средства производства, подавлении сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения.

Внешние функции соответствовали внешнеполи­тическому курсу класса феодалов, отражали харак­тер его активности на международной арене. Они состояли в ведении захватнических войн и защите от внешних нападений, в установлении и поддер­жании торгово-экономических и политических свя­зей с другими государствами.

Общесоциальные функции осуществлялись фео­дальным государством постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

Внутренние и внешние функции государства ис­полнялись с помощью органов, составлявших госу­дарственный механизм. Важнейшими составными частями его являлись феодальные дружины, армия, полиция, жандармерия, военно-административный и судебный аппарат. Характерной чертой феодаль­ного государства было объединение в одних руках земельной собственности и политической власти, аппарата управления хозяйством и отправления административных, фискальных, полицейских и судебных функций. Государственный механизм со­держался за счет налогов, различного рода податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, куп­цов, мещан, за счет эксплуатации крепостных кре­стьян. Исключительно важную роль в феодальном государстве играла церковь, которая обладала ог-


ромными экономическими и идеологическими сред­ствами воздействия на образ мыслей и поведение людей. Не случайно власть церкви нередко прирав­нивалась к власти князя, императора или короля.

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. На первом этапе существует раннефеодальное государство. Ему присущи слабые по степени интеграции монархии. Для второго эта­па - периода расцвета феодального строя - типичны централизованные сое л овно-представительные мо­нархии. Для третьего этапа - периода разложения и кризиса феодализма - характерны абсолютные монархии. Республиканская форма правления в феодальном обществе существовала лишь в некото­рых городах-государствах (Венеции, Генуе, Новго­роде, Пскове и др.).

Основные задачи феодального права заключались в юридическом оформлении, закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средст­ва производства, сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, угодного господствующему классу, в регулировании системы иерархических от­ношений, существовавших внутри него.

Важной особенностью феодального права было то, что оно имело ярко выраженный сословный ха­рактер, открыто закрепляло экономическое и соци­ально-политическое неравенство в обществе, высту­пало как право - привилегия класса феодалов. Феодальное право неизменно выступало как подчи­нение менее сильного более сильным, как «кулач­ное право». Оно носило партикулярный (местный) характер. Имеется в виду отсутствие, особенно на первоначальном этапе, единой системы права в масштабе всей страны и преобладания в нем мест­ного обычного права и актов отдельных феодалов. Феодальное право не знало деления на отрасли и институты. Составными его частями были крепост­ное право, обеспечивающее подчинение крепостных


крестьян феодалам; городское право, закреплявшее правовой статус купечества, ремесленников и дру­гих слоев городского населения; каноническое пра­во, регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и некоторые семейно-брачные, имущественные и другие отношения чле­нов феодального общества.

По мере развития феодального общества, сопро­вождавшегося ростом товарно-денежных отноше­ний, феодальное право все больше воспринимало основные положения римского права (рецепция), которое содержало в себе ряд готовых и проверен­ных на практике институтов и норм, регулировав­ших эти отношения. Наибольшее распространение рецепция римского права получила в правовых системах Германии, Франции, Италии, частично Великого княжества Литовского.

Феодальное право отличалось разнообразием форм. В условиях раздробленности стран на княже­ства, герцогства и т.п. право состояло большей ча­стью из местных правовых обычаев, велений от­дельных феодалов. Большое значение для развития феодального права имели описания судебной прак­тики, договоры между феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами.

На более поздних стадиях развития феодального общества широкое распространение получили писа­ные законы (королевские ордонансы, царские ука­зы и др.), своды действующих законов (например, Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.). Наличие в Великом княжестве Литовском подобных крупных нормативных актов свидетельствует о высоком развитии правовой мыс­ли, культуры и образования на землях Беларуси. Статуты ВКЛ отличались от крупных нормативных актов более раннего - привилейного периода (XIV -XVI вв.) как широтой охвата урегулированных


правом общественных отношений, так и высокой юридической техникой (разделы, статьи и т.д.).

В Статуте 1588 г. более четко, чем в предшест­вующих законодательных актах, были изложены принципы ограничения власти великого князя, единства права на всей территории государства, приоритета писаного права и многое другое1. Имен­но закрепление этих принципов свидетельствует о расцвете феодальной демократии, глубоком осозна­нии шляхтой своих прав.

В Статуте 1588 г. нашли отражение нормы всех формирующихся отраслей феодального права - от государственного до процессуального. По-существу, Статут являлся и конституцией государства. В пер­вую очередь закон закреплял такие важные кон­ституционные принципы, как суверенитет государ­ства и народа, равенство всех свободных людей пе­ред законом, право человека на собственность, на охрану его жизни, чести и достоинства, на судеб­ную защиту и др.

Статуты Великого княжества Литовского - это своды действовавших законов государства в XVI в. Однако они не были единственными: наряду с ними действовали общеземские, областные и волостные привилеи, сеймовые «конституции» и др.

Третий Статут ВКЛ пережил существование само­го государства, и многие его нормы действовали на территории Беларуси вплоть до конца 30-х гг. XIX в., т.е. более 250 лет. Он был переведен на латинский, немецкий, польский, русский, французский языки и оказал заметное влияние на развитие права России, Польши, Украины, Пруссии, Латвии, Эстонии и дру­гих близких и далеких стран. Известный государст­венный деятель Речи Посполитой Гуго Коллонтай подчеркивал: «Статут робщь павагу чалавечаму ро-

1 Васшев1ч Р.А., Доунар T.I., Юхо I.A. Псторыя кансты-туцыйнага права Беларусь - Мн., 2001. - С. 42-43.


зуму... яго можна л1чыць самай дасканалай ктгай законау ва усёй Еуропе»1.

Буржуазное государство и право. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальному. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная политико-правовая система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на офици­альном закреплении классового неравенства, со­словных привилегий, буржуазный способ производ­ства требовал работника, свободно продающего свой труд. В связи с этим сословное неравенство заменя­ется неравенством экономическим.

Капиталистическое государство защищает бур­жуазный экономический строй и, прежде всего, его основу - частную собственность на средства произ­водства. Согласно марксистской теории, суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, машину в руках капитали­стов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие слои трудящегося населения.

Вместе с тем возникновение буржуазного госу­дарства и буржуазной демократии означало движе­ние вперед по сравнению с феодализмом, поскольку буржуазное государство является частью политиче­ской надстройки над таким экономическим бази­сом, который предполагает личную свободу работ­ника, его формальную независимость как личности от капиталиста. Если при феодализме применялось внеэкономическое принуждение к труду, то при капитализме на первый план выходит экономиче­ское принуждение.

Буржуазное государство является сложным со­циальным организмом, не исключающим противо-

1 BiiiraeycKi А.Ф. Псторыя дзяржавы i права Беларусь -Мн., 2003. - С. 103.


речия между державой как политической органи­зацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Под давлением тру­дящихся государство способно учитывать их инте­ресы, делать шаги в сторону расширения политиче­ских прав, осуществления реформ и уступок.

Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржу­азно-демократические государства, империалисти­ческие державы государственно-монополистичес­кого капитализма и современные социально-пра­вовые государства Запада.

В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования капитала посте­пенно сокращается доля «чистой» частной собст­венности, что приводит к изменению экономиче­ской основы общества. В результате «исчезает» класс пролетариата, все меньше становится неиму­щих, Все больше акционеров. Большинство рабочих с некоторыми другими слоями общества образуют «средний класс». И хотя государственная власть продолжает находиться в руках буржуазии, повы­шается влияние на нее остальной части общества. Всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому лидеру. Все большее значение приобретают право и закон­ность: идет продвижение к реальному формирова­нию социального и правового государства.

Поэтому, если на рубеже XIX - XX вв. во внут­ренней деятельности буржуазных государств уси­ливалась функция борьбы с революционным движе­нием, во внешней - функция ведения войн за за­хват чужих территорий и рынков сбыта, что сопро­вождалось ростом военно-бюрократического госу­дарственного аппарата, то функции современных государств претерпевают изменения. Многие функ­ции, в том числе экономическая, социальная, все


более выражают потребности всего общества. Госу­дарство все активнее вмешивается в экономику пу­тем гибкого регулирования, размещения государст­венных заказов, кредитования и т.д. Значительно возрастают объем и содержание общесоциальных функций государства: расширяются социальные программы, растет уровень жизни населения, со­вершенствуется пенсионное обеспечение и т.д.

Основными формами правления капиталистиче­ского типа государств является парламентарная или президентская республика и конституционная монархия.

Следовательно, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазно­го: оно учитывает реалии общественного развития, сглаживает противоречия между различными соци­альными группами и слоями. Однако все это осуще­ствляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, в инте­ресах частного предпринимателя.

В неразрывной связи с эволюционным развити­ем капиталистического государства происходит эволюция буржуазного права. Изначально главным его предназначением являлось укрепление полити­ческой, экономической и социальной основ буржу­азного общества, закрепление системы использова­ния наемного труда, утверждение капиталистиче­ского общественного и государственного строя.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление общества на сословия и все свя­занные с ним привилегии, провозглашает принцип «священной и неприкосновенной частной собствен­ности», идею естественных и неотчуждаемых прав человека, принцип формального равенства людей перед законом и т.п.

Буржуазное право закрепило принцип выборно­сти органов государственной власти, что способст­вовало развитию демократических форм политиче-


ской жизни. Так, в ходе буржуазных революций в Европе и Северной Америке рано или поздно зако­нодательная власть перешла в руки органов народ­ного представительства - парламентов. В XIX в. законодательство формально становится выражени­ем воли народа (нации), избирающего парламент. Разумеется, такой поворот происходил не сразу, по­скольку избирательное право еще долго оставалось ограниченным различными цензами, прежде всего имущественными, цензами образовательными и оседлости. Однако буржуазия, а затем средние слои мелких предпринимателей, фермеров, служащих, квалифицированных рабочих получают возможность выразить свои интересы в законах государства. Для этого различные слои общества объединяются в по­литические партии, профсоюзы, другие организа­ции, становящиеся основными проводниками инте­ресов определенных социальных групп общества.

Важно при этом подчеркнуть, что принимаемые парламентом законы становятся обязательными для исполнительной и судебной ветвей власти. И хотя сохранилось влияние капитала на законодательство и его исполнение, бюрократизм и другие «вечные» пороки государственности, все же принципы равно­правия и судебной защиты позволили защищать и интересы трудящихся. Эти тенденции, часто иска­жавшиеся реакционной политикой властей, все бо­лее крепнут в буржуазном мире.

Поэтому можно утверждать, что если в предше­ствующие эпохи развития человечества право пред­ставляло собой в первую очередь орудие господства определенной части общества, обладающей средст­вами производства (рабовладельцы, феодалы, про­мышленная и торговая буржуазия), то ныне в ци­вилизованных странах оно приобрело общесоциаль­ную сущность и направлено на то, чтобы охранять и защищать интересы личности, согласовывать и координировать потребности различных социаль-


ных слоев в государстве, быть арбитром в разреше­нии конфликтов между людьми и их коллектива­ми. Иными словами, право стало средством дости­жения оптимального согласования, компромисса между общественными, групповыми и индивиду­альными интересами.

Основными формами (источниками) буржуаз! ного права являются законы (конституционные и обычные), другие нормативные акты (правительств венные декреты, ведомственные приказы, поста­новления, инструкции и т.п.), издаваемые испол­нительными государственными органами, правовые обычаи и прецеденты, нормативные договоры. При этом в конкретных правовых системах выделяются в качестве основных различные источники права. Так, например, основным источником права в стра­нах, где утвердилась романо-германская правовая система (Германия, Франция, Испания и др.), яв­ляются нормативные акты. Главенствующую роль в них занимают законы как акты, принимаемые высшим представительным и законодательным ор­ганом. Высшей юридической силой среди законов обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере - правовые обычаи.

В государствах англосаксонской правовой систе­мы (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зе­ландия и др.) основным источником права служат прецеденты, т.е. содержащиеся в судебных реше­ниях положения, признаваемые в качестве эталона, правила, применяемого при рассмотрении анало­гичных дел. Вместе с тем, наряду с судебной прак­тикой, определенное значение придается статутно­му праву, т.е. законам и подзаконным актам, при­нятым во исполнение законов. Значение источни­ков права сохраняют также правовые обычаи, осо­бенно в Англии, где отсутствует писаная конститу­ция. Многие вопросы парламентской процедуры,


формирования и взаимоотношений высших госу­дарственных органов регулируются обычаями.

Социалистическое государство и право. В рамках марксистской теории выделяется и социалистический тип государства. Утверждается, что социалистическое государство представляет собой высший и последний исторический тип государства. Согласно этой теории оно возникает в результате социалистической рево­люции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на таких отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататор­ский, новое государство призвано создать такую сис­тему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на средства производ­ства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Социалистическое государство - орудие политиче­ской власти трудящихся классов. Оно, по представ­лениям ученых-марксистов, выражает интересы тру­дового народа, обеспечивает защиту и развитие со­циалистического общества. По мнению классиков марксизма-ленинизма, государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, пе­рестанет быть собственно государством, станет «полу­государством», а затем и отомрет, будучи заменен­ным органами народного самоуправления.

Большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства, проводимая «уравниловка» лишили труд необходимых стимулов, сделали его в значительной степени принудительным. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая приобрела и неограниченную поли­тическую власть. Это привело общество к застою, оно перестало развиваться. Хотя социальные ре-


формы проводились и даже были восприняты бур­жуазными государствами.

Формой правления социалистического государст­ва признавалась только республика. Что касается формы, государственного устройства, то это могли быть, в зависимости от конкретных условий, как унитарные, так и федеративные государства.

В неразрывной связи и взаимодействии с социа­листическим государством находится и социали­стическое право. Оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и страте­гических задач преобразования общества.

Согласно марксистско-ленинской концепции сущность права заключается в том, что оно выра­жает волю и интересы господствующего класса. Исходя из этого постулата, на первом этапе ста­новления и развития социалистического общества право выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этом этапе социали­стическое право не было равным, так как оно от­крыто предоставляло преимущества пролетариату и его союзникам. На этапе так называемого разви­того социалистического общества право объявляет­ся общенародным, в том смысле, что оно отражает интересы всего народа. Однако эти теоретические установки на практике не подтвердились. Так, не­смотря на то, что социалистическое право провоз­глашает свободу, равенство, справедливость, гума­низм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу, на деле оно выражает, о чем мы упоминали выше, интересы партийно-государ­ственного аппарата, прежде всего его верхушки, которая получила неограниченную власть. Права человека носят формальный характер и в должной мере не обеспечиваются.

Основным источником социалистического права вначале являлось революционное правосознание, а позже - нормативные правовые акты, в отношении


которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, а затем - всего народа, руководимого коммунистической партией. Нормативные правовые акты, большую часть которых составляли подза­конные (секретные и полусекретные приказы, ин­струкции и др.). фактически выражали волю и ин­тересы партийно-государственной номенклатуры1. Право носило императивный характер, было тес­нейшим образом связано с государственной поли­тикой, обеспечивалось партийной властью и прину­дительной силой правоохранительных (каратель­ных) органов. Многие институты гражданского права, в том числе институт права собственности, приобрели публично-правовой характер, важней­шие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно-плановой ос­нове. В уголовном и административном праве при­оритетно защищалась государственная собствен­ность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, предусматри­вались серьезные санкции за распространение све­дений, порочащих социалистический строй.

Судебная власть не пыталась контролировать законодательную и исполнительную ветви власти, отсутствовал механизм контроля за конституцион­ностью законов.

На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие так на­зываемый социалистический лагерь, существенное влияние оказала советская правовая система. На­циональные правовые системы зарубежных социа­листических стран (Китай, Куба, Северная Корея) являлись и являются разновидностями социалисти­ческого права.

1 BinraeycKi А.Ф. Пал1тыка-прававы рэжым савецкай дзяр-жавы (1917-1953 гг.). - Мн., 2003. - С. 75-99, 104-129; Тил-ле А.А. Право абсурда. Социалистическое феодальное право. -М., 1992. - С. 133-149.


В настоящее время произошли существенные изменения в правовых системах государств, отно­сившихся к системе социалистического права. Они провозгласили движение по пути формирования правового, демократического, социального государ­ства, общенародного по своей сущности. Набирает силу плюрализм в экономике, политике и идеоло­гии, т.е. существенно меняется правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Критический анализ социалистического государ­ства и права не отвергает вообще идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях го­раздо более высокого уровня развития экономики, общественного сознания и культуры. По-видимому, правы те исследователи, которые утверждают, что «первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада»1.

Таким образом, научное понятие «тип государ­ства и права» выражает исторически изменяющую­ся социальную природу государства и права, позво­ляет достаточно точно определить характер госу­дарства и права самых разнообразных эпох челове­ческой цивилизации.

1 Теория права и государства: Учеб. / Под ред. проф. В.В. Ла­зарева. - М., 1997. - С. 300.


Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.